КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные потребности и аффиляция
Человек как социальное животное тянется к себе подобным, старается чаще взаимодействовать с ними, оказывать им услуги и получать услуги в ответ. Кооперация и сотрудничество — основа социального сплочения и солидарности. Чувствовать свою принадлежность к коллективу, быть при- нятым в ряды людей, которых мы считаем равными себе, такими же, как мы сами, или значимыми для нас в каких-то очень важных отношениях (допустим, для трудоустройства на высокооплачиваемую работу либо для того, чтобы выговориться по душам) имеет наиважнейшее значение для выживания в обществе. Поскольку принадлежность является общей потребностью для всех, то у некоторых она проявляется сильнее, а у других слабее. Но она существует обязательно, хотя в разных ситуациях выражает себя по-разному. Общая социальная потребность в принадлежности является комплексной по своей природе. В конце 1950-х гг. американский психолог С. Шахтер12 исследовал особенности механизмов аффиляции (межличностного притяжения и включенности в группу) и взаимодействия людей, которые участвуют в совместной деятельности. Аффиляция — стремление человека быть в обществе других людей. Мотив аффиляции предполагает взаимную и доверительную связь, где каждый из партнеров если и не любит другого, то относится к нему приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему. Притяжение людей друг к другу может носить как корыстный, так и бескорыстный характер. Американский психолог изучал ситуации, где не было явного вознаграждения, например, денег или протекции. С. Шахтер обнаружил, что аффиляция мотивирована не только чувством преданного товарищества. Во многих случаях люди ищут аффиляцию потому, что хотят утвердиться в собственных убеждениях. Особенно склонны искать людей со сходными убеждениями те, чьи собственные воззрения недавно потерпели провал. В этом случае они собира ются вместе и пытаются достичь взаимопонимания в том, что произошло и как это интерпретировать. Тогда потребность в аффиляции вызвана желанием сделать чью-то жизнь более свободной от давящего контроля или не такой тяжелой. Если некто находится в окружении людей, придерживающихся тех же убеждений, то мир ему кажется более упорядоченным. Когда люди взволнованы, смущены или несчастливы, они хотят быть с другими «в одной лодке». Несчастный человек не любит компанию вообще, он любит компанию таких же несчастных. Эти выводы предполагают, что сильные неформальные рабочие группы, которые Э. Мэйо обнаружил в 1930-х гг., проводя свои эксперименты в «Вестерн электрик компани», могли быть реакцией на ту скуку, бессмысленность и недостаток доверия, которые чувствовали рабочие со стороны руководства. Неприятие их администрацией толкает рабочих к сплочению. Возникает своеобразный эффект «кучкования аутсайдеров»: рабочие собираются вместе потому, что их объединяют чувства вражды к менеджерам. Постепенно общение перерастает во взаимодействие. Рабочие устраивают групповой сговор по снижению производительности труда, недопущению высоких норм, вынуждая весь персонал компании придерживаться их понятий. Так возникает «снежный ком аффиляции». SchahterS. The psychology of affiliation. Stanford, CA: Stanford University Press, 1959. Если сравнить «одиночек» и «компанейских» в сходных производственных ситуациях, становится ясным, что не существует некоей универсальной потребности в аффиляции как самоцели. Существуют исключения, когда люди не стремятся участвовать в неформальных группах потому, что они чувствуют или подозрительность и пренебрежение других, или безопасность и компетентность достаточную, чтобы защитить себя13. Менеджмент часто относится с подозрением к любым неформальным группам, которые формируются в рабочей среде, ощущая в них потенциальную угрозу для себя. С. Шахтер нашел, что рестрикционизм (сознательное ограничение нормы выработки) и группы заговорщиков (work-restricting) в определенной степени возникают как ответная реакция на бессмысленность труда и авторитарное давление администрации. Обстановка еще более накаляется там, где работа рутин ная, скучная, нетворческая. При авторитарном управлении рабочие могут рассчитывать на гораздо меньший круг удовлетворенных потребностей, нежели при демократическом стиле руководства. Руководитель-самодур прежде всего заботится о собственных безопасности, материальном благополучии и общественном реноме, а об удовлетворении потребностей персонала думает в последнюю очередь. Сдерживание работы происходит не только от нелюбви к менеджменту. но как средство к сохранению идентификации индивидов внутри группы и группы самой по себе. Понижение производительности не является обязательно результатом существования неформальных групп. В действительности неформальные группы могут стать активными помощниками менеджмента, если тот сможет понять и использовать механизм внутригрупповой консолидации себе на пользу. Производительность рабочей группы зависит от того, как видят члены группы свои собственные цели в связи с целями организации. Под аффиляцией (контактом, общением) X. Хекхаузен подразумевает определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми и малознакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны. Степень, в которой это достигается, зависит не только от стремящегося к аффиляции, но также и от его партнера. Отечественный исследователь В. Шапак попытался построить диаграмму аффиляции для развития всего российского общества в XX в. (рис. 32). И хотя получившиеся данные в значительной мере носят субъективны и, скажем так, авторский характер, они весьма интересны для социологов. Исторический график, по мнению автора, призван показать неудачи советской власти в построении такого гуманистического общества, где безусловно воплощается лозунг «Человек человеку друг»14. 13 Schachter S. The Psychology of Affiliation. Stanford, Calif, 1954. 14 Источник: Шапак В. Поговорим о поэзии (http://vaal.ru). Нулевая отметка — это среднее значение выраженности мотива аффиля-ции для всего XX в. Прямая линия — это линейная аппроксимация. Получаем следующую периодизацию по годам: • 1900-1915, последний годы царской России — аффиляция высока, но наметилась тенденция ее снижения; • 1916-1925, революционная смута — отрицательное значение мотива; • 1930-1945, первые пятилетки, репрессии, война — стабильно высокое • 1946-1950, война закончилась, а перемен не произошло — падение • 1951-1960, смертьСталина, конец ГУЛАГа, люди выходят из лагерей — • 1961-1965, конец правления Хрущева — падение; • 1966—1975, начало эпохи Брежнева — рост и начало падения мотива; • 1976—2000 — окончательное падение мотива аффиляции. Социальная потребность у Маслоу — не единая и монолитная переменная, далее не расчленяемая на составные элементы, а сложная композиция, включающая от 6 до 12 и более переменных. С разных сторон они раскрывают такое сложное явление, каким выступает социальная потребность. К индикаторам социальной потребности относятся аффиляция, участие в совместных действиях, принятие в коллектив, чувство принадлежности, исполнительская надежность и др. Приведем операциональные признаки двух переменных, входящих в состав социальной потребности (табл. 5). Индивиды с доминированием социальных (читай: коллективистских) потребностей очень хотят принадлежать к какому-либо сообществу. Им нравятся: цели команды, призывы быть преданным общему делу, условия АФФИЛЯЦИЯ Рис. 32. Диаграмма аффиляции для развития российского общества в XX в. Таблица 5 Операциональные признаки переменных социальной потребности
обучения, помогающие команде совершенствоваться, вознаграждения, подчеркивающие общие усилия, возможности взаимодействовать с командой во время работы, поддержка начальством устремлений команды. Их вообще притягивают командный дух, чувство товарищеского локтя, плечо надежного друга. Неудовлетворенная потребность в принадлежности и любви имеет тягостные, а то и катастрофические последствия для человека. Муки одиночества и расставания, переживание социальной изоляции и общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженность, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых, — вот далеко не полный список негативных последствий. Студенты, которые учатся далеко от дома, испытывают удвоенную потребность в принадлежности, страстно желая, чтобы их признали и приняли в группе сверстников. Непонятый окружающими, особенно друзьями и родственниками, индивид не просто изолируется, а активно ищет замену. Часто он находит недостающие ему общение и понимание в тоталитарных сектах, которые намеренно вербуют людей потерянных, непонятых, одиноких. Постиндустриальное общество стало миром кочевников, постоянно переезжающих с места на место, меняющих работу, а вместе с тем знакомых, друзей, иногда — родственников (ныне растет число повторных браков). Маслоу называл Америку нацией без корней, отчужденной, безразличной к проблемам дома и сообщества, пораженной поверхностностью человеческих отношений. Несмотря на тот факт, что люди живут в густо населенных городах, они мало общаются друг с другом. Многие едва знают имена и лица людей по соседству, не вступают с ними в разговоры. Люди неохотно открывают себя для близких отношений, так как боятся быть отвергнутыми. К. Поппер называл такое общество абстрактным, а Г. Зиммель — анонимным. ПРЕСТИЖНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (ОЦЕНКА) Маслоу выделил два типа потребностей в оценке — самоуважение и уважение со стороны других, и две формы ее проявления — в престиже и власти. Внутренняя оценка охватывает уверенность в себе, компетентность и самообразование, достижения, независимость и свободу, умение брать на себя ответственность. Внешняя включает такие понятия, как престиж, признание, статус, репутация, власть, соперничество. Оценочные потребности игнорировались Зигмундом Фрейдом, но на них обратил внимание Альфред Адлер. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые к нему предъявляют, ему нужно знать и то, что выполняемая им работа признается и оценивается значимыми другими. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы обществу. Человек, стремящийся к самореализации, в большей степени живет в реальном мире, чем в мире абстрактных идей или стереотипов. Ниже приведена табл. 6 операциональных признаков основных переменных, составляющих потребность в оценке (престиже). Престижный мотив усиливается по мере того, как общество движется к среднему классу. Он стремится достичь более высокого статуса. Престиж — это поведение или состояние, которое не стыдно показать другим. Престиж — ощущение того, насколько успешно человек устроился в жизни. Статус бывает наследуемым и достигаемым. Потребность в престиже самоограничивающаяся. Люди склонны стремиться к престижу только до установленного заранее уровня. Когда они чувствуют, что достигли этого уровня, сила данной потребности уменьшается, человек стремится скорее сохранить достигнутое, нежели двигаться дальше. Власть — способность влиять на поведение других. Существует два вида власти — позиционная и персональная. Первый — влияние на других благодаря своей позиции, второй — благодаря личным качествам. Некоторые имеют оба типа власти, а другие — ни одного. По А. Адлеру, власть — способность манипулировать или контролировать деятельность других ради собственной цели. Эта способность рождается в раннем детстве, когда ребенок криком манипулирует родителями. Позиция ребенка дает ему такую власть. Власть доставляет удовольствие, поэтому она притягательна. По существу власть означает облегчение себе работы. То, что человеку пришлось бы делать самому, он перекладывает на других. Для ребенка власть — вопрос жизни и смерти, так как он беспомощен. Позже власть опять всплывает и становится единственным доступным способом добиться уважения и признания. Подростки стремятся доминировать в группе сверстников. Других способов они не знают. А. Адлер ввел два важных понятия — комплекс неполноценности и компенсация. Комплекс неполноценности основан на страхе перед своими способностями, человек боится, что у него что-то не получится. Важное место в составе социальных потребностей занимает статус. Он выражается, в частности, в намерении жить в престижном районе, ездить на хорошей машине, быть членом лучшего клуба в городе, иметь красивую Таблица б Операциональные признаки престижа
и дорогую одежду — эти вещи могут помочь в бизнесе. Статусные регалии помогут привлечь на свою сторону клиента или инвестора, но вместе с тем могут вызвать зависть подчиненных и помогут нажить себе врагов. Те, кто обладает ярко выраженными престижными потребностями, вероятнее всего, будут ценить то вознаграждение, которое обеспечивает им большой вес в глазах коллег и начальства: большой офис, титул, пользование определенной столовой или клубом, право носить эксклюзивный галстук, что позволяется только менеджерам высшего звена, право на машину, что ассоциируется с высоким занимаемым положением, обращение начальника с ним как с равным, обращение с ним как с профессионалом. Индивиды, у которых доминирует потребность надежности, любят действовать в рамках четко очерченной программы и в ситуациях, когда ими руководят, ставят понятные и конкретные цели, определяют сроки и конечный результат. Это хорошие исполнители. Отчасти они относятся к предыдущему уровню потребностей, отчасти их можно рассматривать в качестве обитателей четвертого этажа иерархии Маслоу, поскольку для них чрезвычайно важна получаемая извне оценка. Они вполне будут вознаграждены: отзывами, которые вселяют в них чувство поддержки, безопасности и уверенности в будущем, краткосрочными целями и частой обратной связью, детальным объяснением всех аспектов политики компании, в особенности влекущих за собой неизбежные изменения, точными инструкциями, ясно выражающими, что требуется, хорошей программой пенсионного обеспечения и выплат по болезни, высокой оценкой, которая дается организацией длительному стажу работы и преданности, возможностью быстрого доступа к начальнику в нужное время, вознаграждениями, которые наделяют правом быть членом команды. Индивиды с ярко выраженным соревновательным началом тяготятся жесткого порядка, выстраивающего всех работников под единый ранжир. Им нужно с кем-то конкурировать, кого-то опережать, решая задачи, бросающие им вызов. Вот почему их манят сложные задачи, рекламируемые результаты, призы для «самых лучших», высокие гонорары, льготы и привилегии, доставшиеся по заслугам и выделяющие их среди прочих. Высокие гонорары, ассоциируемые с общественным признанием и хорошо выполненной работой, долгосрочные и вполне достижимые цели, прилюдная похвала, опубликованные результаты и призы — все это их стихия. Независимые индивиды хотят большей свободы, чтобы действовать без мелочной опеки. Они получают наслаждение от следующих факторов: большего масштаба работы, допускающего большую свободу действий, управления по отклонениям, а не мелочного контроля, большей свободы при управлении работой, ее методами, скоростью выполнения, напряжения сил при достижении трудных целей по мере того, как они возникают, достижения целей при минимальном руководстве. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ) Концепция самоактуализации — наиболее важный вклад Маслоу в психологию. Иногда психологию Маслоу так и называют — философией самоактуализации. Кстати сказать, ее автор использовал для обозначения пятого уровня иерархии разные названия: мотивация роста (в противоположность мотивации дефицита, характеризующей первые четыре уровня), бытийные потребности (в противоположность дефицитным потребностям) На русский язык самоактуализацию (self-actualization) переводят еще и как самореализацию. Самоактуализация может быть определена как потребность психологического роста и развития, поиска своей идентификации и реализации своего потенциала. Маслоу свободно определяет самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.»15 Лучше всего изучать талант на тех объектах, где это свойство выражено наиболее ярко — в концентрированном виде. Обычные люди для таких целей не годятся — нужны гении. И Маслоу нашел их. Группа изученных им великих личностей состояла из 18 человек: девяти современников и девяти исторических личностей, в том числе Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонор Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса! Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу. Одним из примеров наиболее полного воплощения лучших качеств человеческой натуры послужил для него известный американский антрополог Рут Бенедикт. Это было первое исследование Маслоу, и он выбирал образцы для него по двум критериям. Во-первых, это были люди, не страдающие от неврозов и практически здоровые (согласимся: найти таких людей среди гениев крайне сложно); во-вторых, это были люди, которым удалось добиться впечатляющих успехов, т.е. наилучшим образом использовать дарованный им талант. В своем исследовании Маслоу выделил три категории: «явно самоактуализирующиеся», «частично самоактуализирующиеся» и «потенциальные объекты исследований». В первую категорию вошли Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Альберт Эйнштейн, Элеонор Рузвельт, Джейн Адаме, Уильям Джеймс, Спиноза, Альберт Швейцер и Олдос Хаксли. Категория «частично самоактуализирующиеся» включала пять современников, которые оказались неудачниками, хотя обладали рядом признаков, попавших в сферу внимания Маслоу. В группу «потенциальных объектов исследований» вошли двадцать молодых людей, развивавшихся, по-видимому, в направлении самоактуализации, а также такие деятели, как Дж.В. Карвер, Юджин В. Дебс, Томас Эйкинс, Фриц Крейслер, Гете, Пабло Казальс, Мартин Бу-бер, Данило Дольчи, Артур Морган, Джон Кито, Дэвид Гильберт, Артур Уэйли, Эдлай Стивенсон, Шолом Алейхем, Роберт Браунинг, Ральф Уолдо Эмерсон, Фредерик Дуглас, Иозеф Шумпетер, Роберт Бенчли, ИдаТарбелл, Харриет Табмэн, Джордж Вашингтон, Йозеф Гайдн, Камиль Писсаро, Джордж Уильям Рассел, Пьер Ренуар, Генри Уодсворд Лонгфелло, Петр Кропоткин, Томас Мор, Эдвард Беллами, Бенджамин Франклин, Уолт Уитмен. Изучение этих индивидов, их привычек, способностей, характера, особенностей личности привело Маслоу к определению душевного здоровья и к теории человеческой мотивации. Не все высокопродуктивные, достигающие успеха, талантливые люди удовлетворяют описанию психологического здоровья, зрелости или самоактуализации. Некоторые знаменитые деятели не были психически здоровыми, как, например, Байрон, Ван Гог или Вагнер16. 15 Maslow A. Motivation and personality. N.Y.: Harper and Row, 1970. P. 150. 16 Гобл Ф. Третья сила: Психология Абрахама Маслоу (http://viktr.narod.ru). Изучая лучших из лучших, можно установить границы человеческих возможностей. Предел физическим возможностям покажут профессиональные спортсмены, лучше, если это будут чемпионы мира, но никак не любители физкультуры. То же самое относится и к другим областям человеческой деятельности — науке, живописи, истории, военному искусству, технике и т.д. Маслоу приводил такую аналогию: если вы хотите знать, как быстро человек может пробежать милю или как улучшить его способность к бегу, вы не станете изучать среднего бегуна, вас будет интересовать выдающийся бегун. Методологически такой подход был совершенно оправданным. Ведь речь шла об удовлетворении наивысшей потребности человека — самоактуализации. Вопрос ставился так: на что вообще способен человек? Делать репрезентативную выборку и обследовать среднестатистического индивида здесь было бы непозволительной тратой времени. Равным образом, рассуждает Маслоу, чтобы изучать психологическое здоровье и зрелость, нужно исследовать наиболее зрелых и творческих людей. А где их взять? Взять интервью у Авраама Линкольна или Альберта Эйнштейна невозможно. Остается одно — анализ документов. Так и поступил психолог А. Маслоу. Изучив необычных людей, Маслоу выявил у них столь же необычные свойства17. 1. У них более объективное (свободное от предрассудков и стереотипов) восприятие реальности, более комфортабельные и оптимистическое отношения с ней. 2. Они принимают себя и других такими, какие они есть, не пытаются казаться лучше, чем на самом деле. 3. Они естественны в поведении и проявлении своих чувств, просты в обращении с другими людьми, спонтанны и эмоционально раскованны; они соблюдают традиции, но не превращаются в их рабов. 4. Они целиком сконцентрированы на поставленной цели, не отвлекаются и не разбрасываются, умеют отличить главное от второстепенного, проявляют волю и решительность. 5. Они склонны к одиночеству и отрешенности от жизненной суеты, целиком погружаясь в свои размышления или в свое дело. 6. Они проявляют автономию и независимость от культуры и социальной среды. 7. У них «незамыленный взгляд», так как они умеют увидеть известное в совершенно неожиданном свете. 8. Их взгляды религиозны в высшем смысле слова, и они имеют опыт предельных переживаний, владеют практикой инсайта — интуитивного прозрения сущности вещей. 9. Им присуще ощущение глобального единения со всем человечеством, причастности к его судьбе и ответственности за него. MaslowA. Motivation and personality. N.Y.: Harper and Row, 1970. P. 153—172. 10. В межличностных отношениях — в своем ли кругу или с незнакомы 11. Им свойственна демократическая структура характера, проявляюща 12. У них есть четкая система нравственных ценностей, поэтому они 13. Они немного ироничны по отношению к себе, обладают развитым чувством юмора и никогда не обидят другого человека злой шуткой. 14. Они творцы буквально во всем, за что ни берутся. 15. Они ценят свою культуру, но не являются ее слепыми поклонни Первое свойство в этом списке занимает, пожалуй, самое важное качество — реализм (people as reality-centered). Он проявляется в независимости суждений и рациональном решении проблем. Эмпирически установленной характеристикой самоактуализирующихся людей Маслоу считал тот факт, что они испытывают гораздо меньше сомнений в отношении правильного и неправильного, чем среднестатистические люди. Их не смущает, если 95% населения не согласно с ними. Самоактуализированные индивиды — это также проблемно ориентированные люди. Они смотрят на личные невзгоды, опасности, тупиковые и безвыходные ситуации как на проблему, которую надо решить. Они не пасуют перед трудностью и все время находят в себе силы преодолевать препятствия. Правда, решая проблему, они разборчивы в средствах. Принцип «все средства хороши» или «цель оправдывает средства» не для них. Во всем они руководствуются нравственными идеалами. Это и возвышает их над толпой серых личностей. Моральные императивы, т.е. оценка событий и явлений по гамбургскому счету, в соответствие с высшими критериями, заставляет их быть разборчивыми и по отношению к своей культуре. Выдающимся людям чужды квасной патриотизм, национальные предрассудки или этноцентризм. Так, переходя постепенно от первой черты к последней, мы обнаруживаем последовательность мировоззрения, объективное отношение к миру, моральные устои и цельность самой натуры таких людей. Они здоровы в физическом, психическом и нравственном смыслах. Как правило, такие люди и живут дольше. Способность к творчеству почти тождественна душевному здоровью. Выдающиеся люди каким-то образом умудряются сохранить до старости то, что обычные граждане теряют с возрастом, а именно гибкость, непосредственность, смелость, готовность допускать ошибки, открытость и скромность, способность видеть вещи свежим взглядом, без предубеждения, с подкупающей наивностью. Такие люди либо не теряют этого наивного подхода, либо, если уж потеряли, восстанавливают его. В отличие от детей они обладают уверенностью в себе и самоуважением, умением сосредоточиваться на выполняемой работе и забывать о себе, отстаивать свои идеи. несмотря на всеобщее неверие в них, анализировать скрытый от глаза глубинный смысл вещей. Творческая личность может мыслить «сумасшедшим образом», хорошо зная, что многие ее «великие идеи» окажутся неудачными. Они изобретут тысячи новых. Но и этих, теперь уже взрослых черт, опять лишены обычные граждане. Любопытное исследование провели Е. Шапошникова и В. Шапошников18. Авторы проанализировали две тысячи данных энциклопедических словарей о 3300 человек (деятели искусства, науки, политики, религии), а также данные кладбищ. Оказалось, что умственная деятельность и творчество способствуют долголетию. Построен график зависимости числа умерших от их возраста. Доказано, что развитие человека в зрелом возрасте подчиняется внутреннему биологическому ритму с периодом, равным семи, реже восьми годам. В каждом таком цикле подъем творчества сменяется падением жизненного тонуса. Смерть чаще всего наступает в годы ослабленного здоровья. Состояние ослабленного здоровье в среднем длится один год, удлиняясь к старости. Наибольший подъем жизненной энергии наступает к 25—30 годам. У работников творческого труда цикличность особенно ярко выражена. Философы и ученые доживают до глубокой старости. Первые сгорают от избытка чувств и образов, вторые удлиняют свое бытие за счет мудрого отношения к миру. Выдающиеся люди — это лидеры человечества во всех или во многих отношениях. То, что им нравится сейчас, говорит Маслоу, станет нравиться среднестатистическим людям позже. Аристотель сформулировал это правило еще две тысячи лет назад: хорошо на самом деле то, что считает хорошим достойный человек. Это и понятно, поскольку он ориентируется на высшие ценности, а они всегда будут впереди нас. Хотя реализовать по максимуму заложенные в человеке творческие способности удается немногим, Маслоу не считал, будто путь к самоактуализации — это удел лишь избранных. Проявление в жизни наивысших человеческих потенций, полагал он, возможно даже в массовом масштабе, но только при «хороших условиях», или, попросту говоря, в «хорошем обществе». Для этого не подходят, к примеру, всеобщая нищета и тоталитарный режим. Самоактуализация — это не удел элиты, а такое качество человека, которое доступно всем. Надо только к нему постоянно стремиться, преодолевая свое нежелание и лень. Причем делать это можно на любом месте, а не только занимаясь наукой или искусством. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка могут реализовать свой творческий потенциал на том месте, которое занимают. «Самоактуализация — это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным», — повторял Маслоу19. Гениями не рождаются, и великим, полагал Маслоу, свойственны недостатки маленьких людей. Маслоу отмечал, что самоактуализировавщиеся люди, которых он изучал, не были совершенны. И даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжа- 18 Знание-сила. 1990. № 3. С. 56. MaslowA. Toward a psychology of being. N.Y.: Van Nostrand, 1968. P. 115. лостными в стремлении к своей цели; работа может вытеснять другие чувства или потребности. Кроме того, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д. Они — такие же, как и мы, но у них ярче сила воли и мощнее желание добиться невозможного. Таким образом, самоактуализация принимает две формы — элитарную и массовую. Различия между ними не в сущности — самореализация изначально присуща человеческому существу, — а в степени проявления. Одни люди постоянно работают над собой, ставя все более значительные цели, — мы называем их «made self man», другие слишком ленивы или закомплексованы. «Нет совершенных людей! Можно найти людей хороших, поистине хороших, можно найти великих людей. Действительно существуют творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Это даст нам возможность с надеждой смотреть на будущее нашего рода, хотя бы такие люди и встречались редко и были недюжинными. И вместе с тем эти же люди могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относительно нее»20. Маслоу был уверен, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Самоактуализация — это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это образ жизни, способ работы и отношения с миром, а не однократное достижение. В последней книге Маслоу21 описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации. Его исследования привели к заключению, что побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые, как правило, одаренные люди достигают ее. Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу называл комплексом Ионы. Комплексом Ионы Маслоу называет нежелание человека реализовать свои природные способности. Подобно тому как библейский Иона пытался уклониться от ответственной роли пророка, многие люди также избегают ответственности, опасаясь в полной мере использовать свой потенциал. Они предпочитают ставить перед собой мелкие, незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Такой «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, полнокровная жизнь многим представляется невыносимо трудной. 20 Mas low A. Motivation and personality. N.Y.: Harper and Row, 1970. P. 176. 21 Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушёнными и подавленными способностями и одаренностями»22. Самоактуализация — это потребность в максимизации своего потенциала. Каким бы он ни был — великим или малым. Музыкант должен играть, поэт должен сочинять стихи и т.п. Как выражается Маслоу, «что человек может делать, он должен это делать». Самоактуализация есть желание стать тем, кем человек способен стать. Эта потребность удовлетворяется различными путями. Для одних — стать идеальной матерью, для других — управлять организацией, для третьих — добиться успехов в спорте и т.д. «Самоактуализация означает работу, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет делать. Стать второсортным врачом — не путь для самоактуализации. Человек хочет быть первоклассным или настолько хорошим врачом, насколько это для него возможно», — пишет А. Маслоу23. В бою солдат может броситься вперед с автоматом на вражеский окоп, зная, как низки его шансы остаться живым. Он делает это не из-за потребности получить признание от других, а скорее из глубокого убеждения в важности такого поступка. В этом смысле мы можем считать солдата реализовавшим свои лучшие человеческие качества. Это тоже самоактуализация, т.е. максимальное использование внутреннего потенциала. Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по отношению к физиологическим потребностям и потребностям безопасности, уважения и пр. Процесс самоактуализации может быть ограничен негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивном поведении; социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений; внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя. Дурные привычки часто мешают росту. Они включают приверженность к наркотикам и алкоголю, неправильное питание и другие, влияющие на здоровье и продуктивность причины. Маслоу указывает, что деструктивное окружение и вредные наклонности мешают психологическому росту и самосовершенствованию. Чрезмерная любовь к себе, которую Маслоу называл эгозащитой, еще одно препятствие. Оно окружает индивида как бы ореолом неприкосновенности: я хочу остаться таким, каков я есть — со всеми недостатками. Надо разрушить ореол обожествления себя и относиться с обожествлением или с глубокой серьезностью к тем фундаментальным ценностям, которые того заслуживают, например к религии. Мы перестали верить в Бога и ходить в церковь, мы легкомысленно относимся к любви и браку. Мы десакрализировали не только Бога, но даже секс, поскольку относимся к нему как к физическому упражнению ради получения удовольствия. Сексуальный опыт теряет ту значительность, которая вдохновляла артистов, поэтов и живописцев. Многие культурные и религиозные символы утратили прежнюю вдохновляющую, а стало быть, и возвышающую нас силу. Устройство и быт современного общества сокращают число тех людей, кто достигает высот в са- 2 Lowrey R., ed. A.H. Maslow: an intellectual portrait. Monterey. Calif.: Brooks/Cole, 1973. P. 91. Maslow A. The further reaches of human nature. N.Y.: Viking, 1971. P. 48. мосовершенствовании. По расчетам Маслоу, таких всего 1% взрослого населения24. Виной всему пресловутый комплекс Ионы — отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Корни комплекса Ионы можно усмотреть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. Они предпочитают безопасность посредственных мещан, покоя, уюта и благополучия, если они достаются минимальным приложением усилий. Предпосылки к тому закладываются в нас еще в школьном возрасте, а закрепляются — в студенческом. Учеба на «удовлетворительно», получение заче тов по блату, переписывание чужих курсовых, учеба ради «корочек» рождают не только профессиональных неучей, но и новых Ион. Психологию прирожденного неудачника можно встретить и среди женщин, опасающихся, что успешная профессиональная работа несовместима с женственностью или что интеллектуальные достижения сделают их менее привлекательными. Итак, разница между обычными и выдающимися людьми объясняется разностью потенциалов: первые прилагают минимум усилий, желая получить максимальный успех, вторые прилагают максимум усилий и реально достигают максимального результата. Самоактуализирующихся индивидов, как был уверен Маслоу, отличает «духовное измерение». Трансперсональная психология, о необходимости развития которой в конце жизни говорил Маслоу, включает изучение религии и религиозного опыта. Исторически представления о предельных человеческих возможностях формулировались прежде всего в религиозных терминах. Религиозный опыт, овладевающий массами населения, открывает широкий путь к трансцендентным ценностям. Особенно удачно он используется в буддизме и других религиях Востока. «Без трансценденции к транс-персональному мы становимся больными или яростными, нигилистическими или лишенными надежды, апатичными»25. Самоактуализация изменяется в течение жизненных циклов. Иерархия не обязательно принимает тот вид, который предписал ей Маслоу. Он понимал, что дал лишь типичный образец. Существует достаточное число исключений из этой общей схемы. Так, Махатма Ганди отодвинул свои физиологические потребности (в еде, пище и т.д.) до окончательного освобождения страны. Здесь действие на уровне самоактуализации предшествовало удовлетворению более низших потребностей. Другое отклонение от стандартной модели состоит в том, что в реальности люди не ждут, пока полностью удовлетворится один уровень, чтобы перейти к следующему. В жизни большинство людей частично удовлетворены на каждом уровне и частично не удовлетворены, причем на уровне физиологическом и потребностей в безопасности больше, нежели на трех других. 24 Maslow A. Toward a psychology of being. N.Y.: Van Nostrand, 1968. P. 204. 