Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные потребности и аффиляция




Человек как социальное животное тянется к себе подобным, старается чаще взаимодействовать с ними, оказывать им услуги и получать услуги в ответ. Кооперация и сотрудничество — основа социального сплочения и солидарности. Чувствовать свою принадлежность к коллективу, быть при-

нятым в ряды людей, которых мы считаем равными себе, такими же, как мы сами, или значимыми для нас в каких-то очень важных отношениях (допу­стим, для трудоустройства на высокооплачиваемую работу либо для того, чтобы выговориться по душам) имеет наиважнейшее значение для выжи­вания в обществе.

Поскольку принадлежность является общей потребностью для всех, то у некоторых она проявляется сильнее, а у других слабее. Но она существует обязательно, хотя в разных ситуациях выражает себя по-разному. Общая социальная потребность в принадлежности является комплексной по сво­ей природе.

В конце 1950-х гг. американский психолог С. Шахтер12 исследовал осо­бенности механизмов аффиляции (межличностного притяжения и включен­ности в группу) и взаимодействия людей, которые участвуют в совместной деятельности. Аффиляция — стремление человека быть в обществе других людей. Мотив аффиляции предполагает взаимную и доверительную связь, где каждый из партнеров если и не любит другого, то относится к нему при­язненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему.

Притяжение людей друг к другу может носить как корыстный, так и бес­корыстный характер. Американский психолог изучал ситуации, где не было явного вознаграждения, например, денег или протекции. С. Шахтер обна­ружил, что аффиляция мотивирована не только чувством преданного това­рищества. Во многих случаях люди ищут аффиляцию потому, что хотят ут­вердиться в собственных убеждениях. Особенно склонны искать людей со сходными убеждениями те, чьи соб­ственные воззрения недавно потерпе­ли провал. В этом случае они собира­ ются вместе и пытаются достичь вза­имопонимания в том, что произошло и как это интерпретировать. Тогда потребность в аффиляции вызвана же­ланием сделать чью-то жизнь более свободной от давящего контроля или не такой тяжелой. Если некто находится в окружении людей, придержива­ющихся тех же убеждений, то мир ему кажется более упорядоченным.

Когда люди взволнованы, смущены или несчастливы, они хотят быть с другими «в одной лодке». Несчастный человек не любит компанию вооб­ще, он любит компанию таких же несчастных. Эти выводы предполагают, что сильные неформальные рабочие группы, которые Э. Мэйо обнаружил в 1930-х гг., проводя свои эксперименты в «Вестерн электрик компани», могли быть реакцией на ту скуку, бессмысленность и недостаток доверия, которые чувствовали рабочие со стороны руководства. Неприятие их адми­нистрацией толкает рабочих к сплочению. Возникает своеобразный эффект «кучкования аутсайдеров»: рабочие собираются вместе потому, что их объе­диняют чувства вражды к менеджерам. Постепенно общение перерастает во взаимодействие. Рабочие устраивают групповой сговор по снижению про­изводительности труда, недопущению высоких норм, вынуждая весь пер­сонал компании придерживаться их понятий. Так возникает «снежный ком аффиляции».

SchahterS. The psychology of affiliation. Stanford, CA: Stanford University Press, 1959.

Если сравнить «одиночек» и «компанейских» в сходных производствен­ных ситуациях, становится ясным, что не существует некоей универсальной потребности в аффиляции как самоцели. Существуют исключения, когда люди не стремятся участвовать в неформальных группах потому, что они чувствуют или подозрительность и пренебрежение других, или безопасность и компетентность достаточную, чтобы защитить себя13.

Менеджмент часто относится с подозрением к любым неформальным группам, которые формируются в рабочей среде, ощущая в них потенциаль­ную угрозу для себя. С. Шахтер нашел, что рестрикционизм (сознательное

ограничение нормы выработки) и группы заговорщиков (work-restricting) в определенной степени возникают как ответная реакция на бессмыслен­ность труда и авторитарное давление администрации. Обстановка еще бо­лее накаляется там, где работа рутин­ ная, скучная, нетворческая.

При авторитарном управлении ра­бочие могут рассчитывать на гораздо меньший круг удовлетворенных по­требностей, нежели при демократическом стиле руководства. Руководитель-самодур прежде всего заботится о собственных безопасности, материальном благополучии и общественном реноме, а об удовлетворении потребностей персонала думает в последнюю очередь.

Сдерживание работы происходит не только от нелюбви к менеджменту. но как средство к сохранению идентификации индивидов внутри группы и группы самой по себе. Понижение производительности не является обяза­тельно результатом существования неформальных групп. В действительно­сти неформальные группы могут стать активными помощниками менедж­мента, если тот сможет понять и использовать механизм внутригрупповой консолидации себе на пользу. Производительность рабочей группы зависит от того, как видят члены группы свои собственные цели в связи с целями организации.

Под аффиляцией (контактом, общением) X. Хекхаузен подразумевает определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми и мало­знакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны. Степень, в которой это достигается, за­висит не только от стремящегося к аффиляции, но также и от его партнера. Отечественный исследователь В. Шапак попытался построить диаграм­му аффиляции для развития всего российского общества в XX в. (рис. 32). И хотя получившиеся данные в значительной мере носят субъективны и, скажем так, авторский характер, они весьма интересны для социологов. Исторический график, по мнению автора, призван показать неудачи совет­ской власти в построении такого гуманистического общества, где безусловно воплощается лозунг «Человек человеку друг»14.

13 Schachter S. The Psychology of Affiliation. Stanford, Calif, 1954.

14 Источник: Шапак В. Поговорим о поэзии (http://vaal.ru).

Нулевая отметка — это среднее значение выраженности мотива аффиля-ции для всего XX в. Прямая линия — это линейная аппроксимация. Получаем следующую периодизацию по годам:

• 1900-1915, последний годы царской России — аффиляция высока, но наметилась тенденция ее снижения;

• 1916-1925, революционная смута — отрицательное значение мотива;

• 1930-1945, первые пятилетки, репрессии, война — стабильно высокое
значение аффиляции, коллективизм пустил свои корни, люди верят в
поддержку со стороны других;

• 1946-1950, война закончилась, а перемен не произошло — падение
аффиляции;

• 1951-1960, смертьСталина, конец ГУЛАГа, люди выходят из лагерей —
высокое значение аффиляции;

• 1961-1965, конец правления Хрущева — падение;

• 1966—1975, начало эпохи Брежнева — рост и начало падения мотива;

• 1976—2000 — окончательное падение мотива аффиляции.

Социальная потребность у Маслоу — не единая и монолитная перемен­ная, далее не расчленяемая на составные элементы, а сложная композиция, включающая от 6 до 12 и более переменных. С разных сторон они раскры­вают такое сложное явление, каким выступает социальная потребность. К индикаторам социальной потребности относятся аффиляция, участие в совместных действиях, принятие в коллектив, чувство принадлежности, исполнительская надежность и др. Приведем операциональные признаки двух переменных, входящих в состав социальной потребности (табл. 5).

Индивиды с доминированием социальных (читай: коллективистских) потребностей очень хотят принадлежать к какому-либо сообществу. Им нравятся: цели команды, призывы быть преданным общему делу, условия

АФФИЛЯЦИЯ

Рис. 32. Диаграмма аффиляции для развития российского общества в XX в.

Таблица 5 Операциональные признаки переменных социальной потребности

 

Надежность Чувство принадлежности
Одевается чисто и аккуратно Имеет давно установившиеся личные привычки Любит вдаваться в подробности Беспокоится Готов защищаться, если его критикуют Любит правила и инструкции Нуждается в точности и ясности инструкций Не любит изменений и неопределенности Противится изменениям на работе Предпочитает все делать сам, потому что знает, как делать Много работает Любит быть членом клубов, посещать пабы Получает удовольствие от игры команды Соответствует ценностным ориентациям группы Предан членам команды Любит делиться своим мнением перед тем, как принять решение Выступает против перемен, если это беспокоит группу Хочет быть популярным и в качестве менеджера мог бы неплохо справляться с дисциплиной и делегированием полномочий другим Становится в оборонительную позицию, если на группу нападают или критикуют Умеет хорошо и кратко передавать свои мысли, чтобы держать своих товарищей по команде в курсе дела

обучения, помогающие команде совершенствоваться, вознаграждения, подчеркивающие общие усилия, возможности взаимодействовать с коман­дой во время работы, поддержка начальством устремлений команды. Их вообще притягивают командный дух, чувство товарищеского локтя, плечо надежного друга.

Неудовлетворенная потребность в принадлежности и любви имеет тяго­стные, а то и катастрофические последствия для человека. Муки одиноче­ства и расставания, переживание социальной изоляции и общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженность, особенно когда они выз­ваны отсутствием друзей и любимых, — вот далеко не полный список нега­тивных последствий. Студенты, которые учатся далеко от дома, испытыва­ют удвоенную потребность в принадлежности, страстно желая, чтобы их признали и приняли в группе сверстников. Непонятый окружающими, осо­бенно друзьями и родственниками, индивид не просто изолируется, а ак­тивно ищет замену. Часто он находит недостающие ему общение и пони­мание в тоталитарных сектах, которые намеренно вербуют людей потерян­ных, непонятых, одиноких. Постиндустриальное общество стало миром кочевников, постоянно переезжающих с места на место, меняющих рабо­ту, а вместе с тем знакомых, друзей, иногда — родственников (ныне растет число повторных браков). Маслоу называл Америку нацией без корней, отчужденной, безразличной к проблемам дома и сообщества, пораженной поверхностностью человеческих отношений. Несмотря на тот факт, что люди живут в густо населенных городах, они мало общаются друг с другом. Многие едва знают имена и лица людей по соседству, не вступают с ними в разговоры. Люди неохотно открывают себя для близких отношений, так как боятся быть отвергнутыми. К. Поппер называл такое общество абстрактным, а Г. Зиммель — анонимным.

ПРЕСТИЖНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (ОЦЕНКА)

Маслоу выделил два типа потребностей в оценке — самоуважение и ува­жение со стороны других, и две формы ее проявления — в престиже и вла­сти. Внутренняя оценка охватывает уверенность в себе, компетентность и самообразование, достижения, независимость и свободу, умение брать на себя ответственность. Внешняя включает такие понятия, как престиж, при­знание, статус, репутация, власть, соперничество. Оценочные потребнос­ти игнорировались Зигмундом Фрейдом, но на них обратил внимание Аль­фред Адлер.

Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые к нему предъявляют, ему нужно знать и то, что выполняемая им работа признается и оценивается значимыми дру­гими. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уве­ренности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необхо­димы обществу. Человек, стремящийся к самореализации, в большей сте­пени живет в реальном мире, чем в мире абстрактных идей или стереотипов.

Ниже приведена табл. 6 операциональных признаков основных перемен­ных, составляющих потребность в оценке (престиже).

Престижный мотив усиливается по мере того, как общество движется к среднему классу. Он стремится достичь более высокого статуса. Престиж — это поведение или состояние, которое не стыдно показать другим. Пре­стиж — ощущение того, насколько успешно человек устроился в жизни. Ста­тус бывает наследуемым и достигаемым.

Потребность в престиже самоограничивающаяся. Люди склонны стре­миться к престижу только до установленного заранее уровня. Когда они чув­ствуют, что достигли этого уровня, сила данной потребности уменьшается, человек стремится скорее сохранить достигнутое, нежели двигаться дальше.

Власть способность влиять на поведение других. Существует два вида власти — позиционная и персональная. Первый — влияние на других бла­годаря своей позиции, второй — благодаря личным качествам. Некоторые имеют оба типа власти, а другие — ни одного. По А. Адлеру, власть — спо­собность манипулировать или контролировать деятельность других ради собственной цели. Эта способность рождается в раннем детстве, когда ре­бенок криком манипулирует родителями. Позиция ребенка дает ему такую власть. Власть доставляет удовольствие, поэтому она притягательна.

По существу власть означает облегчение себе работы. То, что человеку пришлось бы делать самому, он перекладывает на других. Для ребенка власть — вопрос жизни и смерти, так как он беспомощен. Позже власть опять всплывает и становится единственным доступным способом добить­ся уважения и признания. Подростки стремятся доминировать в группе сверстников. Других способов они не знают.

А. Адлер ввел два важных понятия — комплекс неполноценности и ком­пенсация. Комплекс неполноценности основан на страхе перед своими способностями, человек боится, что у него что-то не получится.

Важное место в составе социальных потребностей занимает статус. Он выражается, в частности, в намерении жить в престижном районе, ездить на хорошей машине, быть членом лучшего клуба в городе, иметь красивую

Таблица б Операциональные признаки престижа

 

Соперничество Признание
Много работает, чтобы достичь цели Рискует Любит испытывать свои силы «Организатор игр», жизнь - это состязание Ревниво относится к соперникам Хочет всегда побеждать, не умеет проигрывать Плохо работает в команде, слывет индивидуа­листом Испытывает потребность и любит похвалу Обращает внимание на успехи Кичится наградами Любит быть в центре внимания Много работает, хочет добиться успеха
Власть Независимость
Любит принимать решения Любит организовывать других Получает удовольствие от руководства работой других Четко мыслит и может хорошо выражать свои идеи Любит участвовать в руководстве делами Может жить, принимая трудные решения Может выступать с конструктивной критикой деятельности организации Проявляет инициативу С готовностью берет на себя ответственность Любит новые благоприятные возможности Решительный Ясно выражает свою точку зрения Может быть очень критичен по отношению к организации Любит поступать по-своему Проявляет упорство при защите своих собствен­ных идей Досуг предпочитает проводить уединенно Не любит правила Не любит начальников
Достижения Статус
Хочет учиться Приветствует перемены Не любит рутину Любит неопределенность Получает наслаждение от риска Любит новшества Не всегда все заканчивает хорошо Любит и носит дорогую одежду Стремится иметь символы положения в общест­ве, например, офис, титул и др. Хочет соответствовать корпоративным ценно­стям Любит машины высокого качества Живет в престижном районе Член лучшего клуба в городе Стремится, чтобы о нем думали как о профес­сионале Гордится работой

и дорогую одежду — эти вещи могут помочь в бизнесе. Статусные регалии помогут привлечь на свою сторону клиента или инвестора, но вместе с тем могут вызвать зависть подчиненных и помогут нажить себе врагов.

Те, кто обладает ярко выраженными престижными потребностями, ве­роятнее всего, будут ценить то вознаграждение, которое обеспечивает им большой вес в глазах коллег и начальства: большой офис, титул, пользова­ние определенной столовой или клубом, право носить эксклюзивный гал­стук, что позволяется только менеджерам высшего звена, право на маши­ну, что ассоциируется с высоким занимаемым положением, обращение на­чальника с ним как с равным, обращение с ним как с профессионалом.

Индивиды, у которых доминирует потребность надежности, любят дей­ствовать в рамках четко очерченной программы и в ситуациях, когда ими руководят, ставят понятные и конкретные цели, определяют сроки и конеч­ный результат. Это хорошие исполнители. Отчасти они относятся к преды­дущему уровню потребностей, отчасти их можно рассматривать в качестве обитателей четвертого этажа иерархии Маслоу, поскольку для них чрезвы­чайно важна получаемая извне оценка.

Они вполне будут вознаграждены: отзывами, которые вселяют в них чувство поддержки, безопасности и уверенности в будущем, краткосроч­ными целями и частой обратной связью, детальным объяснением всех

аспектов политики компании, в осо­бенности влекущих за собой неиз­бежные изменения, точными инст­рукциями, ясно выражающими, что требуется, хорошей программой пен­сионного обеспечения и выплат по болезни, высокой оценкой, которая дается организацией длительному стажу работы и преданности, возможностью быстрого доступа к началь­нику в нужное время, вознаграждениями, которые наделяют правом быть членом команды.

Индивиды с ярко выраженным соревновательным началом тяготятся жесткого порядка, выстраивающего всех работников под единый ранжир. Им нужно с кем-то конкурировать, кого-то опережать, решая задачи, бросающие им вызов. Вот почему их манят сложные задачи, рекламиру­емые результаты, призы для «самых лучших», высокие гонорары, льго­ты и привилегии, доставшиеся по заслугам и выделяющие их среди про­чих. Высокие гонорары, ассоциируемые с общественным признанием и хорошо выполненной работой, долгосрочные и вполне достижимые цели, прилюдная похвала, опубликованные результаты и призы — все это их стихия.

Независимые индивиды хотят большей свободы, чтобы действовать без мелочной опеки. Они получают наслаждение от следующих факторов: боль­шего масштаба работы, допускающего большую свободу действий, управ­ления по отклонениям, а не мелочного контроля, большей свободы при управлении работой, ее методами, скоростью выполнения, напряжения сил при достижении трудных целей по мере того, как они возникают, достиже­ния целей при минимальном руководстве.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ)

Концепция самоактуализации — наиболее важный вклад Маслоу в пси­хологию. Иногда психологию Маслоу так и называют — философией само­актуализации. Кстати сказать, ее автор использовал для обозначения пято­го уровня иерархии разные названия: мотивация роста (в противополож­ность мотивации дефицита, характеризующей первые четыре уровня),

бытийные потребности (в противоположность дефицитным потребностям) На русский язык самоактуализацию (self-actualization) переводят еще и как самореализацию.

Самоактуализация может быть определена как потребность психологи­ческого роста и развития, поиска своей идентификации и реализации сво­его потенциала. Маслоу свободно определяет самоактуализацию как «пол­ное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.»15 Лучше всего изучать талант на тех объектах, где это свойство выражено наиболее ярко — в концентрированном виде. Обычные люди для таких целей не го­дятся — нужны гении. И Маслоу нашел их. Группа изученных им великих личностей состояла из 18 человек: девяти современников и девяти истори­ческих личностей, в том числе Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонор Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса! Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу. Одним из примеров наиболее полного воплощения лучших качеств человеческой натуры послу­жил для него известный американский антрополог Рут Бенедикт. Это было первое исследование Маслоу, и он выбирал образцы для него по двум кри­териям. Во-первых, это были люди, не страдающие от неврозов и практи­чески здоровые (согласимся: найти таких людей среди гениев крайне слож­но); во-вторых, это были люди, которым удалось добиться впечатляющих успехов, т.е. наилучшим образом использовать дарованный им талант.

В своем исследовании Маслоу выделил три категории: «явно самоакту­ализирующиеся», «частично самоактуализирующиеся» и «потенциальные объекты исследований». В первую категорию вошли Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Альберт Эйнштейн, Элеонор Рузвельт, Джейн Адаме, Уильям Джеймс, Спиноза, Альберт Швейцер и Олдос Хаксли. Категория «частично самоактуализирующиеся» включала пять современников, кото­рые оказались неудачниками, хотя обладали рядом признаков, попавших в сферу внимания Маслоу. В группу «потенциальных объектов исследований» вошли двадцать молодых людей, развивавшихся, по-видимому, в направле­нии самоактуализации, а также такие деятели, как Дж.В. Карвер, Юджин В. Дебс, Томас Эйкинс, Фриц Крейслер, Гете, Пабло Казальс, Мартин Бу-бер, Данило Дольчи, Артур Морган, Джон Кито, Дэвид Гильберт, Артур Уэйли, Эдлай Стивенсон, Шолом Алейхем, Роберт Браунинг, Ральф Уолдо Эмерсон, Фредерик Дуглас, Иозеф Шумпетер, Роберт Бенчли, ИдаТарбелл, Харриет Табмэн, Джордж Вашингтон, Йозеф Гайдн, Камиль Писсаро, Джордж Уильям Рассел, Пьер Ренуар, Генри Уодсворд Лонгфелло, Петр Кропоткин, Томас Мор, Эдвард Беллами, Бенджамин Франклин, Уолт Уит­мен. Изучение этих индивидов, их привычек, способностей, характера, осо­бенностей личности привело Маслоу к определению душевного здоровья и к теории человеческой мотивации. Не все высокопродуктивные, дости­гающие успеха, талантливые люди удовлетворяют описанию психологичес­кого здоровья, зрелости или самоактуализации. Некоторые знаменитые деятели не были психически здоровыми, как, например, Байрон, Ван Гог или Вагнер16.

15 Maslow A. Motivation and personality. N.Y.: Harper and Row, 1970. P. 150.

16 Гобл Ф. Третья сила: Психология Абрахама Маслоу (http://viktr.narod.ru).

Изучая лучших из лучших, можно установить границы человеческих возможностей. Предел физическим возможностям покажут профессиональ­ные спортсмены, лучше, если это будут чемпионы мира, но никак не люби­тели физкультуры. То же самое отно­сится и к другим областям человечес­кой деятельности — науке, живописи, истории, военному искусству, технике и т.д. Маслоу приводил такую анало­гию: если вы хотите знать, как быстро человек может пробежать милю или как улучшить его способность к бегу, вы не станете изучать среднего бегуна, вас будет интересовать выдающий­ся бегун.

Методологически такой подход был совершенно оправданным. Ведь речь шла об удовлетворении наивысшей потребности человека — самоактуали­зации. Вопрос ставился так: на что вообще способен человек? Делать реп­резентативную выборку и обследовать среднестатистического индивида здесь было бы непозволительной тратой времени. Равным образом, рассуж­дает Маслоу, чтобы изучать психологическое здоровье и зрелость, нужно ис­следовать наиболее зрелых и творческих людей. А где их взять? Взять ин­тервью у Авраама Линкольна или Альберта Эйнштейна невозможно. Оста­ется одно — анализ документов. Так и поступил психолог А. Маслоу.

Изучив необычных людей, Маслоу выявил у них столь же необычные свойства17.

1. У них более объективное (свободное от предрассудков и стереотипов) восприятие реальности, более комфортабельные и оптимистическое отношения с ней.

2. Они принимают себя и других такими, какие они есть, не пытаются казаться лучше, чем на самом деле.

3. Они естественны в поведении и проявлении своих чувств, просты в обращении с другими людьми, спонтанны и эмоционально раскован­ны; они соблюдают традиции, но не превращаются в их рабов.

4. Они целиком сконцентрированы на поставленной цели, не отвлека­ются и не разбрасываются, умеют отличить главное от второстепенно­го, проявляют волю и решительность.

5. Они склонны к одиночеству и отрешенности от жизненной суеты, целиком погружаясь в свои размышления или в свое дело.

6. Они проявляют автономию и независимость от культуры и социаль­ной среды.

7. У них «незамыленный взгляд», так как они умеют увидеть известное в совершенно неожиданном свете.

8. Их взгляды религиозны в высшем смысле слова, и они имеют опыт предельных переживаний, владеют практикой инсайта — интуитивно­го прозрения сущности вещей.

9. Им присуще ощущение глобального единения со всем человечеством, причастности к его судьбе и ответственности за него.

MaslowA. Motivation and personality. N.Y.: Harper and Row, 1970. P. 153—172.

10. В межличностных отношениях — в своем ли кругу или с незнакомы­
ми людьми — они искренни, независтливы и миролюбивы.

11. Им свойственна демократическая структура характера, проявляюща­
яся не только в политических взглядах, но и в способности учиться
у других.

12. У них есть четкая система нравственных ценностей, поэтому они
умеют отличить добро от зла, а цели — от средств.

13. Они немного ироничны по отношению к себе, обладают развитым чувством юмора и никогда не обидят другого человека злой шуткой.

14. Они творцы буквально во всем, за что ни берутся.

15. Они ценят свою культуру, но не являются ее слепыми поклонни­
ками.

Первое свойство в этом списке занимает, пожалуй, самое важное каче­ство — реализм (people as reality-centered). Он проявляется в независимости суждений и рациональном решении проблем. Эмпирически установленной характеристикой самоактуализирующихся людей Маслоу считал тот факт, что они испытывают гораздо меньше сомнений в отношении правильного и неправильного, чем среднестатистические люди. Их не смущает, если 95% населения не согласно с ними.

Самоактуализированные индивиды — это также проблемно ориентиро­ванные люди. Они смотрят на личные невзгоды, опасности, тупиковые и безвыходные ситуации как на проблему, которую надо решить. Они не па­суют перед трудностью и все время находят в себе силы преодолевать пре­пятствия. Правда, решая проблему, они разборчивы в средствах. Принцип «все средства хороши» или «цель оп­равдывает средства» не для них. Во всем они руководствуются нравствен­ными идеалами. Это и возвышает их над толпой серых личностей. Мораль­ные императивы, т.е. оценка событий и явлений по гамбургскому счету, в со­ответствие с высшими критериями, заставляет их быть разборчивыми и по отношению к своей культуре. Выда­ющимся людям чужды квасной патриотизм, национальные предрассудки или этноцентризм. Так, переходя постепенно от первой черты к последней, мы обнаруживаем последовательность мировоззрения, объективное отно­шение к миру, моральные устои и цельность самой натуры таких людей. Они здоровы в физическом, психическом и нравственном смыслах. Как прави­ло, такие люди и живут дольше. Способность к творчеству почти тожде­ственна душевному здоровью.

Выдающиеся люди каким-то образом умудряются сохранить до старости то, что обычные граждане теряют с возрастом, а именно гибкость, непос­редственность, смелость, готовность допускать ошибки, открытость и скромность, способность видеть вещи свежим взглядом, без предубеждения, с подкупающей наивностью. Такие люди либо не теряют этого наивного подхода, либо, если уж потеряли, восстанавливают его. В отличие от детей они обладают уверенностью в себе и самоуважением, умением сосредото­чиваться на выполняемой работе и забывать о себе, отстаивать свои идеи.

несмотря на всеобщее неверие в них, анализировать скрытый от глаза глу­бинный смысл вещей. Творческая личность может мыслить «сумасшедшим образом», хорошо зная, что многие ее «великие идеи» окажутся неудачны­ми. Они изобретут тысячи новых. Но и этих, теперь уже взрослых черт, опять лишены обычные граждане.

Любопытное исследование провели Е. Шапошникова и В. Шапошни­ков18. Авторы проанализировали две тысячи данных энциклопедических словарей о 3300 человек (деятели искусства, науки, политики, религии), а также данные кладбищ. Оказалось, что умственная деятельность и твор­чество способствуют долголетию. Построен график зависимости числа умерших от их возраста. Доказано, что развитие человека в зрелом возрасте подчиняется внутреннему биологическому ритму с периодом, равным семи,

реже восьми годам. В каждом таком цикле подъем творчества сменяется падением жизненного тонуса. Смерть чаще всего наступает в годы ослаблен­ного здоровья. Состояние ослаблен­ного здоровье в среднем длится один год, удлиняясь к старости. Наиболь­ший подъем жизненной энергии наступает к 25—30 годам. У работников творческого труда цикличность особенно ярко выражена. Философы и уче­ные доживают до глубокой старости. Первые сгорают от избытка чувств и образов, вторые удлиняют свое бытие за счет мудрого отношения к миру.

Выдающиеся люди — это лидеры человечества во всех или во многих отношениях. То, что им нравится сейчас, говорит Маслоу, станет нравить­ся среднестатистическим людям позже. Аристотель сформулировал это правило еще две тысячи лет назад: хорошо на самом деле то, что считает хорошим достойный человек. Это и понятно, поскольку он ориентируется на высшие ценности, а они всегда будут впереди нас.

Хотя реализовать по максимуму заложенные в человеке творческие спо­собности удается немногим, Маслоу не считал, будто путь к самоактуали­зации — это удел лишь избранных. Проявление в жизни наивысших чело­веческих потенций, полагал он, возможно даже в массовом масштабе, но только при «хороших условиях», или, попросту говоря, в «хорошем обще­стве». Для этого не подходят, к примеру, всеобщая нищета и тоталитарный режим. Самоактуализация — это не удел элиты, а такое качество человека, которое доступно всем. Надо только к нему постоянно стремиться, преодо­левая свое нежелание и лень. Причем делать это можно на любом месте, а не только занимаясь наукой или искусством. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка могут реализовать свой творческий потенциал на том месте, которое занимают. «Самоактуализация — это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным», — повторял Маслоу19. Гениями не рождаются, и ве­ликим, полагал Маслоу, свойственны недостатки маленьких людей. Маслоу отмечал, что самоактуализировавщиеся люди, которых он изучал, не были совершенны. И даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная при­верженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжа-

18 Знание-сила. 1990. № 3. С. 56. MaslowA. Toward a psychology of being. N.Y.: Van Nostrand, 1968. P. 115.

лостными в стремлении к своей цели; работа может вытеснять другие чув­ства или потребности. Кроме того, им могут быть свойственны многие про­блемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние кон­фликты и т.д. Они — такие же, как и мы, но у них ярче сила воли и мощнее желание добиться невозможного.

Таким образом, самоактуализация принимает две формы — элитарную и массовую. Различия между ними не в сущности — самореализация изна­чально присуща человеческому существу, — а в степени проявления. Одни люди постоянно работают над собой, ставя все более значительные цели, — мы называем их «made self man», другие слишком ленивы или закомплексо­ваны. «Нет совершенных людей! Можно найти людей хороших, поистине хороших, можно найти великих людей. Действительно существуют творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Это даст нам воз­можность с надеждой смотреть на будущее нашего рода, хотя бы такие люди и встречались редко и были недюжинными. И вместе с тем эти же люди могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в чело­веческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относитель­но нее»20.

Маслоу был уверен, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Самоактуализация — это не

вещь, которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий кон­ца, подобный буддийскому Пути про­светления. Это образ жизни, способ работы и отношения с миром, а не однократное достижение. В послед­ней книге Маслоу21 описываются восемь путей, которыми индивидуум мо­жет самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоакту­ализации.

Его исследования привели к заключению, что побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые, как правило, одаренные люди достигают ее. Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят свое­го потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже боять­ся своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу называл комплексом Ионы.

Комплексом Ионы Маслоу называет нежелание человека реализовать свои природные способности. Подобно тому как библейский Иона пытал­ся уклониться от ответственной роли пророка, многие люди также избега­ют ответственности, опасаясь в полной мере использовать свой потенциал. Они предпочитают ставить перед собой мелкие, незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Такой «страх величия», возмож­но, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщен­ная, полнокровная жизнь многим представляется невыносимо трудной.

20 Mas low A. Motivation and personality. N.Y.: Harper and Row, 1970. P. 176.

21 Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

«Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушёнными и подавленными способностями и одаренностями»22.

Самоактуализация — это потребность в максимизации своего потенци­ала. Каким бы он ни был — великим или малым. Музыкант должен играть, поэт должен сочинять стихи и т.п. Как выражается Маслоу, «что человек может делать, он должен это делать». Самоактуализация есть желание стать тем, кем человек способен стать. Эта потребность удовлетворяется различ­ными путями. Для одних — стать идеальной матерью, для других — управ­лять организацией, для третьих — добиться успехов в спорте и т.д. «Само­актуализация означает работу, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет делать. Стать второсортным врачом — не путь для самоактуализации. Че­ловек хочет быть первоклассным или настолько хорошим врачом, насколько это для него возможно», — пишет А. Маслоу23.

В бою солдат может броситься вперед с автоматом на вражеский окоп, зная, как низки его шансы остаться живым. Он делает это не из-за потреб­ности получить признание от других, а скорее из глубокого убеждения в важности такого поступка. В этом смысле мы можем считать солдата реа­лизовавшим свои лучшие человеческие качества. Это тоже самоактуализа­ция, т.е. максимальное использование внутреннего потенциала.

Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по отноше­нию к физиологическим потребностям и потребностям безопасности, ува­жения и пр. Процесс самоактуализации может быть ограничен негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, кото­рые замыкают нас в непродуктивном поведении; социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений; внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя.

Дурные привычки часто мешают росту. Они включают приверженность к наркотикам и алкоголю, неправильное питание и другие, влияющие на здоровье и продуктивность причины. Маслоу указывает, что деструктивное окружение и вредные наклонности мешают психологическому росту и са­мосовершенствованию.

Чрезмерная любовь к себе, которую Маслоу называл эгозащитой, еще одно препятствие. Оно окружает индивида как бы ореолом неприкосновен­ности: я хочу остаться таким, каков я есть — со всеми недостатками. Надо разрушить ореол обожествления себя и относиться с обожествлением или с глубокой серьезностью к тем фундаментальным ценностям, которые того заслуживают, например к религии. Мы перестали верить в Бога и ходить в церковь, мы легкомысленно относимся к любви и браку. Мы десакрализи­ровали не только Бога, но даже секс, поскольку относимся к нему как к фи­зическому упражнению ради получения удовольствия. Сексуальный опыт теряет ту значительность, которая вдохновляла артистов, поэтов и живопис­цев. Многие культурные и религиозные символы утратили прежнюю вдох­новляющую, а стало быть, и возвышающую нас силу. Устройство и быт со­временного общества сокращают число тех людей, кто достигает высот в са-

2 Lowrey R., ed. A.H. Maslow: an intellectual portrait. Monterey. Calif.: Brooks/Cole, 1973. P. 91. Maslow A. The further reaches of human nature. N.Y.: Viking, 1971. P. 48.

мосовершенствовании. По расчетам Маслоу, таких всего 1% взрослого на­селения24. Виной всему пресловутый комплекс Ионы — отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Корни комплекса Ионы можно усмотреть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограничен­ное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычно­го, потерять контроль над тем, что уже есть. Они предпочитают безопасность

посредственных мещан, покоя, уюта и благополучия, если они достаются минимальным приложением усилий. Предпосылки к тому закладываются в нас еще в школьном возрасте, а зак­репляются — в студенческом. Учеба на «удовлетворительно», получение заче­ тов по блату, переписывание чужих курсовых, учеба ради «корочек» рождают не только профессиональных неучей, но и новых Ион. Психологию прирожденного неудачника можно встретить и среди женщин, опасающихся, что успешная профессиональная работа несовместима с женственностью или что интеллектуальные дости­жения сделают их менее привлекательными.

Итак, разница между обычными и выдающимися людьми объясняется разностью потенциалов: первые прилагают минимум усилий, желая полу­чить максимальный успех, вторые прилагают максимум усилий и реально достигают максимального результата.

Самоактуализирующихся индивидов, как был уверен Маслоу, отличает «духовное измерение». Трансперсональная психология, о необходимости развития которой в конце жизни говорил Маслоу, включает изучение рели­гии и религиозного опыта. Исторически представления о предельных че­ловеческих возможностях формулировались прежде всего в религиозных терминах. Религиозный опыт, овладевающий массами населения, открывает широкий путь к трансцендентным ценностям. Особенно удачно он исполь­зуется в буддизме и других религиях Востока. «Без трансценденции к транс-персональному мы становимся больными или яростными, нигилистичес­кими или лишенными надежды, апатичными»25.

Самоактуализация изменяется в течение жизненных циклов. Иерархия не обязательно принимает тот вид, который предписал ей Маслоу. Он по­нимал, что дал лишь типичный образец. Существует достаточное число исключений из этой общей схемы. Так, Махатма Ганди отодвинул свои физиологические потребности (в еде, пище и т.д.) до окончательного осво­бождения страны. Здесь действие на уровне самоактуализации предшество­вало удовлетворению более низших потребностей.

Другое отклонение от стандартной модели состоит в том, что в реаль­ности люди не ждут, пока полностью удовлетворится один уровень, что­бы перейти к следующему. В жизни большинство людей частично удовлет­ворены на каждом уровне и частично не удовлетворены, причем на уров­не физиологическом и потребностей в безопасности больше, нежели на трех других.

24 Maslow A. Toward a psychology of being. N.Y.: Van Nostrand, 1968. P. 204.

25 Ibid. P. IV.

Эта потребность является наименее исследованной в социальной пси­хологии. Существуют по крайней мере два мотива, связанных с ней, — ком­петенция (competence) и достижение (achievement). Компетенция подразуме­вает контроль над факторами окружения — физическими и социальными. Люди с этим мотивом не будут ждать обстоятельств сложа руки, но захотят манипулировать окружением и делать вещи по-своему. Это термин не того, что нужно, а того, что можно, для тех, кто умеет делать. С одной стороны, компетенция связана с ожиданиями, с другой — она является кумулятив­ной. Этот мотив формируется в детстве. Согласно В. Уайту26, мотив компе­тенции проявляется у взрослого человека в желании профессионального ма­стерства и роста. На рутинной и скучной работе эта потребность, как пра­вило, не удовлетворяется.

Компетентность подразумевает контроль над окружением — соци­альным и физическим. Люди, обладающие этим мотивом, не остаются пас­сивными, они стремятся преобразовать окружение. Еще ребенок стремит­ся делать вещи на свой манер, пробовать, познавать. Компетентность ре­бенка определяется не тем, что ему позволяют делать, а тем, что он способен или может делать. Таким образом, с раннего детства в ребенке формирует­ся чувство компетентности. Оно тесно связано с понятием «ожидание». Чувство компетентности ребенка сильно зависит от того, удачным или не­удачным был его прошлый опыт. Если успех перевешивает неудачу, то ощу­щение своей компетентности высоко. Каждая новая ситуация рассматри­вается как интригующий вызов, на который надо ответить. Если неудачи часты, его подход будет скорее негативным и ожидания или надежды удов­летворить какие-то свои потребности низкими. Стало быть, ожидания вли­яют на мотивы, поэтому индивиды с низким чувством компетентности не склонны искать риск и новый вызов. Они скорей нацелены на контроль окружения, чем на попытку изменить его.

Мотив компетентности куммулятивен — он накапливается с течением времени. Успех порождает уверенность в своих силах, а это, в свою очередь, заставляет стремиться к новому успеху. Взрослея, человек редко стремится достичь большего, чем он, по его собственному мнению, может. Он не стре­мится добиться того, что не может. Но у молодых подобного самоограни­чения нет.

Согласно мнению Р. Уайта, мотив компетентности у взрослых превраща­ется в стремление к профессиональному мастерству и росту. На рутинной работе под жестким контролем состязательность с вызовом невозможна. Ра­бота — единственное место, где индивид может продемонстрировать свое мастерство через состязание в решении трудной задачи. И если он получа­ет такую возможность, у него формируется мотив состязательности, реали­зация которого приносит ему большее удовлетворение, нежели деньги. Ру­тинная работа и жесткий контроль показывают работнику, что он целиком и полностью зависит от безличной системы, что свобода для проявления им своей компетентности минимальна.

Достижение. Ученые наблюдали, что некоторые люди обладают этой потребностью в значительной степени; другие — возможно, их большин­ство — не являются таковыми. Этот феномен изучался Дэвидом Макклел-

26 White W.F. Money and Motivation N.Y., 1955.

ландом на протяжении 20 лет. Он пришел к заключению, что мотив дости­жения — самостоятельное явление, и его следует рассматривать отдельно от других потребностей. Люди, обладающие этой потребностью в высшей сте­пени, ставят себе трудные, но реально разрешимые задачи. Но ведут ли себя эти люди подобным образом достаточно долго? Оказывается, нет, поскольку они хотят влиять на конечный результат (outcome). Индивиды с мотиваци­ей достижения — это не игроки, они предпочитают трудиться над решени­ем проблемы, нежели доверять результат судьбе. Привыкшие рисковать по­ступают так потому, что результат труда не поддается их влиянию. В случае потери они снимают с себя ответственность именно по этой причине. Дру­гие склонны меньше рисковать, дабы избежать наказания за ошибочные действия. Мотивированные к достижению выбирают средний путь, реаль­но оценивая свои способности27.

Другая черта этих людей — интерес к личному достижению, а не к воз­награждению за успех. Деньги для них ценны своей возможностью измерить их исполнение. Они являются средством оценить их прогресс и сравнить их достижение с другими. Они не ищут денег ради статуса или экономической безопасности. Почему эти люди поступают так, как они поступают? Мак-клелланд считает, что мотивированные к достижению большую часть вре­мени проводят в размышлении над тем, как сделать данное дело лучшим образом. Этим они отличаются от других. Компании, имеющие значитель­ное число таких людей, работают успешнее.

Отечественные психологи, в частности А.В. Петровский, совершенно правильно полагают, что высшая пятая потребность — в самореализации, это, по существу, потребность индивида стать личностью. Известны экспе­рименты, убедительно доказывающие его правоту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.