Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология интервью




Все множество видов, подвидов и разновидностей подвидов интервью специалисты располагают на нескольких континуумах. Чаще всего предла­гают следующие шкалы: качественные—количественные, жесткие—мягкие, стандартизированные—нестандартизированные, структурированные—не­структурированные, формализованные—неформализованные, направлен­ные—ненаправленные, фокусированные—нефокусированные, директивные— недирективные, личные—групповые, открытые—закрытые интервью и др. Если присмотреться к предлагаемым континуумам интервью внимательнее, то окажется, что некоторые типологии пересекаются, нестрого разграничи­ваются, а иногда означают одно и то же, но выраженное разными словами. Так, стандартизация, формализация и структурированность как основания

Материал подготовлен при участии А.А. Гнутова. 2 Christoffersen M.N., Andersen B.H. Abent Interview: En gennenigang af tidligere anvendelser af ikke-standardiserede, intensive interviewsamtaler. Kobenhavn: Studie/Socialforskningsinst, 1982.

классификации видов интервью весьма близки, особенно первые два, и не­редко употребляются как синонимы.

Несмотря на это, некоторые специалисты все-таки пытаются навести классификационный порядок в методическом хаосе. В частности, Н.В. Ве-селкова3, присоединяясь к точке зрения С. Джонса, Н. Филдинга и С. Кон-роя, пишет о том, что стандартизация (от английского standard — установ­ленный образец, норма, сведение к стандарту) — это унификация парамет­ров интервью в рамках конкретного исследования. Для каждого исследования принимается свой стандарт интервью. Только при условии стандартизации можно говорить о сопоставимости данных. В отличие от этого формализация (от латинского forma — вид, образ) — это строгое определение элементов (формы вопросов), упорядоченная совокупность которых и образует форму целого (инструментария интервью). Ярким воплощением служит формали­зованное интервью, где вопросы и ответы на них четко определены для всех интервьюеров, и они не имеют права от них отступать. Зато в неформализо­ванном интервью ничего подобного нет. Таким образом, когда говорят о стан­дартизации, то методисты подразумевают предъявление определенных тре­бований к ситуации и процедуре интервью, а под формализацией понимают определение внешнего вида инструмента, формулировку вопросов и закры­тий к ним. Под структурированием (от латинского structura — строение) по­нимается установление устойчивых связей между элементами интервью, установление между ними стилевого соответствия, упорядочивание их. Под недирективностью обычно имеется в виду мастерство нейтрального (несугге­стивного) опроса, нацеленного на минимизацию «эффекта интервьюера». В оп­ределенном смысле недирективность является стандартом любого интервью.

Рис. 10. Виды стандартизации ситуации беседы

Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью // Социологический журнал. 1994. № 3. С. 103-1 Ю

Обобщив всевозможные типологии, мы придем к выводу о том, что виды интервью различают по трем главным критериям — степени стандартизации вопросов, числу обсуждаемых тем и количеству опрашиваемых. Наибольшее количество подвидов дает первый критерий, а именно то, в какой степени стандартизирована ситуация беседы, т.е. насколько жестко и подробно раз­работаны правила установления контакта с респондентом, последователь­ность вопросов и их формулировка, возможности в ходе беседы принимать собственные методические решения.

В зависимости от степени стандартизации вербального диалога выделя­ют два основных вида интервью:

1. Формализованное интервью (беседа по детально разработанной програм­ме, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, вари­анты возможных ответов) с закрытыми и открытыми вопросами. Этому виду можно было бы дать максимальную оценку по шкале стандартизации, если бы мы ее построили.

2. Неформализованное интервью* (длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией пове­дения интервьюера). Оно характеризуется минимальным уровнем стандар­тизации.

По второму критерию — числу обсуждаемых тем — виды интервью под­разделяются на:

1. Фокусированное, или направленное', интервью (подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен, может быть форма­лизованным и неформализованным). На воображаемой шкале стандартиза­ции этот вид занял бы промежуточное положение, поскольку представляет собой следующую ступень к уменьшению предписанности и несвободы во взаимодействии интервьюера и опрашиваемого.

2. Нефокусированное (ненаправленное) интервью, где нет предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Здесь царствует те­матическая солянка, вопросы на самые разные темы перемежают друг дру­га, не образуя логической последовательности.

Фокусированным, на наш взгляд, является лишь такое интервью, которое посвящено одной теме и позволяет ее рассматривать с разных сторон. Когда начинают играть с терминами «фокус» и «фокусировка», получают множество нелепостей. У одних появляется фокусировка на источнике информации (тен­денция некоторых слушателей оценивать источник информации, а не саму информацию), у других — фокусировка на респонденте, например, в том слу­чае, если последний чем-то не нравится. Третьи говорят о фокусировке на фактах (когда факты вторичны по отношению к мыслям и идеям).

4 В зарубежной литературе за термином «неформализованное интервью» тянется длинный синони­мический ряд: «неструктурированное», «нестандартизованное», «свободное», «открытое», «глу­бинное», «интенсивное», «исследовательское», «качественное». Хотя, как показывает специаль­ный анализ, они далеко не всегда являются синонимами в полном смысле слова. Примечательно идругое: общепринятых определений этих терминов не существует, каждый автор произвольно счи­тает их синонимами либо предлагает, на основе не совсем ясных и убедительных критериев, раз­личать их.

5 Некоторые специалисты считают, что фокусированное интервью не тождественно направленному,поскольку наличие проблемного фокуса — это не то же самое, что степень «управления» ответамиреспондента со стороны интервьюера. Фокусированное интервью может быть как направленным,так и ненаправленным (С. Белановский).

В самостоятельный класс выделяют даже интервью, фокусирующееся на предмете, и «самофокусирующееся» интервью6. Можно еще фокусировать­ся на эмоциях, переживаниях опрашиваемого, окружающей обстановке и т.п. Расширение смысла в данном случае не идет на пользу науке, так как фоку­сировка вовсе не равнозначна переносу внимания человека с одного пред­мета на другой. Фокус, как учит нас физика, должен быть один. Иначе это не фокус, а нечто иное.

Фокусированное и свободное интервью обычно используется при опросе экспертов, где надо полнее учесть содержание высказываний высококвали­фицированных специалистов. Те же разновидности опроса применяются в поисковых, разведывательных исследованиях, когда социолог только «нащу­пывает», т.е. определяет, содержание и границы проблемной ситуации.

Формализованное интервью может быть фокусированным (целенаправ­ленным, направленным, концентрированным), т.е. посвященным изучению одной темы, интересующей исследователя, и нефокусированным.

Поскольку параметр фокусированное/нефокусированное относится как к формализованному, так и к неформализованному видам интервью, то все вместе они образуют своего рода логический квадрат (рис. 11). Так, в еди­ное целое сплетаются два главных вида интервью, выделенных по степени




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.