КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дух капитализма и экономическая мотивация
Вся книга Вебера о капитализме и протестантской этике посвящена пространному и очень аргументированному описанию того, что следует понимать под «капиталистическим духом» в зависимости от рассматриваемых типов страны, религии, исторической эпохи. Не вдаваясь в детали веберовского анализа, укажем лишь на то, что квинтэссенция его сформулирована, как в этом признается и сам Вебер, в поучении Бенджамина Франклина, которое очень точно отражает суть не только американского, но и европейского капиталистического менталитета. Если сформулировать кратко, то содержание этого исторического документа сводится к следующим положениям. 1. Время — деньги. 2. Кредит — деньги. 3. Деньги способны порождать новые деньги. 4. Тот, кто платит точно и в срок, всегда может занять деньги у своих друзей. 5. Положение в обществе помогают завоевать пунктуальность и справедливость. 6. Аккуратность и пунктуальность в выплате прошлых долгов создают имидж честного человека, благодаря которому можно рассчитывать на будущие кредиты. 7. Веди точный счет своим расходам и доходам, остерегайся считать своей собственностью все, что ты имеешь, и жить сообразно с этим. Вебер пишет, что мысли Франклина пропитаны «духом капитализма», его характерными чертами7. Но это не означает, что в них содержится все то, из чего складывается этот «дух». Таков лишь низший, нерелигиозный слой «капиталистического духа», его практическая философия. По существу, это максимы житейского поведения предпринимателя, т.е. этически окрашенные нормы, регулирующие весь уклад жизни. Их Вебер называет специфи- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 73. ческим смыслом «духа капитализма», так как он присущ только современному (европейскому и американскому) капитализму, но не присущ его историческим предшественникам. Капитализму, существовавшему в Вавилоне, Индии, Китае и т. п., не хватало именно того своеобразного этоса, который обнаруживается у Франклина, отмечает Вебер8. Можно предположить, что наряду со специфическим значением существует какое-то неспецифическое, более универсальное истолкование понятия. Такой ход мысли был бы вполне логичен и уместен: кроме низшего слоя есть высший, под поверхностным слоем, состоящим из житейских правил (пусть даже этически окрашенных), размещается более глубокий слой, включающий, возможно, религиозные идеалы и нормы как некие этические императивы. Вебер нигде не подтверждает, но и не опровергает подобных представлений. Учитывая то, какую фундаментальную роль Вебер всегда отводил религии, можно заключить, что наша двухслойная модель «капиталистического духа» вполне аутентична его учению: первый слой — утилитарные правила поведения, второй слой — религиозные нормы действия. Универсальность религии не вызывает сомнений: она существовала и по-своему оправдывала этос хозяйственной жизни в Древнем Вавилоне, Китае, средневековой Европе. Напротив, утилитаризм — явление новое, хотя его содержание очень древнее: честность — полезна, ибо она приносит кредит, по той же причине являются добродетелями пунктуальность, прилежание, умеренность. Оба слоя «капиталистического духа» представляют очень сложное и тонкое образование. Они легко переходят в свою видимость при неблагоприятном стечении обстоятельств. Утилитаризм означает, что быть честным выгодно. Но крайний утилитаризм уточняет: если выгоду или тот же эффект можно достичь при помощи видимости честности, то никто не запрещает лицемерить и притворяться. Лицемерами себе представляют всегда услужливых и улыбающихся американцев немцы. Вебер считает, что в действительности дело обстоит совсем не так, как кажется на первый взгляд9. Крайний утилитаризм беспринципен, он движим эгоцентрическими мотивами жажды наживы, делания денег любой ценой. Деньги из средства превращаются в самоцель и в конечном итоге разрушают нравственные устои личности. Безудержное приобретательство, алчность и жажда наживы, не скованные никакими нормами, существовали на протяжении всего исторического развития, отмечает Вебер10. Моральные ограничения существовали только по отношению к «своим» — членам рода, племени, военного или торгового объединения, ремесленного цеха, профсоюза, ассоциации предпринимателей — и всякий раз нарушались по отношению к «чужим». Это авантюристический склад мышления, пренебрегающий этическими нормами, т.е. общечеловеческими ценностями, установленными христианством. Абсолютная и вполне сознательная бесцеремонность в погоне за наживой процветала как повсеместное явление в так называемую «докапиталистическую» эпоху. «Мы говорим о "докапиталистической" эпохе потому, что 8 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 74. 9 Там же. С. 75. 10 Там же. С. 79. хозяйственная деятельность не была еще ориентирована в первую очередь ни на рациональное использование капитала посредством внедрения его в производство, ни на рациональную капиталистическую организацию труда»". Крайний утилитаризм, жажда наживы, не ограниченная этическими рамками, только по видимости напоминает «капиталистический дух», а на самом деле ему противоречит и тормозит его распространение. «Для рационального капитализма не существует другого злейшего врага, как его двойник — иррациональный, алчный капитализм. Жажда наживы в такой степени мыслится как самоцель, что становится чем-то трансцендентным и даже просто иррациональным»12. Заповеди Франклина противоречат принципам иррационального капитализма, так как они созвучны определенным религиозным представлениям, а именно протестантизму, о смысле и предназначении человеческой жизни. Алчущий наживы знает только внешнюю, сиюминутную выгоду, для него полезность измеряется материальными достижениями. Напротив, Франклин благодаря божественному откровению прежде познал, что такое внутренняя полезность. Она заключается в служении Богу и достигается на пути истинной, а не ложной добродетельности. Приобретательство служит человеку, а не человек — приобретательству. Для обыденного, или «естественного», представления о порядке вещей деньги выступают мерилом всего, даже человеческих отношений. Все существование человека направлено на приобретательство и удовлетворение гедонистических потребностей. Потребовались огромные усилия, чтобы произвести в умах людей революционный переворот и поставить все с головы на ноги. Переворот совершался Лютером и Кальвином, а Франклин был выразителем уже «постреволюционных» ценностей. Ранний протестантизм в лице кальвинизма выступил главной детерминирующей силой в формировании «капиталистического духа». Он инспирировал идеи и практику рациональной экономической деятельности. Обобщив значительное количество фактов, Вебер пришел к выводу, что данный тип социального действия в гораздо большей степени был распространен в среде ранних протестантов, нежели среди католиков. Этика раннего протестантизма не только предшествовала «капиталистическому духу», но явилась решающим фактором его оформления. Рациональное экономическое поведение базируется на идее «призвания», которое выступает одним из фундаментальных компонентов «капиталистического духа» и является прямым продолжением христианского аскетизма. 1 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 80. 2 Там же. С. 75. Большим преувеличением было бы считать, что протестантская этика и есть собственно «дух капитализма». Если последний, согласно определению Вебера, есть специфический строй мышления, стиль жизни (или образ жизни), тип восприятия и поведения больших групп людей, и все они нормативно обусловлены хозяйственным укладом жизни народа и бытующей в данной стране культурой, то «дух капитализма» надо считать конечным звеном длительной эволюции европейского общества. Начальным звеном такой цепи преобразований является протестантская этика, совершившая революционный переворот в традиционном укладе жизни европейцев. Но что же выступает конечным звеном? Анализ работ Вебера показывает, что конечным результатом надо считать американский капитализм, культурный этос которого, что касается практики деловых отношений, прекрасно выражен в поучениях Б. Франклина. Вебер очень высоко оценивал достижения американского общества. В 1904 г. он был приглашен в США для чтения курса лекций. Из своей поездки он вынес массу впечатлений. Одним из самых сильных из них оказалось знакомство с системой Тейлора и движением «научный менеджмент», которое практически, на деле революционизировало американское производство. Система научной организа ции труда воплощала тот идеал рациональности, о котором так много размышлял Вебер. Несомненно, размышления о социально-экономической, а также о социально-политической системе Америки (которая демонстрировала достаточно зрелые плоды демократизма и легального типа господства) повлияли на социологический строй мышления Вебера. Документ, составленный Б. Франклином, относится к числу важнейших первоисточников, которым Вебер придавал особую ценность. В нем соединились высшие ценности политической демократии и высшие ценности экономической рациональности не только американского, но и европейского капитализма. Посему именно его надо считать, если речь идет о документальных источниках, зрелым выражением «капиталистического духа»! Исходная и самая ранняя точка эволюции «капиталистического духа» также зафиксирована — это «Напутствие христианам» англичанина Ричарда Бакстера, по характеристике самого Вебера, одного из самых выдающихся среди всех известных духовников, служивших парламенту, Кромвелю и Реставрации13. Просвитерианин и апологет Вестминстерского синода, Р. Бакстер обладал достаточно широким для своего времени кругозором, энциклопедическими знаниями и пытливым умом, позволившим ему дать «наиболее полный компендиум моральной теологии пуритан, полностью основанный на личном практическом опыте спасения души»14. Бакстер дал наиболее последовательное изложение и обоснование идее профессионального призвания в английском пуританизме, подобно тому как Франклин дал наиболее последовательное и систематическое обоснование идеи денежного успеха (или деловой ответственности человека перед 13 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 185. 14 Там же. другим человеком) американского прагматизма. Попробуем в тезисной форме, как это было сделано в случае с Франклином, изложить суть учения Бакстера, дополняемого у Вебера фрагментами из сочинений других пуритан (Т. Адамса, Ф. Шпенглера, М. Хенри и др.). 1. Время безгранично дорого, ибо каждый потерянный час труда отнят у Бога, не отдан преумножению славы Его (аналог первого тезиса Франклина «время — деньги»). 2. Жизнь человека чрезвычайно коротка и драгоценна, и она должна быть использована для «подтверждения» своего призвания. 3. Трата времени на развлечения морально недопустима. «Кто расточает время — пренебрегает спасением души». 4. Созерцание менее угодно Богу, чем активное выполнение Его воли в рамках своей профессии. 5. Труд (физический и умственный) является поставленной Богом целью человеческой извне. «Труд — нравственная и естественная цель власти. Именно делами нашими мы в наибольшей степени угождаем Богу и прославляем Его. Общественное благо следует предпочесть собственному благу». 6. Богатство, которое не нажито упорным трудом, таит в себе страшную опасность, искушения его безграничны. Богатство должно порицаться лишь постольку, поскольку в нем таится опасность предаться лени. 7. Провидение Господне дало каждому профессию (призвание), которую он должен принять и на стезе которой должен трудиться. 8. Вне определенной профессии всякая дополнительная деятельность не что иное, как случайная работа; выполняя ее, человек больше времени лентяйничает, чем трудится. 9. Определенная профессия является наивысшим благом для каждого 10.Не труд как таковой, а лишь рациональная деятельность в рамках своей профессии угодна Богу. 11.Если Бог предоставляет шанс извлечения прибыли, не нарушая нравственных норм (без ущерба для своей души и не вредя другим), то надо использовать эту возможность. 12.Нищенствование, которому предается человек, способный работать, является не только грехом бездеятельности, но и нарушением завета любить ближнего своего («желание быть бедным равносильно желанию быть больным»). 13.Человек — лишь «машина для получения дохода», лишь распорядитель (управляющий) доверенного ему Богом имущества, поэтому он обязан отчитываться в каждом доверенном ему пфенниге. 14.Чем больше имущество, тем сильнее чувство ответственности за то, чтобы оно было сохранено в неприкосновенности и увеличено неустанным трудом во славу Божью. 15.Аскеза требует от богатых людей не умерщвления плоти, а такого употребления богатства, которое служило бы необходимым и практически полезным целям. 16.Вершиной порочности является стремление к богатству как к самоцели, но Божьим благословением служит богатство как результат профессиональной деятельности. «Удовлетворенность покоем и накопленным богатством — почти всегда предвестник катастрофы». 17.Знающий истину понимает, что деньги делают человека богаче, но не добродетельнее. Он не стремится к большему, чем к тому, что можно честно заработать (поэтому всякий формально честный заработок считается законным). 18.Бог всем велел трудиться — и богатым, и бедным. Поскольку жизнь, обеспечиваемая на проценты с капитала, ведет к лености, трудиться обязан даже тот, кто может существовать на такие проценты15. Франклин и Бакстер остаются главными действующими лицами у Вебе-ра на протяжении всего повествования, касающегося анализа «капиталистического духа». Их появление не случайно — они выражают квинтэссенцию этого «духа» на разных фазах его исторической эволюции, о чем Вебер прямо указывает: «Достаточно вспомнить приведенный в начале нашего исследования трактат Франклина, чтобы обнаружить, насколько суще ственные элементы того образа мыслей, который мы определили как «дух капитализма», соответствует тому, что (мы показали это выше) составляет содержание пуританской профессиональной аскезы, только без ее религиозного обоснования — ко времени Франклина оно уже отмерло»16. Оговорка о религиозном обосновании крайне важна. Если представить философию «капиталистического духа» как многослойное образование, то его внутренние слои, составляющие сердцевину, образуют религиозно-этические ценности, а внешние круги (кольца) включают прагматические нормы поведения. Первые — более древние и фундаментальные, вторые — более новые по времени и менее фундаментальные. Выразителем сердцевины явился Бакстер, выразителем внешних колец — Франклин. Трактат Б. Франклина (1706—1790) приходится на конец XVIII в. К этому моменту, говорит Вебер, религиозное обоснование «капиталистического духа» исчезло. Творческая деятельность самого Вебера (1864—1920) приходится на конец XIX — начало XX в. С ним связывают рождение социологической теории «трудового общества». Это означает, что через сто лет после исчезновения религиозной сердцевины «философии "капиталистического духа"» на свет появляется ее теоретическое и социологическое обоснование. В дальнейшем события разворачиваются еще быстрее, и в конце XX в. (точнее говоря, в 70-е гг.) западные социологи, в том числе Д. Белл, стали говорить о полном крушении самой теории: от «трудового общества», основанного на принципах протестантской этики, западная цивилизация перешла к «обществу досуга», «обществу потребления». Новое поколение молодежи, по мнению зарубежных социологов, перестало считать добросовестный труд центральным жизненным интересом. Характерно, что крушение прежних идеалов и ценностей совпало с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, распространением новых технологий и компьютерной техники, внедрением в производство новых форм организации труда. 15 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 184-206, 250-256. 16 Там же. С. 205. Все это позволило говорить о закате «капиталистического духа» и формировании нового, посткапиталистического менталитета. Одним из конституирующих элементов современного «капиталистического духа», по мысли Вебера, и не только его, но и всей современной культуры является «рациональное жизненное поведение на основе идеи "профессионального призвания", которая возникла из духа христианской аскезы»17. В основе аскетизма лежит религиозная оценка неутомимого, постоянного, самодисциплинированного, систематического мирского профессионального труда в качестве самого верного способа утверждения возрожденного человека и истинности его веры, которые должны были служить могущественным фактором в распространении того мироощущения, которое называется «духом капитализма»18. Аскетизм утверждал ограничение досуга сферой внутренней религиозной работы по нравственному самоуглублению, ограничение потребления пределами удовлетворения разумных (минимальных, рациональных) потребностей. Аскетическая бережливость своим практическим результатом имела накопление капитала, который не расходовался на приобретение предметов роскоши, но производительно использовался в качестве инвестируемого капитала. Пуританин был не только первым профессионалом, который заставил производительно трудиться руки и мозг человека. Он был первым капиталистом, заставившим производительно работать пребывавшее прежде в бездеятельности богатство. Только работающее богатство можно называть капиталом. Революцию, совершенную пуританами, нам будет легче понять, если мы вспомним историческую обстановку в Англии XVII в. Стре мясь повысить социальный статус, зажиточные и богатые англичане стремились воспринять аристократический образ жизни, тратя нажитые состояния на приобретение земли. Тем самым собственность выводилась из сферы капиталистического предпринимательства. Исторические выводы Вебера несколько позже со всей убедительностью подтвердил выдающийся французский историк Люсьен Февр. В статье «Общий взгляд на социальную историю капитализма» (1922) он, опираясь на разработки бельгийского историка Анри Пиренна, проследил генеалогию капиталистических династий, проанализировал законы смены поколений европейской буржуазии и установил, что не с XVII, а начиная с XI в. каждое новое поколение богачей, создавших капитал на торговле, спекуляциях, предпринимательской деятельности, достигнув зенита своей деятельности, мудро выходит из схватки: они покупают земельные владения и укрепляют социальное положение браками с дворянством19. Подобная практика была распространена по всей Европе. 7 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 205. Там же. С. 198. 9 Февр Л. Бои за историю. М, 1991. С. 198. Пожалуй, первыми ее нарушили голландцы, которые, по мнению Вебе-ра, ссылающегося на английских писателей-меркантилистов XVII в., нажитое состояние не вкладывали в землю, не приобретали на нажитые капиталы дворянские владения и титулы, а инвестировали их в промышленность. Голландцы практически поняли то, к чему теоретически призывали английские пуритане, — они поняли «дух» капитализма. «Дух», или сознание современного капитализма, по мысли Л. Февра, «сводится к тому, чтобы делать деньги — не для того, чтобы их тратить и жить широко и беззаботно (это было бы полным отрицанием капиталистического духа); но добывать деньги для того, чтобы сберечь их, чтобы, ограничив, если нужно, свои потребности, вложить побольше денег в дело и снова заставить их работать, воспроизводиться и умножаться»20. Таким образом, сущность «духа капитализма» состоит в том, что экономические законы и соответствующая им новая религиозная доктрина (протестантская этика) мотивировали, стимулировали, заставили, наконец, производительно работать не один, а два фактора: труд и капитал, рабочих и предпринимателей. Причем их функционирование теперь происходило или в принципе должно было происходить в едином ритме, по одним законам. Прежде предприниматели нещадно эксплуатировали, спекулировали, стремились к наживе, попирая всякие нормы и ограничения. Со своей стороны, социальные низы, вынужденные заниматься непрестижным рутинным трудом, также обходили нормы и законы, но по-своему: сознательно ограничивали производительность труда, саботировали, не подчинялись приказам, проявляли недовольство и пренебрежение работой. Векторы их экономической активности были направлены в разные стороны, хотя по своему содержанию та и другая являлись иррациональными. И верхи, и низы стремились получить незаработанное. Мера труда — этическая, экономическая, социальная — отсутствовала в качестве фундамента общественной организации труда. Векторы экономической активности верхов и низов, труда и капитала выровнялись в одном направлении только после переворота, совершенного протестантской этикой. Непрестижная деятельность рабочих, не располагающих богатством, превратилась в столь же престижный труд профессионалов, каким стала деятельность капиталистов, инвестировавших подъем индустрии и процветание общества. Не стало двух разных типов трудовой этики и норм поведения. Восторжествовала одна-единственная, освященная высокими религиозными ценностями. Предпринимательство перестало быть авантюризмом, грабежом и спекуляцией, исполнительский труд перестал быть подневольной работой, от которой люди отлынивали при малейшей возможности. Ушла в прошлое социальная практика, при которой одни неправедно (незаслуженно) богатели, другие несправедливо (но добровольно) нищенствовали. Обе крайности — богатство и нищета — в равной мере осуждались. Умеренность, дисциплина и честность вышли в число центральных и приоритетных ценностей. Именно в XVII в., и Вебер здесь прав, происходит духовная революция. Все перевернулось с ног на голову: черное стало белым. Спекуляция на бирже и изматывающая работа на шахте в одинаковой мере именовались 20 ФеврЛ. Бои за историю. М., 1991. С. 200. отныне профессиональным долгом человека. Люди перестали вкалывать, они начали служить Богу, выполнять свое призвание. Само слово «профессия» (Beruf), впервые появившееся в лютеровском переводе Библии, наполнилось новым смыслом: «Зов Бога». Своим трудом человек заявлял не о своих успехах, а о славе Божьей. Техническое содержание труда ничуть не изменилось: в XVII в. никаких авангардных технологий не внедряли, труд не механизировали. Напротив, ввиду углубляющейся специализации он стал еще сложнее, монотоннее, интенсивнее. А работать стали иначе. Изменился смысл труда. Он слился с изменившейся целью существования, которая заключалась в подчинении воле Божьей, служении общему благу и одновременно славе Божьей. Бог избирает тех, кто честно трудится. Трудиться означало теперь быть избранным. Через труд достигается спасение. «Только тот, кто работает, зарабатывает. Кто работает, тот богатеет или может разбогатеть. Как теперь относиться к богатству? Проклинать его? Да, если богатство влечет за собой праздность. Да, если богатый бросает трудиться ради наслаждений. Не богатство — зло, а безделье и наслаждения. Работать ради обогащения — зло? Нет, если человек трудится в поте лица своего не ради презренных радостей плоти и греха, а чтобы исполнить всемогущую волю Господа на своем месте и в своей профессии, ведомый его рукою. Отсюда до заключения, что человек, преуспевающий в делах, благословен Богом, остается один шаг. Известно, что пуритане сделали его очень скоро», — пишет Л. Февр в статье «Капитализм и реформация»21. Мотив власти и мотив достижения конфликтуют друг с другом в такой степени, что не уживаются в одном человеке. Как правило, они характеризуют поведение разных людей. Менеджер воплощает мотив власти, а предприниматель — мотив достижения Анализируя последствия распространения протестантской этики, мы забываем о кардинальной трансформации социально-психологического климата в обществе. В чем она выражается? Бедные перестали завидовать богатым, легко добываемое богатство осуждалось, а богатству, добываемому в поте лица и с риском для жизни, не позавидует и последний бедняк. Нравственно все категории населения, как избранные Богом, уравнялись. А экономически? Неравенство сохранялось. Но богатство как таковое не осуждалось, значит, оно сохранило привлекательность для тех, кто его пока не имел, но очень надеялся, был способен и хотел трудиться. Богатство сохранилось в качестве стимула для вертикальной мобильности, если она со- 21 Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 214. вершается легальным путем. А легальный путь — самый демократичный и общедоступный. Стало быть, формирование массового среднего класса уже не за горами. Нравственный климат оздоровлялся (а его необходимо было оздоровить, поскольку Европу со времен заката античности захлестывали волны разврата, грабежей, спекуляций, непомерной жажды наживы и алчности) еще и тем, что труд, получивший самую высокую из всех возможных форм освящения, превратился в мерило ценности человека и его деятельности. Незаработанные деньги, равно как и неработающие капиталы, осуждались. Надо согласиться с Люсьеном Февром в том, что речь идет не просто о любви к труду, а о культе, религии труда22.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |