КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Я-концепция»: подходы, структура, загадки
Каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Но тот факт, что мы им обладаем, не означает автоматически, что мы о нем знаем. Тема человеческого «Я» (self) для науки всегда была и остается самым загадочным местом, куда, как иногда кажется, еще не ступала нога человека. И сколь глубоко в познании этой тайны ни продвигалась наука, исследователям думается, что там, за горизонтом, осталось самое интересное и еще непознанное. Заглянуть во внутренний мир человека, проанализировать скрытые от глаз людских и экспериментальных приборов тонкие структуры человеческой души, передав их на языке наблюдаемых переменных, задача не из простых. «Я-концепция» — восприятие индивидом самого себя и его размышления по поводу своего «Я», собранные воедино и представляющие своеобразный центр управления внутри человека. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К «Я-КОНЦЕПЦИИ» Человеческое «Я» представляет собой всего лишь научное название того, что раньше именовали человеческой душой. Правда, не все авторы согласны с тем, что между «Я» и душой можно проводить полную аналогию. Они утверждают, что в нашем «Я» есть еще нечто такое, что не входит в классические представления о душе, в частности социальная и рефлексивная составляющие сознания. Действительно, душа не может рассуждать или рядиться в социальные маски. Она только чувствует, хотя и способна выражать самые сокровенные уголки нашего «Я». Кроме того, психологи в составе человеческой личности, т.е. нашего «Я», выделяют две компоненты, а именно «Я-концепцию» (мысли о себе) и самооценку (чувства по отношению к себе и оценка себя), которых нет в душе. Общее между душой и нашим «Я» выражается в том, что оба они способны управлять движениями, перемещениями и самовыражением нашего тела — в позе, движении, жестикуляции, мимике, речи и т.д. «Я-концепция» является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида. В области теоретической психологии первые работы, содержащие представления о «Я-концепции», принадлежат Джемсу, Кули и Миду. Первый из них постулировал различие двух аспектов, свойственных интегральному «Я»: «Я-сознающее» — рефлексивно-процессуальное и «Я-как-объект» — содержание сознания, в котором, в свою очередь можно выделить такие аспекты, как духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я», физическое «Я». Американские социологи Ч. Кули и Дж. Мид подчеркивали ведущую роль социальных взаимодействий как источника «Я-концепции» индивида. Э. Эриксон предложил генетическую теорию формирования эго-идентичности. Сразу же надо отметить двусмысленность терм и на «Я-концепция» (self-conceptions). В английской литературе, где он впервые, собственно говоря, и возник этот термин, он может быть сформулирован на русском языке не одним, а двумя терминами: понятие «Я» и теория (концепция) «Я». Между ними огромная дистанция. Одно дело — простое и ясное понятие о своем «Я», которое можно выразить двумя-тремя словами, предложением, абзацем. Совсем иное дело — концепция «Я», которая, подобно любой теории, включает множество уровней, элементов, разветвлений. Научную концепцию мы всегда представляем как грандиозное сооружение, требующее многих лет работы, больших запасов данных и ресурсов, экспериментального подтверждения, обоснования, доказательств, выдвижения гипотез и т.д. Образно говоря, научная теория напоминает небольшой город, а отдельное понятие, которое входит в состав теории, можно уподобить отдельному зданию. Иногда две составные части — мысли о себе и оценку себя — не разводят, а сводят воедино. Получившееся целое как раз и называют Я-концеп-цией. В связи с этим в психологической литературе можно встретить определение этого феномена, ставшее уже классическим: «"Я-концепция" представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого "Я-концепцию" можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя». Р. Берне. В приведенном определении обратим внимание вот на что: в одной куче здесь оказались разнородные целые — чувственные (оценка, установки). рациональные (убеждения) и поведенческие. Объединить два из них — уже проблема для любого ученого, а уж о трех можно только мечтать. Каждая часть построена совершенно из разного материала, к примеру, чувства никогда не уживаются с мыслями, а поведение противоречит нашим замыслам и обещаниям. Как только архитектор соединяет воедино столь разные элементы, он мгновенно получает такое сооружение, которое никак нельзя назвать гармоничным, слаженным, непротиворечивым. Но человеческое «Я» на самом деле не есть гармоничное целое, а если учесть, что внутри нас сидит не одно, а множество «Я», то общий хор никак не назовешь совершенным. Каждое «Я» поет своим голосом собственную мелодию и выполняет непохожие на других функции. Если это так, то «Я-концепцию» можно понимать лишь в одном смысле — как гетерогенное образование, формирующееся из самых разных элементов внутри нашего сознания и управляющее нашим поведением. Коротко говоря, это теория, а не понятие. Значение «Я-концепции» для понимания человеческой личности трудно переоценить. Появившееся в ходе многомиллионнолетней эволюции двуногое существо стало настолько рациональным, что ни один поведенческий акт не прорывается наружу без предварительной цензуры разума. Человек над всем привык размышлять, все оценивать и пропускать через призму собственной выгоды и своих интересов. Иное существо антропо-социогенез создать и не мог. Так вот у Homo sapiens представление о самом себе, рефлексия над собой предшествует и служит мотивационным базисом всего поведенческого комплекса. Проведено огромное число научных исследований, доказавших, что «Я-концепция» выступает мотивационной основой человеческого поведения1. Люди, которые хорошо себя знают, способны строить весьма гибкую и приспособленную к самым разным обстоятельствам стратегию поведения, точно зная, что они могут сделать и чего не могут. Оказывается, гетерогенность «Я-концепции» — не плод воображения ученых и не ошибка эволюции, а необходимая и вполне объективная предпосылка существования нас самих. Без нее мы не можем обойтись. Действительно, эмоции нужны человеку для начала любого поведенческого действия, разум нужен нам для целенаправленного управления начавшимся действием, а само действие служит предпосылкой для дальнейшего размышления над собой, анализа своих действий и внесения в них необходимых корректив. Формула Я чувствую —> Я мыслю — > Я действую служит анатомической структурой «Я-концепции» и раскрывает ее сущность. Совершая поступки, мы оцениваем их эффективность и нравственную сторону, прислушиваемся к тому, как оценивают их окружающие люди. Суммировав информацию, мы вносим изменения в собственную линию поведения. Мы размышляем над тем, что совершаем, и над тем, как бы мы могли поступить, сравнивая то и другое с собственными планами (ожиданиями, целями, установками) и мнением других людей. А кроме того, с поступками, совершаемыми похожими на нас людьми в схожей обстановке. Успешность чужих действий в сравнении с собственной успешностью2. Обе стороны «Я-концепции» — рефлексия и оценка — тесно увязаны друг с другом. 2 Franken R. Human motivation (3rd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishing Co., 1994. •fames W. Principles of psychology. New York: Henry Holt, 1890; Brigham J. Social psychology. Boston: Little, Brown & Co., 1986. По мнению Ф. Раиса, «Я-концепция» — это сознательное когнитивное восприятие и оценка индивидом самого себя; мысли и мнения о себе. Я — часть личности или характера человека, которая им осознается3. Рефлексия над собственными поступками, чувствами и убеждениями придает мобильность статичной «Я-концепции», позволяет человеку изменить ее, усовершенствовать, развить. Такая процедура и такой процесс получил название self-change. Человек начинает видеть себя в новом свете, в иной перспективе, и эта перспектива и взгляд на самого себя меняются в течение жизни, изменяясь по определенным закономерностям и подчиняясь известным жизненным (возрастным) циклам. В итоге единая «Я-концепция» распадается на множество временных проектов, которые одни авторы именуют рабочими Я, а другие — вероятными Я {possible selves)4. Рабочая «Я-концепция», согласно воззрениям X. Маркуса и П. Нуриу-са5, — это набор представлений о себе, которыми человек обладает в данный момент. Рабочая «Я-концепция» — это подмножество в общем репертуаре представлений о себе, включая центральные, привычные взгляды на себя, эпизодические, связанные с какой-либо определенной деятельностью, и представления о наших возможностях, словом, то, что активно и «работает» в данный момент времени. Она представляет собой постоянно активный и изменяющийся массив знаний о самом себе. Не все знания доступны осознанию в любой момент времени. Массив изменяется в зависимости от содержания главного рабочего представления о себе (prior working self-concept), от того, какое из этих представлений было активизировано соответствующими социальными обстоятельствами, и оттого, какие представления были активизированы индивидом в его отклике на текущий опыт. Согласно И.Н. Калинаускасу6, «Я-концепция» тесно связана с типом личности и включает три основных блока: «Я как Я», «Я как другой», «Я как Мы (Они)», что перекликается с берновскими личностными установками «Я/Ты/Они». По мнению автора, описываемый тип личности складывается к 5—6-летнему возрасту, сохраняя в дальнейшем свою стабильность. Последовательность же формирования личностных установок в процессе возрастного развития описывается формулой «Ты/Я/Они». Иными словами, через «Ты» человек становится «Я». «Я-концепция» — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Она определяет не только то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем7. Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента: 3 Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. С. 223. 4 Franken R. Human motivation (3rd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishing Co., 1994. P. 443. 5 Markus H., Nurius P. Possible Selves: The Interface between Motivation and the Self-Concept // Yardley A- • 6 Калинаускас И.Н. Беседы с мастером. Ташкент: Изд-во «ФАН», 1992. 7 Берне Р. Что такое «Я-концепция» (http://newasp.omskreg.ru).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |