КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль духовных потребностей
А. Маслоу Самоактуализация Врезка Самоактуализация как метод научения связана с той помощью, которую оказывают человеку в его попытке стать тем, кем он способен стать. Самоактуализирующиеся люди, — а это, как правило, не молодежь, а люди в возрасте — все без исключения вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне их самих. Они преданы делу, которое является чем-то очень ценным — своего рода призванием, когда труд превращается в радость. Один посвящает жизнь закону, другой — справедливости, еще кто-то — красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями, т.е. поиску предельных ценностей. Всего насчитывается около 14 таких ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других. Это ценности бытия. Их наличие немного усложняет структуру самоактуализации. Они выступают как потребности. Я назвал их метапотребностями. Их подавление порождает особый тип патологий. Это заболевания души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям. Человеку необходимо жить в красоте, а не в уродстве, точно так же, как ему необходима пища для голодного желудка или отдых для усталого тела. Б-ценности являются смыслом жизни для большинства людей, хотя многие не подозревают о том, что они у них есть. Именно молодые чаще всего запутываются в проблемах ценностей. Те, кого мы называем романтиками или идеалистами, постоянно ищут ценности, нечто такое, чему они могли бы поклоняться, любить, обожать. Они то приближаются, то удаляются от самоактуализации. Если достигают, то становятся самими собой.
Я опишу восемь путей самоактуализации. Во-первых, она означает полное и бескорыстное переживание. В этот момент индивид целиком является человеком, Я реализует самое себя. Надо чаще погружаться в это состояние, забыть 27 Hersey P., Blanchard К. Management of organizational behavior. New Jersey, 1972. P. 36. Пирамида потребностей Маслоу (рис. 23) создает иллюзию неважности высших духовных потребностей, поскольку, располагаясь на самой вершине, они показаны треугольником малой площади. На самом деле они играют не меньшую роль, чем все другие. В доказательство стоит вспомнить, что происходит с людьми и обществом, когда неудовлетворены те или иные потребности. Когда в наши дни не выплачивается зарплата и нечем кормить семью, шахтеры объявляют «рельсовую войну». В пошедших столетиях крестьяне поднимали мятежи. Когда нет теплоты человеческих взаимоотношений, распадаются семьи и искажаются отношения в обществе. Когда теряется смысл жизни, к наиболее слабым членам общества приходят суицидальные мысли. Самоубийцы и наркоманы — наиболее типичные жертвы такого общества. Рассмотрим более подробно стадии духовного падения (рис. 33). 1. Кризис духа как следствие неудовлетворенности высшей потребности по Маслоу. Он может коснуться любого подростка: из благополучных и неблагополучных семей уходят в наркоманы, как утверждают ученые и практики, одинаково часто. Это означает, что высший уровень существует независимо от четырех нижних, т.е. от того, удовлетворены ли потребности в пище, безопасности, дружбе и карьере. 2. Негативный результат кризиса — наступление апатии, равнодушия, потерянности в жизни, дезориентация и начало кардинального пересмотра всех старых ценностей. свои позы, свою застенчивость. Ключ — бескорыстие. Во-вторых, надо представить жизнь как процесс постоянного выбора. От нас зависит, что мы выбираем, — движение вперед или отступление,
страх или бесстрашие, ложь или честность. Самоактуализация означает рост, бесстрашие, честность. В-третьих, само слово «самоактуализация» подразумевает наличие Я, которое может актуализироваться. Для этого надо прислушиваться к тому, что есть внутри, — к своему Я, своим потребностям и характеру. Надо закрыть глаза, затаить дыхание и отключиться от внешнего шума. В-четвертых, когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честными. Сомнение заставляет нас быть неправдивыми, принять позу. Обратиться к себе, требуя ответа, значит взять на себя ответственность. Это огромный шаг вперед. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется. Пятое. Совершая описанные выше шаги, индивид обеспечивает лучший жизненный выбор. Человек, который совершает эти небольшие поступки во всякой ситуации выбора, обнаружит, что они помогают лучше выбрать то, что ему подходит. Он начинает понимать, что является его предназначением, например, то, кто должен стать его женой или мужем, в чем смысл его жизни. Человек, прислушиваясь к самому себе, при каждом выборе должен знать, соответствует выбранное его внутреннему Я или нет, ведь чтобы выказать честное имя, он должен быть независимым. Шестое. Самоактуализация — не только состояние, но и процесс: надо тренировать свой интеллект и развивать свои способности. Самоактуализация — это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего. Это может быть просто преодоление трудностей учебы, упражне-
Рис. 33. Стадии духовного падения ние пальцев на клавиатуре пианино. Это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. Надо быть настолько первоклассным, насколько вы это сможете сделать. Седьмое. Высшие переживания — мгновения экстаза, наступающие тогда, когда человек открывает в себе новые грани, пусть это будет всего лишь ощущение тех границ, за которыми ты некомпетентен. А кто-то открывает новые грани в музыке Бетховена. Восьмое. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни, — все это требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно выявить свои защиты и найти в себе смелость преодолеть их. Защиты направлены на охрану принципа удовольствия, нашего эгоизма.
Один из механизмов защиты, плохо изученный в психоанализе, — деритуализация. Молодые люди часто не верят в ценности и добродетели потому, что родители, с которых они брали пример, без конца повторяли им о том, что надо быть честными и смелыми, а в жизни поступали наоборот. Ни родители, ни их дети не видят в человеке то, чем он мог бы быть, не видят его в свете его символических ценностей. Они привыкли рассматривать человека в его конкретности. Молодежь лишила таинственности секс — деритуализировала его. Секс для нее — естественное влечение, он лишен поэтического ореола. Самоактуализация означает отказ и от этого механизма защиты, означает переобучение и принятие деритуализации. Деритуализация означает желание вновь увидеть человека «под знаком вечности», как говорил Спиноза, желание иметь возможность увидеть святое, вечное, символическое. Это значит видеть Женщину, даже когда мы имеем дело с обыкновенной женщиной, значит видеть символическую ценность, возвышенные качества в том, что достойно такого отношения к себе. Таков процесс самоактуализации — путь к самому себе. Люди, которых мы называем «больными», — это люди, не являющиеся тем, кто они есть, люди, построившие невротические защиты против того, чтобы быть человеком. Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 108-117. 3. Следствием нигилистического отношения к жизни вообще и к себе, в частности выступает падение ценности человеческой жизни. Теперь отчужденный от всех и всего, человек готов к негативным практическим шагам — самоубийству или убийству другого. 4. Уход от реальности в иллюзорный мир при помощи наркотиков. Наркомания — профессиональная и безвыходная стадия затянувшегося баловства с наркотиками. Пристрастие к ним — не обязательно результат кризиса, а чаще всего любопытство, бравада, так сказать, от нечего делать. Теперь уже безмятежное, бескризисное существование превращается в драму, кризис неизбежен. Он мог дремать внутри, не показываясь, а наркотики «проявили» его.
5. Тяжкое преступление, убийство человека, жизнь которого обесценена в глазах преступника (убийству может предшествовать череда более мелких проступков). 6. Самоубийство как печальный итог, поскольку собственная жизнь тоже потеряла смысл, как и чужая. Эта стадия может наступить после четвертой или предшествовать ей. Все зависит от характера индивидуума и внешних обстоятельств. Далее, необходимо отметить, что пирамида Маслоу (рис. 34) верна, если отражает количество людей, удовлетворяющих каждую потребность. Все люди вынуждены есть, дышать, передвигаться. Большинство стремится к безопасности. Значительная часть населения нуждается в дружбе и социальных контактах с другими (хотя многие, наоборот, ищут уединения). Для определенной части людей актуальны карьера и продвижение по службе, но лишь немногие живут насыщенной духовной жизнью. Неравенство потребностей состоит в том, что низшие потребности люди вынуждены удовлетворять, а высшие — свободны удовлетворять. И чем выше стоит потребность, тем все более трудно решиться поставить ее во главу угла. Самым трудным для выбора является уровень духовных потребностей. Удовлетворить их — значит обрести ясный смысл жизни, предпочесть добро злу, общественную выгоду — личной, честь — бесчестью и т.п. Спрашивается в современном обществе людей, живущих насыщенной духовной жизнью, больше, чем раньше? Скорее всего, нет. Поскольку это зависит от самого человека, то правильно распорядиться свободой выбора и направить его на праведные цели также непросто, как и раньше. Подвижники духа по-прежнему редки. В развитии человека наблюдается одна закономерность, а в развитии общества — другая. В обществе объем духовной информации (научные знания, культурные и религиозные ценности и произведения) постоянно расширяется. А вместилище для духовных ценностей внутри человека остается на одинаковом уровне. Наш мозг не увеличивается, а возрастающий объем информации приходится усваивать со все большим напряжением. Силы воли, направляющей человека на усвоение духовных ценностей, за историю не прибавилось. В этом плане мы мало чем отличаемся от своих предков. Что же мешает человеку приобщаться к возвышенному, а не ограничиваться первыми четырьмя уровнями пирамиды Маслоу? Ничто. Большинство людей вовсе не думают о духовном. Без этого можно как-то обойтись. К этому нас не принуждают. Это мы вольны выбирать или не выбирать. И большинство не выбирает. Рис. 34. Число людей, нуждающихся в удовлетворении потребностей данного типа, по мере продвижения наверх уменьшается (пирамида Маслоу) Свобода выбора — это одновременно предпосылка и препятствие для стремления к духовным вершинам. На первое место мы ставим материальные потребности, удовлетворять которые нас принуждает природа, а духовные потребности мы свободны выбирать, а раз так, то откладываем их назавтра. В прежние времена гости столицы, сделав запасы провизии и одежды, посещали музеи и выставки, часто удивляя принимающих их хозяев своей осведомленностью. Коренные москвичи всегда полагают, что, поскольку они постоянно находятся в гуще культурной жизни, выставки и музеи никуда от них не денутся. Но почему-то это «всегда» никогда не наступает. Сегодня ситуация изменилась. В Москву на выставки и в театры просто так уже не приезжают, хотя после демократических преобразований духовная жизнь стала намного разнообразнее и интереснее. Откладывание на потом удовлетворения духовных потребностей говорит вот о чем. Во-первых, они не относятся к разряду жизненно необходимых. Во-вторых, у людей не сформировалась жажда общения с культурными ценностями. Именно жажда, т.е. острая потребность. На языке теории Маслоу это означает, что потребность в духовном у нас есть, и очень сильная, но в данный момент она не удовлетворена. И вот человек бросает все дела и мчится в музей. Актуальна, т.е. заявляет о себе, говорил Маслоу, только неудовлетворенная потребность. Если она удовлетворена или еще не родилась, то ее как бы и нет. В таком смысле историю творили люди глубоко неудовлетворенные. Стремление к познанию новых законов, открытию неоткрытых континентов, изобретению скафандра или телефона, написанию симфонии или картины рождается только у тех, кто духовно голоден. Но если потребность в духовном не дается нам от природы, как дается потребность в пище или дыхании, то откуда ей взяться? Педагоги говорят, что от воспитания. А в его основе лежит тренировка силы воли. Вот тот принудитель, который заставляет нашу свободу выбора двигаться к нужной цели. Цель тоже не дана от природы, как инстинкт или память. А что не дано, то приходится приобретать. Воспитание есть утомительное повторение того, что тебе как бы и не надо, в чем нет потребности. В этом заключается парадокс нашего существования. Воспитание, по большому счету, антиприрод-но. Оно прививает нам то, что не дала природа, но что требует общество или тот социальный круг, в котором нам предстоит существовать. Воспитание компенсирует недоработки природы. Человек вообще приходит в этот мир неподготовленным, и для создания необходимого, в том числе и комфортного, существования он должен трудиться. Но для этого, как и для воспитания, опять же нужна сила воли — способность делать то, что тебе неприятно или в чем нет никакой биологической потребности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |