Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика потребностей




Пружиной, своеобразным мотором, приводящим потребности в движе­ние, выступает принцип иерархии. Согласно ему, потребности каждого но­вого уровня становятся актуальными (насущными), заявляют о себе лишь после того, как удовлетворены запросы предыдущего.

Голод движет человеком до тех пор, пока он не утолил его. Следователь­но, реальный потенциал (сила воздействия) потребности есть функция от

степени ее удовлетворения. Сила воз­действия потребности, ее интенсив­ность, кроме того, зависят от занима­ емого ею места в общей иерархии. Физиологические потребности, неза­висимо от степени воздействия их удовлетворения, обладают большей си­лой воздействия, чем, например, эгоистические, занимающие четвертую ступеньку. По мере продвижения вверх сила воздействия скорее убывает, не-

жели возрастает, действительно, голодный и холодный человек вряд ли будет думать о стихах или наслаждаться величием классической музыки. Только одиночки способны на такие подвиги. Голод чаще о себе заявляет, чем, скажем, потребность в общении.

Согласно А. Маслоу, удовлетворенная потребность перестает быть моти­вом. Потребности А и С удовлетворены и уже выступают побудителями. По­требность В неудовлетворена, она обладает такой потенциальной силой, что уже перескочила уровень, начиная с которого она превращается в мотив, становится актуальной. Потребность D находится на пути к своему превра­щению в мотив (рис. 24).

Оказывается, потребности не предзаложены в человеке от века, а возни­кают и исчезают, формируются и деформируются. Потребности можно рас­положить на некотором континууме. На одном его полюсе располагаются стихийные потребности (физиологические), мало поддающиеся сознатель­ному регулированию, а на другом — искусственные, созданные благодаря социальной среде (духовные). Они поддаются контролю со стороны созна­ния. Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то выс­шие — в неодинаковой. Образованные и необразованные испытывают чув­ство голода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творче­стве. Неодинаково присущи людям социальное (стремление к общению) и эгоистическое (намерение выдвинуться, сделать карьеру). Правда, причи­ной тому служат не только социальные факторы, но и психологические особенности индивида, например любовь к уединению. В общем и целом высшие потребности сильнее дифференцируют людей, различают друг от друга, нежели низшие.

Рис. 24. Удовлетворенные и неудовлетворенные потребности

И еще одна особенность, важная для объяснения человеческой лично­сти: высшие потребности вносят больший вклад в формирование личнос­ти, нежели низшие. Можно выразиться еще определеннее: там, где начи­наются высшие потребности, там, собственно говоря, начинается личность. С другой стороны, чем выше уровень иерархии, тем значительнее вклад самого человека в формирование потребностей. Это и понятно, ведь потреб­ности расположены от неконтролируемых вверх к контролируемым. В ре­зультате возникает двунаправленный процесс: потребности движут челове­ком, а он формирует их содержание.

В иерархии Маслоу потребности возвышаются одна над другой, и по мере своего взросления человек шагает по ним, как по ступенькам. Иначе говоря, потребности следуют друг за другом филогенетически (рис. 25).

Чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования по­требностей. Современная молодежь, имеющая более высокий уровень об­разования, чаще разочаровывается в труде, если ей предоставляют путаную, однообразную работу. Ведь чем выше образование, тем выше притязания. И как следствие — более затяжной период выбора профессии по своему ха­рактеру, складу ума, запросам. Все чаще молодые люди связывают с выбо­ром профессии выбор фундаментальных ценностей, ищут в нем ответ на главные вопросы жизни.

Все потребности функционируют циклически. Например, в начале своей карьеры человек довольствуется малым: невысоким заработком, рав­ным статусом с другими, однако по мере служебного роста претензии воз­растают.

Маслоу утверждал, что когда потребности удовлетворяются, они пере­стают служить побудительным мотивом. Однако при этом низшие и выс­шие потребности ведут себя по-разному. Когда низшие удовлетворены, их значение падает и они уступают дорогу высшим. А когда удовлетворены

Рис. 25. Иерархия потребностей по Маслоу 344

высшие, то у человека еще больше разгорается аппетит и он стремится удов­летворить их еще раз и в большем объеме. Чем выше мы поднимаемся по иерархии потребностей, тем ненасытнее они становятся.

Вот пример: у себя на заводе хозяин платит рабочим больше, чем в сред­нем по отрасли. Работодатель считает, что осчастливил служащих и им боль­ше ничего не надо в жизни. Но в один прекрасный момент он наталкивает­ся на глухое сопротивление и искренне недоумевает. Хотя ему надо бы знать, что когда индивид получил высокий заработок и удовлетворил низшие по­требности, у него автоматически актуализируются высшие. И к их удовлет­ворению он подходит даже более щепетильно. Что нужно делать в подоб­ных ситуациях? Не замыкаться на одном уровне потребностей, а предлагать служащим компании широкий спектр услуг, удовлетворяющих различные потребности, — от центров реабилитации, комнат отдыха, внерабочего об­щения в группах до эффективных систем страхования и пенсионного обес­печения или конкурсного признания творческих достижений.

Из концепции Маслоу существует ряд исключений. Согласно Маслоу, когда потребности более низкого уровня удовлетворены, потребности более высокого порядка становятся важнее. В действительности модель потребностей Маслоу скорее учиты­вает категорию людей с низкими до­ходами, а не общество в целом, так как их основные потребности в пище и жилье слабо удовлетворены. У среднего класса, профессионалов и менед­жеров порядок и значимость потребностей могут быть иным и напоминать скорее ромб. Для среднего класса актуальны потребности второго, третье­го и четвертого уровней, но не актуальны первого и четвертого. Таково пер­вое исключение, оно дает нам модифицированную модель Маслоу для сред­него класса.

Второе исключение касается класса богатых. Получая высокие доходы, они давно удовлетворили низшие потребности, а актуальность средних для них невелика, потому что они работают индивидуально, а не в команде, над ними нет начальников, расположения которых необходимо добивать­ся, и т.п. Зато очень сильна потребность в самовыражении. И это не слу­чайно: бизнес — продолжение их творческого «Я».

Работая с моделью Маслоу, социолог должен помнить, что вовсе нео­бязательно, что люди с равными доходами будут иметь одинаковые по­требности. Совокупность человеческих потребностей тоже необязатель­но должна оставаться постоянной. Слабость этой теории заключается в том, что нет данных о существовании такой четкой иерархии, а также нет доказательств того, что если какая-то потребность удовлетворена, то это всегда так и останется. Совсем наоборот, существует значительное коли­чество данных, говорящих о том, что на различных стадиях жизни по­требности значительно разнятся (табл. 4). Например, потребность в на­дежности может, наверное, увеличиваться во время рождения первого ребенка, затем снова снижаться и вновь расти по мере приближения к выходу на пенсию. Стремление к повышению по службе определяется возрастом.

шолица 4 Связь потребностей, их проявления и средств удовлетворения

 

Группы потребностей Формы проявления потребностей Средства удовлетворения потребностей
Самовыражение Стремление к достижению результатов Предоставление творческой работы
Признание и самоутверждение Желание занимать определенное положение в коллективе Присвоение рангов или званий
Принадлежность и причастность Стремление к установлению дружеских отношений Поощрение создания неформальных групп
Безопасность Стремление к предотвращению опасных изменений Создание системы страхования
Физиологические потребности Желание регулярно и качественно питаться Создание легкодоступных систем питания

Социализация формирует и деформирует потребности Маслоу. Низшие потребности формируются независимо от нас, значит, они есть у всех вос­питанных и менее воспитанных. Правда, в экстремальных случаях (у бро­шенных детей, выросших в грязи, не умеющих справлять нужду и т.п.) де­формированы или подавленны и низшие потребности. Но это крайний случай. Социализация окультуривает и низшие потребности. Ведь даже по­требность в безопасности физиологична, ибо это потребность в сохране­нии жизни, которая есть и у животных. Высшие потребности развиты у разных людей по-разному. У Маугли вряд ли они есть вообще. Напротив, у М. Ганди — лидера индийского освободительного движения и у Иисуса Христа — спасителя рода человеческого, социальные и духовные потреб­ности достигают максимума. Промежуточную позицию занимает люби­тель одиночества: к социальному общению у него тяги нет, зато потреб­ности в бытовом комфорте и духовной самореализации достаточно отчет­ливо выражены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.