25 Ibid. P. IV. Эта потребность является наименее исследованной в социальной психологии. Существуют по крайней мере два мотива, связанных с ней, — компетенция (competence) и достижение (achievement). Компетенция подразумевает контроль над факторами окружения — физическими и социальными. Люди с этим мотивом не будут ждать обстоятельств сложа руки, но захотят манипулировать окружением и делать вещи по-своему. Это термин не того, что нужно, а того, что можно, для тех, кто умеет делать. С одной стороны, компетенция связана с ожиданиями, с другой — она является кумулятивной. Этот мотив формируется в детстве. Согласно В. Уайту26, мотив компетенции проявляется у взрослого человека в желании профессионального мастерства и роста. На рутинной и скучной работе эта потребность, как правило, не удовлетворяется. Компетентность подразумевает контроль над окружением — социальным и физическим. Люди, обладающие этим мотивом, не остаются пассивными, они стремятся преобразовать окружение. Еще ребенок стремится делать вещи на свой манер, пробовать, познавать. Компетентность ребенка определяется не тем, что ему позволяют делать, а тем, что он способен или может делать. Таким образом, с раннего детства в ребенке формируется чувство компетентности. Оно тесно связано с понятием «ожидание». Чувство компетентности ребенка сильно зависит от того, удачным или неудачным был его прошлый опыт. Если успех перевешивает неудачу, то ощущение своей компетентности высоко. Каждая новая ситуация рассматривается как интригующий вызов, на который надо ответить. Если неудачи часты, его подход будет скорее негативным и ожидания или надежды удовлетворить какие-то свои потребности низкими. Стало быть, ожидания влияют на мотивы, поэтому индивиды с низким чувством компетентности не склонны искать риск и новый вызов. Они скорей нацелены на контроль окружения, чем на попытку изменить его. Мотив компетентности куммулятивен — он накапливается с течением времени. Успех порождает уверенность в своих силах, а это, в свою очередь, заставляет стремиться к новому успеху. Взрослея, человек редко стремится достичь большего, чем он, по его собственному мнению, может. Он не стремится добиться того, что не может. Но у молодых подобного самоограничения нет. Согласно мнению Р. Уайта, мотив компетентности у взрослых превращается в стремление к профессиональному мастерству и росту. На рутинной работе под жестким контролем состязательность с вызовом невозможна. Работа — единственное место, где индивид может продемонстрировать свое мастерство через состязание в решении трудной задачи. И если он получает такую возможность, у него формируется мотив состязательности, реализация которого приносит ему большее удовлетворение, нежели деньги. Рутинная работа и жесткий контроль показывают работнику, что он целиком и полностью зависит от безличной системы, что свобода для проявления им своей компетентности минимальна. Достижение. Ученые наблюдали, что некоторые люди обладают этой потребностью в значительной степени; другие — возможно, их большинство — не являются таковыми. Этот феномен изучался Дэвидом Макклел- 26 White W.F. Money and Motivation N.Y., 1955. ландом на протяжении 20 лет. Он пришел к заключению, что мотив достижения — самостоятельное явление, и его следует рассматривать отдельно от других потребностей. Люди, обладающие этой потребностью в высшей степени, ставят себе трудные, но реально разрешимые задачи. Но ведут ли себя эти люди подобным образом достаточно долго? Оказывается, нет, поскольку они хотят влиять на конечный результат (outcome). Индивиды с мотивацией достижения — это не игроки, они предпочитают трудиться над решением проблемы, нежели доверять результат судьбе. Привыкшие рисковать поступают так потому, что результат труда не поддается их влиянию. В случае потери они снимают с себя ответственность именно по этой причине. Другие склонны меньше рисковать, дабы избежать наказания за ошибочные действия. Мотивированные к достижению выбирают средний путь, реально оценивая свои способности27. Другая черта этих людей — интерес к личному достижению, а не к вознаграждению за успех. Деньги для них ценны своей возможностью измерить их исполнение. Они являются средством оценить их прогресс и сравнить их достижение с другими. Они не ищут денег ради статуса или экономической безопасности. Почему эти люди поступают так, как они поступают? Мак-клелланд считает, что мотивированные к достижению большую часть времени проводят в размышлении над тем, как сделать данное дело лучшим образом. Этим они отличаются от других. Компании, имеющие значительное число таких людей, работают успешнее. Отечественные психологи, в частности А.В. Петровский, совершенно правильно полагают, что высшая пятая потребность — в самореализации, это, по существу, потребность индивида стать личностью. Известны эксперименты, убедительно доказывающие его правоту.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |