Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательное пространство




В свое время Талейран заметил, что образование — это действительно особая держава, область влияния которой не может быть определена ни одним человеком. И даже национальная власть не в силах установить ее границ. Образование охватывает самый молодой и мобильный возраст. Именно молодое поколение стремится к сотрудничеству и интеграции, преодолению межнациональных и государственных границ, созданию еди­ного образовательного пространства. Информация, как известно, не при­знает границ, особенно если это информация о культуре, образовании и науке.

Единое образовательное пространство у нас понимается в двух значени­ях — внутреннем и внешнем. Внутреннее пространство подразумевает рав­ный доступ и одинаково высокое качество получаемого обучения во всех регионах, городах и весях. Внешнее — 1) вступление нашей страны в миро­вое, на первом этапе — европейское — образовательное пространство, при­знание конвертируемости наших дипломов, введение в наше обучение ев-ростандартов; 2) восстановление развалившегося советского образователь­ного пространства теперь уже в рамках СНГ в новом качестве.

Создание единого пространства в формате СНГ, по мнению ряда специ­алистов, предшествует второму и более сложному шагу — вхождению в еди­ное европейское пространство. Сегодня руководителям стран СНГ ясно, что в одиночку ни у кого пока нет реальных шансов на полноценное вхожде­ние в новые мировые структуры и занятие в них достойного места. А если это так, то следствие лишь одно — угроза исключения из списка основных действующих лиц на мировой арене. В стратегической перспективе у Рос­сии и большинства ее партнеров по ближнему зарубежью практически нет альтернативы укреплению единства на том пространстве, которое десятки и сотни лет связывало друг друга бесчисленным множеством экономиче­ских, политических и образовательных нитей.

Пути восстановления единой системы обучения в школах, средних учеб­ных заведениях и вузах в бывших республиках СССР — такова тема прохо­дившей в конце мая 2002 г. конференции министров образования стран СНГ. Ее участники были единогласны в том, что появившиеся во всех республи­ках бывшего СССР небольшие частные вузы значительно снизили качество подготовки специалистов. В качестве условия для создания единого обра­зовательного пространства министры назвали взаимное признание во всех бывших республиках СССР школьных аттестатов и дипломов вузов. Мини-

стры поддержали идею создания единых аттестационных центров для ву­зов в республиках бывшего СССР, а также инициативу о формировании Совета по сотрудничеству в области образования со штаб-квартирой в Минске. Основой этой работы явились принятые Советом глав прави­тельств государств — участников СНГ концепции и соглашения о форми­ровании единого образовательного пространства. За период существования СНГ и государств Балтии начали действовать три российских и нацио­нальных университета, открываются филиалы высших учебных заведений. В настоящее время активно прорабатывается вопрос открытия российско-национальной гимназии, школ, средних профессиональных учебных заве­дений.

Определенный импульс развитию образовательных связей придали под­писанные межправительственные соглашения и программы о пригранич­ном сотрудничестве регионов России, Украины, Республики Казахстан до 2007 г. Эти документы включают более 340 конкретных программ и проек­тов, касающихся в том числе вопросов сохранения и расширения гумани­тарных связей, включая образование, культуру, науку. В мероприятия вклю­чены вопросы организации курсов повышения квалификации и оказа­ния методической помощи учителям казахского, украинского языков, учи­ телям русского языка, работающим в Казахстане и на Украине, расширение совместных учебных заведений, создание лицейских классов при высших учебных заведениях, организация работы приемных комиссий в вузах Рос­сийской Федерации с участием областных департаментов образования для отбора абитуриентов, регулярный обмен методической литературой, на­глядными пособиями по истории, географии и т.д.78

Правовая основа регулирует структуру, уровни образования, продолжи­тельность обучения, в этом аспекте находится и фактор доступа граждан к образованию во все образовательные учреждения. Министерство образова­ния Российской Федерации с момента распада Советского Союза в прави­лах приема в высшие учебные заведения закрепило положение, в котором гарантируются равные права и возможности для поступления в российские вузы соотечественников, проживающих в государствах СНГ. В соглашении пяти государств — Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджики­стана эти нормы были закреплены на межгосударственном уровне и распро­странены на всех граждан, включая титульные национальности.

Проводниками международных контактов и субъектами, заинтересо­ванными в строительстве единого пространства, выступают русские диа­споры, пока еще сохраняющиеся в странах ближнего зарубежья. И неуди­вительно, по статистике за рубежами России проживает 20 млн наших со­отечественников, которые сохранили русский язык, традиции и культуру своего народа. Именно через русский язык, через русскую культуру вли­лись в мировой океан цивилизаций многие известные ныне в странах СНГ и за ее рубежами писатели, композиторы, деятели других видов искусств, ученые, исследователи, изобретатели. Для России важно, чтобы наши со-

Проблемы формирования единого образовательного пространства... (www.e-journal.ru).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.