Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поясняющий пример. От ценностей надо отличать оценки и самооценку




САМООЦЕНКА

От ценностей надо отличать оценки и самооценку.

Самооценка — элемент самосознания, состояний в соотнесении или срав­нении своих качеств-способностей, социального положения, успеха, привлека­тельности, морального облика с качествами других людей. Каждое по отдель­ности и все вместе качества имеют свои специфические и, конечно же. субъективные способы измерения. Субъективная шкала такой оценки у каждого человека своя, но в общем она имеет три основных деления: высо­кая, средняя, низкая. Середина шкалы означает «быть как все», «то же, что и у других».

Обычно субъективная шкала оценок сопоставляется с объективной — тем, как оценивают нас другие. Как правило, мы реагируем лишь тогда. когда оценки на двух шкалах не совпадают, но редко реагируем, когда они совпадают. Совпадение и несовпадение вызывает различные ответные действия.

Рассмотрим две ситуации. Главным действующим лицом в них выступает не­радивая уборщица. В первом случае после плохой уборки помещения магазина продавцы высказали ей все, что думают о ней: «Ты неряха, вечно у тебя все пло­хо. Вот и вчера ты оставила пыль и грязные пятна на прилавке». Во втором слу­чае продавцы сдержали эмоции: «Ты хороший работник, и обычно у тебя все ве­ликолепно получается, но вчера тебе кое-что не удалось. Но ты исправишься, ведь на тебя это не похоже».

В первом случае уборщице была дана низкая объективная оценка, которую она и заслуживала. Во втором ей сказали намеренную ложь, явно завысив оценку. Как вы думаете, в каком случае продавцы поступили правильно? Конечно, во втором, ибо работница тут же взялась за тряпку. В первом же случае она бросила равно­душный взгляд на коллег и в сердцах промолвила: «А другого я от вас и не ожида­ла. Как ни старайся, на вас не угодишь».

Поскольку каждый из нас автоматически завышает свою самооценку, во вто­ром случае она приблизилась к объективной оценке, но не достигла ее. Послед­няя была выше. Оказывается, люди о ней думают лучше, чем она сама о себе. Эта реакция и воодушевила ее на исправление недостатков в работе.

Поясняющий пример показывает, как действует расхождение самооцен­ки и объективной оценки. Если вторая ниже первой, несовпадение затор­маживает позитивное действие и порождает установку на негативное дей­ствие. Если вторая выше первой, расхождение, напротив, подкрепляет ус­тановку на позитивное действие. Назовем первый тип несовпадения негативным расхождением, а второй — позитивным.

Как показывают эксперименты, позитивное расхождение:

• способствует повышению самооценки;

• стимулирует сотрудничество и кооперацию;

• подталкивает личность к саморазвитию. Напротив, негативное расхождение служит причиной:

• понижения самооценки;

• противодействия и враждебности;

• торможения развития личности.

Самооценка — один из важнейших элементов представления личности о самой себе. Точное представление называют «Я-образ» (образ Я), или «Я-концепция».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.