КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рассогласование сознания и действий
ВЗГЛЯД Имидж Еще недавно такого понятия, как «имидж», в нашем лексиконе не существовало. Отчасти это происходило потому, что советские философы считали его буржуазным словом. Между тем оно образовано от латинского понятия «образ, вид» и обозначает совокупность представлений окружающих о конкретном человеке, его видимый образ, психологический портрет, тесно связанный с внешностью и манерами. Сегодня имидж неотделим от социальной роли человека, какое бы положение в обществе он ни занимал. Над общественным обликом политического лидера трудятся, применяя особые технологии, специалисты-имиджмейкеры, а рядовые граждане заботятся о своем имидже не только когда хотят решают совершить служебную карьеру, продвинуться по службе, но и когда просто устроиться на работу. Так называемые рекрутеры, специалисты по найму персонала, выдадут вам целый букет советов о том, как надо вести себя с будущим работодателем для того, чтобы выглядеть не на 100, а на 1000 баксов. Имидж отражает индивидуальность, но не личность. Имидж — это внешний вид человека в восприятии других людей. Так, по данным специалистов Гарвардского университета, первое впечатление о человеке на 55% зависит от того, как он выглядит, на 38% — как он говорит, и только на 7% определяется тем, что он говорит. Хотим мы того или нет, но наш внешний вид — это тот язык, которому люди подсознательно оказывают больше доверия, чем словам. Много общего у него с другим понятием. Образ — совокупность внешних характеристик (язык, менталитет, одежда, поведение), которые способны отличить одного человека или организацию от других. Такая совокупность может составлять единое целое, а может представлять лоскутное образование, где отдельные характеристики не состыковываются между собой. Образ может формироваться спонтанно, независимо от воли и сознания индивида, никак им не направляться, а может заранее планироваться по каким-либо правилам. Во втором случае речь идет об имидже. Имидж — стилизованный образ индивида или организации, который намеренно создается в соответствии со своими собственными представлениями о своем образе либо заимствуется из журналов или специальной литературы. В последнее время над созданием имиджа трудятся специалисты, создающие консультативные фирмы и бюро, выпускающие специальную литературу и оказывающие платные услуги индивидам (политикам и бизнесменам) или организациям. Образ и имидж выполняют две функции: 1) самопрезентации, когда индивид намеренно формирует свой образ, стараясь показаться посторонним людям (в деловой фирме это клиенты) с лучшей стороны; 2) идентификации, когда посторонние люди отождествляют характерные внешние черты (внешние проявления) именно с этим человеком или организацией. Когда совокупность внешних характеристик представляет собой единое целое, то специалисты (психологи и криминологи) по отдельным чертам могут восстановить целостный образ. Зная почерк индивида, специалисты могут составить представление и о других чертах человека, в частности его психологических особенностях, образе жизни и поведении. Между образом и самим человеком может существовать дистанция как малых, так и больших размеров. В первом случае говорят о слитности образа и человека, во втором — о противоречии между человеком и составляемом окружающими людьми образом этого человека. В этом случае говорят о том, что человек не похож на самого себя или что он вступил в противоречие с самим собой, т.е. со своим образом. Первый шаг на пути осознания своего образа — изучение себя. Прежде чем создавать тот или иной имидж, надо хорошенько изучить, так сказать, «базовую основу», надо объективно оценить свои внешние данные, то, чем вы располагаете в физическом смысле. Необходимо получить очень четкое представление о собственной внешности, о той физической оболочке, которой вас наградила природа. Вы должны знать достоинства и недостатки своей внешности. Тогда, и только тогда вы сможете ими уверенно, а главное, целенаправленно пользо ваться. С помощью специальных измерений и тестов, иллюстративного материала вы сможете объективно оценить свои внешние данные, особенности своего лица и фигуры, все отклонения от общепризнанных стандартов. Но не стоит огорчаться, если ваш рост невысок, имеется излишняя полнота или угловатость фигуры, непропорциональность лица. Есть способы коррекции всех отклонений с помощью макияжа, прически, одежды. К счастью, все люди рождаются разными, и именно это дает вам возможность быть индивидуальной и запоминающейся личностью. Интересно обыгранные и умело поданные отклонения от стандарта рождают неповторимый уникальный шарм. Нужно только хорошо понять «козыри» вашей внешности и ее критические точки. Вся тайна вашей красоты заключена в умении уравновесить ваши недостатки за счет акцентирования ваших несомненных достоинств. Второй шаг — определение вашей уникальной цветовой гаммы. Это ваш колорит, это те наиболее выигрышные для вашей внешности цвета и оттенки, которые будут сопровождать вас всю жизнь. На первом месте по силе эмоционального воздействия стоит цвет. Магия цвета необъяснима, воздействие цвета происходит на подсознательном уровне. С помощью цвета вы рассказываете окружающим о себе все, что хотите рассказать. Необходимо не только определить свою индивидуальную гамму, но и оценить психологическое ассоциативное воздействие различных цветов на людей. Важно освоить теорию наилучшего сочетания цветов, которую используют в своих работах художники и дизайнеры. Возможно, после того, как произойдет проникновение в «тайны» цвета, вы поменяете свои цветовые предпочтения, будете пользоваться цветами свободно, манипулировать ими для достижения своих целей, как профессиональных, так и личных. Применяя цветовую палитру, точно соответствующую вашему типу лица, вы будете приятно удивлены, когда вам будут говорить: «Вы прекрасно выглядите!» Третий шаг — стиль вашей одежды. Одним из кирпичиков имиджа является ваша одежда. Встречают, как известно, по «одежке», провожают по уму. Но зачем ждать, когда ваши партнеры и собеседники оценят все тон- кости вашего ума? Не лучше ли сразу предъявить им визитную карточку своей серьезности и респектабельности. Но как это сделать? Стиль — это сложное и многогранное понятие. Он отражает основные черты вашей личности: характер, темперамент, способ общения и поведения. Именно они создают стиль. Как его сформировать, как сформировать облик, который наиболее точно и полно выражает вашу персону? В отличие от мужчин, которые могут носить некую бизнес-униформу, для женщины одежда есть способ самовыражения. Хотя в основном приходится следовать некоторым общепринятым правилам, иногда возникает потребность выделиться, но нужно уметь это сделать так, чтобы в начальственную голову не закралась мысль: «А могу ли я доверить важного клиента вон той в цветочек?» На занятиях студии имиджа можно узнать о том, как выбрать то, что подходит именно к вашей фигуре, что такое формы и силуэт, пропорции в одежде и что подходит именно вам, что делает вас привлекательнее, как использовать оптические эффекты. Все эти особенности определяются типом вашей фигуры и лица. Еще одним компонентом, влияющим на подсознательную эмоциональную оценку вашего облика, является совокупность линий силуэта, фактуры и рисунка ткани. С помощью этих компонентов можно создать броский эффектный или обольстительный и эротичный образ, а также научиться искусству самообновления. И, наконец, четвертый шаг — соответствие вашего имиджа той роли, которую вы выбрали. Имидж — это не только самовыражение, это игра, искусство управлять впечатлением. Любая роль, которую вы намереваетесь играть в этой жизни, требует соответствующего антуража, если хотите, сценического костюма. Имидж имеет две составляющие — социальную, о которой мы говорили выше, и физиологическую, заключающуюся в выражении и мимике лица. Не последнюю роль здесь играет и взгляд. Благодаря каким-то неуловимым деталям одно лицо вызывает у нас недоверие, заставляет собраться и более критично прислушаться к словам партнера, а другое располагает настолько, что мы с безоговорочным доверием относимся ко всему, что нам говорит его обладатель. Над физическим профилем человеческого лица работают визажисты. Хотя физическую основу взгляда составляет глаз, два этих понятия следует различать. В отличие от уха, которое воспринимает звук пассивно, глаз является активным органом: наш взгляд постоянно «скользит» по рассматриваемому предмету. Подобно радиолокатору, он как бы «сканирует» пространство, в результате чего в мозгу формируется целостная картинка. Но в отличие от локатора, вращающегося с постоянной скоростью, скорость и направление движения взгляда почти непредсказуемы. Они зависят от того, что глаз увидел в предыдущий момент. Таким образом, хотим мы того или нет, наше лицо и лицо партнера по общению несет едва ли не основную информационную нагрузку. Многие люди пришли к такому выводу интуитивно, путем проб и ошибок, с помо- щью советов близких людей. Прическа, макияж, борода, усы, очки, а иногда и особая татуировка либо металлические украшения придают нашему лицу законченный художественный образ. С давних пор мыслители пытаются анатомировать и классифицировать человеческий взгляд, понимая, как много функций в коммуникативном процессе он выполняет. Действительно, это и способ самопрезентации, и орудие психического давления, а самое главное — это психоэнергетический выброс, несущий информацию о человеке, опровергающую или подтверждающую то, о чем он говорит. Таким образом, с полной уверенностью можно сказать, что именно благодаря взгляду лицо человека поддается прочтению. Функции взгляда зависят от типа культуры. Так, в африканских странах и на Востоке опускание глаз слушателем перед говорящим служит знаком уважения к последнему. В японской эстетике большие глаза считаются признаком мужественности. Взгляд мужчины является открытым, взгляд женщины — это опущенная вуаль. Поэтому узкие глаза, подчеркнутые черной линией туши по верхнему веку и красной по нижнему, считались непременным элементом общей эстетической картины. У взгляда есть множество составляющих его элементов, которые служат каналами информации. Во-первых, разрез и форма глаз, во-вторых, цвет и фокусировка зрачка, в-третьих, устремленность или сконцентрированность взгляда. Внимательному и подготовленному человеку размеры зрачков могут очень многое сказать об отношении собеседника к нему лично и к тому, что он говорит. Расширенные зрачки говорят о заинтересованности, волнении или беспокойстве вашего собеседника. Если же ваш визави недоволен услышанным, собирается возразить, настроен враждебно или разгневан — его выдадут суженные зрачки. Разгадать или правильно прочитать выражение глаз порой помогают дополнительные невербальные признаки: поза вашего партнера, общее выражение его лица, поворот головы в сторону от вас и пр. Если мы хотим расположить к себе собеседника, показать ему свой интерес к тому, о чем он говорит, то необходимо увеличить прямой контакт глазами с ним до 60-70% всего временного объема. Правда, многое зависит от принятых в данной культуре конвенций. Скажем, корейцы или япон- цы при контакте практически никогда не смотрят прямо в глаза, это особенности их менталитета, отличного от европейского. Взгляд человека может быть пристальным и рассеянным, сверлящим, любопытным, беззаботным, задумчивым, влюбленным, ненавидящим, философским, умным и безумным. Разнообразие взглядов отражает: а) разнообразие характеров и темпераментов людей; б) разнообразие ситуаций, в которых вольно или невольно оказываются люди; в) целей, намерений и интересов собеседников; г) наконец, социальных параметров, а именно возраста, пола, статуса, национальной культуры, уровня образования и воспитания. Ситуации, которые диктуют нам то, какой взгляд следует выбрать, определяются статусом собеседника, например, разговор с начальником требует совсем иного выражения лица, нежели с подчиненным, целями визита или встречи, ролевыми ожиданиями, социальной дистанцией и т.п. Однако ситуации зачастую выпадают из сферы нашего контроля, к ним невозможно заранее подготовиться и подобрать — подобно тому, как мы подбираем к костюму соответствующий цвету рубашки галстук — необходимое случаю выражение глаз. Такие ситуации надо отнести к психологическим, а не социальным. Неожиданная встреча испуг, стресс, усталость, удивление или радость продуцируют неподдельное, т.е. неуправляемое выражение лица. Пристальным взглядом обладают не только влюбленные, но и конкуренты. Слишком настойчивый взгляд, особенно при эмоционально напряженном разговоре, на подсознательном уровне расценивается нашим визави как враждебный. Специалисты советуют подавить желание постоянно смотреть на оппонента в конфликтной ситуации, иначе враждебность только усилится. Кстати, чем ближе два человека находятся друг к другу, тем сильнее они стремятся избежать прямого контакта глазами (разумеется, это не относится к близким и любимым). Бегающий взгляд чаще всего говорит о скуке или желании в свою очередь взять слово (если только он не выражает страх или чувство вины). Пристальный взгляд, устремленный прямо в глаза собеседника, часто воспринимается как признак агрессивности. Дружелюбный взгляд — на уровне глаз визави — создает благоприятную атмосферу общения. Его еще можно назвать контактным. Он принципиально отличается от изучающего взгляда, сосредоточенного и пристального. Контактный или располагающий к беседе взгляд обычно несколько рассеян. Он меняет диспозицию, переключаясь с одной области лица на другую. Иногда стоит отводить взгляд в сторону, позволяя собеседнику почувствовать себя более раскованным. Такой взгляд ни в коем случае не может быть назойливым. Интимный взгляд обозначает проявление повышенного интереса вовсе не к лицу собеседника, а к его фигуре, прежде всего к ногам. Подобный взгляд путешествует между глазами и грудью, то и дело норовя опуститься на нижнюю половину тела. Он — из разряда оценочных, демонстрирующих интерес или даже восхищение. Пристальный, тяжелый взгляд, неподвижно застывающий на собеседнике, далеко не всегда говорит о скрытой угрозе или попытке доминировать. Во многих случаях к подобной уловке прибегает человек, испытывающий затруднения в выборе ответа или способа реагирования на ситуацию. Кажется, что взгляд безошибочно выдает наше состояние и скрытые намерения. Возможно поэтому мы стараемся прятать взгляд, когда говорим неправду, стремимся скрыть истинные чувства или стесняемся их. В этом случае нас выдает бегающий взгляд, даже если нам кажется, что мы сохраняем необходимое выражение лица. «Считается, что если человек уходит от визуального контакта более чем в одной трети времени разговора, то он неискренен. Второй же собеседник явственно начинает ощущать некую неопределенность ситуации. Исследования доктора Экслайна из Университета Делавер весьма полезны для оценки подобных ситуаций. Ученый выяснил, что, высказываясь или отвечая на вопросы, человек фиксирует взгляд на партнере вовсе не в течение всего времени общения. Когда его глаза останавливаются на партнере, возникает возможность "вставить слово", поскольку прошел непроизвольно поданный сигнал "я закончил, как вам мое мнение?" Если же пауза в речи сопровождается отведением взгляда, то это знак временного затруднения вашего собеседника или незавершенности его послания вам, и прерывать его в это время не рекомендуется... Если же ваш слушатель во время ваших слов не сводит с вас взгляда да еще при этом слегка кивает, то вы безошибочно понимаете, что то, что вы говорите, ему интересно или он как минимум с этим готов согласиться. Ускользающий же взгляд говорит о том, что человек пока не хочет поделиться с вами своим мнением по поводу ваших слов»9- Взгляд — ключевой элемент невербальной коммуникации. Как правило, именно взглядом собеседник выражает интерес к разговору. 9 Источник: http://www.beautytime.ru. Этот феномен зафиксирован литературоведами, философами, психологами, историками культуры и социологами. Он выражается в противоречии или несоответствии содержания сознания и содержания поступков. В исследованиях социологи столкнулись с удивительным явлением: большинство неудовлетворенных трудом имели высокие показатели работы, а большинство лодырей, напротив, были удовлетворены трудом; основная масса (70%) уволившихся с предприятия были удовлетворены работой, а большинство неудовлетворенных никуда не ушли. Получилось так, что респонденты отмечают в анкетах одно, а в реальности ведут себя совсем иначе. Прогнозировать поведение людей в подобных условиях крайне затруднительно. Мы провозглашаем одни правила и ценности, обычно социально одобряемые, приветствуемые другими, а в реальном поведение придерживаемся других, чаще всего тех, которые выгодны. Такова особенность массового поведении: думаем одно, говорим другое, а ведем себя в соответствии с третьим. Социологи на каждом шагу фиксируют расхождение между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением. Накануне выборов в Государственную думу 12 декабря 1993 г. опросы фиксировали предпочтения, отдаваемые демократам. А реальное голосование выявило победу партии Жириновского. Специалисты полагают, что у реальных фактов своя логика, а у фактов сознания — своя. И вполне возможно, то, что с точки зрения наблюдаемых фактов кажется противоречивым и нелогичным, с точки зрения фактов сознания выглядит последовательным и логичным. Человек осознает, что на предприятии скверные условия труда (факт сознания), но реально ничего не делает, чтобы уйти с завода или добиться исправления ситуации (реальные факты). Первое расхождение. Почему? Он рассуждает так: за вредные условия положены надбавки; если я уйду, то на другом месте мне будут платить меньше, если вообще найду работу; протестовать нельзя — я слишком мало значу в коллективе, да и расправиться со мной легко; я понимаю, что в таких условиях быстро испорчу здоровье, но личная жизнь не сложилась, так что стоит ли долго тянуть. Его ценностные представления и мотивы не соответствуют содержанию потребностей. Второе расхождение. Для того, кто решил проникнуть во все тайны человеческого поведения, оно предстает запутанным, сложнейшим лабиринтом. Надо проводить различие между тем, что человек думает и говорит о себе, и тем, что он делает. Но и то, что он делает, также способно завести исследователя, ограничивающего себя наблюдаемым поведением, в тупик. В отличие от животного, человек способен маскировать своими действиями инстинктивные намерения. Получается, что ни мысли, ни слова, ни поступки — три кита человеческой активности — ни порознь, ни в сочетаниях не могут сказать всей правды о человеке. Ведь каждый из них подчиняется собственной логике. Психолог А. Н. Леонтьев так объясняет ситуацию. Индивид не имеет собственного языка. Он пользуется готовым — общественным. А значения общеупотребительных слов слишком грубы и абстрактны, чтобы выразить тонкий мир индивидуальных переживаний. В результате нашему сознанию навязываются искаженные или фантастические представления и идеи, в том числе и такие, которые не имеют опоры в реальном жизненном опыте индивида. Человеку, всю жизнь прожившему в глухой деревушке, непонятно, что такое «цивилизация», «интернационализм», «эмансипация» и другие абстрактно-философские понятия. Естественно, что возникнет рассогласование мыслей и словесной (вербальной) формы выражения. В конечном итоге у любого человека формируются как минимум две цепочки искажений и рассогласований. Во-первых, мы чаще всего неадекватно осознаем свои желания, потребности, побуждения. Во-вторых, осознанные желания мы неадекватно вербализуем, неважно ограничивается ли оформление мыслей в слова во внутренней или внешней речи, но, как доказано, мышление без слов невозможно. В-третьих, вербализованные мысли мы неадекватно воплощаем в поступках и действиях. Такова первая цепочка рассогласований, берущая свое начало в нашем «биологическом Я». Вторая цепочка исходит из общества. С детства мы усваиваем определенные идеалы, ценности, нормы приличествующего поведения, социальные стереотипы и т.п. Усвоив их, превратив в часть своего «Я» (этот процесс называется интертериоризацией — формирование внутренней структуры личности благодаря усвоению структур внешней деятельности), мы используем их как некое мерило, при помощи которого оцениваем свои и чужие поступки. Но вот парадокс: себе мы чаще позволяем нарушать или отклоняться от соци альных норм, а с других взыскиваем по всей строгости, причем в тех же самых ситуациях. Так возникает еще одно рассогласование между оценкой чужих и собственных поступков с точки зрения одних и тех же эталонов (идеалов, ценностей). При выборе одежды мы поступаем избирательно: покупаем из имеющихся в наличии только то, что: а) соответствует нашему вкусу; б) могут позволить наши финансы. Мы ведем себя так же и тогда, когда из культурного фонда норм, ценностей и идеалов, созданных человечеством, выбираем себе только то, что: а) соответствует нашему вкусу, взглядам, представлениям; б) по силам выполнить. Таким способом мы поддерживаем из разных систем ценностей отдельные элементы или части, составляем из них новую мозаику, к тому же, подбирая элементы мозаики, умудряемся их частично или полностью исказить. Естественно, что в новой системе возникает масса несогласованностей и противоречий. Мировоззрение современного человека соткано бывает из обрывков буддизма, христианства, индивидуалистических ценностей, грубого прагматизма, стадного коллективизма, альтруистических идеалов и т.п. Как следствие, поведение индивида, управля- емого такой неоднородной (гетерогенной) системой ценностей, крайне непредсказуемо, противоречиво. Добавим еще одно звено во вторую цепочку: надерганные отовсюду ценности усваиваются нами неодинаково глубоко. Одни ценности мы бережем напоказ, но им никогда не следуем; другие действуют в одних ситуациях и не действуют в других (когда нам это невыгодно либо трудно реализовать); третьи укоренились так глубоко, что стали жизненными принципами. Итак, одни ценности (нормы, идеалы) суть элементы демонстративного поведения, другие функционируют как мотивы (чтобы оправдать свое поведение), третьи превратились в потребность и нравственное убеждение (это то, от чего мы при любых обстоятельствах отказаться не можем). Рассогласования встречаются у человека на каждом шагу. Например, он может четко осознавать, каковы его действительные интересы, он адекватно их выражает словами, но в поступках не реализует. Другой пример: действительные интересы реализуются в поступках, но неадекватно осознаются и вербализуются. Третий случай. Действительные интересы человека осознаются, реализуются в поступках, однако их вербализация (осознание либо неосознание) блокируется, подвергается своего рода речевому табу. Причиной могут служить недостаточный уровень образования, интеллекта, противоречие между потребностями и ценностями либо действие защитных механизмов, которые блокируют осознание тех целей, потребностей и влечений, которые не соответствуют имиджу, или «Я-концепции». Последнее — особая тема разговора, на которой надо остановиться подробнее. Тайна человеческого «Я» состоит в том, что он скроен из двух противоположных начал: • внутреннего опыта — представлений, чувств, желаний, мыслей, фантазии; • внешнего опыта — многочисленных реакций живого организма на стимулы-раздражители. Внутренний опыт есть то, что доступно только ему одному и никому другому. Внешний опыт, напротив, есть то, что доступно другим и не только ему одному. Первый можно наблюдать только изнутри, переживая свои чувства и мысли. Второй включает такие движения, которые поддаются внешней регистрации. Первое сплошь субъективно, второе объективно. И никто не знает, равны они по своему объему или нет. Самое интересное заключается в том, что даже их равенство ничего не сулит нам в будущем. Внешний и внутренний опыт — разноориентирован-ные состояния. Фраза «мысль изреченная есть ложь» лучше всего выражает суть дела. Стоит только одному из внутренних элементов достичь поверхности и попытаться выбраться наружу, как он тут же видоизменяется. Иногда так, что его не узнать. Элемент одного опыта, попадая в другой опыт, как бы испытывает необратимые изменения. Все равно что он попадает из одного измерения в другое. Но если внутренний и внешний опыт — разные миры, разные измерения, сосуществующие в одной вселенной (человеческом «Я»), то стало быть, они не могут никогда стать частями одного целого, соответствовать друг другу, находиться между собой в гармонии. Возможно, что мы напрасно требуем от человека, чтобы его слова совпадали с его делами. Он не властен над тем и другим одновременно. Ведь они — из разных измерений. Социологи точно установили: человек думает одно, говорит другое, а делает третье. Вот вам еще одно измерение нашей вселенной. От такой сложности и запутанности социологу впору сойти с ума. И он сходит, но в своих исследованиях, ибо их результаты крайне неожиданны.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |