Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, 2000 28 страница




Я слышала много симпатичного о д-ре Серафининой, но, к сожалению, она записалась в члены Теософского Общества. Если она собирается распространять даваемое Учение, она встретит немало врагов среди них. Ведь, как писал мне Асеев, г-жа Каменская наложила табу на книги Учения и заявила, что книга «Агни Йога» очень вредная. Как выйдет д-р Серафинина из этого положения? Хотелось бы выяснить, насколько серьезно относится она к Учению? Я никогда не отказываюсь переписываться с серьезно ищущими, и, как я уже писала д-ру Асееву, если она напишет мне, конечно, я с радостью отвечу. Также и Вы, глубокоуважаемый Карл Иванович, можете подтвердить ей это.

Ваше определение г-на Гущика правильно. Конечно, более полного контраста, нежели он и чета Икскуль, трудно себе представить. Но никто не мешал ему начать свое Общество имени Рериха. Но думаю, что он не из организаторов. Порывы есть, но дисциплина духа отсутствует и не претворяется в полезные действия, и энергия рассеивается в бесплодных мечтаниях и сетованиях на судьбу. Чеховских типов много гуляет по лицу Земли.

Надеюсь, что Вам удастся добиться разрешения открытия курсов. Конечно, Народный Университет в будущем, но сейчас хорошо иметь именно разрешение на открытие хотя бы нескольких наиболее приемлемых отделов.

Да, в трудное время приняли Вы бразды правления, тем более заслуги будет Вам, когда Вы проведете корабль Ваш через все подводные рифы и отмели! В преданности и любви к Владыке все самое тяжкое и трудное разрешается и одолевается. Итак, в добрый час!

Также сердечное спасибо Вам, Карл Иванович, что Вы так бодро и спокойно принимаете все попытки темных. Часто мы слышали рассказы о задуманных кознях и репрессиях, но по расследованию они также часто оказывались измышлениями врагов в надежде запугать слабых и тем ослабить наши ряды. Но прекрасно и мудро поступаете Вы, что не оставляете без внимания ни одного рассказа и наговора, но проверяете их и разбиваете их. Это самая лучшая политика. Бояться нам нечего, ибо ничего противозаконного в нашей деятельности нет, наоборот, она поддерживает все лучшие устои, все то, на чем держится жизнь. Живая Этика так сейчас нужна! Как я писала на днях Лидии Андреевне:

«Важно проводить просветительные, культурные идеи без зазывания и навязывания Учения. Тем более что принципы и идеи, выраженные в "Учении, не носят на себе какой-либо исключительной печати и все они прекрасно укладываются в понятие Живой Этики. Много тем для лекций и рефератов можно заимствовать из Учения без титула Агни Йоги. Сейчас важно поднять и расширить сознание могущих идти со Светом, но подымать его можно, лишь пользуясь доступными им методами и образами, постепенно расширяя эти представления до мировых масштабов...» Также мне пришлось ответить ей и относительно предложенной ею кандидатуры г-жи Зенты Маурин, не дожидаясь Вашего ответа на мой запрос, иначе столь долгое молчание показалось бы странным. Привожу мой ответ: «Все, что Вы пишете о г-же Маурин, весьма симпатично, и, если не возникнут серьезные препятствия и большинство членов будут за это избрание, не вижу, почему бы не обратиться к ней. То же самое могу сказать и относительно предложенной Вами вице-председательницы г-жи Виестур. Вообще, прошу Вас поступать, как лучше для развития дел, принимая в соображение создавшиеся условия в стране...»

«Вопрос о Лиге Культуры я вновь затронула в моем письме к Карлу Ивановичу, предложив ту же Лигу Культуры, но в новом одеянии. Еще не имею ответа на это. Думаю, что Карл Иванович поделится с Вами и обсудит это предложение, исходящее от Высшего Источника...» Затем я привожу ей мысли по поводу брошюры «В чем должно состоять сотрудничество большинства женщин?» – исходя, конечно, от основ, и, отвечая на вопросы, даю еще несколько новых намеков.

Конечно, переписка г-на Тарасова имела бы частный характер, если бы г-н Шклявер в своем циркулярном обращении к членам групп с предложением вступить в переписку с г-ном Тарасовым по вопросам Доктрины отметил бы, что он пишет по частному почину, но не в качестве генерального секретаря Центра. Но у меня имеются копии его писем, в которых наряду с официальными сообщениями он определенно приглашает обращаться за всеми вопросами по Доктрине к г-ну Тарасову, умалчивая об этой совершенно частной инициативе. Г-н Тарасов прислал письмо с извинениями. Но на ответ положил почти месяц, такая медлительность тоже психологична. Но, конечно, многое можно простить ввиду его крайней молодости и невежества а таких вопросах. Но г-ну Пеалю, встающему на его защиту, можно ответить, что никто не мешал Тарасову вести переписку со всеми сочленами, но недопустимо, чтобы он устанавливал свою самозваную Иерархию и, не разбираясь сам во многих вопросах, играл бы на авторитете «признанного ученика» и «сына Владыки М.», вводя в заблуждение обращающихся к нему за разъяснениями. Самому Пеалю он писал, что он может дать ему совет, раз г-н Пеаль ищет учеников, имеющих не только «савуар», но и некоторый «пувуар», ибо он признанный ученик и «сын Учителя М.»... Копия этого письма у меня имеется.

Сведения о приглашении и достойной встрече Н.К. в Японии и Маньчжурии появились в Америке и здешних газетах. Но не знаю, появилось ли это в европейских газетах. Н.К. сейчас еще в Маньчжурии и собирается основать и там культурный центр.

Относительно вопроса любопытствующих, как относится духовенство к Н.К., можно сказать, что Н.К. среди своих лучших друзей насчитывал и насчитывает много глав Православной Церкви, например, как только что ушедший митрополит Платон в Америке, митрополит Антоний и епископ Нестор, Отец Спаский и даже несколько других представителей христианских церквей, среди них трех весьма выдающихся. Также и католики не чужды симпатиям Н.К. Н.К. никогда и нигде не говорит и не будет говорить против религий. Массы без религии обращаются в истинное исчадие ада! Но важно осторожно и постепенно просвещать сознание во главе стоящих. И это при сердечном подходе часто удается. Так, нашим другом был знаменитый проповедник Епископальной Церкви епископ Роберт Норвуд. Наш Музей он называл Храмом Рериха и местом Истинного Общения Святого Духа. В его кабинете висели портреты Великих Учителей. Так, он удостоился видения Самого Владыки, и это навсегда осталось радостью и Светом его чудесной жизни. Дух его понял, кто есть Великий Владыка. Он всегда говорил, что все проповеди его были внушены ему Великим Владыкой. К великому прискорбию нашему, он недавно скончался. Церковь его была самая большая в Нью-Йорке, и толпы шли на его проповеди. Именно в его церкви произошло чудо, о котором писали все газеты англосаксонских стран. В алтаре в рисунке мрамора было обнаружено очертание фигуры Христа, и, говорят, настолько Изображение это было ясно, что толпы посещали этот Храм. Друг наших Учреждений и известный епископ 0'Коннор, так же как и епископ Г. (не помню точно его фамилию) самой старой церкви в Нью-Йорке, есть еще другие, на алтаре которых наряду с Изображением Христа стоит фигура Владыки Будды. Истина постепенно прокладывает себе дорогу. Но, как всегда, русское духовенство плетется позади.

Что же касается до антропософов, то мы ничего и нигде о них не слыхали. Они сильны, кажется, только в Германии. Мы ими не интересуемся. Вы знаете, насколько учение их отошло от Основ. Наша пропаганда, если только можно так выразиться, состоит лишь в том, что мы издаем книги Учения, и это все. Все Общества, как Вы знаете, преследуют, главным образом, культурно-просветительные задачи, и Учение дается лишь стучащимся и никогда не навязывается.

В следующем моем письме коснусь, если получу на то Разрешение, деятельности некоторых из упомянутых Вами Обществ для Вашего осведомления. Кажется, ответила по всем пунктам. Желаю Вам всякого успеха в Вашей полезной поездке. Думаю, что на этот раз она будет носить характер скорее рекогнисцировочный[275], нежели организационный.

Передайте, пожалуйста, мой сердечный привет Рихарду Яковлевичу.

Получили ли Вы в моем письме маленький конвертик со вложенной в нем веточкой гималайского растения для Валковского?

Всего Светлого и Прекрасного.

Духом с Вами, Е. Рерих

Когда кончила письмо, пришло новое письмо от г-жи Икскуль. Она почувствовала сдержанность моего ответа и сейчас пишет в совершенно иных тонах. Но из него мне ясно, что она совершенно не годится в водительницы, и никого привлечь не сможет, и даже при настоящем ее сознании может вредить. Ибо она делает мешанину из всех существующих Учений, должно быть полагая, что в этом заключается синтез! Потому я остаюсь при своем первоначальном мнении. Она, несомненно, очень талантливая женщина, но запутавшаяся в сетях дешевых сведений псевдооккультных книг. Переписку продолжу, может быть, удастся выправить некоторые странные представления.

 

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

23 августа 1934 г. «Урусвати»

Многоуважаемый Александр Иванович, только что получила Ваше Добавление с письмом от 30 июля. Конечно, это Добавление очень нужно, и люди должны задуматься над грозными вестниками, которые будут приумножаться. Привела на полях маленькое замечание, но не настаиваю на нем, чтобы не утяжелить книгу.

Христос, говоря о кончине Мира, не мог иметь в виду конечное завершение эволюции нашей планеты. Ибо если эволюция следует естественному законному порядку развития и планета входит в свой седьмой круг, а ее человечество в Седьмую Расу, со всеми подрасами, то при завершении этой эволюции не может быть такого Страшного Суда. Ибо к этому времени человечество и планета достигнут состояния Высших Миров, где уже нет сознательно противодействующей добру силы зла.

Христос, конечно, знал о создавшейся тяжкой карме человечества и планеты, знал о грозящей гибели большинства, и потому Он имел в виду именно приближающееся смещение Расы, всегда сопровождающееся величайшими космическими катаклизмами и перед которым заблаговременно совершается великий отбор перед окончательным Судом. Будучи Посвященным, Он не мог не знать, что эта катастрофа может явиться Днем Последним, в силу ужасающего падения духовности в человечестве. Ведь возможно, что не собрать будет столько противодействующих, вернее, разряжающих энергий, чтобы удержать планету от конечного гигантского взрыва. К этому взрыву Князь Мира сего и направляет все свои усилия, ибо он знает, что в очищенной атмосфере, пронизанной новыми огненными Лучами или энергиями, пребывание его в сфере земной станет нестерпимым, невозможным. Потому он стремится взорвать, чтобы, как сказано, уплыть на обломках. (Прилагаю Вам заметку из газеты «Возрождение». Может быть, Вы тоже утилизируете ее.) Не о том ли смещении Расы говорит и Апостол Петр (Второе Послание, 3, 19), также и Откровение (21, 1) и Пророчество Исайи (66, 22). Помните, в Учении сказано, что именно дух человека может стать взрывателем планеты. Также сказано и о Разрядителях, число которых так мало, и потому вся тягость удержания равновесия планеты ложится на них. Сильный Дух может удержать целую местность от землетрясения. Так, в древности Великие Учителя посылали своих высоких учеников в местности, угрожаемые землетрясением.

Конечно, нужно с большой осторожностью и распознаванием относиться к снам и видениям. Чтобы правильно видеть и понимать, нужно научиться управлять высшим Манасом и не допускать вторжения его. Много примеров видений, когда высший Манас являл Истину, но затронутая самость пробуждала низший аспект его, который, вторгаясь, не только вносил свои добавления, но искажал весь смысл явленной истины. В упоминаемом Вами случае нашего Феликса Денисовича знаю, что все указания относительно уменьшения количества пищи исходили от Высшего Источника, ибо организм его был настолько уже потрясен, что излишек пищи мог только еще больше отравить его. (Но прискорбно было то, что он вошел в контакт с аурой Алексеевых и их гуру и присоединился к опыту лишения сна.) Не уменьшение пищи, но лишение сна подрывает организм. Ведь человеку немного нужно. Так, занимающемуся умственным трудом совершенно достаточно принимать пищу два-три раза в день. Причем два фрукта или овоща, немного мучного и коровьего масла и молоко – лучшая пища и диета. Но, конечно, тому, кто привык к мясной пище и в большом количестве, сразу перейти на исключительно растительную и мучную пищу может быть трудным и даже вызвать нежелательные реакции в организме. Потому всегда нужна осторожность и постепенность. Кроме того, каждый случай так индивидуален! Но примем истину, что большинство болезней человечества происходят именно от всяких излишеств и, главным образом, от переедания. В Америке, где люди страшно напряженно работают, едят мало, при этом они чрезвычайно выносливы и уровень смертности по возрасту там сейчас много выше, нежели в России до войны.

Теперь Ваш вопрос – нужно ли оповестить тех, вступивших в группу Алексеева? Если спросят, Вы можете сказать на основании моего утверждения по Указу самого Владыки, что сейчас лишь Общество, возглавлявшееся Феликсом Денисовичем, а теперь находящееся под водительством Карла Ивановича, находится под Щитом или Покровительством Великого Владыки Белого Братства. Ибо лишь это Общество получает океан Учения из Высшего Источника через единых Доверенных – Н.К. и Е.И.Рерих. Все должны понять, что Щит Владыки может быть лишь там, где Его Доверенные, – это оккультная аксиома. Это есть Цепь Иерархии, о которой столько говорилось. Нарушение Цепи грозит разложением оторвавшимся от нее. Книги Учения продаются везде, и некоторые лица, пользуясь их анонимностью, собирают группы и выдают Учение за свое. И на такие примеры приходится наталкиваться. Потому единым мерилом, находится ли такое Общество под Щитом Великого Владыки, будет его контакт с Доверенными. Потому пусть члены Общества следуют и судят по этому признаку.

Многие наивные люди полагают, что темные силы действуют лишь злом, развратом и преступлениями. Как заблуждаются они! Так действуют лишь грубые и силы малых степеней. Гораздо опаснее те, кто приходят под личиною Света. Вы уже знаете такой пример. В Америке существует очень обширное Общество, и глава его[276] получает учение от учителя, который не раскрывает своего имени, называя себя Тибетским Братом. Мы знаем, кто скрывается под этим псевдонимом. Сила его велика. И цель этого учителя, персонифицируя якобы учителя Белого Братства[277], как можно больше заманить в свои кадры неплохих и полезных людей, которые иначе могли бы действенно помочь Великому Плану Владык, Плану спасения планеты. И прельщенные несчастные, не обладая истинным распознаванием огней сердца, как мотыльки, летят на испепеляющий их черный огонь. Невежество, отсутствие чувствознания толкают их в объятия тьмы и лишают надолго, если и не навсегда, благотворного воздействия и притяжения Лучей Великой Твердыни Света. Грозен Армагеддон, ведь силы тьмы борются за самое существование свое, отчаяние делает их столь сплоченными и упорными в достижении цели своей. Князь Мира сего имеет много талантливых сознательных и бессознательных пособников, и наивно думать, что, они не умеют действовать тонко. Они очень изысканны и изобретательны и действуют по сознанию своих жертв. Но все они лишены теплоты сердца. У меня есть книги этого Тибетского учителя, они сухи до чрезвычайности. Одна книга называется «Белая Магия». Сказано, что лучшие страницы заимствованы из Учения Белого Братства. Интересно отметить, что глава этого Общества, для большего престижа своего и заманивания сторонников наших книг, рекомендует их своим членам и учредила классы для изучения книг «Агни Йоги». Так переплетаютсяна Земле тьма со Светом. Сеть тьмы плетется искусными руками. Многие члены этого Общества, привлеченные преподающимся там разбором и изучением книг «Агни Йоги», приходят к нам, прося учредить такиежеклассы и группы для совместного чтения и обсуждения книг Учения. Только с настоящей осени я поручила г-же Хорш с Высшего Одобрения начать такие группы в более широком масштабе. Также не без интереса отметить, что водители такого обширного Общества состоят в то же время и в тайной полиции на службе одной державы. Много страшного творится сейчас в мире. Много самого отвратительного колдовства распространено по всему миру. Конечно, как всегда, наиболее крупные центры являются и центрами главных темных сил. Именно, все исчадие ада выползло на поверхность Земли. Невежественные массы – их лучшее орудие. Вот почему так важна сплоченность и всех сил белых и беленьких, но последние так легко окрашиваются в сереньких, пополняют собою кадры тех, о которых сказано в Апокалипсисе: «Нотак как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Только сила преданности и устремления к Служению Великой Иерархии Света может спасти от широко расставленных сетей Князя Мира сего. Нам, русским, уготовано спасение под Знаменем нашего Высокого Покровителя и Заступника Преподобного Сергия Радонежского, о Нем поется в Акафисте – «От Бога данный России Воевода».

Напряжем все наши силы, чтобы чистотою мышления создать себе непроницаемую броню. Удары темных по нашей ауре неизбежны, но при сильной защитной сети эти удары легко отражаются, не причиняя вреда. Обычно удары эти сказываются на слабых органах. Аура, насыщенная преданностью Иерархии, может противостать всем нападениям темных. Но нельзя ни на минуту допускать сомнение и уклонение от этого фокуса Света. Преданность и чистота побуждений – наш единственный якорь в хаосе разбушевавшихся стихий.

Шлю все мои лучшие мысли и пожелания для нахождения издателя Вашего труда. Продолжайте работать, пишите, ибо сейчас так важно очищать первоосновы всех Учений от чудовищных нагромождений и искажений. (Можно представить себе, как трудится Князь Мира, чтобы вложить свое ядрышко в скорлупу каждого Светлого Учения.) Если будут возникать вопросы, я всегда буду рада ответить и разъяснить непонятное. (Около двух лет еще я смогу много помочь и писать, а потом будет труднее.) Потому пользуйтесь, не опасаясь отяготить, ибо мы не боимся никакой ноши, когда идем в Сад Прекрасный.

Всего светлого и радостного.

Елена Р.

Е.И.Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам

25 августа 1934 г.

Родные мои Сокровища, на этой неделе мы имели прекрасные вести из Америки, во-первых, о предоставленных полномочиях Другу для подписания Пакта и о присоединении республики Гондурас – это большой шаг вперед. Конечно, эти вести уже дошли до Вас. Из Парижа вторую неделю нет вестей. Пришла только книга мадам де Во о ее брате. Конечно, август – самый тихий месяц, но я не ожидаю широких действий со стороны Франции. Получила, как я уже писала, извинительное письмо от Тарасова, просит не отказать ему в руководстве, но на обдумывание ответа он положил целый месяц. Он чего-то ждал. Не писем ли от тебя и реакций на свои к членам групп? Но установлением своей иерархии он наделал уже бестактностей и врагов. Так, вмешавшись в деятельность и водительство Карла Ивановича, отчитав его за суровость, проявленную в отношении одного члена Общества, написавшего книгу «Царица Hyp», в которой невежественно и без должного уважения представлены Великие Учителя, Мирон поддержал писателя и тем усилил его враждебность к Карлу Ивановичу. Как пишет мне Карл Иванович: «Тарасов своими слишком авторитетными указаниями усилил мнительность обратившегося к нему за защитой своего самолюбия Принца. Между прочим, писатель этот критиковал «Мир Огненный», назвав эту книгу сплошной угрозой». Карл Иванович изложил мне этот эпизод, и, как всегда, в нем есть и трагикомичная сторона, но одно несомненно – что писатель одержим. Настроения его меняются несколько раз в день, и он сам говорит о страшной двойственности в себе. Трагикомичность инцидента в том, что, получив от Карла Ивановича письмо, в котором тот пишет, что, ознакомившись лишь поверхностно с книгами Учения, он с недостаточным чувством ответственности принимается разрешать непосильные ему вопросы и что книгу его не только нельзя рекомендовать, но желательно было бы изъять из обращения, Принц разозлился и бросил письмо в огонь топившейся печки. После того он сел обедать и, «кушая вовсе не черствый хлеб, выломал несколько зубов», – это еще более разозлило его. Он принял это как обратный удар и теперь будто бы все повторяет: «Обеззубили человека, разве Христос это делал?» Также произносит он и другие кощунственные формулы, которые не хочу даже приводить в своем письме. В последнем письме Карл Иванович сообщает о многих темных кружках и учителях, которые, к сожалению, распложаются в этих странах. Во главе одного из них стоит медиум, выдающий себя за воплощение Императора Александра Первого и Дмитрия Донского. Яруюшка знал этого медиума и говорит, что он ужасный человек. Когда он впервые вошел в его контору, часы остановились, потому он его запомнил. Конечно, я ограждаю Карла Ивановича и всячески вооружаю против подобных приближений и нападений. Также розенкрейцеры проявляют свою деятельность в этих странах и смущают умы. Один из членов их запросил Карла Ивановича, кому посвящена статья под заглавием «Легенды» в «Державе Света», ибо эта же статья под заглавием «Легенды и Сны» появилась в одном всем доступном журнале как специальное послание и обращение к определенному Обществу. Я ответила Карлу Ивановичу, что статьи «Легенды и Сны» мы не знаем, и просила сообщить мне название этого журнала. Думаю, что здесь опять разыгрываются импровизации богатой фантазии Спенсера Луиса. Но хотела бы иметь твои соображения и указания, как объяснить эти импровизации? Теперь относительно Обшества в Ревеле, мне кажется, что там происходит полная чепуха. Все очень не одобряют Гущика, сама я никогда не чувствовала к нему расположения, другой член, Артур Пеаль, мне не ясен еще, дружит с Икскулями и в своем письме к Карлу Ивановичу говорит, что «лишь эта чета – единственные люди, которые могут понять культурное движение Рериха». Между тем по письмам самой г-жи Икскуль (она только что написала мне длиннейшее письмо) ясно, что она не организатор, ибо никогда ей не удавалось объединить людей, потому она может лишь осложнить. Так, она твердит о необходимости Синтеза, но, по-моему, Синтез она понимает как винегрет. Собираясь основывать Культурное Общество имени Рериха, она тут же начинает Общество «Солнце», и идеи Н.К. и Учение преподносятся в виде Египетской Мудрости, и многие, как пишет Гущик, с недоумением спрашивают – это ли Рерих? Мне она тоже посылает благословение Амон-Ра! По последнему письму видно, что женщина она недурная, талантливая, но с полной путаницей в понятиях и с немалой долей самомнения. Хотя тон последнего письма в ответ на мое значительно скромнее. Она почувствовала, как она пишет, сдержанность и некоторое недоверие в моем письме. Но если бы ее направить, она могла бы быть прекрасным лектором. Карл Иванович собирается поехать в Ревель и Литву, чтобы расследовать и сорганизовать что можно. Я послала ему Указание – зорко расследовать и никому ничего не навязывать. Д-р Серафинина по пересланным мне письмам, должно быть, недурной дух, но записалась по незнанию в Теософское Общество, и теперь к ней едет какой-то теософ, должно быть, чтобы просвещать ее относительно книг. Посмотрим. Асеев с ней в переписке, и думаю, что он на нее воздействует. Он просил меня вступить с нею в корреспонденцию, я не отказала, но пусть она первая напишет. Я очень придерживаюсь принципа «ничего не навязывать и не навязываться».

Также Карл Иванович пишет, что, как всегда, клевета и рассказы о каких-то задуманных репрессиях и т.д. по расследованию оказываются лишенными всякого основания. Завистников много. На днях он побывает у министра народного просвещения и еще раз коснется вопроса разрешения открытия курсов (там все еще военное положение). Ты знаешь, что я предложила ему открыть при Обществе нечто вроде нашей школы искусств в Америке. Конечно, по отделу искусств будет труднее всего, кажется, кроме театрального и литературного, у них нет кандидатов в преподаватели.

Возвращаюсь к Карлу Ивановичу; несмотря на нападки на него четы Иогансон пока что он мне нравится, конечно, он полная противоположность мягкому и щедрому Феликсу Денисовичу, но в нем есть редчайшие качества – добросовестность и понимание ответственности. По крайней мере, мне так кажется, конечно, жаль, что я не могу лично повидать его. Надеюсь, что он выработается в ценного сотрудника. Также он пишет, что Алексеев принял очень к сердцу Указ работать самостоятельно и сказал, что он отказался от ложного понимания «гуру» и готов повиноваться. Видимо, сердце Карла Ивановича лежит к нему, может быть, он думает, что принятием Алексеева он усилил бы свое влияние, но я твердо стою на том, чтобы они его не приближали и дали бы поработать времени над его затронутой аурой и выявить всю свою сущность. Ведь никто не запрещает ему работать самостоятельно. Сейчас нужно особенно осторожно допускать в члены Общества. Нужна полная благонадежность во всех отношениях. Мы очень огорчены: твои письма и Юханчика от 23 июня и до 1 июля, так же как и от 15 июля до 23-го, так и не дошли до нас. Замечается прилив нового интереса к нашей корреспонденции. Ведь все не входящее в обычные рамки так тревожит маленькие умы. Только что искали в нас большевиков, а теперь, слышу, стараются изобрести нечто новое. Если бы только они знали, как мы далеки от вмешательства в какие-либо их интересы! Но людям, привыкшим видеть везде врагов, трудно допустить, что могут быть интересы высшие, поверх всякой вражды и отвратительной подпольной интриги. Сейчас получила из Америки интересную книжечку, написанную женщиной, называется она «Прохибитинг Поверти»[278]. Ею зачитываются в Вашингтоне, и она выдержала восемь изданий. Говорят, план социальных реформ, изложенных в ней, может быть приемлем. Цель этих реформ, конечно, предоставить каждому возможность иметь все необходимое для существования до конца его жизни и полное прекращение безработицы. Есть очень интересные и остроумные главы, раскрывающие всю нелепость существующей финансовой системы. Я еще не прочла ее до конца, но думается мне, что в ней слишком много забот о материальных благах и забыты главные духовные ценности, без которых никакое материальное благосостояние не может быть прочным и неминуемо повлечет за собою все отрицательные и разлагающие следствия. По прочтении перешлю ее Вам.

На этой неделе пришли только книги от Вас и ни одного письма. Спасибо, родные, за думы, прочли стих. Георгий[279]. Начала писать ответ Тарасову, объяснила ему все твои ответы, перешлю тебе копию. Монсун у нас продолжается, но уже поворот к похолоданию. За последнее время много землетрясений в разных местах, и солнечное сплетение часто напряжено. Страшно счастлива, что мои суровые обращения подействовали на Галахада и он стал действовать смелее. Знаю также, что Шаткий стал больше прислушиваться, это очень важно. Продолжаю посылать самые дружественные объединяющие мысли. Все наши, даже Авирах, просили меня начать писать Галахаду, но я предпочитаю передавать прежним путем, прося лишь передавать точно, как мои слова, а не ее. Да, сейчас более чем когда-либо нужна твердость, люди счастливы, когда им указывают, они так потеряны нагромождением всяких событий. Никто не знает, что несет завтра.

Юханчик мой родной, береги нашего Пасика и себя самого. Никакая мера предосторожности не лишняя. О том же прошу и Володю. Храните и берегите друг друга. «На Бога надейся, но сам не плошай» – мудрая пословица. Прилагаю Вам несколько пропущенных страничек из книги «Знамя Преподобного Сергия». В Риге кто-то напечатал ее и прислал мне небольшую стопочку. Хорошо бы вклеить их в те, которые Вы имеете.

Обнимаю Вас, мои родные, все думы около Вас. Привет сердечный Володе.

Е.Р.

Гибель солнечной системы[280]

В американском «Физическом Обозрении» напечатана интересная статья за подписью профессора Вида, одного из директоров обсерватории на горе Вильсона, и профессора Цвики, директора Калифорнийского технологического института.

Ученые думают, что всякая звезда, в том числе Солнце, рано или поздно должна взорваться. Наш земной мир погибнет не от постепенного остывания, не от бесконечного холода, вызванного угасанием Солнца, но от страшного пожара – результата солнечного взрыва.

Свою гипотезу ученые обосновывают на наблюдениях над «новыми» звездами, которые появляются на короткие периоды, ярко горят, отличаются поразительным блеском и затем умирают. Такая звезда была обнаружена еще в 1572 г. среди светил Млечного Пути. Она была так ярка, что ее было видно днем. Месяц спустя звезда начала угасать и через два года совершенно исчезла. С 1900 года астрономы всего мира зарегистрировали и изучали жизнь 40 «новых» звезд.

Профессора Вид и Цвики в прошлом году впервые огласили свою теорию в Американской национальной академии наук. В теперешней статье они развивают гипотезу далее. Они считают, что протоны и электроны собираются на поверхности всякой звезды, обращаясь в нейтроны, которые стремятся к центру тяжести светила. Не имея отталкивающего электрического заряда, нейтроны в конечном результате образуют небольшое, чрезвычайно плотное тело. Взрыв его и производит гибель временной звезды.

 

Е.И.Рерих – американским сотрудникам

29 августа 1934 г.

Родные наши, прошлая неделя принесла нам долгожданную весть о данных Другу полномочиях подписать Пакт. Теперь сама Модра видит, как правдивы были Указания, что только отсутствие твердых огненных формул и настойчивости со стороны Модры, и предвзятость мышления, и малодушный страх Друга помешали совершиться великому действу, помешали Америке вступить на путь легкий и блестящий. Конечно, лучше поздно, чем никогда, но при всей радости запоздалого успеха сердце мое сжимается от тоски. Ведь лучший путь был возможен, так прост и ясен! Ах, Модра, если бы все эти огненные слова были произнесены раньше и дух Друга подготовлен к пониманию величия порученного ему именно тогда, когда был дан срок! Сказано:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.