Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как часто вы обычно посещаете храм?




Источник: Фонд «Общественное мнение»: Религиозность и воцерковленность (http://bd.fom.ru)

Религиозность человека — высокая, средняя или низкая — может выра­жаться в частом или редком посещении храма и богослужений, участии в деятельности церковных организаций, в экстремизме и фанатизме, пресле­довании иноверцев и др.

Среди верующих северян, жителей Архангельской области, в 1972 г. мо­лились дома 10% верующих, причем ежедневно — 3,6%, и 6,4% — иногда.

1 Голубев Е. Ценности, авторитеты, общественное настроение // СПбУ. 2001. № 31 (3585). Мчедлов М.П. и др. Рост религиозности в России // Социс.1995. № 5. С. 8-13.

В 1999 г. эти показатели возросли до 54%, 25% — ежедневно и 29% — иног­да. Посещали храмы в 1972 г. 20% верующих, причем 19,3% делали это ред­ко (1—2 раза в год). В 1999 г. храмы посещали 49% верующих, причем регу­лярно (раз в неделю) 8%, раз в месяц 11%, редко (1-2 раза в год) 30%". Со­гласно данным российско-финского исследования64, в 1999 г. в России часто молятся — 15%, иногда — 12, очень редко — 9, только в критических ситуа­циях — 16%; посещают церковь раз в неделю — 3%, раз в месяц — 4, несколь­ко раз в год — 19, раз в год —11, реже, чем раз в год, — 18%; принимали Святое причастие меньше месяца назад — 2%, месяц назад — 2, меньше года назад —4, год назад — 5, несколько лет назад — 12, когда-то в детстве — 17%. Только 1% опрошенных (и только 3% верующих) сказали в 1999 г., что они часто общаются со священником, 1 % (3%) — что они общаются с ним иног­да, 4% (7%) — очень редко, 13% (24%) — в особых ситуациях, таких как по­хороны, крещение и т.д., и 79% (61%) — никогда. В нашей стране один из самых низких уровней посещаемости церкви в Европе65.

На взгляд свящ. Вл. Вигилянского, это достаточно высокие показатели воцерквления: четко выделяется группа людей, имеющая опыт общения через молитву с Живым Богом, — таких 52% наших соотечественников. Среди них 26% так или иначе сознательно посещают церковь. Половина от этого числа причащаются с той или иной степенью периодичности. Они, эти 13%, являются церковными людьми и составляют многочисленную (более 18 млн человек) армию соотечественников, свидетельствующую о религи­озном возрождении в стране66. В табл. 18 приведен уровень религиозности населения за ряд лет.

Таблица 18 Уровень религиозности населения (по самооценке) (РФ, % от числа опрошенных)

 

  1993 (1064) 1995 (1430) 1996 (1612) 1997 (1601) 1998 (1621) 2000 (1312)
Неверующие            
Православные            
Мусульмане            
Принадлежат к другим конфессиям            
Верят в существование сверхъестественных сил, но ни к одной из конфессий не принадлежат            

Источник: Покосов В.В. Динамика уровня религиозности населения // Наука. Политика. Предпри­нимательство. 2001. № 1—2 (7—8).

Таким образом, многое зависит не от самих цифр, а от того, как их ин­терпретировать: те, кто собирал данные, надеялся доказать низкий уровень

63 Гудим-Левкович Г.Е. Религиозная ситуация в Архангельской области в конце XX века (www.rlinfo.ru).

64 Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред.
К. Каариайнена, Д. Фурмана. М.; СПб., 2000.

65 Каариайнен К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) //
Вопросы философии. 1997. № 6. С. 37-38.

66 Свящ. Вигилянский. Вл. Новое исследование по старым рецептам // Новый мир. 2001. № 4.

религиозности в России, а те, кто их заново истолковал, руководствуясь иными критериями, быть может, более аутентичными для православия, по­казал высокий уровень воцерковления.

Анализируя ответы респондентов на прямые вопросы социологической анкеты, судить о степени их религиозности можно, лишь учитывая ситуа­тивные факторы: настроение, уровень информированности людей, степень подверженности влиянию средств массовой информации и многое другое67. Субъективные показатели — оценка собственной религиозности — име­ют как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, никто не знает лучше, чем сам человек, религиозен он или нет. Даже если он чужд внеш­ней атрибутики, например регулярно не посещает храм, внутренне он может быть глубоко верующим человеком.

Для социологов один из способов оценки религиозности — прямой во­прос респондентам о том, считают ли они себя религиозными людьми. Этот показатель основывается на личной самооценке и не может считаться пол­ностью объективным. Кроме того, воз­никают сложности в связи с тем, что критерии религиозности у каждого человека глубоко индивидуальные. Одни респонденты могут умолчать о своей религиозности лишь потому, что счи­тают ее недостаточно высокой в сравнении с неким эталоном, хотя на фоне общей массы людей они могут выделяться в лучшую сторону. Другие, напро­тив, сходив два-три раза в храм спешат объявить о своей глубокой религи­озности.

На бытовом уровне верующим в России считает себя каждый второй. А уж православным назовет себя каждый третий. И что совершенно парадоксаль­но, по опросам, православных в России даже больше, чем верующих68. Но как определяется принадлежность к церкви? Изредка зайти в храм, поста­вить свечку, принять крещение или окрестить на всякий случай детей? Если обратиться к строгой аналитике, православных в стране всего 2%, т.е. тех, кто регулярно посещает храмы и участвует в таинствах. В чем же причина того, что люди, ищущие духовной жизни, в большинстве своем проходят через храмы, как через проходной двор? На эти вопросы пытаются найти ответ социологи, проводя массовые опросы и научные наблюдения.

Индекс доверия к церкви, религиозным организациям — это субъектив­ная оценка населения, показывающая уровень предпочтения различных социальных институтов как социальных партнеров в гражданском обществе. Как правило, индекс доверия у церкви среди россиян либо самый высокий, либо один из высоких наряду с армией и институтом президентства. Он из­меряется на альтернативно-списочной основе, когда респонденту предла­гают перечень социальных институтов (обычно их более 5) и ранговую шкалу (линейку закрытий), например: полностью доверяю, скорее доверяю, чем

67 Фролов В.А. Станет ли религия духовным пастырем российского солдата? // Социс. 1993. № 12.
С. 83-88.

68 Алешина Т. Какой быть церкви сегодня // Независимая газета. 2003.20.08.

7Б1

не доверяю, затрудняюсь сказать, полностью не доверяю, скорее не доверяю, чем доверяю. Другой метод измерения предлагает выбрать институты, ко­торым респондент доверяет (не доверяет) в наибольшей мере. Исследование, проведенное в 1990 г. Институтом социологии Академии наук совместно с Хьюстонским университетом (США), показало, что из всех социальных институтов наибольшим доверием в России пользуется церковь. На нее на­деются 66,4% опрошенных. Рейтинг церкви может сравниться разве что с рейтингом движения «зеленых» (59,8 %)69.

Можно рассматривать и такой показатель религиозности, как посещаемость церкви или принятие причащения. Но можно ли считать его в достаточной мере надежным? Некоторые люди ходят в церковь потому, что глубоко верят в Бога, а другие посещают ее по обязанности или лишь ради того, чтобы полюбовать­ся архитектурой, внутренним убранством храма, соблюсти традицию и обычай. В то же самое время найдется немалое количество глубоко верующих людей, которые не посещают церковь. Вот почему посещение храма нельзя считать единственно возможным или основополагающим критерием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.