Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности психологические и экономические




Потребности — это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека. В таком широком смысле потребности являют­ся предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины. Биология, например, изучает аспект потребностей, связанный с обменом веществ в живом орга­низме и поддержанием его жизнедеятельности. Психология рассматривает потребности как особое психическое состояние индивида, ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как резуль­тат несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельно­сти. Общественные науки изучают социально-экономический аспект по­требностей.

' При

подготовке материала использовался источник: Kossen S. The Human Side of Organizations.

N.Y., 1994.

Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем вы­ражаем зависимость от этого: престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии; голодный человек нуждается в пище. Именно поэто­му считается, что потребность состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Нежи­вое не испытывает потребности.

Потребности — нужда или недостаток в чем-либо необходимом для под­держания жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Когда человек не может удов­летворить какую-либо потребность, он или ее заменяет, или снижает уро­вень своих запросов. Удовлетворение элементарных потребностей ведет к порождению новых потребностей, и это отличает человека как субъекта исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к окружающей среде.

У Гегеля потребности представляют собой выражение воли человека в отличие от животного, лишенного этого качества. Маркс всегда рассматри­вал не абстрактные потребности вообще, а конкретные. В частности, по­требность выступает у него как: 1) идеальная цель, 2) побудительный мо­тив к действию2. Целеполагающая деятельность, одной из форм которой яв­ляется труд как физическая деятельность (другой формой выступает, например, мыслительная деятельность), есть обязательно иерархия ценно­стей, т.е. разделение потребностей на менее и более важные. Индивид со­вершает трудовые действия в той конкретной форме, которая полезна не

только для него, но и для других, и получает возможность удовлетворять свои потребности потому, что участву­ет в удовлетворении потребностей других, считал К. Маркс. Продукты конкретного труда каждого участника производства дополняют друг друга, образуя общую связь и общий интерес. Совокупный конкретный труд всех членов общества и является матери­альным содержанием общественного труда. Отсюда вытекает, что производ­ственные отношения присущи не только абстрактному, но и конкретному труду. Чтобы совершить то или иное действие, человек подчиняет себя бо­лее важной на данный момент потребности, отодвигая на второй план ме­нее ценные и насущные, т.е. совершает сознательный выбор альтернатив по­ведения. Так складывается механизм управления своими потребностями и поведением — основа процесса социализации и трудовой деятельности как специфически человеческой формы организации движений.

Зигмунд Фрейд был одним из первых, кто признавал важность бессоз­нательной мотивации. Он считал, что люди не всегда отдают себе отчет в том, чего они хотят; следовательно, большая часть нашего поведения опре­деляется бессознательными мотивами или потребностями.

Нельзя сказать, что проблематика «потребностей» и форм и способов их реализации оставалась вне поля зрения отечественной социологии и фило-

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 28.

софии. Так, например, Г.Г. Дилигенский в своей давней статье 1976 г. о проб­лемах теории человеческих потребностей попытался продолжить традицию анализа потребления, предложенную в начале нынешнего века немецким философом и социологом Г. Зиммелем и французским социологом Э. Дюр-кгеймом. Потребности, по Дилигенскому, есть проявление «"психической напряженности", вызванной "столкновением" двух тенденций в деятель­ности человека, — тенденции к "слиянию с социумом" и тенденции к "вы­делению "Я» в качестве автономной единицы"»3.

Потребность, осознанная субъектом, принимает форму интереса, т.е. стремления действовать определенным образом для удовлетворения потреб­ности. Последняя может порождать разные интересы, а также быть удовлет­ворена различными способами. Какой именно интерес будет сформирован на базе определенной потребности, зависит от системы ценностей субъек­та. Если интерес — это стремление действовать определенным образом, то мотив — это особое состояние субъекта, непосредственно предшествующее поведению, тот смысл, который субъект поведения придает своим поступ­кам, выбор способа действий для реализации интересов субъекта в конкрет­ных условиях действия факторов внешней среды. Структура мотивов тру­дового поведения мобильна, она гибко реагирует на изменение системы внешних стимулов.

Таким образом, о существовании потребностей можно судить по пове­дению людей, поскольку они служат своего рода «стартером» действия. Поведенческим проявлением потребности является побуждение, сконцен­трированное на достижении цели. Когда человек достигает определенной цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетво­ренной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать того, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощу­щение неудовлетворенности. Это напряжение и заставляет человека про­являть активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Удов­летворение потребности процесс возвращения организма в состояние равновесия, снятие напряжения. Купив или украв кусок хлеба, человек на­сыщает потребность — снимает напряжение.

Видимо, чувство неудовлетворенности выполняет ту же функцию, что и чувство боли. Оно сообщает нашей психике о непорядке в нашем организ­ме, его расстройстве. Не будь таких сигналов, организм давно разрушился бы. Таким образом, роль потребностей прогрессивна. Можно с уверенностью говорить, что человеческую цивилизацию, достижения культуры и обще­ственное здание строили люди глубоко неудовлетворенные. Потребности — движущая сила человеческой активности, причина многих наших действий и поступков. Разумеется, не единственная.

Дилигенский Г.Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопросы философии. 1976. № 9.

Потребность выражается в ощущении потери или лишения, недостат­ка чего-то важного. Дефицит может быть физиологическим (пища, питье), социальным (круг общения) или психологическим (самоува­жение).

• Потребности можно назвать мотивами, поскольку они побуждают нас к определенным действиям. Мотивы — индивидуальные внутренние движущие силы, которые побуждают нас вести себя по-своему.

• Потребность создает напряжение. Напряжение мотивирует усилие, направленное на то, чтобы уменьшить или увеличить данное напря­жение. Окружающая обстановка в прошлом и настоящем влияет на то, какие усилия будут сделаны тем или иным человеком.

В основе человеческого поведения лежат фундаментальные потребнос­ти, и это тоже факт, не требующий эмпирического подтверждения. Они

проявляются через динамическое по­буждение. Первичной биологической формой потребности является нужда. Часть побуждений превращается в осознаваемые мотивы деятельности. Еще более удалены от реального пове­дения, чем интересы и потребности, ценностные представления. По содер­жанию мотивов можно судить о цен­ностных представлениях, стереотипах общественного сознания, но не о потребностях и интересах4. Нельзя отождествлять потребности и ценно­ сти. Распространенная ошибка: исхо­дя из информации о ценностях труда (полученной фиксированием вербально выраженной ориентации личнос­ти на труд) делается вывод о превращении труда в первую жизненную по­требность. Ценностные ориентации могут находиться как в единстве, так и в противоречии с потребностями и интересами.

Часть потребностей дается нам природой. К примеру, нам нет необходи­мости учиться тому, как спать или передвигаться. Другие потребности при­виваются нам социальной средой, и для их выражения необходимо прохо­дить какое-то обучение.

Потребности — это ко всему прочему еще и экономическая категория. Хотя на нее претендуют также психологи и социологи. Но те и другие изу­чают не ее денежный эквивалент, а нечто другое. Для экономистов потреб­ности — двигатель торговли. Кому нужны заводы, оптовые рынки или бюро услуг, не будь у людей потребностей? Экономика зависит от силы, объема, направленности наших потребностей. Ее отрасли, которые, кроме того, на­зывают индустриями, например индустрия туризма, пищевая индустрия, оборонная индустрия и т.д., яростно конкурируют за карман потребителя. Удовлетворение потребностей для психологов — это ликвидация обра­зовавшегося дефицита, например в пище, и следовательно, приведение организма, равно как и душевного мира человека, в более комфортабель-

4 Социс. 1984. № 4. С. 35.

ное состояние. Для экономистов удовлетворение потребностей — это удов­летворение существующего спроса на тот или иной товар либо услугу. Из­мерителем степени удовлетворения служат для них не эмоциональное на­строение, радость или душевный подъем, а количество потраченных потре­бителем денег и выпавшая на долю производителя чистая прибыль.

При удовлетворении потребностей сталкиваются два процесса: стремле­ние минимизировать силы, время и деньги и стремление максимизировать степень удовлетворения.

На самом деле беспредельны не потребности человека, а способы их удов­летворения. Из века в век потребности остаются одними и теми же, а спо­собы их удовлетворения меняются радикальным образом. Это странный феномен: когда человек имеет все, о чем он мечтал, когда все его потребно­сти удовлетворены, он сталкивается с пустыней, жизнь теряет для него смысл (С. Ребрик).

Количество товаров и услуг, которые вы можете приобрести на свои день­ги, зависят от двух вещей:

• величины нашего дохода;

• его разумного использования.

Одни живут от зарплаты до зарплаты, тратя все деньги на текущие по­купки. Другие имеют возможность сверх того накопить деньги для оплаты учебы сына, приобретения предметов длительного пользования, организа­ции хорошего отдыха.

Вы думаете, что все зависит от того, сколько денег притекает в ваш бюд­жет? Отнюдь. Еще больше зависит от того, куда они потом утекают.

В двух знакомых семьях доход примерно одинаков — обе они из средне­го слоя среднего класса. Но в первой никто никогда не считал, куда уходят деньги. Они просто куда-то уходили. Чаще всего на такую ерунду, от кото­рой можно было бы и воздержаться. Но у людей была своя философия: че­ловек живет одним днем, и тратить надо так, чтобы интереснее прожить именно его. Во второй экономили на повседневных нуждах, отказывая себе не только в сладостях или развлечениях, но часто и в необходимых, как ка­залось первой семье, расходах например, еще одного костюма для мужа и новой шубы для жены. Накопленные суммы семья тратила не на приобре­тение дорогой дачи (ее пока не было, как не было и машины), а на оплату обучения своих детей. У второй семьи философия была иной: деньги надо вкладывать стратегически, прежде всего в образование детей.

Когда во второй семье собираются сделать крупную покупку, они срав­нивают качество различных типов одного товара, их цены, долговечность, то, как часто этой вещью им придется пользоваться, т.е. сильно ли она их выручит, а также множество других, невидимых глазу обстоятельств. И толь­ко после этого семья делала свой выбор. За те же деньги эта семья порой приобретала товары если не в большем количестве, то с лучшим качеством, чем первая.

Ей приходилось обдумывать каждую покупку, планируя все заранее. К ра­зумному использованию своего дохода родители привлекали детей: вместе обсуждали необходимость, место, качество и цену покупаемой вещи. Не­трудно представить, какого воспитательного эффекта добились в этой се­мье. Дети сызмальства приучились рассчитывать каждый свой шаг, ценить купленную вещь и бережно ей пользоваться, они понимали проблемы и

затруднения своих родителей и, повзрослев, сами легко находили контакт со своими детьми.

Самая глубокая правда жизни состоит в том, что как потребители мы все ограничены в своих расходах, сколько бы денег ни имели на счету. Быть богатым не значит много расходовать. Быть богатым означает беречь посту­пающие деньги. Неразумная трата, пусть и больших денег, конечно, служит признаком финансового превосходства и богатства. Но какого? Богач, сде­лавший себя сам, экономит даже на кефире.

Мир устроен так, что потребностей у людей в избытке, а средств — в не­достатке. Экономика — техника уравновешивания того и другого. Когда в одной точке сходятся неограниченные потребности человека и ограничен­ные возможности общества, человек испытывает чувство неудовлетворен­ности, а иногда переживает сильнейший стресс. Радуется только наука, ибо экономика и есть сборник полезных рецептов о том, как обществу и людям разрешить данный парадокс. Кому бы она была нужна, если бы у людей были ограниченные потребности, а у общества — неограниченные ресурсы?!

Поскольку ни одно общество не может существовать, не удовлетворяя первичные жизненные потребности в еде, одежде и жилице, и ни одно из них не обладает безграничным запасом природных ресурсов, доступных людям в готовом виде, все общества рано или поздно придумывают способ, как наиболее рационально произвести, распределить и потребить товары и услуги, изготовленные членами данного общества. Такой способ или такая система называется способом хозяйствования или экономической системой. Они могут быть очень простыми, как у примитивных племен охотников-собирателей, а могут быть очень сложными, как современное постиндуст­риальное общество в Америке или Японии.

Экономику можно еще определить как учение о том, каким образом мак­симум потребностей можно удовлетворить при минимуме средств.

То, сколько люди тратят ежегодно, зависит в основном от того, сколько они зарабатывают. Еще в XIX в. прусский статистик Эрнст Энгель показал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и доходом потребителя. Согласно открытому им закону, с увеличением дохо­да его доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на предметы роскоши увеличивается.

Бюджет — это финансовый план, который суммирует доходы и расходы за определенный период времени. Когда бюджет показывает, что расходы точно равны доходам, его называют сбалансированным.

Если предполагаемые расходы превышают величину ожидаемых поступ­лений, то говорят, что этот бюджет имеет дефицит. Бюджет, в котором дохо­ды превышают расходы, будет иметь избыток (профицит).

Составление бюджета обычно включает три основные фазы:

• постановку финансовых целей;

• оценку доходов;

• планирование расходов.

Постановка финансовых целей. Она касается не столько текущих расхо­дов на питание и одежду, сколько планирования наиболее крупных поку­пок, которые вы собираетесь сделать в будущем. Чтобы купить машину или продолжить образование, вам необходимо заранее выделить ресурсы под эти статьи расходов. Возможно, в чем-то придется себя урезать или занять нуж-

ную сумму в банке или у родственников. В любом случае вам придется де­лать сбережения для достижения этих целей.

Оценка доходов. Следующим шагом в подготовке личного или семейно­го бюджета является составление списка всех источников доходов. Он мо­жет включать заработок ваших родителей, пенсию бабушки и дедушки, со­циальные пособия, проценты на сбережения и т.д.

Планирование расходов. На этой стадии надо перечислить все вещи, ко­торые вы хотели бы купить или за которые нужно заплатить в течение оп­ределенного отрезка времени. Это позволит обдумать свои потребности и исключить то, без чего можно обойтись. Если сумма расходов превысит сумму доходов, необходимо внести коррективы во вторую, умерить свои аппетиты. В планируемые расходы следует включить и сбережения, кото­рые делаются на будущее.

В отличие от семейного, государственный бюджет имеет официальный статус закона — важнейшего правового и политического документа, по ко­торому вся страна будет жить целый год.

С семейным бюджетом проще: его не надо утверждать, составлять спе­циальные методики и массу правовых постановлений, нанимать штат спе­циалистов и т.д. Другое важное отли­чие состоит в том, что из государ­ственного бюджета оплачивается раздутая управляющая надстройка — тьма чиновников, на оплату которых уходит львиная часть всех доходов. В семье никакую управленческую вер­ хушку оплачивать не надо. Не надо тратиться на внешнюю оборону. Хотя большинство других статей расхо­дов — на культуру, образование, питание, транспорт, социальные нужды — в том и другом случаях совпадают.

Для психолога зеркалом неудовлетворенных либо, напротив, удовлетво­ренных потребностей служит физическое состояние человека (изможден­ный от голода или оплывший от жира человек); его настроение, которое часто прямо-таки написано на лице; вербальные заявления человека о сте­пени своей удовлетворенности при опросе или интервью. Для экономиста степенью неудовлетворенности потребностей населения служат пустые при­лавки магазинов, очереди за продуктами или дефицитным товаром, денеж­ные сбережения населения, бездарно пропадающие на их сберегательных книжках, скорость, с какой исчезают с прилавка те или иные товары. А вот для социолога, который обобщает данные всех или многих наук, показате­лем выступает все то, что используют представители других наук, плюс не­которые «фирменные приемчики». Одним из них выступают бюджетные исследования, которые вошли в научный арсенал еще в конце XVIII в. в виде случайных бюджетных справок, разбросанных в английских политических трактатах. К середине XIX в. они формируются в особый метод статистичес­кого исследования. Весьма дорогая и кропотливая работа, как по сбору бюд­жетного материала, так и по его разработке, является, однако, совершенно незаменимым способом постижения законов потребительского поведения. В России особенно часто к этому методу прибегали земские статисти­ки. Земская статистика оказала исключительное влияние на развитие рус-

ской экономической науки. За время существования земской статистики вышло в свет свыше 15 тыс. статистических изданий, из них 3425 томов от­носятся к фундаментальным работам. Широкое распространение в зем­ствах получили выборочные бюджетные обследования крестьянских хо­зяйств. Всего было собрано в России свыше 11,5 тыс. бюджетов в 30 губер­ниях. Особая заслуга в развитии бюджетной статистики принадлежит Воронежскому земству, которое с 1884 г. начало планомерное и массовое изучение крестьянских бюджетов. Воронежское земство впервые в стра­не сделало попытку объединить в общем плане работ подворные перепи­си, оценочные работы и бюджетные обследования. В 1900 г. Ф.А. Щерби­на опубликовал 230 бюджетных исследований (монографий), собранных по Воронежской губернии за период с 1887 по 1896 г. Этому земству при­надлежит заслуга и в организации повторного изучения бюджетов, что позволило изучить динамику и структуру доходов и расходов крестьянс­ких хозяйств с 1885 по 1900 г.

Предметом бюджетных исследований выступает потребительский бюд­жет — баланс доходов и расходов среднестатистической семьи, характери­зующий сложившийся уровень жизни различных групп семей трудящих­ся, а объектом — члены одной семьи. Семейные и личные бюджеты явля­ются финансовыми планами, сопоставляющими ожидаемые доходы и расходы.

Рассмотрим по порядку — вначале психологические, а затем экономи­ческие — потребности, обратившись к тем, кто в разные годы занимался их научным изучением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.