КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хорошие и устойчивые вопросы
Хорошим вопросом принято считать такой, формулировка которого значимо не влияет на распределение ответов при сохранении списка (но не порядка) альтернатив. Методические эксперименты указывают на значительные отклонения, которые могут появиться в связи с изменением формулировки. К примеру, спросить рабочих о том, сколько представителей наемного труда должно быть вовлечено в профсоюзы, можно двумя различными способами: Первый вариант: «Считаете ли Вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза?» Второй вариант: «Считаете ли Вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза или каждый в отдельности должен решить, хочет ли он быть членом профсоюза или нет?» На первый взгляд между ними нет принципиальных различий, поскольку спрашивают о профсоюзе как основном институте защиты прав трудящих- того, что по данному вопросу число отказов от ответа было в 1,3 раза выше среднего. Вряд ли был целесообразен вопрос «Возникает ли у Вас желание участвовать в разработке новых, непризнанных идей, теорий?», ибо далеко не все школьники задумывались над ним. Число пропусков в ответах здесь оказалось в 1,3 раза выше, чем в среднем по позициям анкеты. Банкете были и другие вопросы, неприемлемые для респондентов-школьников («Появлялось ли у Вас желание сменить профессию?», «Нашли ли Вы себя в своей профессии?», «Трудно ли Вам налаживать деловые отношения с незнакомыми людьми?», «Просят ли Вас знакомые, друзья купить или достать что-либо?» и т.д.). Число отказов от ответа по данным вопросам в 1,2-1,6 раза выше среднего. Некоторые вопросы требовали конкретизации. Например, вопрос: «Как складываются Ваши отношения с непосредственным руководителем (начальником)?» — респондентам-школьникам следовало сформулировать иначе: «Как складываются Ваши отношения с классным руководителем?» Это снизило бы число пропусков в ответах, которое было в 1,2 раза выше, чем в среднем по вопросам анкеты. При ответе на вопрос: «Часто ли у Вас возника-ет желание послушать музыку, или почитать художественную литературу, или посетить театр, или пойти на художественную выставку?» — число отказов было в 1,2 раза выше, чем в сред- нем. Кроме того, подростки нередко уточняли вариант ответа, указывая, к какому виду деятельности относится их оценка: «очень часто» — музыку, художественную литературу; «не очень часто» — театр; «очень редко» — выставки. Это- го можно было бы избежать, дав перечень од-ноплановых занятий. Пропуски при ответах и замечания респондентов позволили выделить вопросы, сформулированные излишне абстрактно, например, «Много ли у Вас друзей?». Подростки склонны к конкретному стилю мышления, поэтому на полях анкеты появились их замечания такого рода: «каких друзей, близких?», «просто друзей много, близких нет». На аналогичные вопросы число отказов от ответа было в 1,2 раза выше, чем в среднем по анкете. Нецелесообразно задавать школьникам ся. Однако в первом случае подчеркивается факт коллективного участия в профсоюзной борьбе, отлынить от которого либо нельзя, либо неудобно. Любой рабочий, находящийся в поле классового противостояния и солидарно действующий с другими рабочими, никогда не пойдет против профсоюзов, даже если не согласен с его политикой или руководством. Общественное мнение его класса и стереотипа пролетарского сознания подействуют на его выбор императивно, а не сослагательно. Можно ожидать 70—90%-ного согласия с вопросом, сформулированным таким образом. Однако во втором случае респонденту предоставляется возможность поразмышлять. Коллективной солидарности и классовой сплоченности противопоставлена другая, не менее сильная ценность — американская свобода выбора и высоко ценящийся индивидуализм. Профсоюз как коллективный выразитель солидарной воли пролетариата противопоставлен общенациональному менталитету, и не известно, кто окажется в выигрыше. Во всяком случае, очевидно, что свою историческую схватку с капиталом американские профсоюзы уже проиграли: кривая численности членов профсоюзов в США с каждым годом снижается и сегодня дошл а до критической отметки приблизительно 10%. Таким образом, изменение формулировки одного и того же вопроса, приводящее к разным, а в данном случае противоположным результатам, свидетельствует о том, что перед нами анкетный вопрос, который нельзя считать хорошим с методической точки зрения. и сложные многозначные вопросы типа «Как Вы оцениваете мнение других о себе?» — без четкого указания, чье именно мнение интересует исследователя (доля не ответивших здесь оказалась в 1,1 раза выше, чем в среднем). В эксперименте нами были выделены еще две причины пропусков. В анкете в ряде случаев альтернативы полностью или частично отделялись от вопроса и печатались на другой странице. Вероятно, поэтому число пропусков оказалось в 1,2 раза выше, чем по вопросам, напечатанным на одной странице. Здесь же произошел сбой и при заполнении паспортички. В анкете на первой странице респондентам предлагалось сообщить некоторые данные о себе, а на обороте листа давался вариант паспортички для школьников. Это обстоятельство специально не оговаривалось, поэтому 26% школьников заполнили паспортичку для взрослых, оставив без ответа вопросы о специальности, должности, стаже работы и размере зарплаты. Важная причина пропусков — дефицит времени у респондентов, которые спешили вернуться к работе и потому были невнимательны при заполнении анкеты. Оценить влияние этого фактора на общее число пропусков можно по относительно нейтральным и простым вопросам паспортички. Расчеты показали, что здесь невнимательность явилась причиной пропусков в каждом третьем случае. Число пропусков при заполнении анкеты зависит и от формулировок вопросов. Так, среди приве- денных вариантов ответа на закрытый вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие из предметов бытового и культурного назначения Вы хотели бы приобрести в ближайшие 2-3 года?» — «хотел бы приобрести, но не имею возможности», «не имею и не думаю приобретать», «имею» — не была указана позиция «хочу приобрести, и имею возможность». В результате число пропусков оказалось здесь на 10% выше среднего. Чрезвычайно важное обстоятельство — особенности изучаемого объекта. Например, респондентам оказалось трудно сделать выбор альтернатив при ответе на вопрос: «Укажите, пожалуйста, какой работой Вы заняты?» («в большей степени ручной, немеханизированный труд», «работой по управлению техникой», «организационной работой» и т.д.). Поскольку обследование проводилось на предприятиях, различных по своему профилю и уровню технического оснащения, многие не смогли выбрать приемлемый для себя вариант и отказались от ответа. Респонденты, как правило, не отвечают на вопросы из-за нежелания дать негативную информацию о своем коллективе. Чтобы проверить это предположение, мы сравнили число пропусков при ответе на вопрос: «Как в Вашем коллективе относятся к критическим замечаниям, которые высказываются трудящимися?» — с долей отказов от ответа на другие вопросы, заданные в табличной форме. Оно оказалось в 1,2 раза выше, чем при ответе на вопрос о видах занятий в свободное время. Смещения в ответах наблюдаются и в других вопросах. Допустим, одну и туже переменную «занятость в общественном производстве» мы конкретизировали двумя разными путями. Первый вариант: «Предпочли бы Вы иметь работу, если бы это было возможным?» Второй вариант: «Предпочли бы Вы иметь работу или Вы предпочитаете заниматься своим домашним хозяйством?» Как и в рассмотренном выше примере, второй вариант формулировки вопроса содержит свободу выбора: респонденту предлагают наняться на постоянную работу или заниматься своим домашним хозяйством. Оказалось, что, когда в анкету ввели вторую формулировку, распределение ответов изменилось на 50%. Такое смещение надо считать весьма значительным. Выявились и другие, не менее любопытные подробности. Появление второй формулировки снизило число выборов «затрудняюсь ответить» с 36 до 6%7. Видимо, многие, предпочитавшие не наемный труд, а занятость в домашнем хозяйстве, укрылись в рубрике «затрудняюсь ответить» потому, что в первом варианте они не увидели желанной для себя альтернативы, связанной с домашним хозяйством. Правомерно ли говорить о статистической валидное™ социологических данных, когда появляются такие смещения? Методические исследования, проведенные американскими социологами, выявили ряд тенденций, связанных с формулировкой и формой представления Материалы опроса еще раз подтвердили описанную в методической литературе закономерность: респонденты из предложенного набора ответов чаще выбирают те, которые напечатаны в начале перечня. В первой половине перечня число отметок было в 1,7 раза больше, чем во второй. Исключением стали самые значимые варианты. Эту закономерность необходимо учитывать при компоновке предлагаемых ответов. Предварительную информацию о степени значимости для респондентов каждого из вариантов можно получить при пробном обследовании. Подведем некоторые итоги. Главная причина нежелания отвечать на вопросы — некачественные формулировки. Далее следует отметить неправильный выбор источников информации, а также методов сбора данных, времени и места опроса. Причиной пропуска в ответах могут быть и ошибки в компоновке бланка, если: 1) часть вопроса переносится на другую сторону; 2) отсутствуют дополнительные указания о вопросах на обороте листа; 3) предлагаются громоздкие вопросы в табличной форме. Число отказов от ответа увеличивается в следующих случаях: респондент стремится быстрее закончить процедуру опроса; при ответе на вопрос требуется большой объем Информации; оцениваемая позиция не интересует опрашиваемого; респондент еще не решил Аля себя вопрос, на который ему предложено Ответить; анкета ставит перед необходимостью Дать негативную информацию; респондент не располагает сведениями либо вопрос вообще Для него неприемлем. Пропусков в ответах тем меньше, чем качественнее программа исследования. Некоторых Из выявленных причин отказов можно было бы Избежать уже при логическом анализе, который Позволяет определить правомерность рабочих Документов для пробного исследования. Пилотаж следует считать центральным моментом в Отработке программы, так как он позволяет Изучить особенности восприятия вопросов респондентами, причины появления пропусков в Ответах. В публикуемых отчетах об исследовании целесообразно приводить данные об отказах по каждой из позиций анкеты, поскольку это может быть полезным при разработке инструментария Другими социологами. Сокращено по источнику: Федоров И.В. Причины Пропуска ответов при анкетном опросе // Социологические исследования. 1982. № 2. С. 185-189. Сергина А.В. Влияние формулировки вопроса на результаты эмпирических социологических исследований // Сб. лучших работ студентов 1997/98 г. / Ин-т социологии РЦГО. М., 1998. С. 15-19. ся. Однако в первом случае подчеркивается факт коллективного участия в профсоюзной борьбе, отлынить от которого либо нельзя, либо неудобно. Любой рабочий, находящийся в поле классового противостояния и солидарно действующий с другими рабочими, никогда не пойдет против профсоюзов, даже если не согласен с его политикой или руководством. Общественное мнение его класса и стереотипа пролетарского сознания подействуют на его выбор императивно, а не сослагательно. Можно ожидать 70—90%-ного согласия с вопросом, сформулированным таким образом. Однако во втором случае респонденту предоставляется возможность поразмышлять. Коллективной солидарности и классовой сплоченности противопоставлена другая, не менее сильная ценность — американская свобода выбора и высоко ценящийся индивидуализм. Профсоюз как коллективный выразитель солидарной воли пролетариата противопоставлен общенациональному менталитету, и не известно, кто окажется в выигрыше. Во всяком случае, очевидно, что свою историческую схватку с капиталом американские профсоюзы уже проиграли: кривая численности членов профсоюзов в США с каждым годом снижается и сегодня дошла до критической отметки приблизительно 10%. Таким образом, изменение формулировки одного и того же вопроса, приводящее к разным, а в данном случае противоположным результатам, свидетельствует о том, что перед нами анкетный вопрос, который нельзя считать хорошим с методической точки зрения. и сложные многозначные вопросы типа «Как Вы оцениваете мнение других о себе?» — без четкого указания, чье именно мнение интересует исследователя (доля не ответивших здесь оказалась в 1,1 раза выше, чем в среднем). В эксперименте нами были выделены еще две причины пропусков. В анкете в ряде случаев альтернативы полностью или частично отделялись от вопроса и печатались на другой странице. Вероятно, поэтому число пропусков оказалось в 1,2 раза выше, чем по вопросам, напечатанным на одной странице. Здесь же произошел сбой и при заполнении паспортички. В анкете на первой странице респондентам предлагалось сообщить некоторые данные о себе, а на обороте листа давался вариант паспортички для школьников. Это обстоятельство специально не оговаривалось, поэтому 26% школьников заполнили паспортичку для взрослых, оставив без ответа вопросы о специальности, должности, стаже работы и размере зарплаты. Важная причина пропусков — дефицит времени у респондентов, которые спешили вернуться к работе и потому были невнимательны при заполнении анкеты. Оценить влияние этого фактора на общее число пропусков можно по относительно нейтральным и простым вопросам паспортички. Расчеты показали, что здесь невнимательность явилась причиной пропусков в каждом третьем случае. Число пропусков при заполнении анкеты зависит и от формулировок вопросов. Так, среди приве- денных вариантов ответа на закрытый вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие из предметов бытового и культурного назначения Вы хотели бы приобрести в ближайшие 2-3 года?» — «хотел бы приобрести, но не имею возможности», «не имею и не думаю приобретать», «имею» — не была указана позиция «хочу приобрести, и имею возможность». В результате число пропусков оказалось здесь на 10% выше среднего. Чрезвычайно важное обстоятельство — особенности изучаемого объекта. Например, респондентам оказалось трудно сделать выбор альтернатив при ответе на вопрос: «Укажите, пожалуйста, какой работой Вы заняты?» («в большей степени ручной, немеханизированный труд», «работой по управлению техникой», «организационной работой» и т.д.). Поскольку обследование проводилось на предприятиях, различных по своему профилю и уровню технического оснащения, многие не смогли выбрать приемлемый для себя вариант и отказались от ответа. Респонденты, как правило, не отвечают на вопросы из-за нежелания дать негативную информацию о своем коллективе. Чтобы проверить это предположение, мы сравнили число пропусков при ответе на вопрос: «Как в Вашем коллективе относятся к критическим замечаниям, которые высказываются трудящимися?» — с долей отказов от ответа на другие вопросы, заданные в табличной форме. Оно оказалось в 1,2 раза выше, чем при ответе на вопрос о видах занятий в свободное время. Смещения в ответах наблюдаются и в других вопросах. Допустим, одну и ту же переменную «занятость в общественном производстве» мы конкретизировали двумя разными путями. Первый вариант: «Предпочли бы Вы иметь работу, если бы это было возможным?» Второй вариант: «Предпочли бы Вы иметь работу или Вы предпочитаете заниматься своим домашним хозяйством?» Как и в рассмотренном выше примере, второй вариант формулировки вопроса содержит свободу выбора: респонденту предлагают наняться на постоянную работу или заниматься своим домашним хозяйством. Оказалось, что, когда в анкету ввели вторую формулировку, распределение ответов изменилось на 50%. Такое смещение надо считать весьма значительным. Выявились и другие, не менее любопытные подробности. Появление второй формулировки снизило число выборов «затрудняюсь ответить» с 36 до 6%7. Видимо, многие, предпочитавшие не наемный труд, а занятость в домашнем хозяйстве, укрылись в рубрике «затрудняюсь ответить» потому, что в первом варианте они не увидели желанной для себя альтернативы, связанной с домашним хозяйством. Правомерно ли говорить о статистической валидности социологических данных, когда появляются такие смещения? Методические исследования, проведенные американскими социологами, выявили ряд тенденций, связанных с формулировкой и формой представления Материалы опроса еще раз подтвердили описанную в методической литературе закономерность: респонденты из предложенного набора ответов чаще выбирают те, которые напечатаны в начале перечня. В первой половине перечня число отметок было в 1,7 раза больше, чем во второй. Исключением стали самые значимые варианты. Эту закономерность необходимо учитывать при компоновке предлагаемых ответов. Предварительную информацию о степени значимости для респондентов каждого из вариантов можно получить при пробном обследовании. Подведем некоторые итоги. Главная причина нежелания отвечать на вопросы — некачественные формулировки. Далее следует отметить неправильный выбор источников информации, а также методов сбора данных, времени и места опроса. Причиной пропуска в ответах могут быть и ошибки в компоновке бланка, если: 1) часть вопроса переносится на Другую сторону; 2) отсутствуют дополнительные указания о вопросах на обороте листа; 3) предлагаются громоздкие вопросы в табличной форме. Число отказов от ответа увеличивается в следующих случаях: респондент стремится быстрее закончить процедуру опроса; при ответе на вопрос требуется большой объем информации; оцениваемая позиция не интересует опрашиваемого; респондент еще не решил для себя вопрос, на который ему предложено ответить; анкета ставит перед необходимостью дать негативную информацию; респондент не располагает сведениями либо вопрос вообще для него неприемлем. Пропусков в ответах тем меньше, чем качественнее программа исследования. Некоторых из выявленных причин отказов можно было бы избежать уже при логическом анализе, который позволяет определить правомерность рабочих документов для пробного исследования. Пилотаж следует считать центральным моментом в отработке программы, так как он позволяет изучить особенности восприятия вопросов респондентами, причины появления пропусков в ответах. В публикуемых отчетах об исследовании целесообразно приводить данные об отказах по каждой из позиций анкеты, поскольку это может быть полезным при разработке инструментария другими социологами. Сокращено по источнику: Федоров И.В. Причины пропуска ответов при анкетном опросе // Социологические исследования. 1982. № 2. С. 185-189. Сергина А.В. Влияние формулировки вопроса на результаты эмпирических социологических исследований//Сб. лучших работ студентов 1997/98 г./Ин-т социологии РЦГО. М., 1998. С. 15-19. анкетного вопроса. В одном из экспериментов изучалось влияние на распределение ответов порядка расположения альтернатив в вопросе-меню. Что произойдет, если, скажем, альтернативу переместить из начала в конец списка? Всякий раз чаще выбиралась та альтернатива, которая стояла в верхней части или возглавляла список. Расположенные внизу подсказки пользовались меньшим вниманием и выбирались реже. Ученые назвали это явление эффектом начала списка. Как правило, верхняя позиция опережала нижнюю на 4%, а среднюю на 6%; нижняя опережала среднюю позицию примерно на 2%. В результате середина списка как бы проваливалась. Она была наименее заметной, можно сказать, теневой зоной списка альтернатив. В итоге наблюдалось стремление респондентов к выбору альтернатив, находящихся на крайних позициях с некоторым преимуществом верхней позиции. Назовем подобный эффект поляризацией ответов со смещенным верхом. В знаменитом опросе общественного мнения «Правда-76» (рук. Б.А. Гру-шин) провели любопытный эксперимент: на двух равных выборках в пяти вопросах давали респондентам два типа шкал — прямая и обратная. Порядок альтернатив в них менялся на противоположный, но это было заметно профессионалу и почти неприметно простому человеку.
Что же обнаружили советские социологи? Во-первых, во всех пяти вопросах при прямой шкале процент не ответивших, хотя и незначительно, был ниже, чем при обратной шкале. По всей видимости, прямая шкала воспринималась как более естественная и привычная, процент активности респондентов здесь был выше. Во-вторых, при сравнении двух шкал оказалось, что высказывания, стоящие на крайних верхних позициях, т.е. «очень удовлетворен» и «очень не удовлетворен»,набирают большее число ответивших, чем когда они стояли внизу. Таким образом, в шкальных вопросах действовал «эффект начала», существовавший в вопросах-меню. А вот еще один поразительный пример. В нем ученые сравнили две почти одинаковые по сути формулировки анкетного вопроса. Они различались, во-первых, длиной, во-вторых, повторением в самой формулировке того, что говорилось в одном из приданных ему закрытиях. Сравним и мы: Первый вариант: «Считаете ли Вы, что большинство компаний, которые увольняют рабочих в период спада, могли бы организовать что-то для избежания увольнения и предоставления рабочим стабильной работы?» 63% ответили, что компании могли бы избежать увольнения; 28% сказали, что не могли бы; 15% не имели определенного мнения. Второй вариант: «Считаете ли Вы, что большинство компаний, которые увольняют рабочих в период спада, могли бы организовать что-то для избежания увольнения и предоставления рабочим стабильной работы, или Вы считаете, что увольнения неизбежны?» 35% сказали, что компании могли бы избежать увольнений; 41% сказали, что увольнения неизбежны; 24% не сделали выбора. Отличие второго варианта от первого выделено курсивом. Вроде бы оно незначительно, всего лишь одна фраза: или Вы считаете, что увольнения неизбежны? Рис. 13. Часто ли у вас возникает желание послушать музыку? Но как изменилась статистика ответов! Вербализация противоположной точки зрения снизила результат утвердительной части вопроса на 28%8. Кажется, излишним дублировать в постановочной части анкетного вопроса тот текст, который содержится в списке альтернатив к нему. Но так ли это на самом деле, показал упомянутый методический эксперимент. Егс мораль такова: если разработчик анкеты в формулировке вопроса называет все точки зрения (позиции, мнения, ценности и т.п.), то их, не nponycKaj ни одной, следует продублировать в списке закрытий. Список альтерната! должен быть исчерпывающим, если мы хотим закрыть все имеющиеся возможности для ответа и тем самым сбалансировать вопрос. Выше говорилось о том, что признавать хорошим вопросом. Напомним речь шла о списке альтернатив. Порядок следования альтернатив в списк(характеризует другой критерий — устойчивости. Устойчивым вопросом является тот, в котором перемена альтернатив ж оказывает значительного влияния. Если перемена альтернатив дает достаточ но большой сдвиг, то вопрос считают неустойчивым. Незначительным при знан сдвиг в 1—3%. К примеру, если порядок следования альтернатив зна чительно изменен или даже перевернут, а статистика ответов на него изме нилась лишь на 2%, то вопрос считается устойчивым. Сергина А.В. Влияние формулировки вопроса на результаты эмпирических социологических ис следований // Сб. лучших работ студентов 1997/98 г. / Ин-т социологии РЦГО. М., 1998. С. 15—IS Колебание разницы в ответах от 4 до 8% признается статистически значимым, а соответствующие вопросы неустойчивыми. Методисты уверяют, что формулировка вопроса влияет на статистику ответов максимальным образом именно тогда, когда у респондентов не сформировалось устойчивого мнения о предмете разговора. Наибольшая длина хорошо уравновешенного или устойчивого вопроса составляет 26 слов, в то время как наименьшая — только 11 слов. Напротив, длина неустойчивых, несбалансированных вопросов варьируется в пределах от 21 до 46 слов. В среднем несбалансированные вопросы в полтора раза длиннее устойчивых: 31 слово к 22. Если считать только слова, используемые в альтернативах, исключая вводную часть или установочные фразы, то и в этом случае указанная пропорция сохраняется. Альтернативные суждения в неустойчивых вопросах в полтора раза длиннее, чем в устойчивых. Таким образом, один из главных элементов устойчивости вопроса заключается в его краткости.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |