Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория вопроса




МОТИВЫ И МОТИВАЦИЯ

Понятия мотива, мотивации, потребностей, как и многие другие, рассмат­риваемые в этом томе, являются для социологии пограничными. Она их с удовольствием делит с психологией, которая знает о затронутой теме гораздо больше, чем социология. Но раз уж нам приходится говорить о человеке, индивиде и личности, то обойти стороной проблему мотивов и потребностей нам никак не удастся.

Не узурпируя чисто психологическую проблематику и не объявляя ее своей территорией, социолог, поскольку он является представителем интег­ральной науки, стремится, во-первых, рассмотреть мотивы и потребности под социологическим углом зрения, во-вторых, включить чисто или узко­психологические понятия в более общую социальную картину мира с тем, чтобы поведение человека представить во всей мыслимой и доступной ему полноте.

Правда, признаемся сразу, задача эта не из легких. Мотивация, потреб­ности и удовлетворенность (не говоря уже о десятке других, тесно связан­ных с ними понятий, например экспектациях и установках) — дорога наез­женная. Чтобы убедиться в этом, стоит заглянуть в темы курсовых и дип­ломных работ, а также кандидатских диссертаций тех, кто специализируется по социологии менеджмента и организаций: более 50% тем непременно связаны с мотивационной проблематикой.

В зарубежной литературе дела обстоят аналогичным образом: количество новых теорий и дефиниций, эмпирических исследований и экспериментов растет с каждым годом. Накопленный багаж знаний представляет такую разноликую мозаику, что, взявшись за его изучение, почти невозможно по­лучить систематическое и целостное представление о предмете.

Термины «мотив» и «мотивация» употребляют по отношению к миру людей, миру животных, всемирной истории (мотивы войны), культуре, тех­нике, окружающему миру. Психологи называют мотивом самые разные,

подчас не имеющие между собой ничего общего, явления: представления и идеи, чувства и переживания (Л.И. Божович, 1968), потребности и влече­ния, побуждения и склонности (X. Хекхаузен, 1986), желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга (П.А. Рудик, 1967), морально-политичес­кие установки и помыслы (А.Г. Ковалев, 1969), психические процессы, со­стояния и свойства личности (К.К. Платонов, 1986), предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев, 1971, 1975), установки (А. Маслоу, 1954) и даже усло­вия существования (В.К. Вилюнас, 1990). В ряде работ «мотив» рассматри­вается только как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Так, Ж. Годфруа (1994) пишет, что «мотив» — это соображение, по которому субъект должен действовать. Еще более резко говорит X. Хекхаузен (1986): это лишь «конструкт мышления», т.е. теоретическое построение, а не реаль­но существующий психологический феномен. Он пишет, что в действи­тельности никаких «мотивов» не су­ществует, они не наблюдаемы не­ посредственно и поэтому не могут быть представлены как факты дей­ствительности. Они лишь условные, облегчающие понимание вспомога­тельные конструкты нашего мышления, вставляемые в схему объяснения действия между наблюдаемыми исходными обстоятельствами и последую­щими актами поведения. Врачи ставят даже такой диагноз, как «немотиви­рованные головные боли», очевидно, полагая, что мотив — это любая при­чина любого явления. Любая причина поступка исторического или эконо­мического развития человечества называется мотивом1.

В обиходе, электронных и бумажных СМИ в ходу такие выражения, как песенный мотив, мотив «горбатого человечка», литературные мотивы, мо­тив денег, мотив Венеции, мотив камней, карандашные мотивы, мотив скач­ки, мотив расщепленного «Я», швейцарские мотивы, национальные моти­вы, чеховские мотивы, библейские мотивы, мотивы личности, декоратив­ный мотив, незабытый мотив, знакомый мотив, хрупкий мотив и т.д. Как видим, это слово активно используют музыканты, писатели и поэты, худож­ники и декораторы, туристы и влюбленные. Естественно, каждый из них вносит дополнительные значения и оттенки.

Психологические словари толкуют мотив приблизительно так: мотив (от лат. moveo — двигаю) — материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положитель­ными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрица­тельными, связанными с неполнотой настоящего положения. А мотива­ция — теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеаль­ный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Не случайно в 1981 г. Д. Дьюсбери с сожалением пришлось констатиро­вать, что понятие «мотивация» используется обычно как мусорная корзина для разного рода факторов, природа которых недостаточно ясна. А классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев писал, что работы по проблеме

Трудности в изучении мотивации и мотивов человека (http://socioego.ru).

мотивации почти не поддаются систематизации, — до такой степени раз­личны те понятия, по поводу которых употребляется термин «мотив».

Исследование мотивов интересовало ученых в связи с выяснением при­чин и логики человеческих поступков. Одно дело, когда им руководят сти­хийные, неосознаваемые и малоконтролируемые потребности, идущие от­куда-то из глубин подсознательного. Они царствуют над нами как слепая побудительная сила, которую мы не всегда способны обуздать своим разу­мом, например, сексуальные потребности, чувство голода, привязанность к сообществу людей. Это общеродовые страсти, принадлежащие Homo sapiens как таковому. Они не отличают нас друг от друга. Мы им принадле­жим всем своим существом.

Совсем иное дело мотивы. Почему гражданин Н. уклонился от налогов, когда совершенно спокойно мог их заплатить и не иметь неприятностей с законом? Почему гражданка X. изменила своему богатому мужу и обрекла себя на материальную нужду? Эти и множество других вопросов мы зада­ем, когда стремимся выяснить, почему этот человек повел себя не так как другие. Мотивы поведения индивидуализируют нас, ибо у каждого они свои, непохожие на других.

И хотя мотивы тоже не всегда поддаются рассудочному контролю, в них разумная составляющая гораздо выше. Совокупность самих мотивов и их обоснования составляет сложнейший комплекс поведения, который мы называем мотивацией. Таким образом, мотив — это элемент, а мотивация — совокупность элементов. Потребности — аффективные побудительные силы, а мотивы — рациональные схемы причины действия человека, в ко­торых разум и чувства находятся в определенной пропорции.

Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека, его внут­ренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как надо де­лать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осоз­нанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.

Если мы умеем соизмерять свои желания со своими возможностями, то схему для таких разумных индивидов придется несколько изменить. В до­полнение к уже существующим переменным надо ввести две новые, а имен­но ожидания (экспектации) и соответствие {availability). Английский тер­мин можно еще перевести как пригодность, полезность, перспективность, эксплуатационная готовность. Суть второй переменной в том, чтобы при­вести в соответствие наши потребности с ограниченными возможностями, которыми мы располагаем, либо теми ограничениями, которые наклады­вают на наши действия объективные обстоятельства. Это также субъектив­ная переменная, ибо она определяется с помощью того, как доступные цели, которые могут удовлетворить данную потребность, воспринимаются инди­видом. Кому-то сильно захотелось читать, но свет в доме отключили. Внеш­нее препятствие ввергает нас в состояние фрустрации. Выход один — пере­ключиться на другую деятельность, скажем, уснуть, выйти на прогулку или отправиться в гости.

Таким образом, человек действует согласно способу, каким он воспри­нимает реальность, а не на основе реальности как таковой (рис. 40).

В качестве ограничителя удовлетворения потребностей могут выступить также наш прошлый жизненный опыт и система моральных ценностей.

Рис. 40. Расширенная диаграмма мотивационной ситуации2

В первом случае мы ведем себя тем или иным способом как бы автомати­чески, не задумываясь. За нас все делает накопленный багаж привычек. Во втором — мы мучительно боремся с самим собой, отдавая предпочтение одной модели поведения, а не другой. Предположим, нам очень хочется есть, мы находимся на рынке. Купить чебурек в местном ларьке нам не по­зволяет прежний негативный опыт: в прошлом году уже отравились. Вто­рая ситуация — удовлетворение карьерных потребностей. Какой деятель­ностью заняться после вуза — привлекательным, но малооплачиваемым преподаванием или малым предпринимательством, которое наверняка стол­кнет вас с криминальным миром. Подставляя на рис 40 в верхний левый квадрат вместо «ожидание» новые переменные — жизненный опыт и мо­ральные ценности, — мы получим новые объяснительные модели.

Мотивом принято считать любую побудительную силу поведения, скры­вающуюся внутри нас. Мотивы — побудительные причины поведения и действий человека, возникающие под воздействием его потребностей и интересов, представляющие собой образ желаемого человеком блага, кото­рое придет на смену потребностей при условии, если будут выполнены оп­ределенные трудовые действия.

Кроме мотивов на поведение в большой степени влияют потребности человека. Потребности — это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и соци­альной группы. Различают биологические и социальные потребности.

Биологические потребности — это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище и другие, необходимые для поддержания орга­низма в нормальном жизнедеятельном состоянии. Социальные потребно­сти — это потребности принадлежать к роду, национальности, социальной группе, самовыражаться, строить свою карьеру, быть признанным и прочее. Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Поведение может измениться, если существующая потребность усили­вается и становится доминирующим мотивом. Сила таких потребностей проявляется циклическим образом. Например, потребность в еде снова возникает со временем, несмотря на то, как хорошо вы ее удовлетворили в настоящий момент. Под воздействием условий этот циклический образец

Hersey P., Blanchard К. Management of organizational behavior. New Jersey, 1972. P. 20.

можно усилить или замедлить. Например, потребность в еде может усилить­ся под воздействием аромата столовой.

Человек имеет множество потребностей, в данный момент он может быть голоден, испытывать жажду или усталость, но потребность с высокой си­лой будет детерминировать то, что он делает. Например, он может есть, пить и спать в том порядке, который изображен на рис. 41. Все они цикличны во времени.

Активность, происходящая от высокой силы потребности, может быть в общем классифицирована по двум категориям — goal-directed activity and goal activity.

На первый взгляд, потребности, которые относятся к внутренним побу­дительным силам поведения, можно отождествить с мотивами, т.е. сделать два понятия синонимами. Многие так и поступают. В первой половине XX в. психологи поступали еще хуже: уравнивали мотивы с инстинктами, но, осознав неплодотворность такого подхода, свели их к потребностям. Прав­да, разграничили те и другие на две группы. У них получились первичные мо­тивы, соответствующие врожденным потребностям, и вторичные мотивы, соответствующие приобретенным. В результате сложилась традиция расши­рительной трактовки мотивов в психологии. К ним относили потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы, короче, все, что побуждает.

Таким образом, расширительная трактовка мотива как выразителя по­требностей или побуждений организма существует не только в обыденном, но и в научном словоупотреблении. Она оказалась малоплодотворной, и от нее вскоре пришлось отказаться. Дело в том, что мотивы несут в себе какую-то осмысленность, т.е. элементы рационального, которые психологи, сво­дившие мотивы то к примитивным потребностям, то к неосознаваемым инстинктам, к сожалению, не учитывали.

Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации и соответствующих им двух типов поведения: 1) внешней мотивации {extrinsic motivation) и, соответственно, внешне мотивированного поведения {extrinsic motivated behavior); 2) внутренней мотивации {intrinsic motivation) и, соответственно, внутренне мотивированного поведения {intrinsic motivated behavior). Оригинален, пожалуй, только А. Шютц, который делит мотивы на «для-того-чтобы» {in-order-to) и «потому-что» {because). Первый указывает

Рис. 41. Цикличность потребностей 424

цель, к которой стремится индивид, второй описывает причину того, почему он так поступил3.

Говоря о животных, мы применяем к ним, как и к человеку, слово «по­требность»: биологические потребности управляют их действиями. А при­менимо ли к ним понятие мотива? Нелепо звучит фраза «поведение кошки мотивировано поиском колбасы». Почему?

Дело, видимо, в том, что мотив несет в себе какую-то осмысленность. М. Вебер, к теории социального действия которого мы еще обратимся, вы­делил два обязательных условия, которым должно отвечать социальное дей­ствие (т.е. человеческое поведение): а) субъективная мотивация; б) ориен­тация на других. Если внутреннее или внешнее имеет субъективный смысл, т.е. цели и логика действия понимаются и осознаются человеком, то оно мотивировано. Мотив привязан и направлен на цель.

Мотивы определяются направлением целей, которые могут быть как осознанными, так и бессознательными. Цели находятся вне индивида; цель — один из основных элементов деятельности человека, который харак­теризует мысленное предвосхищение результатов деятельности, а также средств и путей его реализации. О цели иногда говорят как об ожидаемой награде, на которую направлены мотивы. Психологи называют такие цели стимулом.

Стимулы — внешние побудители изменения действий (например, повы­шение зарплаты, дополнительный отпуск, дополнительные паузы отдыха, улучшение условий труда). Они находятся в распоряжении администрации, а не актора, т.е. они являются внешними по отношению к субъекту соци­ального действия. Поэтому управленец должен обладать искусством управ­ления стимулами.

Мотив внутренний побудитель действия. В отличие от потребностей, которые диктуются нашей биологической природой и которые являются бессознательными, мотивы осознаются. Мотивы — основные побудители действия (например, мотив должности, достижения карьеры, мотив полу­чения выгоды).

Мотивация система ценностей и внутренних побудителей, вызываю­щих изменение поведения. Мотивация — это цепь взаимосвязанных моти­вов, часто подчиняется определенной концепции.

Таким образом, мотивация является более широким понятием, чем мотив.

В любой деятельности мотив не только подталкивает личность к поступ­ку, но и определяет цель и программу действий. У каждого из нас сотни мотивов и тысячи целей. Как просто потеряться в таком непролазном лесу! Удовлетворенная потребность уменьшается в силе и обычно не мотивирует индивида искать цель для удовлетворения. Это умершие в лесу деревья — они тысячами лежат и медленно гниют на зеленой траве. Социолог должен суметь разложить мотивацию личности на составляющие элементы и пока­зать, как по-разному они сочетаются в различных случаях и влияют на си­туацию, вплетаясь, таким образом, в пресловутый контекст обстоятельств.

См.: SchutzA. The Phenomenology of the Social World. Evanston, ILL.: Northenwestern Univer. Press, 1932/1967; Шютц А. Структура повседневного мышления / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич // Социо­логические исследования. 1988. № 2.

Мотив напоминает флюгер, который всегда ловит ветер в паруса и по­ворачивается туда, где он сильнее. За ним бывает трудно уследить. Самая призывная цель, самая яркая и захватывающая, которую в данный момент времени поставил себе индивид, обязательно развернет в свою сторону тот мотив, который простимулирует соответствующее поведение.

На рис. 42 мотив В обладает наибольшей силой потребности и выступа­ет в качестве такой потребности лучше детерминирующей поведение. Что может изменить ситуацию?

Рис. 42. Самый сильный детерминирует поведение (мотив В)

Целенаправленная активность является мотивированным поведением, направленным на достижение цели. Если сейчас вам больше всего хочется есть (голод), то различные активности, такие как высматривание места для еды, покупка еды, подготовка еды, будут считаться целенаправленной ак­тивностью. С другой стороны, целевая активность выражена в цели сама по себе. В нашем случае голода еда есть цель, а прием пищи есть целевая дея­тельность4. Отношение между мотивами, целями и активностью показано на рис. 43.

Мотив — сознаваемое и вербально оформленное самим индивидом по­буждение. То, что человек не осознает или что проходит мимо его разума, он не может ни выразить, ни четко сформулировать. Если индивид, напри­мер подследственный, затрудняется четко сформулировать мотивы свое­го поступка, например корыстную выгоду убийства, то происходит это не потому, что такова невыразимая сущность мотивации, а потому, что у об­виняемого очень низкий уровень образования или интеллект. В другом случае невозможность сформулировать мотив действия объясняется аф­фектом, под влиянием которого в тот момент находился преступник. Од­нако позже, при здравом размышлении и при помощи следователя выяс­няется, что причиной аффекта послужила примитивная ревность. Это и есть мотив поступка.

4 Hersey P., Blanchard К. Management of organizational behavior. New Jersey, 1972. P. 16.

Рис. 43. Мотивированная ситуация

Действительно, разбирая уголовное дело, следователь задается вопросом: какие мотивы двигали преступником? Завладеть наследством, испортить имидж жертвы, свести с ним личные счеты? Он помнит заповедь: узнай мотивы, и ты установишь виновника, а следовательно, и причины преступ­ления. В большинстве своем преступления мотивированы, т.е. осмыслен­ны, но бывают и немотивированные преступления: виновный не знает, почему он схватил нож и ударил. Следователь не обнаруживает у него ра­зумных объяснений, т.е. мотивов.

Потребность — синоним глубоко внутреннего побуждения человека к действию. Ценностные ориентации — обобщенный мотив действия. Подме­чено, что респонденты, ориентированные на творчество в работе, далеко не всегда демонстрируют соответствующие установки (т.е. готовность к дей­ствию), и наоборот: кто не заявлял о своих творческих планах, в жизни про­являет творческий подход к делу. Происходит раздвоение содержания сте­реотипа поведения: один и тот же человек может высказывать отрицатель­ные оценки и одновременна иметь положительную установку по отношению к чему-то.

В строгом смысле слова мотив и потребность — не одно и тоже. Моти­вы — разумно объясненная причина поведения, осмысленное действие. Потребность — всего лишь ощущаемое, переживаемое состояние организ­ма или психики, сопровождаемое дискомфортом и не имеющее субъектив­ного смысла. Тоска по общению с близкими людьми (социальная потреб­ность) или страх пройтись по ночным улицам (потребность в безопаснос­ти) суть психологические состояния, но не мотивы. Они непроизвольны, у них нет цели. Но вы можете превратить потребности в мотивы, как только осознаете, в чем они состоят, на что направлены и как их можно удовлетво­рить. Мотивы — это потребность, переведенная выше по иерархии.

Итак, мотивы — осознанные намерения, они формируются целями и появляются не в начале, а в конце действия или акта. А что же в таком слу­чае представляет из себя мотивация?

Мотивация (от фр. motif— побуждение) — побуждение к активности и деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности людей), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Од­нако мотивация связана не только с удовлетворением потребностей. Это еще и деятельность по достижению определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индиви­дуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.

В зависимости от субъекта различают мотивации индивидуальные, груп­повые, больших социальных общностей (например, классов). По объекту насыщения потребности мотивации могут быть материальными и духовны­ми, в более дробных классификациях — экономическими, социальными, идеологическими. В рамках экономических — связанные с производством, обменом, распределением и потреблением; в рамках духовных — нравствен­ные и эстетические. По основным видам деятельности мотивации подраз­деляются на познавательно-интеллектуальную, практически-преобразова­тельную, или трудовую, коммуникативную и др.

К примеру, мотивация труда — это форма внутреннего вознаграждения, побуждение к активной работе, основанное на удовлетворении важных для

человека потребностей (в признании, самореализации, принадлежности к «значимым другим»). Мотивы — внут­ренние факторы (потребности) к тру­ду. Они не всегда четко осознаются, но обязательно ощущаются (пережива­ ются) как нечто значимое, ценное. Служебная карьера или самореализа­ция являются чем-то ценным для человека, поэтому они и выступают внут­ренними побудителями к действию. Мотивы тесно связаны с ценностями и ценностными установками.

Мотивы трудового действия формируются из трех основных элементов: 1) отражение человеком своих потребностей, удовлетворение которых воз­можно посредством труда (деятельности); 2) отражение тех благ, которые человек может получить в качестве вознаграждения за труд; 3) отражение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потреб­ностями и теми конечными благами, которые их удовлетворяют. Выбор человеком варианта своего поведения зависит не только от ожидаемого вознаграждения, но и от цены, платы за результаты. Мотивы труда — одна из главных тем теоретических и эмпирических исследований в отечествен­ной социологии труда 60—80-х гг., в рамках которых анализировались цен­ностные ориентации рабочих и служащих, отношение к труду, система по­требностей, роль зарплаты как внешнего стимула, значение морального и материального стимулирования в процессе ожидаемого при социализме превращения труда из средства существования в первую жизненную потреб­ность, но на практике доказавших высокую ценность человеческих ресур­сов предприятия.

Одной из форм мотивации, нашедшей широкое применение в практике зарубежных и отечественных предприятий, стало внедрение гибких графи­ков работы. В государственных учреждениях графства Оксфордшир (Вели­кобритания) в начале 90-х гг. в экспериментальном порядке введена новая форма организации труда, дающая служащим значительную степень свобо­ды, — возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома, в зависи­мости от конкретных обязанностей сотрудника и договоренности между ним и его руководителем. «Мотивация труда самим трудом» — лозунг совре­менных теорий гуманизации и обогащения труда. Он подразумевает возвра­щение труда в ранг центрального жизненного интереса. На практике он означает, что менеджмент должен заботиться об улучшении содержания и

всего, что связано с трудом, а не с досугом или побочной деятельностью. Но для многих ли он годится? Если ориентированных на труд и стремящихся получить удовлетворение главным образом от работы всего 20%, то данный лозунг не применим к подавляющему большинству людей.

В зарубежной и отечественной литературе о мотивах, управляющих че­ловеческим поведением, написано огромное количество статей, моногра­фий, полевых отчетов, эссе и популярных книг. Возможно, даже больше, чем о какой-либо иной теме. Как правило, мотивация, будучи исследователь­ской проблемой, идет в связке с другими, родственными ей понятиями, та­кими как удовлетворенность, потребности, побуждения и т.п.

Весь массив научной литературы такого рода делится примерно на две большие группы: исследование преступной мотивации; исследование тру­довой мотивации. А иначе и быть не могло. Поскольку наука нацелена на изучение практически значимых проблем и прежде всего тех вопросов, ко­торые чаще всего встречаются в нашей жизни, то нет ничего удивительно­го в том, что серьезных наблюдателей привлекли две важнейшие области человеческой жизни — преступность и труд. Первая сфера разрушает то, что создается во второй. Численность людей, занятых тем и другим видом дея­тельности, приблизительно равна. Если учесть, что теневая экономика, особенно широко развитая в странах переходного типа, представляет собой удивительный синтез производства и преступности, то, образно выражаясь, нередко половина населения страны производит, а вторая — незаконно присваивает ее плоды.

Поскольку о преступном поведении, мотивации и ценностных ориентаци-ях людей, совершающих делинквентные и девиантные поступки, мы говори­ли в т. VI, посвященном социальным деформациям, нам остается рассмотреть мотивацию поведения в трудовой (производственной и управленческой) дея­тельности. Тем более что все известные зарубежные теории потребностей и мотивации возникли именно в связи с объяснением этого феномена. Разуме­ется, о трудовой и управленческой мотивации мы будем говорить и в других томах. В частности, об этом пойдет речь в томе, посвященном социологии труда и экономической социологии, а также в другом томе, освещающем организа­цию и менеджмент. Но там уже будут рассмотрены частные вопросы, опираю­щиеся на предыдущее изложение сути вопроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.