Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Американцы верят в Бога, «летающие тарелки» и ведьм




Врезка

Вы молитесь или не молитесь богу? Если молитесь богу, то скажите, пожа­луйста, какими молитвами вы обычно молитесь — своими молитвами, церков­ными молитвами или читаете утреннее и вечернее правило?

Источник: Фонд «Общественное мнение»: Религиозность и воцерковленность (http://bd.fom.ru)

Согласно многолетним наблюдениям социологов в северных регионах России, за последнюю четверть века количество «язычников» практически не изменилась. За этот период верили в гадания 34,8% (1972 г.) и 31,4% (1999 г.) респондентов, в приметы — 49,2% (1972 г.) и 45,8% (1999 г.) соот­ветственно. Но количество верящих в судьбу возросло с 34 до 68,6%. Значи­тельным (по данным 1999 г.) стало число верящих в колдовство 51,1%, го­роскопы 29,9%, переселение душ 17%23.

Большинство специалистов, изучающих современную религиозную си­туацию, но не затрагивающих историю вопроса, полагают, что падение уров­ня религиозности населения, причем не только в нашей стране, но и во всем мире, это черта, присущая только XX и XXI в. Вот, мол, в традиционном обществе, скажем, в средние века или в эпоху ранних христиан, религиоз­ная вера была крепка, а люди все как один были преданы христианским идеалам. Таких воззрений, как нам показалось, придерживается, в частно­сти, Б.В. Дубин: «Раннехристианская мысль и последующая богословская

22 Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Со-
цис.1995. № П. С. 81-91.

23 Гудим -Левкович Г.Е. Религиозная ситуация в Архангельской области в конце XX века (www.rlinfo.ru).

традиция связывали с верой в Христа избавление человечества от власти рока и влияния звезд. Нынешние россияне верят в приметы, вещие сны и распо­ложение планет не в пример больше, чем в вечную жизнь, ад и рай»24.

На самом деле, как свидетельствуют компетентные исследования, дело обстояло далеко не так радужно. Уровень религиозности населения запад­ноевропейских стран сильно преувеличен, пишет в своей книге Л. Мулен, причем во все эпохи. Ссылаясь на исторические данные, он указывает на то, что, к примеру, Средневековье во многих отношениях не являлось эпохой полной и подлинной веры:

«Это было время верований, суеверий и ханжества, больших обществен­ных порывов иррационального характера, обязательных подчас палом­ничеств, крестовых походов с сомнительными целями, социально-ми­стических кризисов, милленаристских ожиданий, пророчеств разного рода. Туссер говорит об «атмосфере тревожащей и дерзкой наивности». «В сердцах людей присутствовала набожность, — добавляет он, — но она, похоже, не привносила истинности в души... Религиозное усердие было эфемерным, спонтанным и поверхностным». Повседневными же были богохульство и самые грязные ругательства. Во время мессы раз­говаривали, смеялись, перешептывались, не присутствуя на богослуже­нии в полном смысле слова.

В повествовании о Первом крестовом походе «Деяния Бога через фран­ков» Фульхерий Шартрский сетует на то, что вера иссякает и в духовен­стве, и в народе.

Даже паломничества были весьма далеки от того, чтобы действительно способствовать спасению души. Нередко они совершались не ради ис­полнения обета или искупления греха, а скорее ради удовлетворения «туристического» любопытства или даже ради любовных похождений! В разношерстную толпу паломников нетрудно было затесаться прости­туткам, ворам, торгашам, авантюристам...

Проведя длительное и детальное исследование, Туссер, похоже, сумел доказать, что в XV в. во Фландрии 10% населения оставались практи­чески язычниками и пренебрегали своими обязанностями перед Богом (и это в обществе, где главенствующим являлся священник); еще 10% глубоко верили и часто причащались; 40% регулярно посещали церковь, но не более, а еще 40% заглядывали в церковь от случая к случаю. В дей­ствительности религиозная практика вовсе не являлась такой ревно­стной, всеобщей и регулярной, как привыкли думать. Конечно же жизнь была наполнена религией, однако, за исключением отдельных проявлений глубокого религиозного чувства и искренней веры, повседневность тонула в безразличии, погруженная, по словам Николая Кламанжского, в «забвение Бога».

Народной вере были присущи глубина, истовость, цельность, воин­ственность, простодушие, но при этом же полнилась суевериями и не­лепостями из-за отсутствия необходимого контроля, имевшего место в среде монашества, которое соблюдало устав и обычаи (не забудем и о настоятелях)»25.

Средневековые христиане, безусловно, верили в колдовство, магию, при­меты и многое другое, с чем активно и ежедневно боролась церковь. В ре-

Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия?

Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М., 1999. С. 360.

См.: Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы. М., 2002.

альность искушении, чинимых дьяволом, верили не только рядовые прихо­жане, но и священники. Верили и именно потому боролись сними. Но это — их профессиональный долг, их призвание и работа. С черной магией и сгла­зом должны бороться не первые, а вторые. «Забота» первых — поддаваться искушениям, забота вторых — лечить их души. И чем больше искушений, тем сильнее лечение. Средневековая инквизиция, сжигавшая тысячами ведьм и колдунов, придумана была не спроста. Ее жестокость говорит о мас­совости заболевания. Кроме того, существует практика экзорсизма — изгна­ние демона или демонов из тела одержимого. Разработана даже особая клас­сификация видов дьявольского присутствия: одержимость (бесы контроли­руют тело, но не душу), угнетение (болезнь и потеря рассудка), навязчивая идея (мысли, ведущие к отчаянию и даже самоубийству), заселение (домов или даже тел животных) и подчинение дьяволу — добровольное. В 2002 г. в Испании издан учебник «Ритуал экзорсизма». Его публикация приобретает особенную актуальность в связи с возросшим числом сект, сатанинских культов и прочих извращений религиозных идей. Другие похожие издания уже появлялись в европейских странах: Ватикан выпустил свой учебник в 1999 г., который стал переизданием книги 1614 г., дополненным и перера­ботанным. Однако экзорсизм применялся не только к одержимым: в Запад­ной (позднее — в Римской католической) церкви экзорсизм был также неотъемлемой частью обряда крещения. Предполагалось, что обряд креще­ния не просто приобщает неофита церкви Христовой, но и изгоняет из его души дьявола, заменяя его Христом. С III в. и вплоть до 1972 г. экзорсизмы включались в некоторые литургии, служившиеся за несколько недель до Пасхи, с целью изгнать злой дух из тех, кто на Пасху должен был пройти

Американский Бог — мужчина. 42% американцев считают, что Бог — мужчина. Лишь 1 % опрошен­ных агентством Harris Interactive предпочитает считать Всевышнего — женщиной. 38% опрошен­ных склоняются к версии, что Бог не мужчина и не женщина.

9% жителей США убеждены, что у Бога есть руки, ноги, голова и прочие части человеческого тела. 48% думают, что Вседержатель обладает телом, но оно не обязательно имеет человеческую фор­му. 27% придерживаются версии, что у Всевыш­него нет тела.

29% американцев считают, что Бог полностью управляет всеми событиями происходящими на Земле. 50% полагают, что Создатель вниматель­но следит за всем, но не вмешивается в дела земные. Меньшинство — 6% — убеждены, что Всевышний вообще не обращает внимания на Землю. 53% американцев думают, что христиане, мусульмане и иудеи верят в одного и того же Бога, просто по-разному ему молятся. 32% придержи­ваются противоположной точки зрения.


По данным Virginia Commonwealth University, 42% американцев убеждены, что Библия содержит подлинные слова Бога. 37% уверены, что Библия содержит божественное откровение, но оно

не должно восприниматься дословно. 14% опро­шенных заявили, что Книга Книг создана людьми. Примерно 56% жителей США — протестанты. Католики составляют примерно 28% населения, иудеи — 2%, мусульмане — 1%. Примерно 3% на­селения исповедуют индуизм, буддизм, бахаизм и т.д. Примерно каждый десятый житель США — атеист.

www. wash profile, org

обряд крещения. А первым христианским экзорсистом был сам Иисус, из­гнавший однажды из одержимого целый «легион» нечистых духов, которые вошли затем в свиней и бросились в море.

Церковь осуждает не веру в колдовство, в возможность общения с духа­ми, а участие в колдовстве и общении с духами, индивидуальное действие, что означает пособничество дьяволу. Христианство всегда сопровождалось суевериями. Средневековые крестьяне, без сомнения, были суеверны — они, так же как и современные верующие, верили в приметы, помнили и, не за­думываясь, исполняли языческие обряды на Святки, Масленицу, Ивана Купалу. Но при этом оставались христианами, сами считали себя таковыми

(в терминах современной социоло­гии — религиозная самоидентифика­ция). От Церкви за исполнение указан­ ных обрядов их не отлучали. Если бы тогда проводились анкетные опросы, то религиозная ситуация в средневековом обществе скорее всего была бы схожей с нынешней: на словах большинство заявляет о своей приверженно­сти христианской вере, а на практике оно же верит в приметы и магию, про­пускает богослужения, сквернословит, подсмеивается над попами, посто­янно согрешает и занимается блудом.

Конечно, когда россияне, считающие себя православными, видят в хри­стианских таинствах, обрядах и ритуалах магические действия, это говорит об ущербности их веры и представлений о христианстве: в Церкви много мистического, но никакой магии нет. Так, явления чудесного исцеления с помощью святых икон, мощей неоднократно засвидетельствованы в церков­ной истории. Святые также исцеляли, предсказывали будущее, общались на расстоянии — и это зафиксировано во многих житиях. В саму магию верят многие сознательные и вполне образованные христиане, как верят они в существование зла, добра, любви. Да и как же не верить в магию, пишет свящ. Вл. Вигилянский26, если в стране только зарегистрированных (т.е. имею­щих лицензию) чародеев и ведьм сегодня более 300 тыс. (для сравнения: православных священников на территории России — около 15 тыс., или в 20 раз меньше), если объявления об услугах колдунов печатают сотни, в том числе и респектабельных, центральных журналов и газет, если их приглаша­ют выступать на ТВ и радио?

Вера в нечистую силу, амулеты и сглаз существовала во все времена, как только человечество научилось фиксировать происходящие события сначала на папирусе, а потом и на бумаге. Разрушение основ веры, хаос и аномия в обществе, кризис духовности зафиксирован на древнеегипетских папирусах 2 450 лет до н.э. С тех пор угрожающие предупреждения повторялись с пе­риодичностью один раз в каждое поколение на протяжении 4,5 тыс. лет.

И сегодня уровень религиозности, по мнению социологов-эмпириков, скатился до непростительно низкого уровня. Обыденное сознание утриру­ет православное учение, низводит его до простейших истин, примитивизи-рует культ веры, а богослужение низводит до уровня внешней обрядности. Более молодые и образованные россияне, с одной стороны, активней пожи­лых и малообразованных обращаются сейчас в православие, а с другой —

Свящ. Вигилянский Вл. Новое исследование по старым рецептам // Новый мир, 2001. № 4.

сильнее их привержены популярной магии, астрологии, нетрадиционным верованиям. Может быть они хуже понимают слово и дух Священного Пи­сания? Скорее всего нет, поскольку достаточно грамотны для этого. А мо­жет быть их что-то не устраивает в самом христианстве, которое сформиро­валось две тысячи лет тому назад, с тех пор не изменялось и уже не отвечает быстро меняющейся обстановке в обществе? Может быть молодежь тянет к культурному разнообразию и культурному многообразию?

Пытаясь объяснить этот парадокс, Б.В. Дубин правильно утверждает, что молодые россияне, с одной стороны, «вносят в православные верования некоторые рационализирующие и универсализирующие моменты — алле­горизм, моралистичность, а с другой — усиливают в массовом православии элементы магии и оккультизма. Эти элементы и прежде (да, вероятно, всег­да) входили в состав массовых православных верований, но были связаны в них с традиционализмом более пожилых групп православных. Теперь же они (среди прочего, под влиянием средств массовой информации, рекламы по каналам масс-медиа соответствующих услуг и т.п.) включаются в популяр­ное православие как моменты относительно новых, более универсалистских и рационалистических ориентации. Насколько можно судить, похожий кон­гломерат из языческих и христианских верований, символов и пр. — но тоже в разном их функциональном сочетании и смысле — складывался на перво­начальных этапах распространения христианства. Например, в обиходе ре­лигиозно-аморфных масс, с одной стороны, и в более образованных кругах гностиков — с другой»27. Отношение россиян к магии и астрологии приве­дено в табл. 15.

