КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дембельская субкультура
Если рекрутская субкультура формируется на «входе» армейской службы, то дембельская субкультура образуется на «выходе» армейской жизни, когда отслуживший положенный срок солдат ждет демобилизации. От этого слова происходит сокращенный сленговый оборот — дембель. Одна из самобытных форм армейской субкультуры — дембельская культура породила самостоятельный жанр — дембельский альбом, который 19 Кормима Ж. В. Рекрутская обрядность: ритуал и социально-исторический контекст// Мат-лы конф. «Мифология и повседневность» / Сост. К.А. Богданов, А.А. Панченко. СПб., 1999. С. 36-50. включает в себя графику, фотографии, коллажи и является своеобразным художественным документом — своеобразной народной «книгой художника». Альбомная культура России ведет свое начало со второй половины XVIII — начала XIX в. В те времена стихи (да и прозу) было принято от руки переписывать «в тетрадки». Это делали как женщины, так и мужчины, но поэтические альманахи в виде альбомов в XVIII—XIX вв. были приоритетом именно взрослых барышень. В последней трети XIX в. из семейной среды альбом стал активно переходить в среду ученическую — в закрытые пансионы, женские гимназии, институты. Альбомная культура 1920—1930-х гг., по сравнению с предыдущим периодом, изменилась вслед за изменением исторических и социальных условий жизни. Новый владелец альбома — это чаще всего советский ученик, бывший носитель крестьянской или фабрично-заводской фольклорной традиции20. Альбомная культура, как отмечают социологи, рождается в замкнутых сообщества. В XIX и начале XX в. это были женские гимназии, институты и пансионы, где молодые особы, не имеющие возможности открыто общаться с представителями сильного пола, грезили о своих возлюбленных и заполняли страницы альбома любовными воздыханиями. В конце XX в. на смену им пришло другое закрытое сообщество — армейская казарма. Молодые юноши, приблизительно того же возраста, что и их исторические предшественницы по жанру, также не имели возможности общаться с представительницами противоположного пола, а потому свои душевные порывы доверяли бумаге. Правда, в армейских альбомах, в отличие от женских, можно встретить: а) больше философских и социальных размышлений; б) более циничный и откровенный стиль изложения мыслей, вплоть до скабрезных шуток и непристойных анекдотов; в) больше нарциссизма и самолюбования (фотографии в бравой военной форме и т.п.). Из дембельского блокнота То сидим в казарме, То бежим бегом. Все мы понимаем, Что армия — дурдом. Бог создал отбой и тишину, А черт — подъем и старшину. Солдат любит свою работу, он может смотреть на нее часами. Солдат охраняет чужое счастье, но часто при этом теряет свое. Солдату язык нужен только для того, чтобы заклеивать конверты. Спорить с офицером — это все равно что плеваться с верблюдом. Счастье — это проснуться и понять, что до подъема еще час. Армия — это волчья тропа, по которой нужно идти с оскаленными зубами и оставаться человеком. Запомни, солдат, ты охраняешь не только сон своей девушки, но и сон того парня, что спит с ней рядом. Не имей сто друзей, а имей всех врагов. Не хочешь мозолить руки — не мозоль глаза начальству. Один в поле не воин, — сказал часовой, ложась спать. Перейдешь дорогу дембелю — станешь загадкой для хирурга. Поцеловать девушку в письме — все равно, что нюхать цветы в противогазе. 20 Кулакова И. «Я царства не имею, корону не ношу...» // Отечественные записки. 2003. № Ваше благородие, госпожа лопата, Стала ты сестрою нам, ну а лом за брата; Три вагона угля попробуй разгрузи Не везет мне в службе повезет в любви! Время уносит годы и лица, Счастье, любовь и друзей, Но пусть сохранится на этих страницах Память о службе моей. Что глядишь ты устало, В глазах твоих грусть, Может, что-нибудь из устава, Почитать тебе наизусть. Здесь нет людей — одни солдаты. Здесь нет земли — один песок. Здесь вместо женщин автоматы, А вместо танцев — марш-бросок. Солдатский блокнот — это уменьшенный вариант дембельского альбома. Если альбом состоит главным образом из фотографий и рисунков, то блокнот заполняется адресами друзей, однополчан, самодельными (изредка профессиональными) стихами. Украшение блокнота, как и оформление дембельского альбома, — особый вид искусства21. В солдатском блокноте, как и в солдатской жизни женщины занимают особое место. Кто не был в армии суровой, Не проводил там юные года, Не тосковал по девушке любимой, Тот не поймет солдата никогда. Любить легко, когда подруга рядом, Любить в разлуке очень тяжело, Пишите письма, девушки, солдатам, Они приносят радость и тепло. Первым четверостишием традиционно открывается блокнот, а второй украшает большинство дембельских альбомов. Дембельская «культура» — одна из самых устойчивых форм отношений в армии — породила как определенные ритуалы, так и самостоятельный
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |