КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Е. Егорова
Врезка В поисках собственного «Я» В психической жизни любого из нас всегда присутствует «другой»: он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником. Эту систему интраперсональных (межличностных) отношений можно представить как взаимодействие личности со значимыми другими, каждый из которых представляет собой нечто вроде «внутреннего голоса». Эти «другие» апеллируют, спорят, в чем-то убеждают, что-то запрещают... Согласитесь, не легкое это дело разобраться с таким количеством собеседников. Р. Ассаджиоли предлагает выполнить несложный тест и записать все свои желания с тем, чтобы понять, есть ли у вас субличности на каждое из записанных желаний. Например, действительно ли именно вы хотите окончить именно этот институт? Или это желание на самом-то деле не ваше, а мамино, и среди ваших субличностей нет такой, которая его поддерживает? А теперь включите в свой список те из желаний, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность под названием «Мнение других людей». И составьте список (не больше пяти) своих собственных желаний. На большом листе бумаги нарисуйте круг, внутри него — круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого — ваше «Я». В самом кольце разместите те пять субличностей, которые являются выразителями ваших желаний. 30 Боткин Л.М. О социальных предпосылках итальянского Возрождения // Проблемы итальянской 31 Кон И. Открытие «Я». Историко-психологический этюд // Новый мир. 1977. № 8. 32 Монтень М. Опыты. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 1960. Кн. 3. С. 291. циального «Я». Кроме него существует внутреннее «Я». Таков тезис о двойственности человеческой натуры, которая с наибольшей яркостью проявляется в тотальных организациях (тюрьма, психиатрическая больница), где мир раскалывается на два враждебных лагеря, подчиняющихся разным ограничениям и правилам поведения. В своем внешнем поведении мы — образцовые подчиненные и законопослушные граждане, в своем внутреннем мире мы — бунтари, девианты, неслухи. Наше внешнее «Я» формируется обществом, социальной иерархией, многочисленными институтами и организациями. Оно принудительно навязано нам часто вопреки нашему желанию. Наше внутреннее «Я» — это прибежище нереализованных желаний и возможностей, то, какими мы желали бы стать, не будь принудительных обстоятельств. Таким образом, внешнее «Я» — это тот образ, каким нас хотели бы видеть окружающие, а внутреннее «Я» — это то, какими мы хотели бы видеть себя сами. Они и противостоят, и дополняют друг друга. То, что было отнято и не реализовано в первом, восполняется и реализуется вторым. Как часто мы в мысленном плане заново проигрываем свершившееся и желаем, чтобы оно происходило иначе? Нам стыдно за свершенные поступки. Внутреннее «Я» не одобряет план действий внешнего «Я». Они вступают в конфликт. В других ситуациях мы оправдываем свой образ действий, уговаривая себя, что иначе и сделать было нельзя, что и другие на моем месте поступили бы так же. В данном случае внутреннее «Я» приходит на помощь внешнему «Я», хотя в глубине души оно понимает, что оба неправы. Нарисуйте цветными карандашами символы, отражающие ваши желания. Теперь дайте каждой субличности свое имя, — например, Авантюрист, Профессор, Роковая женщина, Киска, Амеба, Звезда и т.п. Эти названия — очень важная часть упражнения: они должны иметь смысл для вас и только для вас. Смотрите на схему почаще, и вскоре вы обнаружите, что названия некоторых субличностей, в том числе и самых важных, вам захочется изменить. Это означает, что вы стали лучше понимать, чего же хотят ваши субличности, как действуют и почему именно так меняются. Наши «внутренние собеседники» преследуют различные интересы, имеют разные намерения и таким образом вступают в конфликт друг с другом. И наша способность быть успешными и счастливыми определяется тем, как мы согласовываем и творчески управляем своими различными субличностями, насколько нам удалось привести их к полному согласию. Состояние целостности, когда все субличности согласованно работают вместе, преследуя одну цель, в психологии называют конгруэнтностью. Внутренняя конгруэнтность дает нам силу и энергию. Мы конгруэнтны, когда все наше поведение нацелено на один результат. Все части нашего «Я» находятся в гармонии, и мы имеем свободный доступ к нашим внутренним ресурсам. Источник: http://www.beautytime.ru. Между внутренним и внешним «Я» существуют и более принципиальные различия. Внутреннее «Я», или то, что в английском именуется Self, т.е. самость, я сам, состоит из устойчивых элементов, формирующих характер человека. Это внутренний стержень личности. Напротив, внешнее «Я» больше напоминает размалеванного актера, который вынужден играть спектакли перед публикой и который понимает, что все это «понарошку». У Э. Гоффмана для него придумано особое название — «производитель впечатлений». Ядро человеческого «Я», по Э. Гоффману, составляет Self, которое всегда прикрыто социальной маской, подобающей случаю. Скрывая свое подлинное лицо под маской социальной роли, мы и сами иногда забываем, какие мы на самом деле, не говоря о посторонних, которые вовсе никогда не видели наше внутреннее «Я». Очень немногие знают правду о себе, хотя большинство людей задают себе вопрос о том, кто они есть на самом деле. Значительная часть людей растворяется в своем сценическом образе — навсегда остается чиновником, солдатом, продавцом или ловеласом. Те, кто поначалу исполнял свою роль вынужденно, со временем привыкают к ней, добровольно и вполне сознательно беря на себя все хлопоты, ответственность и последствия, связанные с социальной ролью. Они срастаются с ней как со второй своей кожей, и уже неясно, кто кем играет. Если внутреннее «Я» составляет то, что можно назвать нравственным стержнем или ядром личности, то оно должно представлять собой нечто целостное, единое. В то же время внешнее «Я», постоянно приспособляющееся к изменяющимся ситуациям, правилам игры, моде и вкусам, должно представлять собой исполнителя множества ролей, которые приходится разыгрывать человеку в данное время, — возвращаясь домой или покидая гостей, входя в общественный транспорт или укачивая ребенка. Такова двойственная природа человека — характера и исполнителя, личности и игрока. Человеческое «Я» может представлять собой не только целостное образование, но состоять из нескольких «Я». Процесс расщепления единого «Я» на множество «Я» получил название в психологии раздвоения «Я». Чаще всего оно представляет собой результат психического расстройства, а не показатель нормального состояния, и выражается в следующих формах. Психогенное бегство заключается в том, что человек резко порывает со своим прежним образом жизни, с тем чтобы в другом месте начать новую жизнь как другое «Я». Когда через некоторое время человек восстанавливает свое прежнее «Я», весь эпизод «бегства» выпадает у него из памяти. Множественная личность свойственна человеку, у которого в разные периоды времени проявляются как бы разные личности, обладающие высокой сложностью и целостностью. Каждая из таких «временных» личностей позволяет человеку переживать чувства и побуждения, которые его «главная» личность отвергает и постоянно игнорирует. Известны случаи, когда в одном человеке чередовалось более 20 разных личностей. Раздвоенность личности может иметь не только психологическую, но и физико-физиологическую составляющую и проявляться в отстраненности от своего тела, мыслей, чувств, даже-в возможности наблюдать себя со стороны как другого человека. Эти явления получили название деперсонализации — изменения восприятия самого себя, и дереализации — изменения восприятия окружающей обстановки. Деперсонализация — состояние, в котором индивидуум испытывает «раскол» в сознании между «участвующим Я» и «наблюдающим Я». Деперсонализация, приводящая к измененному восприятию себя, сопровождается дереализацией. Деперсонализация характеризуется потерей контакта человека с повседневностью, что приводит его к восприятию жизни как сновидения и к формированию у него впечатления, что все его мысли и действия находятся вне его контроля. К дереализации относятся явления уже виденного (уже слышанного, испытанного, пережитого) и никогда не виденного (не слышанного, не испытанного, не пережитого). В первом случае в незнакомой обстановке возникает ощущение, что эта ситуация знакома, известна, что больной в ней находился прежде, во втором — хорошо известная обстановка кажется чуждой, увиденной впервые. Нарушается восприятие времени: оно кажется или медленнотекущим, или необычайно стремительным. Психосексуальные расстройства представляют собой многочисленные формы нарушений половой идентификации и сексуальных отклонений, среди которых наиболее известными являются: • садизм — психосексуальное отклонение, которое выражается в потребности причинять партнеру страдания; • мазохизм — психосексуальное отклонение, которое выражается в потребности быть униженным и страдать, чтобы достичь сексуального удовлетворения; • транссексуализм — желание быть существом противоположного пола. У человека существует только психологическая потребность в постоянстве «Я-образа», поскольку его раздвоение, «разтроение» и т.д. приводит к болезненным для личности последствиям, связанным с умственным и нервным расстройством. Однако неизвестно, существует ли у него социальная потребность в постоянстве «Я-образа». Возможно, что и нет, поскольку переход от одной роли к другой требует от индивида мастерского переключения от одного социального репертуара к другому. Исполнение разных ролей предполагает достаточно отчужденное отношение к большинству из них. Так актер относится к своей маске, которую может в любой момент снять и отложить в сторону. Некоторым людям выгодно, чтобы окружающие удивлялись тому, какими неожиданными, разными и противоречивыми они могут быть в разных ролях. Об отсутствии социального единства «Я-образа» свидетельствует такое явление, как обман: «Преднамеренный обман требует такой степени психологического самоконтроля, на которую способны очень немногие. Именно поэтому неискренность — довольно редкое явление. Большинство людей чистосердечны, поскольку в психологическом плане так жить легче. Это означает: они верят в то, что делают, ради удобства забывая о том, что делали раньше, и счастливо идут по жизни в полной уверенности, что с положенным приличием преодолеют все испытания. Чистосердечие есть сознание человека, обманутого своим собственным действием. Или, как сказал Дэвид Рисмен, чистосердечный человек — тот, кто верит собственной пропаганде»33. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 103. В момент вхождения в другую роль мы не испытываем никаких психоло тера и нравственного уклада личности. Последние должны оставаться постоянными, обеспечивая личности главное — единство психологических проявлений «Я», его внутреннюю целостность. Обман дается человеку нелегко (исключая тех, кто привык это посто янно делать, но тогда обман для них превращается в социальную роль, отделенную от самой личности) потому, что ему приходится не социально, а психологически и нравственно раздваиваться, быть другим, разрушая внутреннее единство «Я-образа». Причиной безграничного подчинения, требуемого от дикаря, является осознание того, что ему просто некуда больше идти. В современном обществе свобода выбора несравнимо шире: уйти из одного сообщества можно во множество других, как формальных, так и неформальных, начиная с перехода в другую школу и кончая уходом в другую субкультуру. Я — работник промышленной компании, где зарабатываю жалованье; покупатель в магазине; пассажир автобуса или поезда, который доставляет меня к месту работы и обратно; зритель в театре; прихожанин Православ-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |