Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что влияет на успехи в учебе?




Герберт Уолберг (1984)26, обобщив данные более чем 3000 исследований, выяснил три фактора, влияющих на успеваемость учащихся:

1) способности учащихся;

2) обучение;

3) окружающая среда.

Способности учащихся, которые обычно измеряются тестами, на 30% определяются наследственностью и на 70% зависят от трудолюбия и трени­ровки. Если на первое мы повлиять не в силах, то изменить второе условие мы можем. Но надо помнить, что способности сильно зависят от возраста. Если от шестилетнего ученика требовать умения читать книги, то задача окажется ему не по силам. Но семилетний ребенок вполне может им овла­деть.

Вслед за возрастом огромную роль играет мотивация, которая проявля­ется в готовности ученика упорно работать над задачами. Часто учитель судит о ней на основании случайных наблюдений: кто-то тянет руку, желая проявить свои знания, кто-то прячет глаза чуть ли не под парту. Случайные проявления могут оказаться ложными: скромный умница не поднимает руку, хотя прекрасно разбирается в материале. Желание учиться, а в этом и состоит суть мотивации, вырабатывается постепенным трудом. Большую роль играет сам учитель, который способен заинтересовать учеников в сво­ем предмете.

Качество обучения повышается, когда учитель пытается связать факты с идеями, сравнить разные страны и эпохи, подметить характерную черту

или вывести закономерность. Знание о том, что Колумб в 1492 г. переплыл океан, это знание факта. Но если свя­зать историческое путешествие с тех­ нологической революцией, привед­шей к созданию судов типа каравеллы и к улучшению навигационных приборов, и с революцией, происходящей в настоящее время в области космических полетов, то таким путем мы при­дем от фактов к понятиям.

Для того чтобы учащиеся научились думать результативнее, надо боль­ше внимания уделять семейной обстановке. К примеру, учитель дает зада­ние подростку выполнить работу по дому так, чтобы она была связана со знаниями, полученными в школе. Полезным оказывается обращение учи­теля к родителям с просьбой помочь своему сыну или дочери поучаствовать в выполнении сложного домашнего задания.

Исследования показывают, что интерес к изучению дисциплин на 60— 70% является результатом предшествующего обучения. Ученики, познавшие радость успеха в постижении школьного предмета, стремятся узнать еще больше. Ученики, не понявшие материал, приходят в уныние, у них пропа­дает желание учиться, т.е. снижается мотивация. Они отстают в учебе, им не хочется идти в школу. Учителей это раздражает, они начинают терять тер-

Эляиас А. Как научить ребенка мыслить // Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992. С. 50.

пение. Со временем у таких ребят может развиться устойчивая неприязнь к учебе и ко всему, что связано со школой.

Ключом к пониманию мотивации является осознание того, что практи­чески все ученики могут учиться хорошо и добиваться успеха. К сожалению, педагоги часто отождествляют скорость, с которой ученик осмысливает

идею и овладевает навыком, со спо­собностью ребенка к усвоению зна­ний. Однако уже доказано, что темпы усвоения знаний не тождественны глубине усвоения. Часто те, кто вос­принимает знания медленнее, способ­ны достичь большей глубины. И на­оборот, быстро думающие — не обяза­тельно лучшие ученики в классе. Много веков назад греческий писа­тель Эзоп рассказал басню о черепахе и зайце. В ней он приходит в выводу: в гонках не обязательно выигрывает самый быстрый; медленный, но упор­ный очень часто оказывается победи­телем.

Отождествляя скорость усвоения материала со способностью усваивать как таковой, мы оставляем за бортом большинство тех, кто мог бы прекрас­но учиться, не требуй мы от них быс­ троты понимания. Отстав однажды, ученик нагоняет класс с большим тру­дом и в результате теряет интерес к учебе. Возможно, ученик усваивает ма­териал медленнее потому, что видит его сложность и понимает, что он тре­бует очень продуманного, взвешенного подхода. Но каковы бы ни были при­чины, всегда необходимо терпение. Людям, не обладающим терпением, нельзя быть педагогами27.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.