КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вехи биографии
ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970). Во-первых, он понял, что не сама по себе потребность движет человеком, а степень ее неудовлетворения. Во-вторых, он правильно указал критерий, благодаря которому потребности выстраиваются в иерархию. Это доминирование неудовлетворенных над удовлетворенными потребностями. Его учение называется иерархической теорией потребностей. А. Маслоу впервые опубликовал свою концепцию в 1943 г. Сегодня она считается классикой и присутствует практически во всех учебниках по менеджменту, психологии, социологии и т.д. МАСЛОУ Абрахам родился в Нью-Йорке в 1908 г.; вырос в Нью-Йорке, учился в Висконсинском университете. Степень бакалавра он получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук — в 1931 г., доктора философии в области психологии — в 1934 г. Маслоу изучал поведение приматов под руководством X. Хар-лоу и бихевиоризм — под руководством К. Халла, известного экспериментатора- В 1967—1968 гг. он был президентом Американской психологической ассоциации, в 1968—1970 гг. — членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии. По отцу он — Абрам Григорьевич Маслов. Как и Р. Мертон, родившийся (двумя годами позже А. Маслоу) в семье еврейских иммигрантов с Украины и живший в трушобах Филадельфии, он позже переделал фамилию на американский манер. Отец А. Маслоу — небогатый одесский еврей, который после еврейских погромов начала XX в. бежал в Америку, где открыл мастерскую по изготовлению бочек оказался пьяницей и гулякой. Отношения с матерью тоже не заладились: Абрахам рос нелюбимым ребенком. Когда мать умерла, Маслоу даже не явился на ее похороны. В его записках можно найти такие слова: «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать)». Он начал трудиться для заработка очень рано — продавцом газет. Летом он работал на семейную фирму, основанную его братьями. Ныне это большая и процветающая корпорация по производству тары. Отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, однако юридическая карьера юношу абсолютно не привлекала. Когда отец спросил, чем же он все-таки намерен заниматься, Абрахам ответил, что хотел бы «изучать все». Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе колледжа. Можно сказать, что тематика гуманистической психологии, в которую он внес определяющий вклад, и концепция самоактуализации были подсказаны Маслоу самой жизнью. Его детство прошло в бедном районе Нью-Йорка — знаменитом Бруклине. Он был единственным еврейским мальчиком в этом районе, где евреи не жили. Он потом говорил, что это в какой-то мере походило на положение первого негра в школе, где все белые. В ранние годы А. Маслоу терзался тяжелейшим комплексом неполноценности в связи с некрасивой внешностью. Свое худосочие и неловкость он старался компенсировать интенсивными занятиями спортом. Когда на этом поприще реализовать себя не удалось, он с тем же рвением занялся наукой. «Я был одиноким и несчастным. Я вырос в библиотеках, среди книг, почти без друзей», — писал Маслоу. В юности он страстно влюбился в свою кузину, Берту Гудман, но, терзаемый комплексами, долго не решался ей открыться, опасаясь быть отвергнутым. Когда же его робкое проявление чувств было неожиданно встречено взаимностью, он испытал первое в своей жизни пиковое переживание (это понятие впоследствии стало одним из краеугольных камней его системы). Взаимная любовь стала огромной поддержкой для его неустоявшегося самоуважения. Через год молодые люди поженились (ему было 20, ей — 19) и, как пишут в романах, жили долго и счастливо. Тем не менее с Бруклином, а точнее с Нью-Йорком, ему повезло: сюда съехались сливки европейских интеллектуалов, в частности, такие титаны, как Адлер, Фромм и Хорни. Все они были эмигрантами. «Мне не пришлось встретиться с Фрейдом или Юнгом, — вспоминал Маслоу, — но я встречался с Адлером в его доме, где он по пятницам проводил вечерние семинары, и я много беседовал с ним... Я общался с такими людьми, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Рут Бенедикт, Макс Вертхаймер... Я думаю, у меня были самые лучшие учителя, каких только можно себе представить. Этим я обязан той исторической случайности, что в Нью-Йорке собрались сливки европейского интеллекта, эмигрировавшие, когда Гитлер пришел к власти. Нью-Йорк тех дней был просто фантастическим городом. Ничего подобного не было со времен древних Афин». 6 мая 1945 г. еще никем, кроме своих студентов, не признанный скромный преподаватель Бруклинского колледжа Абрахам Маслоу начал вести свои знаменитые «Записки о хороших людях» — дневник наблюдений за теми, кого он впоследствии отнес к самоактуализирующимся личностям. Первой более или менее значительной работой Маслоу была глава о кросскул ь-турных исследованиях в психологии, написанная им для сборника «Психология личности». Эта работа, опубликованная в 1937 г., осталась фактически незамеченной. Основанная на собственных изысканиях Маслоу в индейской резервации племени черноногих, она была выполнена в русле традиционной бихевиористской ориентации и оригинальностью не блистала5. Совершенно иной характер носили две его последующие работы — статьи по проблемам мотивации, опубликованные в 1943 г. в авторитетном «Психологическом обозрении». В этих статьях Маслоу впервые наметил деление человеческих потребностей на низшие и высшие. Концепция самоактуализации сформировалась позже, а эмпирическим материалом для нее послужили «Записки...» Его источником служил не эксперимент, а житейские наблюдения, благо у Маслоу их было предостаточно. Под словом subjects, между прочим, подразумевались отнюдь не испытуемые, а просто люди, попавшие в поле зрения автора и привлекшие его внимание; при этом никаких статистических выкладок автор не приводит, напротив, постоянно оперирует расплывчатыми формулами «вероятно», «наверное», «судя по всему»... В середине 1940-х гг., в эпоху безоговорочного господства бихевиоризма, позиция Маслоу вызвала ожесточенную критику со стороны коллег и одновременно широкое признание у студенчества. Важнейшие работы ему удалось опубликовать лишь в Университете Брэндис, где он работал с 1951 по 1969 г. Первая по-настоящему значительная работа Маслоу, ныне по праву занимающая почетное место в золотом фонде мировой психологической мысли, — «Мотивация и личность» — увидела свет в 1954 г. Именно в ней была сформулирована иерархическая теория потребностей, выстраивающая пирамиду с основанием из базовых нужд и с потребностью в самоактуализации на вершине. Пик его популярности приходится на «бурные шестидесятые», когда идеи личностного роста стремительно вытеснили в общественном сознании традиционные схемы манипулирования поведением. Он скоропостижно скончался от сердечного приступа 8 июня 1970 г. Степанове. В поисках человечности // Школьный психолог, 2001. № 30; Воегее GeorgeC. Abraham Maslow 1908—1970 (http://www.ship.edu/~cgboeree maslow.html); Гобл Ф. Третья сила: Психология Абрахама Маслоу (http://vlktr.narod.ru/library/ maslow/g2.htm). 5 См.: Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Часть V Общество (http://viktr.narod.ru/library/ maslow/index. htm). Его считают одним из основателей гуманистической психологии. С легкой руки Абрахама Маслоу понятия самоактуализации и личностного роста являются одними из ключевых, даже культовых в современной психологии. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу. Начала теории Маслоу, послужившей основанием целого направления научной мысли — гуманистической психологии, были сформулированы им в общем виде в двух небольших статьях, опубликованных в Psychological Rev. в 1943 г. (их содержание в расширенном виде позднее включено в его известную книгу «Мотивация и личность»). Уже тогда Маслоу предпринял попытку сформулировать новый подход к человеческой природе, кардинально отличающийся от традиционных психологических воззрений. Психоанализ обедняет наше представление о человеке, сосредоточившись на больных людях, бихевиоризм сводит человеческое поведение к безусловным рефлексам животного, и только гуманистическая психология раскрывает весь потенциал человека, опираясь на изучение здоровых, полноценных и даже преуспевающих людей. По убеждению Маслоу, нельзя понять психических заболеваний, не поняв психического здоровья. Не только Фрейд, но и Гамильтон, Гоббс и Шопенгауэр свои выводы о человеческой природе делали, наблюдая худшие, а отнюдь не лучшие проявления человека. Он был уверен в том, что «изучение уродливого, недоразвитого, незрелого и нездорового может создать только уродливую психологию и уродливую философию. Изучение самоактуализирующихся людей должно стать основой для более универсальной психологической науки». Бихеви-ористы во многом основываются на исследовании животных. Маслоу же обнаруживает существенное различие между поведением животных и человека. Кроме того, они стремятся изучать средние показатели, уделяя большое внимание статистическим методам. Они изучают то, что есть, а не то, что может или должно быть6. В определенном смысле Маслоу — это анти-Фрейд. Бихевиористы изучали человека как объект, не задавая ему вопросов, а еще лучше — описывая его со стороны, на примере крыс и мышей. Фрейдисты не изучали мышей, они задавали человеку очень много вопросов. Но не слушали их рационального объяснения. Маслоу был убежден в том, что мы узнаем гораздо больше о человеческой природе, если будем изучать не то, как близко он стоит к животным, а как далеко он продвинулся по лестнице социальной и нравственной эволюции. Правда, от животных его отделяет немногое — всего одна ступенька из пяти. Но она, самоактуализация, оказалась самой главной. Это как ведущая партия в опере, ради которой та и написана. Все человеческие потребности он подразделил на низшие биологические, «дефицитные» {deficit needs, или D-needs), продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие духовные, «бытийные» (being needs, или B-needs), ориентированные на развитие и рост, познание смысла бытия, а следовательно — ненасыщаемые. У него получилось пять уровней (рис. 22): Гобл Ф. Третья сила: Психология Абрахама Маслоу (http://viktr.narod.ru). Рис. 22. Иерархия потребностей А. Маслоу 1. Физиологические потребности — в половом удовлетворении, пище (растительная, белковая и минеральная), кислороде, физических движениях, жилище, сне и отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.)- Их еще называют витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека. 2. Потребности в безопасности выражают стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Физическая безопасность — потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего социума, например, в безопасности на улицах, в отсутствии войн и конфликтов, а также о стремлении избежать несправедливого обращения. Экономическая безопасность — потребность в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок). 3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек — существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви7, принадлежности к сообществу, общения, участия в организациях, заботы о другом и помощи близких. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим. Их еще называют потребностью в аффиляции. Брак, семья, родство, община, церковь, клубы, компании — все это производные от потребности принадлежать коллективу. 4. Престижные потребности, напротив, показывают, что человеку вме 7 Маслоу считает серьезной ошибкой фрейдистскую тенденцию выводить любовь из сексуального влечения. 5. Духовные потребности — это стремление к самореализации, необходимость выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя. Однако духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. Пять потребностей А. Маслоу называл основными, или базисными, потребностями, а за их роль в стимулировании человеческой деятельности — мотивационными переменными (но не мотивами в строгом смысле слова). Первые четыре уровня — дефицитные потребности — одинаково важны для социального существования всех людей (рис. 23). Их роль так же огромна, как и роль инстинктов у животного. Вот почему А. Маслоу называл их инстинктоидными (instinctoid) — подобными инстинктам. Пятый уровень — духовные, или бытийные, потребности — стоит несколько особняком. Стремление к духовному развитию присуще далеко не всем людям, а скорее творческим. Понятно, что считать их, как и предыдущие четыре, повсеместными или всеобщими нельзя. Многие люди неплохо проживают без духовных запросов. Первые два типа потребностей названы первичными (врожденными), три других — вторичными (приобретенными). Основные потребности, которые филогенетически, т.е. по мере взросления человека, и онтогенетически, т.е. по мере реализации их в качестве необходимых условий существования, следуют друг за другом. Новорожденный вначале испытывает физиологические потребности. Чуть позже на очередь встают потребности в безопасности, а затем — потребность в любви, участии и привязанности. И вся эта эволюции разворачивается на коротком временном отрезке — в течение Рис. 23. Потребности по Маслоу, но разделенные на дефицитные и бытийные первых двух лет жизни. Взрослея, человек все большее значение придает высшим потребностям. До пятого уровня доходят немногие. Таким образом, процесс духовного взросления — это процесс возвышения потребностей, т.е. замещения первичных вторичными. Кроме них Маслоу выделял еще две потребности — когнитивные (в приобретении новых знаний) и эстетические. Он не указал, где именно они размещаются, однако обе потребности относятся к высшим и, по мнению ряда ученых, расположены между четвертым и пятым уровнями. Они помогают становлению социально зрелой личности. Потребности удовлетворяются в том порядке, в котором они представлены в пирамиде, — от низших к высшим. Потребности более высокого порядка не могут проявиться, пока не удовлетворены низшие. Удовлетворение всех потребностей приводит человека на вершину пирамиды — полную самореализацию. Чем сильнее не удовлетворена потребность, тем выше вероятность ее актуализации, готовности проявить себя. Отсюда вывод: потенциал потребности — это функция от степени ее неудовлетворенности. Реальный потенциал любой потребности независимо от ее уровня прямо пропорционален степени ее неудовлетворенности. В результате своих исследований Маслоу открыл две закономерности. 1. Степень контролируемости своих потребностей возрастает от 1 до 5 2. Степень актуальности каждого следующего уровня потребностей уве У человека с высшим образованием потребности выше, чем у человека со средним образованием. У человека с низким уровнем образования преобладают обычно низкие и средние потребности. В своих поздних работах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (опубликована посмертно в 1971 г.) Маслоу существенно модифицировал свою концепцию мотивации и личности, фактически отказавшись от той многоступенчатой пирамиды потребностей, которую продолжают усердно заучивать сегодняшние студенты.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |