Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

LU. Гоуайзер, Э. Уитт Ошибки по вине интервьюеров




Врезка

ЭФФЕКТ ИНТЕРВЬЮЕРА

Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качества их работы. Однако хорошо обученный интервьюер обеспечивает точность исполнения выборочной процедуры, бла-

23 Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. С. 209-210.

гоприятную ситуацию опроса, контролирует влияние третьих лиц на форми рование ответов респондента, адаптирует текст анкеты к индивидуальны? психологическим особенностям опрашиваемого. Роль и влияние интервью ера на качество получаемых данных значительно выше, чем анкетера.

Поэтому при использовании интервью особое внимание уделяется изу чению влияния (эффекта) интервьюера, которое может быть как положитель ным, так и отрицательным.

Эффект интервьюера — так обозначают все погрешности, которые связа ны с влиянием интервьюера на качество получаемых данных. Он может даж не осознаваться самим интервьюером, происходить подспудно и проявлятьс в разговоре (вербальном общении), а также в неявных формах: в общем эмо циональном тоне беседы, мимике, поведении ее участников. Короче гово ря, в том психологическом и поведенческом контексте интервью, которы называют невербальным общением.

Отрицательные проявления эффекта интервьюера: а) избирательное вое приятие, неправильное понимание и, следовательно, недостоверная регис трация ответов респондента (интервьюер истолковывает ответы с нечетк выраженной позицией как близкие его собственным убеждениям и в тако] виде регистрирует ответ); б) «стереотип узнавания» — после нескольких прс веденных бесед интервьюер приобретает уверенность в том, что он уже первых ответов респондента понимает, к какому типу его отнести и как люд данной категории обычно отвечают на вопросы. При этом опять-таки интер вьюер может слышать не столько то, что реально отвечает респондент, скол! ко то, что он заранее предполагал услышать.

Замечено, что респонденты в ряде случаев стремятся «угадать» такой оп вет на заданный вопрос, который бы «понравился» интервьюеру, совпал с ег

Даже самые лучшие опросники, адресованные к самой тщательно отобранной группе людей, могут не дать значимых результатов, если ин­тервьюеры не делают своего дела. Весь процесс исследования общественного мнения зависит от взаимодействия между интервьюером и респон­дентом.

Хотя делалось немало попыток снизить эту за­висимость при телефонных и личных опросах, интервьюер остается ключевым звеном всей системы. Это не относится к опросам по поч­те и другим видам автоматически распростра­няемых вопросников, будь то «киоски-пере­хватчики» или полностью автоматизированные исследования. Опросы по почте еще могут да­вать приемлемые результаты, но киоски и ма­шинные опросы чреваты серьезными пробле­мами.

В подавляющем большинстве исследований интервьюеры играют ключевую роль. Это зна­чит, что они должны знать, как работать с воп­росником, отбирать респондентов, как запи-

сывать их ответы и отвечать на их вопросы, к: вообще взаимодействовать с ними. Это тр| бует специальной подготовки интервьюеро что является наиболее часто игнорируемс фазой качественного исследовательского пр< екта.

При том, что многие из крупных организаций i изучению общественного мнения набирают и г

товят интервьюеров на долгосрочной ochoe другие нанимают их для конкретного проекта часто обучают их на ходу. Это еще одна прич на, почему нужно обращать внимание на п какая компания проводит опрос.

предполагаемым мнением. Ясно, что преодолеть эти отрицательные влия­ния интервьюеру помогут в первую очередь сдержанность в проявлении соб­ственных реакций на поведение и ответы опрашиваемого, умение слушать доброжелательно и внимательно, не вступая в дискуссии с респондентом по поводу его мнений.

Чем больше стандартизировано интервью, тем меньше вероятность вли­яния интервьюера. В то же время опыт исследований показывает, что интер­вьюер активно реагирует на недоработки автора вопросника, остро ощущает их в ситуации опроса и пытается исправлять ошибки исследователя в меру своего умения и понимания. Так, если в вопроснике встречаются бестактные формулировки вопросов, интервьюеры испытывают неловкость, задавая их респондентам и пытаясь избежать напряженности, либо меняют формули­ровку по своему усмотрению, либо совсем не задают этих вопросов. Таким образом, качество работы интервьюера во многом определяется качеством вопросника и инструкции к нему, разработанных исследователем.

Специалисты, занимающиеся методикой опроса, выявили весьма широкий круг способов воздействия интервьюера на мнение опрашиваемых, в том числе в форме прямой подсказки, с помощью примера в ситуации, когда респондент находится в затруднении, либо в процессе записи ответа. Можно также пред­положить, что респонденты учитывают личные особенности интервьюера, например мужчины в общении с интервьюерами-женщинами строят тактику своих ответов иначе, чем в беседе с интервьюерами-мужчинами. В свою оче­редь интервьюеры ведут себя по-разному в зависимости от пола респондента. Помимо собственных ценностных ориентации у интервьюера, как правило, имеются вполне определенные представления о взглядах мужчин и женщин, что также обусловливает характер оказываемого им влияния.

Процесс подготовки интервьюеров имеет наи­большее значение, когда они набираются из добровольцев или студентов. В таких случаях <райне важно поинтересоваться их обучением. Интервьюеры также могут страдать предубеж­дением в отношении кандидатов и точек зрения. Опять же, это наиболее существенно в случаях, когда интервью проводят добровольцы, по­скольку они зачастую предлагают свои услуги в проектах, исход которых связан с их личным интересом. Во многих случаях интервьюеры со стойкими взглядами на тот или иной вопрос мо­гут выдать искаженные результаты безо всяких сознательных усилий со своей стороны — про­сто в силу своей реакции на ответы или отно­шения к задаваемым вопросам. Интервьюеры могут допускать и другие ошибки по незнанию или непониманию, не говоря уже о сознательном искажении и подтасовке. Для обес­печения соблюдения опросного процесса боль­шинство опрашивающих организаций прослуши­вают работу телефонных интервьюеров, чтобы удостовериться, что задаются правильные воп­росы и делается это правильным образом. Так, можно обнаружить простые ошибки типа искаже-

ния имен или неверного использования системы пропусков при задавании вопросов. Труднее всего контролировать личное анкетиро­вание, поэтому большинство проводящих его интервьюеров проходят более продолжитель­ную подготовку.

И все же в полевых условиях они пользуются большой свободой, что может создавать про­блемы. Для обнаружения явного обмана или подтасовки контролеры иногда обзванивают респондентов, чтобы проверить факт проведе­ния самого интервью, его время, указанное ин­тервьюером, а также правильность изложения им определенных ключевых вопросов. Этот же способ может применяться при интервьюирова­нии по телефону, непосредственный контроль за которым был либо ограниченным, либо вооб­ще отсутствовал.

Интервьюеры иногда делают ошибки даже при должной подготовке и контроле. Но их случает­ся гораздо больше, когда интервьюеры работа­ют без того и другого.

Источник: Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М.: Вагриус, 1997. С. 126-128.

В процессе интервью обе стороны (может быть, в неодинаковой степени) воздействуют друг на друга, благодаря чему формируется мнение, которое обычно приписывается исключительно респонденту. Как показали исследо­вания Г.А. Погосяна24, на систему ценностей респондента как бы наклады­вается, изменяя ее, система ценностей интервьюера, хотя главным источни­ком полученной информации служит сам опрашиваемый. Окончательный результат, таким образом, представляет собой наложение систем ценностей интервьюера и респондента. Большое значение при этом имеют пол, возраст и, по-видимому, еще целый ряд факторов.

Чтобы этого не случилось, в текст вопросника полезно включить специ­альный документ — «Инструкцию интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснение целей и задач исследования, создание мотивации на добросовестную работу, описание роли, задач, обязанностей, прав и от­ветственности интервьюера; правила поиска респондента, установления кон­такта с ним и получения согласия на интервью; организация ситуации ин­тервью, правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимули­рования внимания респондентов; правила завершения беседы.

Эффект интервьюера обнаружен и в других методах исследования, в част­ности в эксперименте и наблюдении. По имени проведенных в 1927—1932 гг. знаменитых хоторнских исследований (в ходе которых обнаружено влияние человеческого фактора на производительность труда) это явление приобре­ло название хоторнского эффекта. Явно или неявно оно присутствует прак­тически во всех проводимых социологами, психологами и антропологами эм­пирических исследованиях.

Существует огромное число публикаций, связанных с описанием различ­ных эффектов, вызванных присутствием, поведением, манерой и т.п. интер­вьюера. Большие усилия направляются на то, чтобы если не снять, то по край­ней мере свести к минимуму последствия этих эффектов25. Например, спе­циалисты выяснили, что при телефонном опросе влияние интервьюера на респондента ниже, чем в традиционном интервью.

Для того чтобы снизить эффект интервьюера, с последним проводится тща­тельный инструктаж, где излагаются правила поиска респондентов и замены от­сутствующих запасными кандидатурами; содержание вводной беседы с респон­дентом, условия получения его согласия на интервью. В тексте вопросника пре­дусматриваются пояснения по технике заполнения: указатели переходов от вопросов-фильтров к специализированным вопросам; правила заполнения воп­роса табличной формы; напоминания о карточках и т.д.26 Формируется стройна? система контроля качества работы интервьюера, наиболее распространенной фор­мой которого является выборочное повторное посещение респондентов. Конт­ролеры-интервьюеры выясняют, состоялась ли беседа и с кем именно, спраши­вают о содержании интервью и впечатлении, которое произвел интервьюер.

Погосян Г.А. Форма вопроса и целевая установка исследователя// Социологические исследовани*

1983. № 3. С. 162-167.

Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследова

ния. 1997. № 11. С. 100-106.

Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов. М., 1995. С. 122.

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ1

В научной литературе, а также на практике употребляются самые раз­личные понятия, относящиеся в той или иной степени к содержанию маркетинговых исследований: исследование рынка, исследование сбы­та, исследование мотивов, исследование потенциала, маркетинговая разведка, социальные исследования, исследование лучшего опыта организации производства и путей повышения производительности на предприятиях своих партнеров и конкурентов, включая смежные отрас­ли (бенчмаркинг/Benchmarking) и др. В отечественной и зарубежной литературе все еще не выработано общей точки зрения по понятийной проблеме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.