КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как часто вы обычно посещаете храм?
Источник: Фонд «Общественное мнение»: Религиозность и воцерковленность (http://bd.fom.ru) Религиозность человека — высокая, средняя или низкая — может выражаться в частом или редком посещении храма и богослужений, участии в деятельности церковных организаций, в экстремизме и фанатизме, преследовании иноверцев и др. Среди верующих северян, жителей Архангельской области, в 1972 г. молились дома 10% верующих, причем ежедневно — 3,6%, и 6,4% — иногда. 1 Голубев Е. Ценности, авторитеты, общественное настроение // СПбУ. 2001. № 31 (3585). Мчедлов М.П. и др. Рост религиозности в России // Социс.1995. № 5. С. 8-13. В 1999 г. эти показатели возросли до 54%, 25% — ежедневно и 29% — иногда. Посещали храмы в 1972 г. 20% верующих, причем 19,3% делали это редко (1—2 раза в год). В 1999 г. храмы посещали 49% верующих, причем регулярно (раз в неделю) 8%, раз в месяц 11%, редко (1-2 раза в год) 30%". Согласно данным российско-финского исследования64, в 1999 г. в России часто молятся — 15%, иногда — 12, очень редко — 9, только в критических ситуациях — 16%; посещают церковь раз в неделю — 3%, раз в месяц — 4, несколько раз в год — 19, раз в год —11, реже, чем раз в год, — 18%; принимали Святое причастие меньше месяца назад — 2%, месяц назад — 2, меньше года назад —4, год назад — 5, несколько лет назад — 12, когда-то в детстве — 17%. Только 1% опрошенных (и только 3% верующих) сказали в 1999 г., что они часто общаются со священником, 1 % (3%) — что они общаются с ним иногда, 4% (7%) — очень редко, 13% (24%) — в особых ситуациях, таких как похороны, крещение и т.д., и 79% (61%) — никогда. В нашей стране один из самых низких уровней посещаемости церкви в Европе65. На взгляд свящ. Вл. Вигилянского, это достаточно высокие показатели воцерквления: четко выделяется группа людей, имеющая опыт общения через молитву с Живым Богом, — таких 52% наших соотечественников. Среди них 26% так или иначе сознательно посещают церковь. Половина от этого числа причащаются с той или иной степенью периодичности. Они, эти 13%, являются церковными людьми и составляют многочисленную (более 18 млн человек) армию соотечественников, свидетельствующую о религиозном возрождении в стране66. В табл. 18 приведен уровень религиозности населения за ряд лет. Таблица 18 Уровень религиозности населения (по самооценке) (РФ, % от числа опрошенных)
Источник: Покосов В.В. Динамика уровня религиозности населения // Наука. Политика. Предпринимательство. 2001. № 1—2 (7—8). Таким образом, многое зависит не от самих цифр, а от того, как их интерпретировать: те, кто собирал данные, надеялся доказать низкий уровень 63 Гудим-Левкович Г.Е. Религиозная ситуация в Архангельской области в конце XX века (www.rlinfo.ru). 64 Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. 65 Каариайнен К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // 66 Свящ. Вигилянский. Вл. Новое исследование по старым рецептам // Новый мир. 2001. № 4. религиозности в России, а те, кто их заново истолковал, руководствуясь иными критериями, быть может, более аутентичными для православия, показал высокий уровень воцерковления. Анализируя ответы респондентов на прямые вопросы социологической анкеты, судить о степени их религиозности можно, лишь учитывая ситуативные факторы: настроение, уровень информированности людей, степень подверженности влиянию средств массовой информации и многое другое67. Субъективные показатели — оценка собственной религиозности — имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, никто не знает лучше, чем сам человек, религиозен он или нет. Даже если он чужд внешней атрибутики, например регулярно не посещает храм, внутренне он может быть глубоко верующим человеком. Для социологов один из способов оценки религиозности — прямой вопрос респондентам о том, считают ли они себя религиозными людьми. Этот показатель основывается на личной самооценке и не может считаться полностью объективным. Кроме того, возникают сложности в связи с тем, что критерии религиозности у каждого человека глубоко индивидуальные. Одни респонденты могут умолчать о своей религиозности лишь потому, что считают ее недостаточно высокой в сравнении с неким эталоном, хотя на фоне общей массы людей они могут выделяться в лучшую сторону. Другие, напротив, сходив два-три раза в храм спешат объявить о своей глубокой религиозности. На бытовом уровне верующим в России считает себя каждый второй. А уж православным назовет себя каждый третий. И что совершенно парадоксально, по опросам, православных в России даже больше, чем верующих68. Но как определяется принадлежность к церкви? Изредка зайти в храм, поставить свечку, принять крещение или окрестить на всякий случай детей? Если обратиться к строгой аналитике, православных в стране всего 2%, т.е. тех, кто регулярно посещает храмы и участвует в таинствах. В чем же причина того, что люди, ищущие духовной жизни, в большинстве своем проходят через храмы, как через проходной двор? На эти вопросы пытаются найти ответ социологи, проводя массовые опросы и научные наблюдения. Индекс доверия к церкви, религиозным организациям — это субъективная оценка населения, показывающая уровень предпочтения различных социальных институтов как социальных партнеров в гражданском обществе. Как правило, индекс доверия у церкви среди россиян либо самый высокий, либо один из высоких наряду с армией и институтом президентства. Он измеряется на альтернативно-списочной основе, когда респонденту предлагают перечень социальных институтов (обычно их более 5) и ранговую шкалу (линейку закрытий), например: полностью доверяю, скорее доверяю, чем 67 Фролов В.А. Станет ли религия духовным пастырем российского солдата? // Социс. 1993. № 12. 68 Алешина Т. Какой быть церкви сегодня // Независимая газета. 2003.20.08. 7Б1 не доверяю, затрудняюсь сказать, полностью не доверяю, скорее не доверяю, чем доверяю. Другой метод измерения предлагает выбрать институты, которым респондент доверяет (не доверяет) в наибольшей мере. Исследование, проведенное в 1990 г. Институтом социологии Академии наук совместно с Хьюстонским университетом (США), показало, что из всех социальных институтов наибольшим доверием в России пользуется церковь. На нее надеются 66,4% опрошенных. Рейтинг церкви может сравниться разве что с рейтингом движения «зеленых» (59,8 %)69. Можно рассматривать и такой показатель религиозности, как посещаемость церкви или принятие причащения. Но можно ли считать его в достаточной мере надежным? Некоторые люди ходят в церковь потому, что глубоко верят в Бога, а другие посещают ее по обязанности или лишь ради того, чтобы полюбоваться архитектурой, внутренним убранством храма, соблюсти традицию и обычай. В то же самое время найдется немалое количество глубоко верующих людей, которые не посещают церковь. Вот почему посещение храма нельзя считать единственно возможным или основополагающим критерием.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |