КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ценность и значение
Мотивы и мотивация Мотивом принято считать любую побудительную силу поведения, скры вающуюся внутри нас. На первый взгляд, потребности, которые также от носятся к внутренним побудительным силам поведения, можно отожде ствить с мотивами, т.е. сделать два понятия синонимами. Говоря о животных, мы применяем к ним, как и к человеку, слово «пс требность»: биологические потребности управляют их действиями. А при менимо ли к ним понятие мотива? Нелепо звучит фраза «поведение кош к мотивировано поиском колбасы». Почему? Дело, видимо, в том, что мотив несет в себе какую-то осмысленное^ Разбирая уголовное дело, следователь задается вопросом: какие mothbi двигали преступником? Он помнит заповедь: узнай мотивы, и ты устано вишь виновника, а следовательно, и причины преступления. В большим стве своем преступления мотивированы, т.е. осмысленны, но бывают и немотивированные преступления: виновный не знает, почему он схватил нож и ударил. Следователь не находит у него разумных объяснений, т.е. мотивов. Итак, в строгом смысле слова мотив и потребность — не одно и тоже. Мотив — разумно объясненная причина поведения, осмысленное действие. Потребность — всего лишь ощущаемое, переживаемое состояние организма или психики, сопровождаемое дискомфортом и не имеющее субъективного смысла. Тоска по общению с близкими людьми (социальная потребность) или страх пройтись по ночным улицам (потребность в безопасности) суть психологические состояния, но не мотивы. Они непроизвольные, у них нет цели. Но вы можете превратить потребности в мотивы, как только осознаете, в чем они состоят, на что направлены и как их можно удовлетворить. Мотив — это потребность, переведенная выше по иерархии. Итак, мотивы — осознанные намерения, они определяются целями и посему появляются в конце действия или акта. Так уже устроен человек: все, что попадает в его поле зрения, до чего он касается и что вовлекает в круг своей деятельности, наделяется значением. Значение — это смысл, которым наделяются понятия и предметы, составляющие социальное окружение человека, их важность, значительность, роль. Даже когда мы говорим, что данная вещь не имеет для нас значения, мы неявно помещаем ее на некоторую шкалу, или континуум значений, и придаем ей минимальную или нулевую важность. Таким образом, значение представляет собой континуум от 0 до 1, на котором мы располагаем элементы социальной среды (рис. 17). Все понятия и предметы, составляющие социальное окружение человека, представляются разным значением и занимают свое место на континууме. Ценности располагаются по континууму ближе к правому краю максимальной важности. Какие только определения ни давали ученые понятию «ценность» и какие только типологии ценностей они ни строили: ценности — нормы, ценности — мотивы, ценности — цели, ценности — ожидания и т.п. А суть проста. Ценности — это то, в чем человек нуждается и чего у него нет. То, что в избытке, мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим. Капитал, земля, полезные ископаемые, рабочая сила дефицитны в любом обществе и для экономики они — основные ценности. Экономика и есть учение о том, как рационально распоряжаться этими ценно- Рис. 17. Континуум значений 275 стями. Понятия прибыли, приватизации, акций и многое другое — всего лишь техническое обозначение методов, техники и способов наиболее рационального распоряжения дефицитными благами общества, т.е. экономическими ценностями. Ценности бывают самыми разными — материальными и духовными, вполне земными и очень отстраненными. В первой половине 90-х гг., когда Россию постиг экономический кризис, значительная часть населения «хотела колбасы». Так и говорили. В тот момент она была ценностью. Поскольку экономический кризис сопровождался политическим, в стране возросли политическая нестабильность и преступность. Опросы населения четко показали: на первый план вышел правопорядок, спокойствие на улицах и гарантии жизни как высшая ценность. Но 10—15 лет назад, когда в стране был порядок, никто не говорил об этой ценности. Он не был дефицитным благом. И социология изучает ценности, но свои, социальные. Социальные ценности — это то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности. Очевидно, что ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность — побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне. Для голодного человека хлеб — наивысшая ценность, особенно если он долго голодал. Роль ценностей в человеческом обществе огромна. И неудивительно, что они выполняют самые разные функции. Они регулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом качестве их можно назвать ценностями-регуляторами. Ценности проявляют себя и в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества. Поэтому у них есть и вторая специализация — быть ценностными нормами. Ученые находят все новые и новые занятия им. Но одно из главных занятий ценностей — служить мотивом поведения. Человек стремится добыть то, в чем нуждается, что ценит, соответственно, ориентирует поведение на конкретные ценности, причем ориентирует сознательно. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Итак, в единое целое увязаны ценности, потребности и мотивы. Как-то упорядочившись, составив своеобразную иерархию или шкалу, ценности становятся стержнем человеческой личности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |