КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И. Атаманенко
Врезка «Человек-квартет» В середине 1960-х гг. на Кубе силами КГБ был арестован некто Хуан Анхело Костаньеро, которого подозревали в принадлежности к организации, ставившей целью свержение коммунистического режима на острове. Его срочно переправили в СССР, где специалисты обнаружили у Костаньеро множественное расщепление личности. В нем одновременно, но автономно, существовали целых четыре личности, которые не подозревали друг о друге. «Человек-квартет» — под этим кодом пациент осел в секретных файлах советской контрразведки, в каждом из четырех состояний он имел разное имя, говорил на разных диалектах испанского языка, даже артериальное давление и сердцебиение у каждой личности было свое. В первом состоянии он был сельскохозяйственным рабочим. С помощью специального словесного ключа психологам удалось перевести Костаньеро во второе состояние. Оказалось, что он никакой не рубщик сахарного тростника, а американец кубинского происхождения, прошедший спецподготовку в разведцентре ЦРУ Еще через два месяца бригада специалистов-психиатров «взломала замок» третьей личности. Выяснилось, что Костаньеро заброшен на Кубу с заданием убить Фиделя Кастро. Сенсация следовала за сенсацией. Во время одного сеанса-исповеди подопытный поведал своим духовникам из КГБ такие подробности подготовки устранения американского президента в Далласе, такие детали обстоятельств самого покушения, что стало абсолютно очевидно: Костаньеро — один из тех, кто действительно стрелял в Джона Кеннеди. Наконец, находясь в четвертом состоянии, «Квартет» жаждал одного — немедленно покончить с собой... При декодировании личности кубинца советские психиатры применяли особый аппарат, который, в отличие от детектора лжи, выявлял не ложь, а правду, т.е. позволял вытащить из глубин подсоз- 34 ТоффлерА. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. С. 239. ной церкви; член консервативной партии, которую я поддерживаю; пациент в кабинете врача, и у меня еще очень много других ролей в иных местах. В каждом из них, как я чувствую, присутствует лишь небольшая часть моего «Я», и мне приходится постоянно следить за собой, не позволяя остальной части моей личности вмешиваться в исполнение роли в другом месте. Таким образом, я нигде не чувствую себя самим собой в полной мере. Нигде не чувствую себя, как дома. В конце концов, я начинаю ощущать себя совокупностью самых разных ролей, мною исполняемых. Причем каждую на своем месте и среди различных людей. Но существует ли что-то такое, что связывает их? Кто я в итоге — каково мое истинное, настоящее «Я»? Большинство из нас приходит в замешательство, обнаруживая, что образ его представляет собой не более чем набор ролей. Рано или поздно мы примиряемся с множественностью нашей личности, которая является отражением множественности и расколотости внешнего мира. И он состоит из множества сфер (экономическая, социальная, политическая, духовная), профессий и видов деятельности. Тем не менее «Я» должно оставаться единственным и целостным. Иначе конфликты между различными частями «Я» могут разрушить личность. Говоря о текучести личностных феноменов, П. Бергер отмечает: «С социологической точки зрения, социальная личность не есть некая устойчивая данная сущность, переходящая от одной ситуации к другой. Она, скорее, представляет собой процесс постоянного порождения и перепорождения в каждой социальной ситуации — процесс, связываемый воедино тонкой нитью памяти»35. Механизмом перехода служит идентификация: индивид отождествляет себя со множеством разных ролей, которые по очереди ему приходится играть в обществе. нания любую информацию. Не только сознательно скрываемую, но и ту, о существовании которой в своей черепной коробке человек даже не догадывается. Детектор истины оценивает не физиологические реакции организма, как это делает полиграф, а ответ самого мозга на предъявление стимулов. Ответ представляет собой изменения биоэлектрических колебаний мозга, записываемых в виде энцефалограммы. Электронная машина в течение получаса выдавала такие результаты изучения всех четырех личностей, скрывавшихся под физической оболочкой по имени Костаньеро, которые западным психоаналитикам открылись бы лишь после шести месяцев изнурительных сеансов-исповедей. Возможно, работы американцев по зомбирова-нию людей так и остались бы тайной за семью печатями, если бы не прокол с Костаньеро. А накопленный нашими учеными опыт во время экспериментов над «клиентом» органов госбезопасности Кубы и СССР лег в основу успешно развивающихся сегодня отраслей современной психологии: компьютерной психодиагностики и компьютерного психоанализа, которые проводятся в Институте психоэкологии РАЕН. Атаманенко И. Зомби атакует первым (http:// privatelife.ru). 5 Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 100. В буддизме личность сравнивается с длинной вереницей свечей, каждая из которых загорается от последнего всполоха предыдущей. Буддистские психологи использовали этот образ в противовес индуистскому учению о переселении душ, подразумевая, что не существует никакой субстанции, которая переходила бы от одной свечки к другой. Этот образ, по мнению П. Бергера, очень хорошо подходит и к современной антропологической модели. В одном человеке накладываются друг на друга несколько порой несовместимых «Я-образов»: в компании друзей он должен играть роль балагура, на работе — серьезного и неприступного начальника, с любовницей — страстного партнера, с женой — верного супруга и т.д. Его «домашний» «Я-образ» может не совпадать с «рабочим», а «партийный» — с «религиозным». Это похоже на то, что психиатры именуют «раздвоением личности», но в отличие от него социальное раздвоение представляет не органическое нарушение или необратимую болезнь, а вид социальной игры, связанной со сменой ролей и декораций на сцене. Далеко не с каждым «образом Я» и исполняемой ролью человек полностью себя идентифицирует. Некоторые он снимает и одевает как маски, не вкладывая своей души. Полицейский, только что убивший в поединке нескольких преступников, возвращается домой любящим отцом и заботливым супругом. Точно так же судья, приговорив человека к смерти, отделяет себя от своей «рабочей» роли, становясь дома терпимым, добрым и чутким. Начальник нацистского концентрационного лагеря, говорят, писал полные нежности письма своим детям. Раздвоения личности не происходит в том случае, если смена ролей и образов не приводит к серьезным нарушениям в сознании, разладу с действительностью, но воспринимается с иронией — как вид социальной игры (рис. 21).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |