Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекрутский обряд




Среди воинских инициации особое место занимает рекрутский обряд. Он возникает как реакция культуры на определенное событие — уход молодо­го человека на армейскую службу. Субкультуру рекрутского обряда доста­точно подробно проанализирована в работах А.К. Байбурина13 и Ж.В. Кор-миной14.

Под рекрутским обрядом понимается ритуал проводов на армейскую службу. Рекрутский обряд принципиально отличается от других обрядов жизненного цикла — родильно-крестинных, свадебных, похоронно-поми-нальных. Он не является естественным следствием существования челове­ка как биологического существа — рождающегося, стареющего и умираю­щего.

Ритуал проводов в армию ведет свое начало от введения института рек­рутства в первой половине XVIII в. в ходе Петровских реформ. Он сохранил­ся, хотя и в существенно измененном виде, до сих пор.

В обрядовом сценарии в качестве зачина выступает фаза удалого бесчин­ства или озорства, ко1да покидающий гражданскую жизнь молодой человек вволю радуется свободе, что называется отрывается на полную железку. В предстоящей военной жизни его ждут суровые испытания и жесткая дис­циплина. Он не сможет позволить себе то, что ему разрешалось в обычной жизни. Эту фазу называют еще прощанием со свободой. Литературные ис-

щего или сидящего на земле. Запрещалось им так­же перешагивать через плащ, ружье, томагавк или какую-либо другую часть вооружения. Если кто-нибудь по оплошности нарушал это правило, дол­гом того, через которого — или через собствен­ность которого — переступили, было сбить нару­шителя с ног, а долгом последнего было перенести это спокойно и не оказывать сопротивления. Со­судами, из которых воины принимали пищу, были обычно небольшие чашки из дерева или березо­вой коры с отметинами для различения краев. Еще более строгие запреты распространяются на воинов, одержавших победу над врагом. Поводом для обременительных ограничений, налагаемых на победителей в час их триумфа, возможно, яв­ляется боязнь гнева духов убитых ими врагов. Общей целью табу, которым подвергают священ­ных вождей, плакальщиков, рожениц, мужчин на тропе войны и других лиц, является изолировать табуированных лиц от общения с обычными людь­ми. Теми же средствами добиваются изоляции и воинов-победителей, особенно тех, которые дей­ствительно пролили вражескую кровь.


Когда на острове Тимор отряд воинов возвраща­ется с победой и приносит головы побежденных врагов, обычай запрещает предводителю отряда возвращаться непосредственно к себе домой. В его распоряжение предоставляется особая хижи­на, в которой он с целью телесного и духовного очищения должен провести два месяца. В этот период он не имеет права ни навещать жену, ни прикасаться к пище своими руками; кормить его должно другое лицо.

Итак, мы видели, что свободное общение с соплемен­никами для воинов, убивших в битве врага, на время прерывалось (особенно это относилось к их общению с женами). Прежде чем быть вновь допущенными в общество, они должны были пройти через очисти­тельные обряды. Эта изоляция и искупительные об­ряды имели одну цель: отогнать, запугать и умиро­творить душу убитого. Мы с полным основанием мо­жем предположить, что тот же смысл первоначально имело аналогичное очищение человекоубийц, обаг­ривших свои руки кровью соплеменников. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование ма­гии и религии: Пер. с англ. М., 1980. С. 231-277.

13 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточносла­
вянских обрядов. СПб., 1993.

14 Кормина Ж. В. Рекрутский обряд: структура и семантика (на материалах севера и северо-запада России
XIX—XX вв.): Автореф. канд. дис. М., 2000; Она же. Рекрутский обряд: к проблеме структурного анали­
за // Актуальные проблемы культурологии. Тез. докл. III междунар. конф. Екатеринбург, 1998. С. 55-56.

точники свидетельствуют, что односельчане воспринимали бесчинства рек­рутов как должное.

Сходную функцию в свадебном ритуале выполняют девичник и мальчиш­ник. Они проводятся перед бракосочетанием и также представляют проща­ние с холостяцкой жизнью и свободой. Мальчишник устраивается исклю­чительно среди представителей сильного пола, он завершается нередко силь­ной пьянкой и погромами.

Рекрутский ритуал зародился в России в ходе Петровских реформ армии

Рекрутский обряд в традиционном обществе и проводы в армию в пост­индустриальном обществе выполняют также функцию солидаризации и сплачивания людей. Рекруты объединялись уже при объявлении призывного списка, приветствуя «своих» и откровенно злобно относясь к освободив­шимся от призыва. По словам М.М. Зимина, описавшего проводы рекрутов в Костромской губернии в 1916 и 1919 г., «иногда опасно было выходить освободившимся из приемной; чтобы свободно выйти, они старались "лгать", крича при выходе "забрили", "принят". После этого раздается гром­кое "у...р...а... а..!!!" с гиканьем и присвистом, а иначе намнут бока и даже спустят с верхней ступени»15.

Этнографическую реконструкцию рекрутского обряда по историческим и фольклорным памятникам осуществил А.К. Байбурин. У него мы читаем следующее описание сценария проводов:

«Призывники сбривали (стригли) волосы и надевали «лучшую одежду» — такую же, как и женихи на свадьбу. Любопытную деталь, подтвержда-

15 Зимин М. Плачи по призванным на военную службу // Тр. Костром, науч. о-ва по изучению мест­ного края: второй этногр. сб. Кострома, 1920. С. 1.

ющую сходство статусов рекрута и жениха, приводит Т.А. Бернштам: в Новгородской и Вятской губерниях и жениху, и рекруту положено было ходить с колокольчиком. Рекруты освобождались от работ и занимались "гульбой", которая продолжалась 2—3 месяца. Гуляние рекрутов непре­менно включало катание по деревне на лошадях, взаимные угощения и различного рода бесчинства. Нормой их поведения становится отрица­ние общепринятых повседневных правил. Бесчинства рекрутов — необ­ходимая составная часть обряда. У восточных славян рекрутство — един­ственный обряд с продолжительным лиминальным периодом, столь ха­рактерным для инициируемых и типологически близких сообществ. Детально регламентирован "сценарий" дня проводов. В северно-рус­ских губерниях утро последнего дня начинается с молитвы, в которой он просит Бога и святых (вслух), а также (мысленно) отца, мать и род-племя благословить его на службу. Отдельное обращение — к Богоро­дице и Миколе Угоднику "хранить его от штыков-копьев вострых, пули летящей, огня палящего, смерти напрасныя и возвратить его в добром здоровье на свою родную сторону, на поля хлебородныя, на луги зем­ные, ко рекам быстротечным, ко темным лесам дремучим". После мо­литвы рекрут отправляется в баню "не только вымыться и очиститься перед отъездом в далекий путь, но и смыть с себя, согласно особым народным заговорам, кручину и печаль по родимой стороне". В этом плане рекрутская баня имеет явное сходство со свадебной баней неве­сты, которая смывает с себя девичью волю и красоту перед отправле­нием в дом жениха.

С другими обрядами жизненного цикла рекрутский обряд роднит и не­пременная поездка в церковь, где рекрут получает благословение на "службу царскую". На обратном пути из церкви он делает на лошадях несколько кругов по деревне, а провожающие его друзья и близкие поют унылые "проголосные" песни, которые могут неожиданно смениться веселыми. В этих резких переходах от грусти к веселью — одна из ха­рактерных особенностей рекрутского обряда. После этого рекрут заез­жает в дома родственников проститься.

Во время поездки рекрута в церковь и к родственникам в родном доме его оплакивают как уже отсутствующего... Начинается "печальный пир". Рекрута усаживают в красный угол, что само по себе очень значимо: это место хозяина или главного персонажа ритуала. С левой стороны садят­ся мужчины в строгой последовательности: отец, крестный, дяди, бра­тья и др. С правой — мать, жена, крестная, тетки, сестры. Рекрут угоща­ет всех вином, называя каждого по имени. В ответ ему желают возвраще­ния домой в добром здравии и одаривают деньгами или вещами. По окончании "печального пира" отец благословляет рекрута иконой и хле­бом, который тут же режется "на сухари" — символ солдатской доли. Рекрут прощается с домом, хозяйством и скотиной. Его снова берут под руки и выводят за ворота. Впереди несут фонари. Мать и жена держатся за его плечи. За ними идут песенники. Лошадей ведут позади. Садиться в сани рекруту не разрешают его мать, жена и сестры. Провожают рек­рута до околицы, и только там ему позволено сесть в сани»16.

Период рекрутских гуляний является временем и способом демонстра­ции семьей рекрута ее состоятельности, поднятием (или поддержанием) социального престижа: проводы в армию (и особенно время гуляний) были

16 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточносла­вянских обрядов. СПб., 1993. С. 63-65.

сопряжены со значительными расходами для родителей, сравнимыми с за­тратами на свадьбу17.

В рекрутской обрядности поданным XIX — начала XX в. знаменательным рубежом являлась поездка в рекрутское присутствие для жеребьевки и ос­видетельствования. Фольклорные тексты, описывающие процедуру приема, позволяют судить об отношении носителей культуры к таким телесным практикам, как измерения тела или операции над волосами. Обривание волос наголо чем-то напоминает обряд пострижения в монахи. Правда, об­ряд посвящения в монашество сопровождается удалением не всей раститель­ности, но крестовидным выстрижением волос на голове посвящаемого. Го­товящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником, а готовящийся отправиться на место службы юноша — призывником. Пострижение в монахи допускалось с раз­решения архиерея для мужчин не ранее 30 лет, а обривание наголо проис­ходит в 18 лет без всякого благословления. Успешно прошедший обряд по­священия монах дает обет безбрачия и не имеет права есть мясную пищу. Призванный на действительную службу юноша также обязан воздерживать­ся от половых контактов, но мясная пища входит в обязательный рацион.

Проводы в армию. 1929 г. Источник: Архив И.Ф. Орленко

Накануне дня проводов поведение рекрута резко меняется: его агрессия и повышенная мобильность сменяются пассивностью, выражающейся на разных уровнях обрядового текста: от вербального (в словесных текстах для характеристики уходящего на службу используются пассивные конструк­ции) до поведенческого (его водят под руки). Кульминационный момент

17 КормшшЖ.В. Рекрутский обряд: структура и семантика (на материалах севера и северо-запада Рос­сии XIX-XX вв.): Автореф. канд. дис. М., 2000.

проводов — благословение. Оно является фрагментом более развернутого этапа обряда проводов в армию — прощания. Считается необходимым про­ститься со всеми, кто знает рекрута, имеет к нему какое-то отношение; при этом прощание всегда происходит в форме обмена, где средства коммуни­кации могут быть как вербальными, так и предметными18.

В советские времена проводы в армию выливались в праздник, в котором участвовали все родные и близкие призывника, где умудренные армейским опытом ветераны напутствовали своих детей и внуков, где родители знали, что отдают свое чадо в надежные руки командиров и их заместителей по полит­части. Отцы сегодняшних призывников уходили в армию, как на праздник. Даже существовало официальное ме­роприятие «проводы в армию», которое проводилось на предприятиях, в орга­низациях, учебных заведениях. В се­мейном кругу это событие отмечалось не менее широко и торжественно — с праздничным столом, тостами и на­путствиями. Мамы, как положено, пла­кали, невесты клялись ждать, а сами при­зывники сияли сознанием ответственно­сти момента и стрижеными под «ноль» головами.

В 1990-е гг. разрушились основы социалистического уклада, снизился материальный достаток народа, ухуд­шились его нравы и прежнее значение утратил обряд проводов. Он стал про­сто заурядной попойкой. Проводы в армию превратились из ритуала в уни­жающее достоинство будущего воина неприглядное действо. Многие были свидетелями более чем сомнительного действа, когда пьяные, обритые на­голо парни и их орущее сопровождение устраивали развеселые проводы с выяснением отношений в виде драк, хулиганских выходок и сквернословия. Если прежде рекрутский обряд был составным элементом крестьянской культуры, то сегодня — городской. Численность деревенского населения за годы советской власти сильно сократилась. Обрядовая традиция окончатель­но утрачена. Теперь торжественных проводов в армию не устраивают. Их официальная часть нередко ограничивается тем, что местный председатель обходит дома призывников и вручает колхозный подарок — сумку, в кото­рой уже все собрано для первой солдатской дороги: мыло, зубная щетка, бритва, нитки, иголки и белые солдатские подворотнички. И пока призыв­ник рассматривает содержимое, мужчины на кухне поднимают первый тост грядущих проводов — за то, чтобы служилось легко.

Ситуация к лучшему стала меняться в 2000-е гг. Проводы в армию вновь стали приобретать свою праздничную атрибутику. Так, в городе Амурск Хабаровского края проводы в армию проходят в торжественной обстанов­ке. С поздравлениями и напутствиями выступают представители городской

18 Кормина Ж.В. Рекрутский обряд: к проблеме структурного анализа // Актуальные проблемы куль­турологии. Тез. докл. III междунар. конф. Екатеринбург, 1998. С. 55—56.

администрации, ветераны войны, родители. Ребят поздравляют творческие коллективы города: рэп-группа «Джем-сессия», брейк-группа «Джем-скрю», коллектив ГДКиК «Молодость», амурский клуб «Киокушинкай-каратэ-до». Новобранцам вручают памятки призывника и небольшие подарки. В ишим-ском районном Доме культуры в 2003 г. прошел День призывника. Впервые проводы в армию сельских парней со всего района прошли пышной цере­монией. 37 новобранцев, родители и гости праздника собрались во дворе Дворца культуры под звуки фанфар. После приветственного слова главы района собравшиеся почтили минутой молчания память жертв Великой Отечественной войны. Учащиеся факультативного специализированного класса добровольной военной подготовки «Русский стиль» возложили тра­урную гирлянду к памятнику погибшим. Каждый призывник на память получил символические мешочки с ишимской землей. В конце мероприя­тия состоялась демонстрация показательных выступлений десантников во­енной части и ребят из класса «Русский стиль», после чего все участники отведали настоящую армейскую кашу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 8205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.