Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тюремная картина мира




Изучением русского криминального и тюремного миров занимались на­чиная с XIX в. языковеды, этнографы, криминалисты. Тюрьмоведение за­родилось в конце XVIII в., его развитию содействовали пенитенциарные

конгрессы (с 1840-х гг.), а также периодическая литература. Из числа фунда­ментальных отечественных работ, содержащих материалы по истории русской тюрьмы, можно назвать исследования Н.Д. Сергеевского, И.Я. Фойницкого, Н.С Таганцева, СВ. Познышева и др.23 Этнографами, психологами, фольк­лористами описывались разные аспекты тюремной картины мира. Первую музыкальную запись тюремного фольклора осуществил композитор В.Н. Гартенвельд, совершивший в 1908 г. поездку в Сибирь для изучения пе­сен каторги и ссылки. Особенности тюремной психологии привлекли внима­ние М.Н. Гернета, выпустившего в 1925 г. книгу «В тюрьме», в которой был обобщен материал, собранный в тюрьмах Москвы и Петербурга, ему же при­надлежит многотомный труд «История царской тюрьмы». В числе наиболее глубоких исследований можно назвать работы Т.М.Акимовой, В.Г. Шоминой, СИ. Красноштанова, A.M. Новико­вой. Тексты, отражающие дореволю­ционную тюремную традицию, запи­сывали и публиковали В.П. Бирюков, Е.М. Блинова, А.В. Гуревич, Л.Е. Элиа-сов, А. Мисюрев и др. Тема советских тю­рем стала популярна в нашей фолькло­ ристике и этнографии в начале 1990-х гг. В 1990 г. появились работы Л. Самой­лова, В.Р. Кабо, ГА. Левинтон, посвященные этнографии тюрьмы и лагеря24. Постепенно начали появляться антологии современной тюремной лирики. Фольклористы заинтересовались и другими жанрами современного тюрем­ного фольклора: мифами, преданиями, устными рассказами заключенных25. Кроме весьма квалифицированных работ А. Гурова интерес представляют также публикации В.Ф. Пирожкова26, одного из самых больших специали­стов по криминальной субкультуре, А.Н. Олейника, А.А. Тайбакова27,0. Бо-гачева, Ю.П.Дубягинаи Ю.К.Александрова28. К слову заметить, самые пер­вые исследования криминальной субкультуры начали проводить сотрудни­ки МВД, хотя их работы по этой теме и носили, по меньшей мере, гриф «для служебного пользования».

Структуру, содержание и символы тюремной картины мира исследовала Е.С Ефимова29. Ей удалось установить, что пространство воспринимается в ней как замкнутая территория, а время — как циклически повторяющий-

23 Сергеевский Н.Д. Наказание в русском праве. СПб., 1887; Фойницкий И.Я. Учение о наказании в
связи стюрьмоведением. СПб., 1889; Таганцев Н.С. Лекции по русскому уголовному праву. СПб.,
1892—1894; Познышев СВ. Очерки тюрьмоведения. М., 1915; Основы пенитенциарной науки.
М., 1923.

24 Самойлов Л. Этнография лагеря // Советская этнография. 1990. № 1; Кабо В. Р. Структура лагеря и
архетипы сознания // Советская этнография. 1990. №1; Левинтон Г.А. Насколько «первобытна»
уголовная субкультура? // Советская этнография. 1990. № 2.

25 Подробнее см.: Ефимова Е.С. Субкультура тюрьмы и криминальных кланов (http://ivgi.rsuh.ru).

26 Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994.

27 Тайбаков А.А. Преступная субкультура // Социс. 2001. № 3. С. 90-93.

28 Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. М., 2001.

29 Ефимова Е.С. Картина мира тюремной лирики (www.ruthenia.ru).

ся процесс (видимо, пропорциональной количеству «ходок» и отсидок)30. Две яркие доминанты арестантской картины мира — путь и круг. Представите­ли тюремного мира называют себя бродягами, которые скитаются — по воле «злого рока» — по жизни и не знают приюта. Путь арестанта противопо­ставляется вольным дорогам: в пространстве тюремном — это пути замкну­тые: дом — СИЗО — вокзал — столыпинский вагон — центральная тюрь­ма — зона — дом — СИЗО и т.д. Дороги (из КПЗ в центральную тюрьму, из Централа на зону) тоже замыкаются: за временным посещением простран­ства свободы следует новое посещение тюрьмы. Возникает представление о «плене дорог». Россия оказывается в этой картине мира лишь большим тюремным кругом. Преступник воспринимает тюрьму не как эпизод или этап в своей жизни, а как безальтернативный способ существования. Сво­бода для него — случайная остановка в пути, а тюрьма — конечная станция назначения или постоянное место пребывания.

Если есть криминальные миры, то должна быть наука, занимающаяся их изучением.тюрьмоведение

Статус преступника подразумевает положение выключенное™ из основ­ной социальной иерархии: преступник пребывает вне общества и активно ему противостоит, будучи активным изгоем, он находится вне культурного пространства31. Пространственное положение преступника зафиксировано в жаргоне: представители криминального мира называют себя бродягами и

30 Эмпирический материал собирался автором в 1998 г. в тверской колонии строгого режима, мо­
жайской женской и детской колониях. Заключенным были предложены вопросы, связанные с во­
ровскими традициями, законами, ритуалами, формами общения, особенностями восприятия про­
странства и времени в тюрьме и на зоне, вербальным фольклором.

31 Лошман Ю.М., Успенский Б.А. Изгои и изгойничество как социально-психологическая позиция в
русской культуре преимущественно допетровского периода («свое» и «чужое» в истории русской
культуры) // Ученые записки ТГУ. Тарту, 1982. Вып. 576. С. 116.

ларам срисуют свою жизнь как странствие. Идея бродяжничества сближает современную криминальную субкультуру со старинной культурой разбой­ников и пиратов, также именовавших себя бродягами.

Тюрьма всегда считалась единственным местом, которое вор называл домом. Она выполняла функцию укрепления статусной репутации вора, измерителем которой являлась продолжительность отсидки. Человек, не по­бывавший в заключении («не топтавший зону»), не мог претендовать на высокий статус в уголовных кругах. С давних времен сохранилось обязатель­ное требование к «честному вору» иметь несколько судимостей и время от времени попадать в места лишения свободы (по «закону», настоящий вор должен встретить смерть на тюремных нарах).

Однако ныне отношение воров к тюрьме изменилось. Если прежде про­вести большую часть жизни в тюрьме считалось особым признаком касто­вости, то сегодня вор стремится оставаться вне тюрьмы, рассматривая даже день за решеткой недопустимым. Традиционные символы вора, типа кра­сочных татуировок, устарели. Чисто выбритые, в модной одежде, разъезжа­ющие на иномарках и проживающие в городских либо загородных хоромах воры в законе и криминальные авторитеты — органичная и неприметная часть атрибутики современной рыночной культуры.

Тюремной картине мира свойственны экзальтация, ностальгия и роман­тизация воровской действительности. В этом специалисты видят проявле­ния театральности, гипертрофированного ритуализма. Жизнь в зоне подчи­нена уставу, регламентированы все детали частной жизни, особенности одежды, условий быта. Отклонения от нормы обретают особую символиче­скую роль. Противопоставляя свои законы официальным, воры и блатные заботятся о соблюдении неформальных предписаний и правил. Вор негатив­но относится к государственной власти, это отношение проецируется на его отношение к администрации тюрьмы и лагеря. В знак протеста против за­конов, установленных администрацией, весь распорядок дня в тюрьме и ИТУ (исправительно-трудовом учреждении) демонстративно нарушается. В прошлом символическое отрицание работы выражалось в подчеркнуто ритуализованных действиях: воры устраивали театрализованные представ­ления, сжигая орудия труда и греясь у подобных костров.

Поведение современного вора соотносимо с поведением мифологическо­го трикстера, скомороха, сказочного героя-вора: он носит маску «дурачаще­го дурака», которая является одним из основных его орудий. Кража и обман — основные доблести вора. Вор — хитрец, интеллектуал, лгун. Каждый его пос­тупок, пишет Е.С. Ефимова, носит двойной смысл: истинный и ложный, на­правленный на обман простака, чей ранг ниже. Простаком или дураком мо­жет являться на свободе — жертва преступления, в тюрьме — представитель администрации или первоход, новичок в тюремном сообществе, еще не про­шедший инициацию и не ставший «своим». В основе воровского мировиде-ния лежит игра, освобождающая от законов жизни. Словесное искусство во­ров — это, в первую очередь, искусство лжи. Одна из ведущих форм тюрем-но-воровского фольклора обозначается жаргонным термином «прикол». Приколы сопровождают все бытовые действия заключенных: используются при отказе от работы, за едой, во время картежных игр.

Он, как и актер, ведет двойную жизнь, умеет притворяться, выдумывать, отшучиваться, постоянно находясь в жесточайшем напряжении, посколь-

ку любой его жест или слово могут быть истолкованы не так или не в его пользу, и тогда провал — но уже не театральный, а реальный, грозящий его жизни, — неминуем.

В тюрьмах табуирован и ритуализирован даже жест поклона. Существу­ет тюремный запрет поднимать что-либо с пола. Табуирован красный цвет (ментовской). Табуированы также некоторые слова. Вместо «садись» гово­рят «присаживайся», вместо «спасибо» — «добро». Среди запретов наиболее важную роль играют те, которые связаны с предметами «низкими», ведь заключенные стараются держаться как «достойные арестанты» и «не ронять себя». Особую символическую нагрузку имеют действия, связанные с пара­шей: человек, моющий парашу, счита­ется опущенным32.

Тюремная несвобода оказывается метафорой скорбного жизненного пути: человек неволен выбирать себе дорогу, за него распоряжается слепая судьба. Воры в законе традиционно мыслили себя жертвами судьбы или злого рока. Либо судьба, либо коварные обстоя­тельства толкали человека на неправед­ный путь: родители спились или умер­ли, ребенка выгнали из дома или он ос­тался с малых лет сиротой. Мотивация объективности того преступного пути, на который ему пришлось ступить как бы помимо своей воли, служит одной цели: оправданию себя перед миром и Богом. В тюремной лирике постоянно звучат темы несудьбы (недоли), раз­луки, жестокого рока, который олицетворяет поезд, уносящий заключенных в неизвестное будущее.

Вот и ловят! Сажают! Выходим! Но из круга не выйти беды. В этой жизни себя не находим, Не поймем новорусской среды.

В ставшем для вора единственным, хотя мрачном и холодном, простран­стве главного приюта жизни особо отмечены тюремные «святыни»: чай и си­гареты. Чаепитие и курение — не профанические действия, а центральные тюремные ритуалы, они объединяют заключенных в единую «семью», в кри­зисное время поддерживают целостность мира, не дают распасться времени и пространству, организуют зэковскую жизнь и наделяют ее сакральным смыслом. Сигареты и чай выступают символом жизни и тепла, дают возмож­ность обитателям «мертвого дома» почувствовать себя живыми людьми33.

Вокруг «чифирбака» объединяется арестантская «семья». Совместная трапеза, так же как совместное курение, является знаком духовного родства заключенных. Поскольку «чифирение» считается администрацией наказу­емым либо неодобряемым деянием, то этот ритуал приобретает особое зна-

32 Ефимова Е.С. Субкультура тюрьмы и криминальных кланов (http://ivgi.rsuh.ru).

33 Ефимова Е.С. Картина мира тюремной лирики (www.ruthenia.ru).

чение благодаря своей запретности. Он превращается в некую протестную акцию. А все, что делает зэк, должно, по воровским законам, противосто­ять или контрастировать с официальными нормами. Разговоры, сопровож­дающие чаепитие, тюремные «базары» «о житье и бытье», становятся также своего рода ритуализованным действием, в процессе которого возрастает степень групповой солидарности и причастности к общему целому.

Любое место в камере (у окна или, напротив, у параши) или на зоне (сто­ловая или мастерская) наделяется символическим значением и статусным рангом. Привилегированное, козырное место в камере и в бараке — даль­ний угол у окна, где и светлее, и не видно в глазок надзирателю — называ­ется воровским углом или воровским кутком. Здесь располагается отрица-ловка, идейные воры. Воровской ку­ток — место почетное, у параши — ме­сто позорное.

Для тюремной субкультуры харак­ терно чаепитие на полу, что определя­ется самим содержанием и условиями тюремной жизни. «Сидение» оказывается удобным жестом, по мнению Е.С. Ефимовой, выражающим положение социального изгоя, находящего­ся на дне общества, ведущего себя вопреки традиционным правилам и нор­мам, поэтому оно бывает запечатлено в памятниках тюремного изобрази­тельного искусства — на рисунках, изображающих тюремную жизнь.

Если в обычной жизни этикет предписывает благодарить Бога за еду и запрещает ее хулить, то тюремную пищу, напротив, принято ругать. Виной тому — отвратительное качество тюремной баланды. Оценка тюремной пищи как несъедобной выражает негативное отношение к администрации тюрьмы, к собственному положению арестанта-невольника. Запрещается благодарить и за подарки. Когда один заключенный передает другому сига­реты или чай, можно ответить «добро», но не «спасибо», поскольку чай и сигареты — это часть «общака», а он принадлежит всей арестантской семье34. Важнейшей метафорой тюремной субкультуры является пища — суточ­ная норма хлеба заключенного (горбыль, костыль, птюха, кровная пайка). Мотив пайки встречается в тюремных пословицах и поговорках, наивной литературе осужденных. Тюремная пайка хлеба не разрезается, а ломается, что зафиксировано и в языке («пайку ломать»). Тюремный хлеб — особый культурный артефакт. Самое большое преступление против ближнего в тюрьме — похищение пайки хлеба. Хлеб может восприниматься как несъе­добный, горький, являясь метафорой горькой доли заключенного. Мотив «горького тюремного хлеба» встречается в альбомных стихах и афоризмах заключенных35. Вместе с тем тюремный хлеб может восприниматься как единственный предмет, связывающий с волей. Символически он связан с небом, с живым пространством воли.

В тюрьме и на зоне высока символическая роль одежды: отклонения от установленного образца — знак особого положения зэка. Воры в законе

34 Ефимова Е.С. Картина мира тюремной лирики (www.ruthenia.ru).

35 Шумов К.Э., Кучевасов СВ. Розы гибнут на морозе, малолетки — в лагерях. Рукописные тетради из
камеры малолетних преступников//Живая старина. 1995. № 1. С. 13.

имеют право носить особую одежду: в прежние времена они подбивали са­поги звенящими подковами, ушивали форму, шапки носили набекрень, вставляли фиксы. Сегодня воры и блатные выделяются из толпы заключен­ных за счет более богатой и нарядной одежды, в тюрьме они имеют возмож­ность одеваться так же, как на свободе. Аристократизм вора проявляется в его пренебрежении к этим предметам, связанным с «телесным низом»: носки и сапоги, а также белье. Вор в законе никогда не будет чистить себе сапоги и стирать носки, он делает это через шестерок или обиженных, которые обязаны стирать носки и чистить сапоги прежде всего другим.

Наиболее популярны в тюремном мире такие жанровые разновидности

блатных песен, как баллады, лириче­ские песни, описывающие мир неволи (в том числе политические — дисси­дентские), удалые песни, шуточные песни эротического содержания, пес­ни-переделки. Большинство тюрем­ных песен можно назвать «слезными»: они призваны вызывать сочувствие к судьбам зэков. Тюремные баллады по­вествуют о судьбе преступника, расска­зывают о его детстве, первой любви, которая подчас и приводит к преступ­лению, о самом преступлении, о суде, на котором герой часто произносит покаянную речь, вызывающую слезы у слушателей. В поэзии заключенных подчеркивается, что человек в неволе утрачивает все. Но за утрату всего зэк обретает возможность и право быть глашатаем истины (подобно младенцу или юродивому). Теряя в мире тлен­ном, человек стяжает в мире вечном. Изгой в обществе, он мыслит себя приближенным к Богу в мире вечном. Социальное унижение в поэтическом воображении заключенного превра­щается в сакральное избранничество.

Важный элемент тюремной субкультуры — письма и записки. Их назы­вают малявы, малявки, мульки, ксивы. В тюрьмах и ИТУ основной формой общения является переписка. Деловые и дружеские письма отличаются друг от друга функционально и стилистически. Вторые могут представлять собой, к примеру, поздравительную открытку, посланную другому зеку, готовящемуся стать смотрящим за корпусом. Женщины получают и пишут в основном любовные «малявы». Для них характерна утрировка чувств, они обильно насыщены метафорами, сравнениями, гиперболами. Деловые послания — это инструкции и обращения, подписанные вором в законе или группой лиц. «Ксивы» поддерживают заключенных, в них даются инструкции по поведе­нию в тюрьме и на зоне, отношению к администрации, «мужикам», «коз­лам», «дороге». Подчас основной задачей «ксив», направленных в ИТУ, яв­ляется призыв к «слому зоны», т.е. обучение зэков тому, как взять верх над администрацией. Оговаривается тактика воров, направленная на «слом

зоны»: подрывать авторитет начальства («красных», «своры»), бороться за то, чтобы «мужики» не работали36. Тюремные письма часто шифруются, причем в них используются те же аббревиатуры, что в татуировках.

Тюремная субкультура — это система табу и ритуалов, которые регламентируют пребывание в зоне

Разнообразные фольклорные жанры представлены в памятниках письмен­ного фольклора заключенных: альбомах, песенниках, блокнотах. Альбомы художественно оформляются, а песни и стихотворения — богато иллюстри­руются. Наиболее популярны рисунки, изображающие решетку, наручни­ки, розы за колючей проволокой, горящие свечи. Заключенные демонстри­руют свое интеллектуальное превосходство над представителями властей и свободными людьми, они, как отмечает в своем исследовании Е.С. Ефимо­ва, используют в речи иностранные слова, заведомо непонятные ментам, афоризмы из Ницше и Шопенгауэра. Афоризмы заучиваются наизусть и находят место на страницах тюремных альбомов. Изречения на иностран­ных языках наносятся на тело в виде татуировок. Смысл изречения подчас забывается и носитель татуировки не может объяснить, что означает нане­сенная на его тело надпись. Афоризмы вообще чрезвычайно популярны в тюрьмах и ИТУ. Ими испещрены стены штрафных изоляторов, ими укра-

36 Ефимова Е.С. Тюремный письменный фольклор (http://ivgi.rsuh.ru).

шают альбомы и блокноты, они постоянно мелькают в разговорной речи. Традиционные тюремные афоризмы выражают идеологию криминального мира: презрение к властям и всему людскому «стаду»37.

Неотъемлемой частью тюремной картины мира и тюремного фольклора выступают татуировки, клички, табу, ритуалы, жаргон.

В субкультуре осужденных, как и в архаичных культурах, широко распро­странены табу («западло»). Например, нельзя ни перед кем становиться на колени (особо рьяные последователи тюремных традиций выкалывают на коленях пятиконечные звезды). Если осужденный путем насилия или обма­на встал на колени, его статус понижается: вставший на колени не может командовать другими. Табу делятся на общеупотребительные и исключи­тельные. Вторые рассчитаны только для лидеров уголовного мира. Напри­мер, авторитет не может участвовать в художественной самодеятельности: его дело руководить людьми, а не паясничать на сцене. Какие тут могут воз­никнуть проблемы, показано в фильме «Комедия строгого режима», постав­ленного по рассказам С. Довлатова.

Средством уголовной коммуникации выступает особый язык — жаргон, или арго. Термин «арго», согласно словарю Мерриам Уэбстере38 и Оксфорд­скому толковому словарю39 обозначает «тайный, засекреченный язык», а жаргон — профессиональную лексику. Стало быть, если в криминальной культуре речь идет о подростках, то они пользуются арго, а если о профес­сиональных бандитах, то у них на вооружении жаргон. Хотя в тюрьме и на зоне используемый язык выполняет обе функции — конспирации и профес­сионализации.

В уголовной среде жаргон имеет три разновидности, каждой из которых присущи свои лексические и коммуникативные особенности: 1) общеуго­ловный жаргон, которым пользуются как обычные правонарушители, так и профессиональные преступники; 2) «тюремный» жаргон, типичный для мест лишения свободы; 3) специально-профессиональный жаргон, харак­терный только для преступников-профессионалов.

Уголовный (воровской) жаргон не является самостоятельным языком, он возникает и функционирует на базе общенационального языка и относит­ся к разряду условных языков. Они существуют у многих социальных групп (молодежный сленг, профессиональные языки) и выполняют сигнально-обособительную функцию: свидетельствуют о принадлежности к определен­ной социальной группе. Уголовному жаргону присуща и конспиративная функция: он служит средством засекречивания информации от «непосвяще-ных». Ему свойственны образность, парадоксальность, ироничность (напри­мер, изнасилование — это «лохматая кража»), что делает его привлекатель­ным для подростков.

Воровской жаргон возник достаточно давно, на Руси он берет начало от арго офень — жуликоватых торговцев-коробейников. И выражение «ботать по фене» (употреблять жаргон) есть искаженное воспроизведение выраже­ния «болтать по офенски». На Руси криминальный язык известен и под на-

37 Ефимова Е.С. Тюремный письменный фольклор (http://ivgi.rsuh.ru).

38 Britannica'97 / Encyclopedia Britannica and Merriam Webster's Collegiate Dictionary: Tenth Edition on
CD-Rome.

39 Advanced Learner's Dictionary of Current English. Oxford, 1995.

званием «блатная музыка». По словам В.И. Даля, эта «музыка» была разра­ботана столичными мошенниками, карманниками и ворами разного про­мысла, конокрадами и барышниками.

А вот некоторые исследователи считают, что в седьмом веке на Руси про­живал офенский народ, исчезнувший почти бесследно и оставивший о себе память лишь в русских былинах. Язык феней передавался поколениями, и вскоре его стали употреблять нищие, бродячие музыканты, конокрады, про­ститутки. Феней не просто общались, ею шифровали устную и письменную информацию, стремясь утаить смысл от лишних глаз и ушей. Жаргон вошел в воровские шайки, остроги и темницы, проник на каторгу. Их коренные обитатели даже отвыкали от родной речи, путая слова и выражения.

Изучение криминальных субкультур имеет долгую историю. Записи арго у славянских народов, сделанные собирателями-этнографами, писателями и лингвистами, согласно данным Е.С. Ефимовой, относятся к XIX—XX вв40. Первые известия об арго (XVII в.) связаны с казаками, наиболее древний пласт арготизмов восходит к лексике новгородских и волжских речных раз­бойников, бурлаков, калик перехожих. В создании криминального фольк­лора принимали участие также бродячие ремесленники и торговцы (офени). К XVIII в. относятся и первые публикации разбойничьего и тюремного пе­сенного фольклора в сборниках Трутовского, Чулкова, Кирши Данилова. В отдельный раздел разбойничьи песни наряду с «воинственными» и «сол­датскими» выделяет П.В. Киреевский. В 1820—1830-е гг. начинается запись разбойничьих преданий, к которым примыкают и предания о крестьянских восстаниях. Разинский фольклор, разбойничьи песни и предания записы­вают А.С. Пушкин и Н.Н. Раевский. Образы арестантов и беглых каторж­ников эпизодически появляются в русской литературе, начиная с 1830-х гг., в творчестве И.Т. Калашникова, Н.С. Щукина, Н. Полевого, А. Таскина, Д.П. Давыдова. Внимательное изучение жизни и быта преступников начи­нается с «Записок из Мертвого Дома» Ф.М. Достоевского — возникают очер­ковые записки, повести, романы, посвященные исследованию острожной жизни. В числе первых — роман Вс. Крестовского «Трущобы». Большую роль в собирании демократического фольклора (фольклора социального проте­ста, народных бунтов, тюремного, фабрично-заводского, солдатского) сыгра­ли фольклористы второй половины XIX в.: описание быта «голи кабацкой», нищих, беглых воров и разбойников дает И. Прыжов в «Истории кабаков», как самостоятельную тему «вольных людей» выделяет Н. Аристов. Описа­телями тюремной субкультуры и собирателями тюремного фольклора ста­новятся политические заключенные — В.Г. Богораз, B.C. Арефьев, А.А. Ма­каренко, Ф.Я. Кон и др. Заключенными российских тюрем в разное время были Л. Мельшин, В. Фигнер, В. Короленко, В. Серошевский и др., в ме­муарах которых представлены зарисовки быта и жизни не только поли­тических ссыльных, но и представителей старой воровской среды. Интерес к жизни заключенных проявил А.П. Чехов, совершивший поездку на ост­ров Сахалин. Этнографически точные картины социального «дна» пред­революционной эпохи представлены в произведениях В. Гиляровского и М. Горького. В советское время заключенными российских тюрем стали многие литераторы и деятели культуры (А. Солженицын, В. Шаламов и др.),

40 Жирмунский В.М. Национальный язык и социальные диалекты. Л., 1936.

в своих мемуарах и литературных произведениях осветившие некоторые осо­бенности субкультуры советской тюрьмы41.

Жаргон в начале XX в. насчитывал почти четыре тысячи слов и выраже­ний. В дальнейшем тюремно-лагерная политика СССР для криминального языка открыла новую эпоху. В течение десятилетий жаргон изменялся и дополнялся. Лексический запас современной уголовной среды включает свыше десяти тысяч слов и выражений, многие из них применяются край­не редко (это пассивный запас). Для общения блатарю достаточно 300— 400 слов, хотя он понимает гораздо больше. Скажем, карманник сегодня во­оружен пятьюстами терминов и выражений, шулера имеют около трехсот, домушники — двести, грабители и наркоторговцы — по 100—15042.

Клички уголовников предназначены для сокрытия имен с целью обеспечения конспирации. Это персонифицирован­ная форма жаргонного обращения к представителям криминального сооб­щества. Кличка не только заменяет фа­милию, имя человека, но и закрепляет его статус в преступной среде, выполня­ет одновременно оценочную функцию («хороший», «плохой», «злой», «добрый» человек). Авторитетный преступник ни­когда не может иметь оскорбительных кличек.

Воровские клички могут отражать свойства личности, имя или сокращенную фамилию («Леха» — Алексей; «Боб» — Бобков; «Савоська» — Савоскин и т.д.); физические особенности («Горбун», «Хромой», «Костыль», «Очкарик» и т.п.); статус индивида («Па­хан», «Король», «Бриллиант» — высокий статус; «Леди», «Петух», «Помой­ка», «Жаба» — низкий статус); специфику преступной деятельности («Ро­бинзон» — вор-одиночка, «Пляжник» — пляжный вор, «Фунт» — валют­чик, «Баклан» — хулиган, «Джек Потрошитель» — сексуальный убийца). Кличка — это своего рода краткая, но очень меткая характеристика пре­ступника. Она остается за ним даже в случае, если он изменил фамилию и перешел на нелегальное положение. Зная кличку, можно более оператив­но найти нужного человека и составить его предполагаемый психологиче­ский портрет.

Если жаргон, кличка — это вербальные атрибуты общения в криминаль­ной среде, то татуировки — знаковое, невербальное средство передачи ин­формации. Они, как и жаргон, характеризуют внутренний мир преступни­ка, свидетельствуя либо о принадлежности его к определенной категории правонарушителей, либо о тяготении к ней. Рисунки на теле преступника можно разделить на три основных группы: татуировки общего плана; тату­ировки-символы и татуировки криптографической направленности. Тату­ировки являются своего рода знаками отличия от общей массы правонару­шителей. На основе татуировок можно получить информацию о количестве

41 Подробнее см.: Ефимова Е.С. Субкультура тюрьмы и криминальных кланов (http://ivgi.rsuh.ru).

42 Захаров А. Язык блатного мира (http://www.aferizm.ru).

судимостей, отбытом сроке в местах лишения свободы и месте отбывания наказания43.

Татуировки выполняют функцию социальных маркеров, а затем уже, как бы во вторую очередь, представляют собой художественное творение. Они выделяют профессиональных преступников от общей массы правонаруши­телей. Раньше татуировки представляли своеобразные клейма на теле преступ­ников, накожные узоры в виде рисунков или надписей. Они являются не толь­ко украшением, но и своеобразным тайным языком преступного мира. По ним можно узнать, где и за что человек отбывал наказание, каково его положение на иерархической лестнице преступного сообщества, (рис. П)44.

Рис. 27. Кисть руки в татуировках:

1 — отбывал наказание за грабеж; 2 — дважды отбывал наказание в ВТК. «Отсидел борзо»,

о чем свидетельствует корона; 3 — «вор-рецидивист» (имеет высший статус в воровской среде);

4неисправимый; 5 — имеет 5 судимостей; 6 — совершил два побега из НТК; 7 — «привет ворам»

(данный субъект«вор в законе»); 8браслет наносят те, кто провел в колонии не менее 5 лет,

на двух руках — не менее 10 лет.

Татуировка — визитка осужденного, в ней отражается криминальная биография: число судимостей, отбытый или назначенный по приговору суда срок, воровская «масть», отношение к администрации, правоохранительным органам, склонности, характер, национальность, вероисповедание, сексу­альная ориентация, место в уголовной иерархии и даже эрудиция. Однако в целом татуировки не играют той коммуникативной роли, которая отводи-

43 Бронников А.Г. Криминалистическое значение татуировок. Пермь, 1982; Ольгерд М. Татуировка:
Тайна и смысл. М., 1995.

44 Источник: Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура).
Тверь, 1994.

лась им до начала 1970-х гг. Современные опытные профессиональные пре­ступники стремятся не татуироваться и уничтожить старые рисунки.

Татуированное тело вора «изображает» как бы официальный мундир, покры­тый регалиями, орденами, знаками чинов и отличий. Не случайно на воров­ском жаргоне традиционный набор татуировок называется «фрак с орденами». Об изображении мундира можно говорить в буквальном смысле. Так, напри­мер, существует множество наплечных татуировок, которые изображают самые настоящие эполеты или погоны со звездами или черепами. Фактически весь послужной список вора, вся его биография воплощается в таких татуировках. Здесь все его взлеты и падения, назначения на новые должности и разжалова­ния, тюремные «командировки» и переходы на новую «работу». Воровские та­туировки — это одновременно и «паспорт», и «досье», и «орденские книжки», и «грамоты», и «эпитафии», т.е. это комплекс официальных бюрократических документов (рис. 28)45. Естественно, что человек, не имеющий татуировок, в мире воров не имеет вообще никакого социального статуса, как бы вообще не существует. На воровском арго такой человек называется «петушок», т.е. он мгновенно приобретает статус лагерного «чухана»46.

Рис. 28. Татуировки у представителей воровской элиты:

1-3 — один или два погона (эполет) — данное лицо занимает высокое положение в преступной

элите, имеет высокое звание (капитана, майора и т.д.); 4 — восьмиконечная звезда на груди

(знак вора-рецидивиста); 5 — шестиконечная звезда на коленях — «никогда не встану перед

судом на колени» (на плечах — «никогда не одену погоны»)

Согласно данным исследования А.А. Тайбакова, 62% опрошенных осуж­денных имеют на своем теле те или иные татуировки. Из них 55% точно из­вестно их значение. Характерно, что впервые нанесли татуировку в услови­ях следственного изолятора 34%, 28 — сделали это на воле, 22 — прибегли к

45 Источник: Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура).
Тверь, 1994.

46 Плуцер-Сарно А. Язык тела: символика воровских татуировок (www.blatata.ru).

такому украшению тела во время прохождения службы в армии, 16 — нанес­ли татуировки во время отбывания наказания в исправительных колониях, 38 — нанесли татуировки, руководствуясь эстетическими соображениями, 12 — преследовали цель обозначения своего статуса, 4 — полагали, что это облегчит их идентификацию среди других представителей криминалитета, все остальные осужденные исходили из других побуждений (мода, свобод­ное времяпрепровождение и т.п.)47.

При татуировке осуществляется — добровольная или насильственная — стигматизация профессиональных преступников. Все «наколки» («порта-ки») являются функциональными. Иногда татуировки делались насильно (в случаях, когда человек «опускался» — становился неприкасаемым, пари­ей, часто — пассивным гомосексуалистом). «Наколка», сделанная «не по рангу», сурово наказывалась. Так, человеку, изменившему на пальце статус­ный рисунок «перстня», этот палец отрубался. Если кто-нибудь осмеливал­ся сделать себе незаслуженные татуировки — знаки отличия «вора в законе», он подлежал смерти.

К формам тюремной коммуникации относятся: перестукивание в тюрь­ме; визуальное общение на пальцах (тюремный семафор или ручная «феня»); передача информации через положение сигареты при курении, формы за­тяжки, выпуск дыма и т.д. Большой популярностью пользуются «блатные» песни, анекдоты, в которых проявляется бесстрашие, удаль, открытость «воров», их превосходство над сотрудниками правоохранительных органов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.