Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия и общество, церковь и государство




В7

затруднено в наших условиях. Уничтожение десятков тысяч храмов лишило миллионы людей повседневной практики воцерковления. Даже в Москве, где самое большое число действующих церквей на одного жителя, в главные цер­ковные праздники в храмы не пробиться. Особенно это касается «спальных» районов. Во многих достаточно крупных промышленных городах Подмоско­вья церквей нет вообще или они находятся далеко от города. Что же говорить о новых городах и поселках Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, где церквей вообще не строили. В таких условиях, справедливо считает Ю.Ю. Синелина, трудно посещать храм не реже одного раза в месяц83.

Подобные трудности возникают также перед причащающимися. Слиш­ком мало священников. К примеру, в Самаре около 30 приходов — священ­ников просто не хватает. До революции 1917 г. в епархии было более тысячи священников сейчас же — не более двухсот. А ведь тогда населения было гораздо меньше. Сегодня люди тянутся к церкви, а священнику физически не хватает времени со всеми поговорить. Священников не хватает и в Мор­довии, а потому многие села не имеют храмов. При советской власти духов­ные семинарии, готовившие квалифицированные кадры, в подавляющем большинстве закрыли. Те, что открылись в последнее десятилетие, в част­ности в Тобольске, не успевают обеспечить возросшие потребности как сель­чан, так и горожан. Храмов открывается много, священников не хватает. Священники в вечном ремонте — безвылазные прорабы. На начало января 2003 г. в Екатеринбургской епархии служит 400 священников и диаконов. За год Епархия пополнилась 30-ю батюшками. Вроде бы и немало в абсо­лютных цифрах. Но если пересчитать, сколько прихожан приходится на Одного священника... Получается, что священник сегодня должен окормлять около 12 тыс. человек, что просто не реально. Если брать ситуацию, кото­рая была до 1917 г., то тогда один священник приходился примерно на 1 — 2 тыс. жителей. Многие из тех, кто рукополагается, не имеют систематиче­ской богословской подготовки, а только — самообразование84.

В России выросло несколько, поколений людей, не знающих, что в воскре­сенье верующие ходят в церковь. Необходимо учитывать и то обстоятельство, справедливо считает Ю.Ю. Синелина85, что от посещения храма, а также при­частия, исповеди, утреннего и вечернего правила десятилетиями отучали: хо­дить в церковь было небезопасно сначала просто для жизни, а затем для спо­койной жизни. Храм посещали или пенсионеры, на которых смотрели сни­сходительно, или люди, способные без страха бросить вызов системе, а таких к тому времени осталось мало. Одновременно в Европе религиозные традиции не только не прерывались, но во многих странах морально поощрялись.

Подъем и падение, кризис и возрождение религиозности в любом обще­стве и в любую историческую эпоху носит волнообразный характер. Часто такие колебания не зависят от социально-экономических условий, полити­ческих режимов, преследования или поощрения верующих, но подчиняются каким-то иным, пока еще до конца не изученным, закономерностям.

К примеру, чем объяснить снижение религиозности в благоприятный пери­од конца XIX в. в сибирских городах России. С количественной и внешне-об-

83 Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социс. 2001. № 7.

84 Православная газета. 2003. 3 февр.

85 Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социс. 2001. № 7.

рядовой стороны наблюдалось религиозное оживление, а именно: большинство жителей западносибирских городов исповедовали православие (более 80%). Наиболее массовой формой участия городского населения в религиозной жизни было посещение церкви и участие в религиозных праздниках. Большое ожив­ление на городских улицах вызывали крестные ходы. Однако участие многих горожан в отправлении религиозных обрядов было формальным делом, так как религиозность значительных слоев городского населения заметно снизилась. Об этом свидетельствует послание Епископа Томского и Барнаульского Мака-рия в Томскую духовную консисторию (23 августа 1897 г.), где он отмечает, что «при обозрении церквей епархии мною было замечено, что православные про­столюдины многих приходов не знают ни символа веры, ни других, самых не­обходимых для всякого христианина молитвословий; замечено также, что даже некоторые псаломщики недостаточно ознакомлены с христианским веро- и нравоучением, и не знают начальных и утренних молитв, из чего с достоверно­стью можно заключить, что молитв этих у себя дома они не совершают»86.

С надеждой на возрождение. Да исправится молитва моя...

В 1859 г. духовное ведомство Николая I расследовало проявления рели­гиозной жизни среди 51,5 млн православных в России. Оказалось, что из них причащаются и исповедуются только 68%. «По небрежности» не исповеды-вались и не причащались 6,6%. Для 1,6% причины уклонения признаны «удовлетворительными». Было выявлено до 3 млн скрытых раскольников87. Л. Толстой поделил образованное общество на четыре категории. Первая — очень небольшая группа — люди глубоко религиозные, бывшие раньше ма­сонами, иногда шедшие в монахи. Вторая —люди, исполнявшие по привыч­ке церковные обряды, но в душе совершенно равнодушные к религиозным

6 Алисов Д.А. Церковь в культурном пространстве западносибирского города // Современное обще­ство. Омск, 1999. Вып. 1. С. 187-189. Самарин Ю. Предисловие к первому изданию/А.С. Хомяков. Соч. богословские. СПб., 1991. С. 200.

вопросам (70%). Третья — люди неверующие, официально исполнявшие обряды по необходимости; четвертая — вольтерьянцы, неверующие, откры­то выражавшие неверие (2—3%)88.

К настоящему времени численность верующих, кажется, стабилизировалась: не отмечается ни резкого снижения, ни возрастания. Уже в конце 1990-х гг. инерция «религиозного бума» была исчерпана, церковь приняла тех, кто в силу различного рода запретов «не шел по дороге к храму» и уровень рели­гиозности в стране стабилизировался. По данным социологического мони­торинга Аналитического центра ИСПИ РАН, соотношение религиозного и нерелигиозного населения приняло устойчивый характер и составляет при­мерно 2:189. Всплеск религиозности 1994—1995 гг. сменился его понижением уже в 1997 г.90 Социологические исследования, репрезентативные в масш­табах России, свидетельствуют о постепенной стабилизации уровня религиоз­ности в конце 1990-х гг.91 Полученные И.Г. Каргиной92 данные подтвержда­ют выводы других исследователей о бурном росте числа христианских орга­низаций с начала 1990-х г. и некоторой стабилизации этого процесса во второй половине этого десятилетия.

Процессы, которые социологи наблюдают в современной России, во многом присущи и другим странам. По данным опубликованного в 2004 г. исследования BRG, большинство невоцерковленных американцев — молодые неженатые мужчины. В то же время социологи обнаружили, что 17% не посещающих цер­ковь респондентов верят в Христа. В 1991 г. 39 млн жителей США заявляли, что не ходят в церковь, тогда как сегодня нецерковных людей в США насчитывается уже 75 млн. 13 лет назад 21% взрослых американцев посещали церковь только в случае свадьбы или похорон, а также на Пасху и Рождество, а в настоящее время таких уже 34%. По мнению президента BRG Джорджа Варны, для многих амери­канцев посещение церкви противоречит как современной культуре, так и их соб­ственной интуиции. «Нецерковныелюди — это не просто люди ленивые или стра­дающие от недостатка информации, — убежден Варна. — Они просто абсолют­но не интересуются церковной жизнью. Новая богослужебная музыка не привлечет их в церкви, потому что молитва не входит в их планы. Более удоб­ные церковные скамьи — тоже, потому что они все равно чувствуют себя ком­фортно на диванах и в креслах. Церковь не может эффективно конкурировать с современным миром и тем, что он предлагает человеку»93.

Волнообразные процессы роста и падения религиозности характерны для многих стран, втом числе для США. Причиной могут выступать социальные потрясения и катаклизмы. К примеру, после террористических атак 11 сен­тября 2001 г. религиозность общества, поданным опросов, возросла в 2 раза. Хотя накануне, т.е. полгода ранее, 55% американцев были убеждены, что роль религии уменьшается94. По мнению американцев, влияние религии на

S8 Семенкин Н.С. Философия богоискательства. М., 1986. С. 20—21.

89 Покосов В.В. Динамика уровня религиозности населения // Наука. Политика. Предприниматель­
ство. 2001 № 1-2 (7-8).

90 Кавтарадзе Д.Н., Овсянников А.А. Влияние религиозного сознания на экологичность россиян //
Гуманитарный экологический журнал. Т. 2. Вып. 1. 2000. С. 76-82.

91 Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996. С. 226.

92 Каргина ИГ. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 111-118.

93 Религия и СМИ. 2004. 7.05.

94 Washington ProFile. 24 декабря 2001 г. - #15(123).

жизнь США в настоящее время достигло беспрецедентных размеров. 78% жителей Соединенных Штатов считают, что роль религии в жизни общества растет. Это самый высокий показатель за последние 40 лет. При этом на 60% выросли продажи Библии и Корана, примерно на 28% выросли продажи религиозной периодики, резко увеличились аудитории религиозных радио-и телепрограмм, а также посещаемость религиозных интернет-сайтов.

Показательно, что подавляющее большинство американцев, считающих что влияние на жизнь растет, принадлежит к среднему классу Америки, и, как правило, живет в небольших городках. Жители крупных городов, как пока­зывают исследования, более равнодушны и, в тоже время, более толерантны

к религии. Большинство американцев считают наиболее симпатичными и гу­манными религиями христианство, иудаизм и буддизм. Значительно менее популярны ислам и атеизм. Как это ни странно, но хуже всего к исламу отно­ сятся афроамериканцы, среди которых довольно популярно движение «Чер­ных мусульман». Но чем моложе, образованней и состоятельней человек, тем больше он знает об исламе и лучше к нему относится95.

В Англии только основные церкви (конфессии) теряют еженедельно око­ло 1 500 прихожан. Римско-католическая церковь с 1980 г. потеряла их 600 тыс. Из Англиканской уходят примерно 600 прихожан еженедельно, а на ее бо­гослужениях не присутствует и миллиона человек, что вдвое меньше, неже­ли 50 лет тому назад. После того, как в 1992 г. Генеральный Синод принял решение о посвящении женщин в духовный сан, Англиканскую церковь по­кинуло около 500 священников.

Чехию тамошние социологи относят к наиболее секуляризированым ев­ропейским странам — почти половина респондентов (48%) в исследовании Д. Гампловой96 ответила, что никогда не бывает на богослужениях. Секуляри-зованность определялась социологами не только по внешне-обрядовым при­знакам, но и по уровню самоидентификации себя с определенной конфесси­ей. Так вот, оказалось, что «вне конфессий», т.е. не указали свое вероиспове­дание 45,9% респондентов. Тот факт, что человек не отнес себя ни к какому вероисповеданию, по мнению социологов, свидетельствует об отсутствии хри­стианского взгляда на мир. Еще более мрачные итоги в западноевропейских странах: в Великобритании, Франции, Германии показатель достигает отметки в 69%. О том, что никогда не ходят на богослужения, сообщили 50,3% респон­дентов во Франции, 54,2% в Великобритании, 56,3% в России и даже 60,1% в Нидерландах. Для сравнения: в Соединенных Штатах, Германии и Австрии такие ответы дала лишь 'Д часть респондентов97. Треть американцев и даже половина швейцарцев, напротив, ответили, что участвуют в богослужениях каждую неделю. Среди тех чехов, кто ходит на богослужения и в то же время относит себя к какому-либо вероисповеданию, преобладают люди старшего возраста; среди молодежи интерес к церковной жизни слабее. Указывают свое

95 Washington ProFile. 24 декабря 2001 г. - #15(123)

96 ГампловаД. Программа социальных исследований — 1999 // Социс. 2002. № 7. С. 78-86.

97 Там же.

вероисповедание и посещают богослужения прежде всего респонденты из не­больших населенных пунктов, а также имеющие низкий уровень образования. Результаты исследования 1998 г. свидетельствуют, что сдержанное отношение к традиционным церквам и христианству не означает, что чехи отвергают су­ществование сверхъестественного. Примерно лишь один человек из ста од­нозначно отрицал не только существование Бога, духа или сверхъестествен­ной силы, но и конкретные проявления сверхъестественного в жизни; 66,1% респондентов ответили, что некоторые предсказатели обладают способностью предвидения будущего; 45,3% призна­лись, что верят в силу амулетов, и столько же — в гороскопы. Данные 1998 г. со­ответствуют результатам некоторых бо­лее ранних исследований религиознос­ти, согласно которым в европейских об­ществах сохраняется довольно высокий уровень веры в сверхъестественное. Та­ким образом, чешские респонденты ско­рее отрицали традиционные религиоз­ные системы и организованные рели­гии, нежели сверхъестественное вообще. Сегодня верующими себя считают около 60% россиян. Поданным ВЦИ­ОМ эта цифра почти вдвое больше, нежели в 1989 г. Опрос почти что 250 тыс. человек, проведенный Русским социально-экономическим агентством в 81 регионе страны (т.е. практически во всех, за исключением Северного Кавказа и Камчатки) в конце 1998 г. за­фиксировал, что верит в Бога 60% на­селения, 21% признают «существова­ние некоей внешней силы», но их «не привлекают традиционные религии»; и лишь 16% абсолютно равнодушны к вере98. Последняя цифра ничтожно мала для страны, в которой атеизм семь десятилетий был активно насаждаемой религией. Малейшее отступление от него грозило серьезными санкциями (отчислением из учебного заведения, увольнением с работы и т.п.).

Таким образом, судя по имеющимся данным, можно говорить скорее о религиозном ренессансе, в особенности на фоне падения интереса к рели­гии в западных странах, нежели о религиозном кризисе в России. Религия стала культурным фоном жизнедеятельности даже для неверующих. В об­щественном мнении значимость религиозных вопросов опережает полити­ческие, экономические, социальные проблемы.

98 Возьмитель А.А. Религия, религиозность и образ жизни (www.seminaria.bel.ru).

Два типа взаимоотношений существенно отличаются друг от друга. Цер­ковь представляет собой социальный институт, который появился только 2 000 лет назад и существует не во всех религиях. Бесцерковных рели­гий на свете гораздо больше, чем церковных. Государство — тоже соци­альный институт, как и церковь, возникший в исторически обозримое вре­мя, а именно 5-6 тыс. лет назад. Взаимоотношение двух институтов об­разует правильную, с точки зрения социологии, пару социальных агентов. Другую пару агентов взаимоотношений образуют два других понятия, ко­торые шире по своему объему, чем церковь и государство, и равны между собой с социологической точки зрения. Общество возникло приблизи­тельно тогда же, когда возникли первые системы религиозных верова­ний, а именно 30-40 тыс. лет назад. Общество — более широкое по сво­ему объему понятие, чем государство, а религия, соответственно, чем церковь. Отношения между религией и обществом складываются одним образом, а отношения между церковью и государством — другим. Помимо этих базовых отношений возможны другие типы агентских вза­имоотношений. Так, в большинстве стран мира приняты законы о рели­гии. Здесь агентами отношений, оформляемых юридически, выступают не государство и церковь, а государство и религия, поскольку закон, ска­жем российский, регулирует взаимоотношения государства не только с православной или католической церквами, но также с многочисленны­ми сектами и вероисповеданиями. Когда речь идет об отношениях меж­ду религией и государством, то под религией понимают не религию как таковую, а религиозные объединение или религиозные организации, которые могут выступать в качестве юридического лица. В этой главе мы рассмотрим все множество взаимоотношений в четы­рехугольнике «обществогосударство — религия — церковь», включая процесс секуляризации общественного сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.