Таблица 75 Отношение россиян к магии и астрологии (в % к числу опрошенных)

 

Верят ли россияне в... 1992 г. 1998 г.
Приметы    
Вещие сны    
Предсказания астрологов    
Вечную жизнь    

Источник: Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М., 1999. С. 362—363.

За прошедшие 15 лет, когда россиянам разрешили думать и говорить то, что они считают нужным, верить в то, что им больше всего подходит, уро­вень декларируемой религиозности возрос в несколько раз. Под деклариру­емой религиозностью надо понимать заявленное вслух вероисповедание, т.е. вербальный модус религиозности. Но существует, как мы знаем, и дру­гой модус — поведенческий, который проявляет себя в реальных поступках, например участии в богослужениях. Как выяснили социологи, в том числе исследователи ВЦИОМ, «декларированная принадлежность к православию не влечет для подавляющего большинства респондентов ни регулярного

27 Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М., 1999. С. 361.

соблюдения основных обрядов (молитвы, причастия, исповеди), ни более или менее частого посещения церковных служб, ни практического участия в жизни храмовой общины, ни вообще какой бы то ни было реальной дея­тельности по воплощению христианских идеалов в повседневную жизнь. 83% отнесших себя в 1998 г. к верующим ни разу за последние 12 мес. не со­вершали актов благотворительности (среди неверующих — 86%), свыше 93% не занимались никакой деятельностью в пользу церкви (среди неверую­щих — 99%); тем не менее около 40% верующих выделяют именно благотво­рительную функцию церкви как важнейшую»28.

Смысловую сторону христианства начали искать чуть ли не от времен -Изгнания из Рая- наших первопредков

Расхождение между словами и поступками присуще самым разным об­ластям деятельности человека, а не только религиозной. Тем не менее только здесь оно приобретает несуразную форму двойной морали. Люди заявляют о своей вере и ничего не делают для того, чтобы подтвердить ее в поступках. Религия необходимы нашим современникам не своей внешне-обрядовой, а своей внутренне-смысловой стороной. В православии они ищут ответа на вечные вопросы бытия, в том числе о смысле жизни. Вполне естественно, что, говоря о значении религии лично для себя, верующие, по данным того же ВЦИОМа, прежде всего подчеркивают, что «религия заставляет задумы­ваться о смысле жизни, о душе» (48%), «помогает быть терпимым к людям, к их недостаткам» (45%)29.

Смысловую сторону в православии россияне искали даже в те тяжелые годы, когда нельзя было открыто соблюдать его обрядовую практику. В 1930-е гг. большевистская партия поспешила заявить, что в стране прове-

28 Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия?
Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М., 1999. С. 366.

29 Дубин Б.В. Религиозная вера в России 90-х годов// Мониторинг общественного мнения. Эконо­
мические и социальные перемены. М., 1999. № 1 (39). С. 31—39.

дена всеобщая коллективизация крестьянства, индустриализация городов, ликвидированы массовая неграмотность и безработица, а также религиоз­ные пережитки. К тому времени власть расстреляла десятки тысяч верующих и священников, разрушила тысячи храмов и монастырей, а за открытое при­знание религиозности людям грозило как минимум исключение из комсомола или партии. Средствами массовой информации в 1930-е гг. широко пропаган­дировалась версия о сплошном атеизме населения. Будучи уверены в окон­чательном разгроме православия, власти не побоялись включить в лист пере­писи населения 1937 г. вопрос об отношении респондента к религии (вопрос № 5). Все респонденты старше 16 лет должны были сначала определить свое отношение к религии — верующий или неверующий, и только затем у веру­ющих спрашивали, по самоопределению, о вероисповедании.

Об отношении населения к вопросу о религиозных убеждениях говорят сохранившиеся в архивах донесения сверхсекретного порядка в адрес Стали­на и Молотова. Из высказываний респондентов видно, что на их сознание давят и страх перед репрессиями и расстрелами, и память о страшном голоде с его жертвами, о насильственных выселениях в период коллективизации. Люди боялись не только за себя, но и за своих родственников: не выгонят ли их с работы, не лишат ли куска хлеба. Можно предположить, что в условиях беспрецедентного прессинга немногие решились искренне ответить на воп­рос о своей религиозности. Тем не менее результаты переписи оказались нео­жиданными для властей. Ответы на вопрос о религии были получены от 80%




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.