КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение о потребностях Н. Кондратьева 2 страница
65 Наумов Г. Бюджеты рабочих города Киева. Киев, 1914. С. 41—42. торое у него, вне всяких сомнений, имелось чуть ли не в избытке и которое было блестяще продемонстрировано им после 1917 г., к сожалению, на поприще ортодоксального, т.е. повторяющего давно известное, марксизма). Но приложено не было. Автор с головой ушел в прелести анализа эмпирических фактов рабочих бюджетов. Так, например, анализ показал, что наряду с тягой к культуре по мере увеличения материального достатка у рабочих растет тяга к алкоголю: «Потребление алкоголя, по нашим данным, с увеличением дохода растет не только абсолютно, но и относительно»66. Г. Наумов нашел тому две важные причины: плохое питание и плохое жилье. Чем хуже жилищные условия, тем выше потребление алкоголя. «В частности, наша анкета показывает, что живущие у владельцев пьют гораздо больше тех, которые живут в наемных квартирах, а эти последние пьют больше тех, которые имеют собственные домишки». Больше всех пьют сапожники. Они же проживают в наихудших условиях. Увеличение расходов на алкоголь, полагал Г. Наумов, нельзя отожествлять с усилением пьянства. В низших группах потребляют «напитки наихудшего качества; потребление их происходит зачастую где-нибудь под забором, у крыльца казенной лавки и по большей части не сопровождается никакой закуской. Наоборот, в высших группах переходят к потреблению более дорогого напитка, отличающегося несколько лучшим качеством; то же количество алкоголя обходится этим группам дороже. Потребление алкоголя очень часто происходит в компании, за общей беседой, где-нибудь в ресторане, и в счет выпитого принимается также и закуска... Когда такие группы приобретают возможность более разумных развлечений, потребность в алкоголе становится не столь напряженной и понемногу вытесняется культурными потребностями, нарастающими быстрее. Рабочий, имеющий достаточный заработок, предпочитает сходить в театр, в кинематограф, почитать газету, побывать в союзе и т.д.»67 Таким образом, Г. Наумов предлагает различать два явления: экономическое — вложение денег в определенную потребительскую ценность (траты на алкоголь) и культурное — неумеренное употребление спиртного, непотребное поведение, аморальный образ жизни (пьянство). Возможна та- Наумов Г. Бюджеты рабочих города Киева. Киев, 1914. С. 42. Там же. С. 43. кая парадоксальная ситуация, что первый процесс нарастает, а второй, причем у одной и той же группы населения, уменьшается. Траты на спиртное у обеспеченных рабочих растут потому, что они покупают более дорогие напитки, но употребляют их более цивильно. Чем выше культура пития, тем ближе стоит рабочий к тому, чтобы заменить потребность в алкоголе чисто культурными потребностями. Правильное потребление алкоголя постепенно переходит в посещение театров и чтение газет. Неправильное и неумеренное потребление его никогда не совершит подобную эволюцию. Вот почему траты на алкоголь и пьянство стоят на разных полюсах социального континуума. Общий вывод очевиден: чем в лучших условиях проживает рабочий, чем лучше он питается и больше зарабатывает, тем меньше обращает внимания на водку и больше думает об удовлетворении культурных потребностей. Или словами Г. Наумова: «Если бы, с одной стороны, жилищные и продовольственные условия были благоприятны; если бы, с другой стороны, бюджет оставлял больше места для удовлетворения высших потребностей, водка не играла бы такой роли в рабочем бюджете. В неумеренном потреблении водки повинны, очевидно, не субъективные качества рабочих, но объективные условия их существования»68. К иным выводам пришли в то время петербургские статистики И.В. Чернышев и А.Е. Лосицкий, опубликовавшие данные петербургской алкогольной анкеты 1909 г. в книге «Алкоголизм петербургских рабочих» (СПб., 1913), писали: «Чем ниже заработок рабочего, тем выше относительная доля денежного бюджета его, расходуемая на алкоголь. Иначе говоря: с ростом заработка падает относительное значение расхода на алкоголь». Пересчитав табличный материал упомянутых авторов, Г. Наумов обнаружил в них вопиющие противоречия: «Положение, устанавливаемое данными А.Е. Ло-сицкого, противоречит всему тому, что известно о законах потребления алкоголя. Законы же эти говорят, что для развития потребления алкоголя необходимо не только желание, но и материальная возможность. Каким бы горьким пьяницей ни был субъект, но он не может увеличить потребление, если у него нет к тому материальных средств»69. Но так ли уж прав Г. Наумов? Прошло почти 100 лет, и Россия вступила в эпоху затяжного экономического кризиса. Жизненный уровень большинства населения упал. В большинстве регионов страны задерживали выплату зарплаты, забастовки сотрясали российское общество. По логике Г. Наумова в подобных условиях потребление спиртного должно сокра- 68 Наумов Г. Бюджеты рабочих города Киева. Киев, 1914. С. 44—45. 69 Там же. С. 46. титься. Ведь для него нет материальных предпосылок. Ничего подобного! Потребление алкоголя если не возросло, то нисколько не убавилось. Последний вывод Г. Наумова противоречит даже его собственному, но высказанному ранее, а именно: чем хуже живет рабочий, тем сильнее он тянется к водке. Ввиду большого сходства программы и результатов киевского и петербургского бюджетных обследований Г. Наумов решается провести более детальное их сопоставление, для чего выравнивает их по тем параметрам, которыми два исследования различаются. В частности, он пишет: «Чтобы сделать их сравнимыми, мы берем из наших бюджетов только те, которые относятся к рабочим, имеющим полный бюджет. Мы отбрасываем живущих у владельцев, так как эти бюджеты для петербургской анкеты отпали. Не берем также и собственников, не несущих расхода на квартиру». Результаты оставшихся бюджетов сведены в сравнительные табл. 9 и 10. Обнаружившиеся различия в бюджетах петербургских и киевских рабочих Г. Наумов склонен объяснять: 1) более высоким уровнем культуры петербургских рабочих; 2) преобладанием среди них: а) крестьянского элемента; б) фабрично-заводских рабочих; в) русской национальностью. Более высокий уровень культуры у петербургских рабочих сказывается в том, что: 1) элементарные расходы поглощают меньшую долю бюджета, чем у киевских; 2) расходы на духовные и общественные потребности (обучение, литература, развлечения и пр.) у петербуржцев значительно выше. В Петербурге меньше тратят на лечение. Зато расходы на алкоголь у киевлян ниже, чем у петербуржцев. Петербургские рабочие зарабатывают больше, чем киевские, но жизнь в столице соответственно дороже. Стало быть, в силу вступает известная закономерность: с ростом доходов растут расходы на алкоголь. Жилищные условия, качество питания и уровень удовлетворения культурных потребностей в двух городах примерно одинаковые. Таблица 9 Бюджеты одиноких рабочих
Таблица 10 Бюджеты семейных рабочих
Наиболее полную картину мира экономических и социальных потребностей в российской социологии дал Н. Кондратьев70 в своем фундаментальном труде «Экономическая статика и динамика». КОНДРАТЬЕВ Николай Дмитриевич (1892-1938) — выдающийся российский экономист и социолог XX в., получивший всемирное признание. Вместе со своим другом Питиримом Сорокиным он заложил краеугольные камни постиндустриальной парадигмы обществоведения. Является автором учения о больших циклах конъюнктуры (получивших название «циклов Кондратьева»), теории предвидения и методологии перспективного планирования. Внес большой вклад в агроэкономическую науку. После Октябрьской революции был профессором Московской сельскохозяйственной академии, создал и возглавил Конъюнктурный институт — одно из лучших в мире научных учреждений того времени (1920—1928). Занимал пост начальника управления экономики и планирования сельского хозяйства Наркомзема РСФСР. Н.Д. Кондратьев — человек яркой и трагической судьбы. Он был в гуще революционных событий 1917 г., неоднократно подвергался арестам. С 1930 по 1938 г. находился в сталинских застенках, но и там продолжал активную творческую работу. Расстрелян в 1938 г., посмертно реабилитирован (1987). Его перу принадлежит огромное количество книг и статей, тематика которых охватывает самые разнообразные грани социально-экономической теории и практики. 70 Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики: Предварительный эскиз. М.: Наука, 1991. Наибольший интерес для социологии представляет рукопись книги, написанная им в 1931 г. в Бутырской тюрьме71. Она является вводной частью большого экономического трактата, который так и не был закончен автором. Задумав написать грандиозную работу об экономической динамике, Н.Д. Кондратьев вскоре обнаружил, что отсутствие в научной литературе ясного ответа о том, что есть общественная динамика и статика, требует теоретико-методологического прояснения этих категорий. Их анализ вскоре перерос в обширную и развитую теорию экономического равновесия. По мнению Н. Кондратьева, наука различает пять наиболее общих классов явлений действительности: 1) мир величин, 2) мир физико-химических явлений, а также явления 3) органической, 4) психической и 5) социальной жизни. Каждый из них делится, в свою очередь, на разветвляющуюся систему более частных классов и подклассов. Мир товаров лишь отражает мир общественных потребностей и общественных отношений: желания и амбиции покупателей, мотивацию и взаимоотношения производителей, конфликты между подчиненными и начальством и т.д. Продукты труда выступают «центрами притяжения людей. И если в теоретической экономии мы говорим... о платежеспособном спросе, то в реальной социальной действительности за этим стоят живые вожделения и потребности. И, описывая предприятие в конкретной форме, мы должны были бы включить в это описание и те конкретные многообразные потребности, которые в данный момент направлены на товары»72. По его мнению, реакции человека на внешнюю и внутреннюю среду выражаются в двух формах: 1) актов поведения и 2) потребностях. Акты деятельности, или иначе поведение, понимаются как любые виды реакции человека на те или иные потребности. Они чрезвычайно разнообразны, а соединяясь, создают неповторимые узоры и переплетения. В узком смысле потребность понимается им как «состояние нарушенного соответствия или равновесия между отдельными частями организма (или их функциями) или между организмом и внешней средой и вытекающее отсюда состояние искания путей к восстановлению этого равновесия»73. Кроме них следует выделять потребности в широком смысле. Тогда говорят, например, о потребности растения во влаге, тепле, свете. Иначе говоря, потребность в широком смысле не связана с психическим состоянием неудовлетворенности и позывом устранить его. Помимо человека потребности существуют у животных, обладающих в той или иной мере психической жизнью, но не являются осознанными. Чем сложнее организм, чем более развитой нервно-мозговой системой он располагает, тем сложнее механизм внутреннего равновесия, тем легче он нарушается и тем шире круг потребностей. Следовательно, тем быстрее нарушение равновесия отражается в сознании и сопровождается психическим состоянием неудовлетворенности, а стало быть, и поиском путей его устранения. Именно так обстоит дело у человека как наиболее высокоразвитого вида организмов74. 71 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. 1991 72 Там же. С. 128—129. 73 Там же. С. 36. 74 Там же. В мире живых существ самым широким кругом потребностей обладает человек, занимающий высшее место в иерархии. Не все, но большинство из них находят отражение в психике, т.е. являются осознанными. Животным легче удовлетворять свои потребности, ибо в большинстве случаев они делают это чисто инстинктивно. Но у человека забота о них целиком ложится на плечи высшей нервной системы и проходит через сознание. В результате человек испытывает повышенные нагрузки и перегрузки. В этом надо видеть плюсы и минусы эволюции. Испытывая перегрузки, человек совершенствуется и находит все новые средства их удовлетворения, причем такие, каких не знает ни одно животное. Среди них — искусственно созданные, прежде всего орудия труда. Здесь Н. Кондратьев солидаризируется с мыслью Франклина о том, что человек есть животное, умеющее производить орудия. Под влиянием общественных условий изменяется строй потребностей. С ними происходит приблизительно то же самое, что происходит с профессиями: «Отдельные, чисто естественные потребности отмирают, другие теряют свое прежнее значение, третьи трансформируются, дифференцируясь, меняя свое содержание и формы выражения»75. На смену старым приходят новые, прежде всего духовные, потребности. Именно этот, самый молодой сегмент человеческой психики претерпевает в последнее время наибольшее развитие. Под их воздействием преобразуется строй социальной жизни. Если с индивидуальной точки зрения борьба за существование сводится к вопросу физического выживания, то с точки зрения коллективных потребностей это скорее вопрос духовного существования. История совершает немыслимые метаморфозы: застывшая в своем развитии физиобиологическая природа человека, которую, казалось бы, уже ничто не способно изменить, в последнее время начинает меняться под воздействием чисто социальных факторов. Подобного не происходит ни с одним другим видом живых существ. Потребности являются лишь ближайшими и непосредственными, но никак не конечными и последними, мотивами поведения. В каждый данный момент человек может испытывать ряд потребностей. Но действовать он будет в соответствии с победившей или победившими потребностями. Потребности могут быть осознанными и неосознанными. К первым относятся те, возникновение, содержание и влияние которых проходят под контролем сознания. И наоборот. В соответствии с этим все акты поведения можно разделить на сознательные и бессознательные. К бессознательным относятся бесчисленное множество простейших, не затрагивающих обычное течение жизни человека актов поведения. Акты, бывшие вначале бессознательными, при осложнении привычных условий становятся сознательными. 75 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 39. Мотивация может иметь телеологический характер, а цель акта быть или утилитарной, например получение наибольшей хозяйственной выгоды, или гедонистической, например получение того или иного удовольствия, или, наконец, чисто объективной, например получение того или иного научного, технического, художественного эффекта. Цель может быть даже слож-носоставной и включать в себя все указанные аспекты. Но чаще всего удовлетворение потребности не осознается как ясно поставленная цель. И тогда акт поведения совершается не по схеме «для того, чтобы», а по схеме «потому, что». Такую схему мотивации можно назвать, в отличие от телеологической, консекутивной (т.е. алогической). Последняя, в свою очередь, может быть разбита на подвиды. Во-первых, акты поведения могут совершаться определенным образом в силу подражания (социального заражения). Так поступают люди под влиянием моды (носят короткую стрижку или длинное платье, примыкают к тем или иным политическим, религиозным, эстетическим течениям). Здесь отсутствуют ясно осознанные цели или глубокие убеждения. Этот подвид консекутивной мотивации наблюдается в случаях образования социальной толпы, возникновения социальных эпидемий, в эпохи революций, войн и т.д. Его можно назвать предметной мотивацией. Во-вторых, сознательные акты поведения могут совершаться и по разумным или принципиальным соображениям. Сюда относятся все поступки, которые совершаются независимо от их пользы, удовольствия, объективного эффекта, но лишь потому, что этого требуют долг, честь, право. Такой подвид консекутивной мотивации называется принципиальной мотивацией. Наконец, в-третьих, сознательные акты совершаются не по телеологическим или принципиальным соображениям, а под влиянием принудительных обстоятельств и побуждений. Сюда попадают поступки, совершаемые под воздействием страха, голода, зависти, ревности, усталости, лени. Этот подвид наиболее примитивных и наиболее чувственных переживаний, также относящийся к консекутивной мотивации, Н. Кондратьев предлагает назвать основным76. Классификацию актов поведения можно строить по разным основаниям, в том числе по сферам человеческой жизни. В соответствии с ними различают акты, связанные с удовлетворением материальных (в питании, в одежде, половых потребностей, потребностей в самозащите) и духовных потребностей (познавательных, религиозных, эстетических, потребностей общения и т.д.). Существуют и другие основания классификации, например, акты, относящиеся к достижению целей, и акты, заключающиеся в подготовке условий достижения целей. Значительная часть человеческой деятельности состоит не в непосредственном удовлетворении потребностей, а в создании условий их удовлетворения. Причем чем выше уровень культурного развития человечества, тем шире сфера такой подготовительной деятельности. Акты поведения различаются между собой и по внешней форме: они могут быть актами действия или актами воздержания от действия. Последний критерий — адресность. 76 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 43. Таким образом, у Н. Кондратьева выстраивается грандиозная классификация человеческих действий по удовлетворению потребностей, или «систематика актов поведения». При анализе хозяйственной жизни общества Н. Кондратьев начинает с актов экономического поведения, которые являются реакцией на ту или иную потребность. Они имеют две функции: 1) непосредственное удовлетворение потребностей; 2) только обеспечение средств, необходимых для их удовлетворения. «Если человек испытывает потребность в пище, берет ее и начинает есть, то его поведение имеет своей функцией непосредственное удовлетворение потребности. Если же для удовлетворения потребности в пище он сначала идет на рынок, покупает хлеб и лишь затем удовлетворяет свой голод, то ясно, что акты хожде ния на рынок и покупка хлеба непосредственно [ведут] не к удовлетворению потребности, а лишь к обеспечению средств для ее удовлетворения. Они служат удовлетворению потребности лишь косвенно и лишь в конечном счете. Причем количество звеньев поведения, служащих удовлетворению потребностей человека, лишь косвенно и в конечном счете, может быть не два, не три, а значительно больше. Так, в приведенном примере мы допустили, что человек, идя на рынок, уже имел деньги. Но он мог их в данный момент и не иметь. Допустим, что [для] получения их он должен был предварительно пойти в сберегательную кассу и взять деньги со своей сберегательной книжки. Но совершенно ясно, в свою очередь, что мог бы сделать это лишь в том случае, если бы когда-то вложил деньги в кассу. Для того же, чтобы вложить их, он должен был их получить, скажем, в виде заработной платы. Получить же их в виде заработной платы он мог лишь при условии, если заключил договор найма и выполнил известную работу»77. Очевидно, что в каждом случае цепь поведения, имеющая конечной целью удовлетворение потребности, может быть очень большой. Сравнивая человека и животного, можно заключить, что у человека эта цепь действий, ведущих непосредственно не к удовлетворению потребностей, а лишь к созданию средств для их удовлетворения, длиннее. Более того, по мере исторического развития цепь становится все более длинной. Н. Кондратьев идет в своих утверждениях еще дальше, выстраивая вслед за исторически-эволюционным рядом актов удовлетворения потребности еще и некий метафизический пласт, ориентированный из прошлого в будущее. И тогда оказывается, что вообще все тайны человеческого бытия, по крайней мере скрытые механизмы человеческой деятельности, можно объяснить, отталкиваясь от этой деятельности. Так, благодаря вовлечению человека в процесс удовлетворения расширяются его представления о времени и пространстве, он обретает «способность действовать не только в интересах данного момента, но и в расчете на будущее. Нужно иметь в виду, что в цепи актов поведения, имеющих конечной своей функцией удовлетворение потребности, вовсе не обязательно и фактически почти не наблюдается, что данное предшествующее звено влекло бы за собой именно данное, и только одно данное последующее звено, 77 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 105. или что данное последующее звено вытекало именно из данного, и только из одного данного предшествующего звена. Реально здесь может быть очень большое многообразие вариантов связи. Если взять уже приведенный выше пример, то лицо А, получившее заработную плату, не обязательно должно было внести все деньги в сберегательную кассу, а когда пришло в кассу за деньгами для покупки хлеба, не обязательно должно было взять из кассы для этой цели все деньги. Часть своей заработной платы оно могло потратить на одежду, на театр и т.д. Часть оставленных в кассе денег оно могло затем взять и потратить не на хлеб, а на книги, на лечение и т.п. Равным образом, и обратно, деньги для покупки хлеба лицо А могло взять не из кассы, а взять в кредит у знакомого. Деньги в кассу оно могло внести не из остатков своей заработной платы, а из гонорара за написанный и напечатанный рассказ»78. Таким образом, не существует однозначной связи между различными звеньями поведения человека, направленного на удовлетворение только одной потребности. А если их несколько? Или если речь идет о нескольких индивидах, удовлетворяющих одну и ту же потребность, исходя из своих ценностей, традиций, усвоенных культурных норм и стереотипов? Создается немыслимое многообразие вариантов. В результате мы можем утверждать только одно: между конкретной потребностью, выбираемыми средствами удовлетворения и конкретным индивидом нет однозначной связи. Однозначное соответствие меняется на вероятностную связь. Мы способны лишь утверждать, что с такой-то и такой-то вероятностью данный индивид предпримет такие-то акты для удовлетворения такой-то потребности. Вот какой вывод напрашивается (но почему-то четко не регистрируется самим автором) из размышлений Н. Кондратьева. Однако он не является окончательным. Н. Кондратьев идет много дальше—к анализу типов поведенческих актов и предлагает различать действия, направленные на удовлетворение потребности, так сказать, в первой и во второй инстанции, т.е. непосредственные и опосредованные или «в конечном счете». Различает ли их человек? Н. Кондратьев уверяет, что да, во всяком случае, в тех ситуациях, когда поведение протекает по схеме телеологической мотивации. Акты, направленные на удовлетворение потребности, рассматриваются человеком как цель, а акты, ведущие к созданию средств такого удовлетворения, рассматриваются в отношении первых как средства. Н. Кондратьев обращается за примером к сфере общественного труда: «Крестьянин может отчетливо не сознавать связи между удовлетворением своих потребностей и введением в севооборот клевера или кукурузы, но все же объективно его действия, состоящие в удовлетворении потребностей, в пище, одежде и т.д., объективно будут одно, а действия по введению [в севооборот] клевера и кукурузы — другое, будут действиями, имеющими своей функцией удовлетворение потребностей лишь в конечном счете»79. В определенных ситуациях действия, осуществлявшиеся ранее для обеспечения лишь средств удовлетворения потребностей, с течением времени превращаются в действие по непосредственному удовлетворению потребностей. Достаточно указать, пишет Н. Кондратьев, на моряков, у которых 78 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 105—106. 79 Там же. С. 106-107. работа на судне вырабатывает любовь к своему месту работы и потребность не расставаться с судном, на машинистов и рабочих, которые сживаются со своим делом, осуществление которого превращается для них в процесс удовлетворения новой, выработавшейся позже потребности. Сходным образом обстоит дело у кустарей и ремесленников, для которых их ремесло постепенно превращается в процесс художественного творчества и удовлетворения эстетических потребностей. Однако оттого, что работа превращается в процесс непосредственного удовлетворения потребностей, она не перестает быть условием обеспечения средств для удовлетворения прежних. Средства удовлетворения потребностей подразделяются Н. Кондратьевым на две категории: а) материальные и б) нематериальные. Первые более универсальные и всепроникающие. Строго говоря, ни одну потребность нельзя удовлетворить без участия материальных средств. Это верно не только в отношении низших, физиологических потребностей, но и в отношении высших, духовных. Если человек хочет наслаждаться музыкой Бетховена или Вагнера, он должен воспринимать звуки оркестра. Ради точности употребления терминов Н. Кондратьев предлагает использовать термин «материальные средства» в более узком смысле, понимая их в смысле того круга вещей, которые были на званы социальными вещами, а в совокупности — «вещным рядом общества». Для чего понадобилось разграничение двух аспектов материальных средств удовлетворения потребностей? Какую познавательную нагрузку несет данный прием? Если, к примеру, поясняет свою мысль Н. Кондратьев, вы ведете агитацию, т.е. воодушевляете, сплачиваете и организуете своих сторонников, в широком смысле слова вы уже используете материальные средства, скажем, свои голосовые связки. Однако в узком смысле слова материальные средства здесь еще не задействованы. Но вот вы для большего успеха дела беретесь за издание газеты, нанимаете типографию, оборудуете редакцию, нанимаете служащих. Теперь уже можно говорить о втором значении материальных средств, а именно говорить о них как о социальных вещах80. Н. Кондратьев неоднократно повторяет: «Хозяйство есть то же общество, взятое лишь в специальном разрезе»81. Между обществом и хозяйством разница не столько качественная, сколько количественная. В объем понятия общества входит все население, а в объем понятия хозяйства — только часть его, а именно экономически активное население. В частности, дети являются элементами общества, но не хозяйства. Для хозяйства, поясняет Н. Кондратьев, дети выступают лишь как потребители. Самодеятельное население, или «персональный ряд хозяйства», — это «люди с определенным кругом потребностей, с определенным умственным уровнем, техническими навыками, моральными, правовыми и хозяйственными воззрениями.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |