Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценность и значение




Мотивы и мотивация

Мотивом принято считать любую побудительную силу поведения, скры вающуюся внутри нас. На первый взгляд, потребности, которые также от носятся к внутренним побудительным силам поведения, можно отожде ствить с мотивами, т.е. сделать два понятия синонимами.

Говоря о животных, мы применяем к ним, как и к человеку, слово «пс требность»: биологические потребности управляют их действиями. А при менимо ли к ним понятие мотива? Нелепо звучит фраза «поведение кош к мотивировано поиском колбасы». Почему?

Дело, видимо, в том, что мотив несет в себе какую-то осмысленное^ Разбирая уголовное дело, следователь задается вопросом: какие mothbi двигали преступником? Он помнит заповедь: узнай мотивы, и ты устано вишь виновника, а следовательно, и причины преступления. В большим

стве своем преступления мотивированы, т.е. осмысленны, но бывают и не­мотивированные преступления: виновный не знает, почему он схватил нож и ударил. Следователь не находит у него разумных объяснений, т.е. моти­вов. Итак, в строгом смысле слова мотив и потребность — не одно и тоже.

Мотивразумно объясненная причина поведения, осмысленное действие.

Потребностьвсего лишь ощущаемое, переживаемое состояние организ­ма или психики, сопровождаемое дискомфортом и не имеющее субъективного смысла. Тоска по общению с близкими людьми (социальная потребность) или страх пройтись по ночным улицам (потребность в безопасности) суть психологические состояния, но не мотивы. Они непроизвольные, у них нет цели. Но вы можете превратить потребности в мотивы, как только осозна­ете, в чем они состоят, на что направлены и как их можно удовлетворить. Мотив — это потребность, переведенная выше по иерархии.

Итак, мотивы — осознанные намерения, они определяются целями и посему появляются в конце действия или акта.

Так уже устроен человек: все, что попадает в его поле зрения, до чего он касается и что вовлекает в круг своей деятельности, наделяется значением.

Значение — это смысл, которым наделяются понятия и предметы, состав­ляющие социальное окружение человека, их важность, значительность, роль. Даже когда мы говорим, что данная вещь не имеет для нас значения, мы неявно помещаем ее на некоторую шкалу, или континуум значений, и придаем ей минимальную или нулевую важность. Таким образом, значение представляет собой континуум от 0 до 1, на котором мы располагаем эле­менты социальной среды (рис. 17).

Все понятия и предметы, составляющие социальное окружение челове­ка, представляются разным значением и занимают свое место на контину­уме.

Ценности располагаются по континууму ближе к правому краю макси­мальной важности. Какие только определения ни давали ученые понятию «ценность» и какие только типологии ценностей они ни строили: ценнос­ти — нормы, ценности — мотивы, ценности — цели, ценности — ожидания и т.п. А суть проста. Ценности — это то, в чем человек нуждается и чего у него нет. То, что в избытке, мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим. Капитал, земля, полезные ископаемые, рабочая сила дефи­цитны в любом обществе и для экономики они — основные ценности. Эко­номика и есть учение о том, как рационально распоряжаться этими ценно-

Рис. 17. Континуум значений 275

стями. Понятия прибыли, приватизации, акций и многое другое — всего лишь техническое обозначение методов, техники и способов наиболее ра­ционального распоряжения дефицитными благами общества, т.е. экономи­ческими ценностями.

Ценности бывают самыми разными — материальными и духовными, вполне земными и очень отстраненными. В первой половине 90-х гг., когда

Россию постиг экономический кри­зис, значительная часть населения «хотела колбасы». Так и говорили. В тот момент она была ценностью. Поскольку экономический кризис со­провождался политическим, в стране возросли политическая нестабиль­ность и преступность. Опросы населе­ния четко показали: на первый план вышел правопорядок, спокойствие на улицах и гарантии жизни как высшая ценность. Но 10—15 лет назад, когда в стране был порядок, никто не говорил об этой ценности. Он не был дефи­цитным благом.

И социология изучает ценности, но свои, социальные. Социальные цен­ности — это то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности. Очевидно, что ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность — побу­дительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне. Для голодного человека хлеб — наивысшая ценность, особенно если он долго голодал.

Роль ценностей в человеческом обществе огромна. И неудивительно, что они выполняют самые разные функции. Они регулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом качестве их можно назвать ценностями-регуляторами. Ценности проявляют себя и в качестве фунда­ментальных норм, обеспечивающих целостность общества. Поэтому у них есть и вторая специализация — быть ценностными нормами. Ученые нахо­дят все новые и новые занятия им. Но одно из главных занятий ценнос­тей — служить мотивом поведения. Человек стремится добыть то, в чем нуж­дается, что ценит, соответственно, ориентирует поведение на конкретные ценности, причем ориентирует сознательно. А это и есть свойство быть мо­тивом поведения. Итак, в единое целое увязаны ценности, потребности и мо­тивы.

Как-то упорядочившись, составив своеобразную иерархию или шкалу, ценности становятся стержнем человеческой личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.