КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Молодежь и православие
И сегодня к верующим, согласно социологическим исследованиям, себя относят свыше половины населения страны, причем более всего их среди молодежи 16-19 лет. В этой возрастной группе верующих 65% — больше, чем среди пенсионеров (62%). В 1997 г. считали себя верующими 52% 17-летних и 43-44% 24-31-летних. Однако социологи отмечают отсутствие у большинства молодых верующих внутренней потребности в общении с Богом через посредство Церкви, ее таинств и ее священнослужителей. Об этом свидетельствуют данные о частоте посещений церкви. 1 раз в неделю ходят в храм только 1,5% населения, 1 раз в месяц и чаще — 6-7%, 1 раз в год — 45-47%. Поданным других исследователей, в мае 1997 г. посещали церковь: 1 раз в неделю и чаще только 2%, 1-2 раза в месяц — 7%, несколько раз в году — 23%, очень редко — 41%, никогда — 27%. В марте 1998 г. москвичи в телефонном опросе сообщили о себе, что были в церкви за последний год 1 раз - 11,4%, 2-4 раза - 23,0%, 5-10 раз -20,0%, 11-15 раз - 6,4%, 16-20 раз - 3,0%, более 20 раз — 5,1%, не были ни разу в церкви 27,7% и затруднились дать ответ 3,4% опрошенных. Приведенная информация говорит о том, что население по-прежнему «отлучено от Церкви». Если говорить о содержании веры молодых, то и здесь налицо их йепросвещенность, смесь христианства с суевериями, оккультизмом и т.д. Молодежь в массе своей одинаково верит как в Божий Суд, так и в колдовство и астрологию — 45-49%. Вера в колдовство молоденьких 17-летних девушек достигает 61 %. Например, в 1995 г. в Красноярске молодежь более всего верила в существование знахарей, людей, наводящих порчу, — 62%; в судьбу и предопределенность человеческой жизни — 51,5%, а в бессмертие души и ее существование после смерти — лишь 46%. Если взять только ту часть населения стра- ны, которая считает себя православной, то и здесь на 1-м месте по распространенности стоит вера в колдовство, порчу и дурной глаз — 47% опрошенных. Далее по убывающей идут следующие предметы веры: бессмертие души — 42%, Воскресение Иисуса Христа — 42%, Божий Суд — 40%, спасение души для вечной жизни — 39%, существование дьявола — 32%, загробная жизнь — 31 %, приход антихриста — 21 %, конец света — 18%. Описанная картина с очевидностью демонстрирует необходимость религиозного просвещения населения, проведения вероучительного ликбеза. Практически во всех европейских странах 79 Религиозность в России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом 80 Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994. С. 55. Отец Антоний (Андрей Блум), архимандрит Русской зарубежной православной церкви (в годы войны сидел в нацистском концлагере), в одном из телеинтервью высказался приблизительно так же: «Человеку надо открывать не Церковь, а Бога. Через приобщение к Церкви не обязательно можно приобщиться к Богу. Человек может открыть для себя Бога через Церковь и без нее, самостоятельно. А затем, открыв Бога, открыть и Церковь». А потому, быть может, прав безымянный социолог-прикладник, упомянутый в статье А. Морозова, который говорит, что «если девочка-студентка не знает наизусть «Отче наш» и Символа веры, но не материалистка и в трудную минуту жизни идет не в мечеть, не в кирху, не в синагогу, а в православный храм, — то она православная»81. Можно также согласиться с точкой зрения Ю. Рыжова, который отмечает, что во все века даже начальные богословские познания, не говоря уже об умении читать, были уделом немногих христиан82. Хотя внешне-обрядовая сторона, как выясняется, не так уж и важна для истинного приобщения к православной вере, ее соблюдение чрезвычайно основы христианского вероучения традиционно преподаются и в частных, и в государственных школах — либо факультативно, либо как обязательный предмет. Только у нас отсутствует понимание необходимости религиозного просвещения. Не осознают необходимости преподавания основ религии прежде всего сами учителя, из которых лишь 7% считают, что покончили с атеизмом. Они боятся увидеть в своем коллективе священника: 44% учителей считают невозможным религиозное образование учащихся общеобразовательных школ совместно с РПЦ, и лишь 31 % учителей относится к такому образованию положительно. Даже с такой формой обучения религии, как факультативные занятия, согласны лишь 43% учителей. Остальные 49% не хотят терпеть даже эту форму обучения в школьных стенах, заявляя, что это частное дело семьи, а еще 6% учителей считают, что такое обучение — это дело самой Церкви. Сравним положение дел в такой стране, как Бельгия, где 89% населения являются католиками: даже здесь с 1 сентября 1997 г. разрешено преподавание Православия в государственных школах французского сообщества. Значительно повредили духовному оздоровлению нашего общества разорительные набеги псевдохристианских и нехристианских миссионеров, предлагавших в качестве духовной жвачки самые примитивные и нелепые ментальные конструкции. По данным правоохранительных органов, в первой половине 1990-х гг. в различные культовые новообразования в России было вовлечено до 5 млн человек. Теперь уже можно кон- статировать, что иностранные веры в нашей стране не прижились, население в своем большинстве отторгло сектантскую духовную продукцию, демонстрируя «неприятие ныне усиленно пропагандируемых установок общества потребления, индивидуалистических, прагматических ориентации» и высокую степень «приверженности большинства населения, особенно верующих, традиционным российским духовным ценностям, в том числе коллективистским, соборным началам». Не более 1 % населения удалось миссионерам удержать в своих объятиях, о чем свидетельствуют различные данные. Например, в 1995 г. назвали себя верующими 50,5% населения. Из них православными себя считали 42%, просто христианами 7,5%, католиками и протестантами 0,5%, мусульманами 3,3%, буддистами 1 %, верят в Бога, но не разбираются в религиях 3%. Примерно то же было зафиксировано два года спустя, в апреле 1997 г. — 49% жителей России старше 18 лет считали себя православными, 37,4% — не считали себя верующими, 8,3% затруднились ответить, 3,2% назвали себя мусульманами, 0,8% — приверженцами протестантских деноминаций (единственный успех миссионеров), 0,2% — католиками, 0,2% — буддистами, 0,1% — иудаистами, еще 0,8% поделили между собой остальные религии. Однако результаты этих опросов говорят прежде всего о желании называться православными. О реальных последствиях вестернизации по ним судить нельзя, для этого нужны специальные исследования. Сокращено по источнику: Пейкова З.И. Молодежь, церковь и будущее (www.radonezh.orthodoxy.ru) 81 Морозов А.О. Сколько православных в России // НГ-Религии. 1997. № 10(23.10.). Рыжов Ю. Социологи не виноваты: Критерии религиозности не разработаны до сих пор // НГ-Религии. 2003. 2 апр.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |