КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребности психологические и экономические
Потребности — это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека. В таком широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины. Биология, например, изучает аспект потребностей, связанный с обменом веществ в живом организме и поддержанием его жизнедеятельности. Психология рассматривает потребности как особое психическое состояние индивида, ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как результат несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Общественные науки изучают социально-экономический аспект потребностей. ' При подготовке материала использовался источник: Kossen S. The Human Side of Organizations. N.Y., 1994. Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем выражаем зависимость от этого: престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии; голодный человек нуждается в пище. Именно поэтому считается, что потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Неживое не испытывает потребности. Потребности — нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Когда человек не может удовлетворить какую-либо потребность, он или ее заменяет, или снижает уровень своих запросов. Удовлетворение элементарных потребностей ведет к порождению новых потребностей, и это отличает человека как субъекта исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к окружающей среде. У Гегеля потребности представляют собой выражение воли человека в отличие от животного, лишенного этого качества. Маркс всегда рассматривал не абстрактные потребности вообще, а конкретные. В частности, потребность выступает у него как: 1) идеальная цель, 2) побудительный мотив к действию2. Целеполагающая деятельность, одной из форм которой является труд как физическая деятельность (другой формой выступает, например, мыслительная деятельность), есть обязательно иерархия ценностей, т.е. разделение потребностей на менее и более важные. Индивид совершает трудовые действия в той конкретной форме, которая полезна не только для него, но и для других, и получает возможность удовлетворять свои потребности потому, что участвует в удовлетворении потребностей других, считал К. Маркс. Продукты конкретного труда каждого участника производства дополняют друг друга, образуя общую связь и общий интерес. Совокупный конкретный труд всех членов общества и является материальным содержанием общественного труда. Отсюда вытекает, что производственные отношения присущи не только абстрактному, но и конкретному труду. Чтобы совершить то или иное действие, человек подчиняет себя более важной на данный момент потребности, отодвигая на второй план менее ценные и насущные, т.е. совершает сознательный выбор альтернатив поведения. Так складывается механизм управления своими потребностями и поведением — основа процесса социализации и трудовой деятельности как специфически человеческой формы организации движений. Зигмунд Фрейд был одним из первых, кто признавал важность бессознательной мотивации. Он считал, что люди не всегда отдают себе отчет в том, чего они хотят; следовательно, большая часть нашего поведения определяется бессознательными мотивами или потребностями. Нельзя сказать, что проблематика «потребностей» и форм и способов их реализации оставалась вне поля зрения отечественной социологии и фило- 2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 28. софии. Так, например, Г.Г. Дилигенский в своей давней статье 1976 г. о проблемах теории человеческих потребностей попытался продолжить традицию анализа потребления, предложенную в начале нынешнего века немецким философом и социологом Г. Зиммелем и французским социологом Э. Дюр-кгеймом. Потребности, по Дилигенскому, есть проявление «"психической напряженности", вызванной "столкновением" двух тенденций в деятельности человека, — тенденции к "слиянию с социумом" и тенденции к "выделению "Я» в качестве автономной единицы"»3. Потребность, осознанная субъектом, принимает форму интереса, т.е. стремления действовать определенным образом для удовлетворения потребности. Последняя может порождать разные интересы, а также быть удовлетворена различными способами. Какой именно интерес будет сформирован на базе определенной потребности, зависит от системы ценностей субъекта. Если интерес — это стремление действовать определенным образом, то мотив — это особое состояние субъекта, непосредственно предшествующее поведению, тот смысл, который субъект поведения придает своим поступкам, выбор способа действий для реализации интересов субъекта в конкретных условиях действия факторов внешней среды. Структура мотивов трудового поведения мобильна, она гибко реагирует на изменение системы внешних стимулов. Таким образом, о существовании потребностей можно судить по поведению людей, поскольку они служат своего рода «стартером» действия. Поведенческим проявлением потребности является побуждение, сконцентрированное на достижении цели. Когда человек достигает определенной цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать того, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата. Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение и заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребности — процесс возвращения организма в состояние равновесия, снятие напряжения. Купив или украв кусок хлеба, человек насыщает потребность — снимает напряжение. Видимо, чувство неудовлетворенности выполняет ту же функцию, что и чувство боли. Оно сообщает нашей психике о непорядке в нашем организме, его расстройстве. Не будь таких сигналов, организм давно разрушился бы. Таким образом, роль потребностей прогрессивна. Можно с уверенностью говорить, что человеческую цивилизацию, достижения культуры и общественное здание строили люди глубоко неудовлетворенные. Потребности — движущая сила человеческой активности, причина многих наших действий и поступков. Разумеется, не единственная. Дилигенский Г.Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопросы философии. 1976. № 9. • Потребность выражается в ощущении потери или лишения, недостатка чего-то важного. Дефицит может быть физиологическим (пища, питье), социальным (круг общения) или психологическим (самоуважение). • Потребности можно назвать мотивами, поскольку они побуждают нас к определенным действиям. Мотивы — индивидуальные внутренние движущие силы, которые побуждают нас вести себя по-своему. • Потребность создает напряжение. Напряжение мотивирует усилие, направленное на то, чтобы уменьшить или увеличить данное напряжение. Окружающая обстановка в прошлом и настоящем влияет на то, какие усилия будут сделаны тем или иным человеком. В основе человеческого поведения лежат фундаментальные потребности, и это тоже факт, не требующий эмпирического подтверждения. Они проявляются через динамическое побуждение. Первичной биологической формой потребности является нужда. Часть побуждений превращается в осознаваемые мотивы деятельности. Еще более удалены от реального поведения, чем интересы и потребности, ценностные представления. По содержанию мотивов можно судить о ценностных представлениях, стереотипах общественного сознания, но не о потребностях и интересах4. Нельзя отождествлять потребности и ценно сти. Распространенная ошибка: исходя из информации о ценностях труда (полученной фиксированием вербально выраженной ориентации личности на труд) делается вывод о превращении труда в первую жизненную потребность. Ценностные ориентации могут находиться как в единстве, так и в противоречии с потребностями и интересами. Часть потребностей дается нам природой. К примеру, нам нет необходимости учиться тому, как спать или передвигаться. Другие потребности прививаются нам социальной средой, и для их выражения необходимо проходить какое-то обучение. Потребности — это ко всему прочему еще и экономическая категория. Хотя на нее претендуют также психологи и социологи. Но те и другие изучают не ее денежный эквивалент, а нечто другое. Для экономистов потребности — двигатель торговли. Кому нужны заводы, оптовые рынки или бюро услуг, не будь у людей потребностей? Экономика зависит от силы, объема, направленности наших потребностей. Ее отрасли, которые, кроме того, называют индустриями, например индустрия туризма, пищевая индустрия, оборонная индустрия и т.д., яростно конкурируют за карман потребителя. Удовлетворение потребностей для психологов — это ликвидация образовавшегося дефицита, например в пище, и следовательно, приведение организма, равно как и душевного мира человека, в более комфортабель- 4 Социс. 1984. № 4. С. 35. ное состояние. Для экономистов удовлетворение потребностей — это удовлетворение существующего спроса на тот или иной товар либо услугу. Измерителем степени удовлетворения служат для них не эмоциональное настроение, радость или душевный подъем, а количество потраченных потребителем денег и выпавшая на долю производителя чистая прибыль. При удовлетворении потребностей сталкиваются два процесса: стремление минимизировать силы, время и деньги и стремление максимизировать степень удовлетворения. На самом деле беспредельны не потребности человека, а способы их удовлетворения. Из века в век потребности остаются одними и теми же, а способы их удовлетворения меняются радикальным образом. Это странный феномен: когда человек имеет все, о чем он мечтал, когда все его потребности удовлетворены, он сталкивается с пустыней, жизнь теряет для него смысл (С. Ребрик). Количество товаров и услуг, которые вы можете приобрести на свои деньги, зависят от двух вещей: • величины нашего дохода; • его разумного использования. Одни живут от зарплаты до зарплаты, тратя все деньги на текущие покупки. Другие имеют возможность сверх того накопить деньги для оплаты учебы сына, приобретения предметов длительного пользования, организации хорошего отдыха. Вы думаете, что все зависит от того, сколько денег притекает в ваш бюджет? Отнюдь. Еще больше зависит от того, куда они потом утекают. В двух знакомых семьях доход примерно одинаков — обе они из среднего слоя среднего класса. Но в первой никто никогда не считал, куда уходят деньги. Они просто куда-то уходили. Чаще всего на такую ерунду, от которой можно было бы и воздержаться. Но у людей была своя философия: человек живет одним днем, и тратить надо так, чтобы интереснее прожить именно его. Во второй экономили на повседневных нуждах, отказывая себе не только в сладостях или развлечениях, но часто и в необходимых, как казалось первой семье, расходах например, еще одного костюма для мужа и новой шубы для жены. Накопленные суммы семья тратила не на приобретение дорогой дачи (ее пока не было, как не было и машины), а на оплату обучения своих детей. У второй семьи философия была иной: деньги надо вкладывать стратегически, прежде всего в образование детей. Когда во второй семье собираются сделать крупную покупку, они сравнивают качество различных типов одного товара, их цены, долговечность, то, как часто этой вещью им придется пользоваться, т.е. сильно ли она их выручит, а также множество других, невидимых глазу обстоятельств. И только после этого семья делала свой выбор. За те же деньги эта семья порой приобретала товары если не в большем количестве, то с лучшим качеством, чем первая. Ей приходилось обдумывать каждую покупку, планируя все заранее. К разумному использованию своего дохода родители привлекали детей: вместе обсуждали необходимость, место, качество и цену покупаемой вещи. Нетрудно представить, какого воспитательного эффекта добились в этой семье. Дети сызмальства приучились рассчитывать каждый свой шаг, ценить купленную вещь и бережно ей пользоваться, они понимали проблемы и затруднения своих родителей и, повзрослев, сами легко находили контакт со своими детьми. Самая глубокая правда жизни состоит в том, что как потребители мы все ограничены в своих расходах, сколько бы денег ни имели на счету. Быть богатым не значит много расходовать. Быть богатым означает беречь поступающие деньги. Неразумная трата, пусть и больших денег, конечно, служит признаком финансового превосходства и богатства. Но какого? Богач, сделавший себя сам, экономит даже на кефире. Мир устроен так, что потребностей у людей в избытке, а средств — в недостатке. Экономика — техника уравновешивания того и другого. Когда в одной точке сходятся неограниченные потребности человека и ограниченные возможности общества, человек испытывает чувство неудовлетворенности, а иногда переживает сильнейший стресс. Радуется только наука, ибо экономика и есть сборник полезных рецептов о том, как обществу и людям разрешить данный парадокс. Кому бы она была нужна, если бы у людей были ограниченные потребности, а у общества — неограниченные ресурсы?! Поскольку ни одно общество не может существовать, не удовлетворяя первичные жизненные потребности в еде, одежде и жилице, и ни одно из них не обладает безграничным запасом природных ресурсов, доступных людям в готовом виде, все общества рано или поздно придумывают способ, как наиболее рационально произвести, распределить и потребить товары и услуги, изготовленные членами данного общества. Такой способ или такая система называется способом хозяйствования или экономической системой. Они могут быть очень простыми, как у примитивных племен охотников-собирателей, а могут быть очень сложными, как современное постиндустриальное общество в Америке или Японии. Экономику можно еще определить как учение о том, каким образом максимум потребностей можно удовлетворить при минимуме средств. То, сколько люди тратят ежегодно, зависит в основном от того, сколько они зарабатывают. Еще в XIX в. прусский статистик Эрнст Энгель показал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и доходом потребителя. Согласно открытому им закону, с увеличением дохода его доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на предметы роскоши увеличивается. Бюджет — это финансовый план, который суммирует доходы и расходы за определенный период времени. Когда бюджет показывает, что расходы точно равны доходам, его называют сбалансированным. Если предполагаемые расходы превышают величину ожидаемых поступлений, то говорят, что этот бюджет имеет дефицит. Бюджет, в котором доходы превышают расходы, будет иметь избыток (профицит). Составление бюджета обычно включает три основные фазы: • постановку финансовых целей; • оценку доходов; • планирование расходов. Постановка финансовых целей. Она касается не столько текущих расходов на питание и одежду, сколько планирования наиболее крупных покупок, которые вы собираетесь сделать в будущем. Чтобы купить машину или продолжить образование, вам необходимо заранее выделить ресурсы под эти статьи расходов. Возможно, в чем-то придется себя урезать или занять нуж- ную сумму в банке или у родственников. В любом случае вам придется делать сбережения для достижения этих целей. Оценка доходов. Следующим шагом в подготовке личного или семейного бюджета является составление списка всех источников доходов. Он может включать заработок ваших родителей, пенсию бабушки и дедушки, социальные пособия, проценты на сбережения и т.д. Планирование расходов. На этой стадии надо перечислить все вещи, которые вы хотели бы купить или за которые нужно заплатить в течение определенного отрезка времени. Это позволит обдумать свои потребности и исключить то, без чего можно обойтись. Если сумма расходов превысит сумму доходов, необходимо внести коррективы во вторую, умерить свои аппетиты. В планируемые расходы следует включить и сбережения, которые делаются на будущее. В отличие от семейного, государственный бюджет имеет официальный статус закона — важнейшего правового и политического документа, по которому вся страна будет жить целый год. С семейным бюджетом проще: его не надо утверждать, составлять специальные методики и массу правовых постановлений, нанимать штат специалистов и т.д. Другое важное отличие состоит в том, что из государственного бюджета оплачивается раздутая управляющая надстройка — тьма чиновников, на оплату которых уходит львиная часть всех доходов. В семье никакую управленческую вер хушку оплачивать не надо. Не надо тратиться на внешнюю оборону. Хотя большинство других статей расходов — на культуру, образование, питание, транспорт, социальные нужды — в том и другом случаях совпадают. Для психолога зеркалом неудовлетворенных либо, напротив, удовлетворенных потребностей служит физическое состояние человека (изможденный от голода или оплывший от жира человек); его настроение, которое часто прямо-таки написано на лице; вербальные заявления человека о степени своей удовлетворенности при опросе или интервью. Для экономиста степенью неудовлетворенности потребностей населения служат пустые прилавки магазинов, очереди за продуктами или дефицитным товаром, денежные сбережения населения, бездарно пропадающие на их сберегательных книжках, скорость, с какой исчезают с прилавка те или иные товары. А вот для социолога, который обобщает данные всех или многих наук, показателем выступает все то, что используют представители других наук, плюс некоторые «фирменные приемчики». Одним из них выступают бюджетные исследования, которые вошли в научный арсенал еще в конце XVIII в. в виде случайных бюджетных справок, разбросанных в английских политических трактатах. К середине XIX в. они формируются в особый метод статистического исследования. Весьма дорогая и кропотливая работа, как по сбору бюджетного материала, так и по его разработке, является, однако, совершенно незаменимым способом постижения законов потребительского поведения. В России особенно часто к этому методу прибегали земские статистики. Земская статистика оказала исключительное влияние на развитие рус- ской экономической науки. За время существования земской статистики вышло в свет свыше 15 тыс. статистических изданий, из них 3425 томов относятся к фундаментальным работам. Широкое распространение в земствах получили выборочные бюджетные обследования крестьянских хозяйств. Всего было собрано в России свыше 11,5 тыс. бюджетов в 30 губерниях. Особая заслуга в развитии бюджетной статистики принадлежит Воронежскому земству, которое с 1884 г. начало планомерное и массовое изучение крестьянских бюджетов. Воронежское земство впервые в стране сделало попытку объединить в общем плане работ подворные переписи, оценочные работы и бюджетные обследования. В 1900 г. Ф.А. Щербина опубликовал 230 бюджетных исследований (монографий), собранных по Воронежской губернии за период с 1887 по 1896 г. Этому земству принадлежит заслуга и в организации повторного изучения бюджетов, что позволило изучить динамику и структуру доходов и расходов крестьянских хозяйств с 1885 по 1900 г. Предметом бюджетных исследований выступает потребительский бюджет — баланс доходов и расходов среднестатистической семьи, характеризующий сложившийся уровень жизни различных групп семей трудящихся, а объектом — члены одной семьи. Семейные и личные бюджеты являются финансовыми планами, сопоставляющими ожидаемые доходы и расходы. Рассмотрим по порядку — вначале психологические, а затем экономические — потребности, обратившись к тем, кто в разные годы занимался их научным изучением.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |