Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Безопасность

Читайте также:
  1. Olgerd Символы в сновидениях и информационная безопасность
  2. Безопасность информации.
  3. Безопасность личности
  4. Безопасность энергетического тела.
  5. Влияние дорожных условий на безопасность движения
  6. Влияние сечений на безопасность.
  7. Звезда символизирует охрану и безопасность.
  8. Информационная безопасность
  9. Информационная безопасность. ПОЧТА
  10. Кадровая безопасность в организации
  11. О Лоте и о приведении себя в безопасность



Сюда входят потребности в организации, стабильности, законности и социальном порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких уг­рожающих факторов, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потреб­ности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Как и предыдущие, потребности в безопасности роднят нас с животным миром, но есть специфика: огонь первобытный человек использовал ради защиты своей жизни от животных.

Потребность в безопасности проявляется в сознательной и бессознатель­ной формах. Маслоу считал, что проявление потребностей безопасности и защиты происходит у младенцев и маленьких детей на бессознательном уровне и проявляется в беспомощности и зависимости от взрослых. Мла­денцы, например, демонстрируют реакцию испуга, если их неожиданно уронят или испугают громким шумом. Другой показатель бессознательной потребности в безопасности — предпочтение ребенком отношений зави­симости, стабильного распорядка. Как говорил Маслоу, маленькие дети лучше всего чувствуют себя в такой семье, где практикуются четкий распо­рядок дня, поведенческий режим и дисциплина. Если этого нет, ребенок

начинает нервничать, становится тревожным и недоверчивым, а часто и замкнутым. Замкнутость — это стремление найти безопасное место, отме­ченную стабильностью жизненную нишу. Маслоу отмечает, что родители, которые ничем не ограничивают их и все разрешают, не обеспечивают фун­даментальной потребности в безопасности и защите. Если от ребенка не требуют, чтобы он ложился спать в определенное время или регулярно пи­тался, у него формируется синдром испуга и замешательства. В этом случае у ребенка не будет в окружении ничего стабильного, от чего можно зави­сеть. Особенно опасными условиями социализации ребенка американский психолог считал родительские ссоры, физическое оскорбление и насилие, разлуку, развод или смерть родственников. Все это факторы повышенного риска, они делают социальное окружение нестабильным, непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.

Повзрослев, человек стремится обеспечить свою безопасность уже созна­тельно. Взрослые люди стремятся избежать различных опасностей для сво­ей жизни — происшествий, войн, болезней и экономических ухудшений.

Следовательно, и отдельные индиви­ды, и крупные организации в одина­ковой мере хотят обезопасить себя, перестраховаться, избежать ненужно­ го риска, уйти от сомнительных сде­лок. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, при­обретение страховки (например, медицинской и по безработице) можно рассматривать как поступки, продиктованные поиском безопасности. Прав­да, и в зрелом возрасте некоторые категории людей, прежде всего больные и инвалиды, могут испытывать бессознательный страх перед социальным окружением, который теперь уже приобрел хронический характер, получив­ший название невротического синдрома. Даже у вполне здоровых людей, особенно в крупном городе и в условиях напряженного трудового дня, на­блюдаются многочисленные фобии, мании и немотивированные страхи.



Бизнес-организации склонны преувеличивать меру безопасности, они хотят гарантий во всем, даже в копеечных операциях. Перестраховка гиган­тов вполне понятна, поскольку в случае чего им придется падать с большей высоты и удариться придется гораздо больнее. Крупные компании разра­батывают специальные программы страхования и выплат по здоровью, не­счастным случаям, пенсиям. Плюс от чрезмерного бюрократизма в том, что пенсионные программы превращаются в дополнительный фактор их при­влекательности: люди начинают дорожить своей работой, ибо она гаранти­рует им комфорт именно тогда, когда они нуждаются в нем больше всего, а именно после выхода на пенсию. Минус заключается в том, что организа­ция, разбухая от социальных льгот, страховок и гарантий, становится мало­производительной, неповоротливой и более зависимой от внешних факто­ров. Творческие личности, которых старается нанять к себе любая органи­зация, молоды, подвижны, раскованны и рискованны. Они не думают ни о будущем, ни о своей старости.

Так возникает трудовой парадокс: привлечь рабочую силу можно только показывая свою динамичность и умение рисковать, а удержать ее на предпри­ятии возможно только при помощи социальных гарантий и пенсионных про-

грамм. Гарантии и забота о безопасности являются причиной принятия от­ветственных решений, в частности, остаться или покинуть организацию.

Правда, некоторые авторы призывают не преувеличивать роль потреб­ности в безопасности: она играет скорее фоновую, т.е. неосознаваемую, роль, чаще сдерживая или подавляя импульсы, чем инициируя реальное поведение.

П. Друкер предположил, что установки на безопасность важны для ана­лиза при выборе профессии. Он сформулировал следующие вопросы: что вас держит на работе, терпимость к рутинной работе в вашей профессии или обещание безопасности? Нашли ли вы настоящее удовлетворение в четко­сти, порядке и системе ясно спланированной работы? Важно ли для вас знать надежность (безопасность) не только сегодняшней или завтрашней работы, но и надежность (безопасность) профессии, взаимоотношений с людьми, окружающих вас или находящихся выше или ниже вас? Или вас привлекает в работе то, что она требует воображения, изобретательности, даже если она сопровождается наказанием за ошибки? Относите ли вы себя к людям, не терпящим всего того, что является «рутиной» на работе? Отве­ты на эти вопросы показывают важность мотива безопасности для конкрет­ного индивида.

Ухудшение экологии, фальсификация лекарств или рост преступности расширяют список факторов риска, с которыми сталкивается современный человек. А там, где выше степень риска, ниже уровень защиты и безопас­ности.

Исторически первым средством удовлетворения потребности в безопас­ности было появление огня. Другим претендентом на эту роль может вы­ступать первобытное жилище. Но когда оно появилось и в каком виде, ис­торикам до конца не ясно. Скажем, пещера, которую заселил неандерта­лец, выгнав из нее медведя или тигра, вряд ли служила надежной защитой. Но огонь решил множество проблем. С его обретением (точнее сказать, приручением) у человека появился настоящий очаг, радикально измени­лась диета, его стали бояться буквально все звери, которых еще недавно опасался сам человек. Огонь — это тепло в жилище. Это переход со зве­риного на человеческий способ питания. Это замена дубины и камня ору­диями труда из металла. Стадо, преодолевшее естественный страх перед огнем, получало надежную защиту от хищников и от самых опасных вра­гов — других гоминид, продолжавших, как все дикие животные, бояться огня. Со временем горящие поленья становились также эффективным оружием нападения и охоты. Еще позже было замечено, что огонь не толь­ко жжет, но и греет, а мясная пища, подвергнутая термической обработке, легче усваивается. Огонь из источника опасности и с трудом преодолева­емого страха превращался в условие физического комфорта. Особенно возрастала его роль при климатических колебаниях или миграциях в зоны с более суровым климатом".

Так, защищаясь от непогоды, диких зверей, своей беспомощности перед природой, используя огонь для самых разных целей, развивалось человече­ство. Можно сказать, что научно-технический прогресс возник из чувства

Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории: Синергетика, психология и футурология. М: ПЕР СЭ, 2001.

страха и стремления его побороть. Достаточно вспомнить прогресс в обла­сти вооружений, его влияние на научно-технический прогресс. А ведь и оружие появилось из чувства страха и ради безопасности. Биолог-эволюци­онист В.А. Красилов (1986) привел остроумные доказательства того, что генезис эстетического чувства связан со страхом, опосредованным через сексуальные отношения. Например, ритуал ухаживания у одного вида по­пугаев состоит в том, что самец, приняв крайне угрожающую позу, повиса­ет на ветке вниз головой. Нечто подобное «ритуализации» агрессивного жеста наблюдается в сексуальных и прочих играх у всех видов высших по­звоночных.

По мнению А.П. Назаретяна (2001), одежда первоначально служила для коллективной и половой идентификации (привлечение сексуальных парт­неров включает эстетический момент), устрашения и защиты от ударов. Жилище также могло первоначально использоваться как своего рода кре­пость против хищников и враждебных стад и лишь позже, при изменивших­ся условиях, — как укрытие от дождя, ветра и мороза.

Потребность в безопасности пронизывает все этажи человеческой пси­хики. Она проникает даже на высший, интеллектуальный уровень. Отчас­ти именно ею продиктовано стремле­ние человека систематизировать свои знания, выстроить убеждения в логи­ческую последовательность, упорядо­чить информацию. Фрагментарные и нелогичные знания, несвободные от противоречий и двусмысленности, внушают нам тревогу и беспокойство. От них человек стремится избавиться. Четкая система религиозных или фи­ лософских убеждений, объединенная в целостную картину мира, позволяет человеку организовать свой мир и окружающие явления в осмысленное единство, придать всему наблюдаемому и ощущаемому какую-то осмыслен­ность, а значит, контролируемость. Личный и социальный контроль на со­знательном уровне считаются главным способом удовлетворить потребность в безопасности больших групп людей. Такие экстремальные события, как мировые и локальные войны, наводнения, землетрясения, народные вос­стания и военные перевороты, преступность и бандитизм, социальные ре­волюции и экономические кризисы, служат причиной неудовлетворенно­сти потребности безопасности на социетальном уровне.





Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 104; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.196.2.131
Генерация страницы за: 0.02 сек.