КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Протестантизм и православие
Мотивация эффективна, считает Вебер, когда она основывается не на идеологических, а на религиозных ценностях, утвердившихся в народе и выражающих его духовные устремления, ставших элементами общепринятого образа жизни. В Западной Европе это ценности протестантского духа, приведшие или повлиявшие на формирование капитализма. В России же, по мнению Вебера, который много времени уделял изучению нашей страны, религиозные ценности, отражающие своеобразие русского смысла жизни и отношения к труду, выразились в славянофильстве. Когда Вебер рассматривает так называемые «формы коммунизма», монастырские общества, утопические коммуны, сектантские группы, «мужские дома» в первобытном обществе, группы пиратов, армейские подразделения и современные коммунистические организации, — то оказывается, что они имеют общую основу: у них наблюдается тенденция к неэкономической мотивации. В частности, речь идет о «ценностно-рациональных» стимулах (Вебер заключает термин в кавычки, видимо, придавая ему обратный смысл) к дисциплине, суть которых — выжимки из пропагандистских лозунгов30. Раскрывая категории социологии религии, Вебер подчеркивает, что славянофильство представляет религиозные ценности крестьянской идеологии. Подобно лютеранству в Западной Европе, которое направлено против интеллектуального рационализма и политического либерализма, славянофильство в России также носило консервативный оттенок. Его центральная идея — борьба с капитализмом и современным социализмом. Так, например, народники, которые, по мнению Вебера, являются сектантским или наиболее фанатичным направлением в славянофильстве, пытаются связать в одно целое антирационалистический протест интеллектуалов России с протестом пролетаризированного класса «фермеров» против забюрократизировавшейся церкви, служащей интересам правящего класса. Таким образом, социальный протест интеллектуалов и аграриев окружен религиозной аурой. Протест против современного рационализма и капитализма в славянофильстве выливается в протест против городской культуры, поскольку носителями и рассадниками рационализма считаются именно города. Это тем более странно, пишет Вебер, что в Западной Европе авангардом религиозного обновления и носителями религиозного благочестия высту- оерховин В.И. Затратно-компенсационные модели трудового поведения // Социологические ис-м следования. 1993. № 2. С. 114. Weber M. Economy and Society. Vol. 1. Berkeley, 1978. P. 154. пали именно города. Раннее христианство возникло прежде всего как городская религия, сложилось в городских коммунах. И это неудивительно, так как христианство разрушало те кровнородственные связи между людьми, на которых покоился сельский образ жизни. Взамен им христианство постулировало духовную общность людей, но общность организованную. Христианство как этическая религия спасения и личного благочестия нашла в городской среде самую подходящую почву. Именно в городах появлялись новые течения, требующие обновления религиозной доктрины (Реформация). В конечном счете они обогатили религию, сделали ее многообразным и весьма гибким институтом общества. Ранее христианство видело в сельских жителях грубых, неотесанных язычников. Официальная доктрина средневековой церкви, как она сформулирована Фомой Аквинским, считала крестьянство низшим классом христиан, людьми второго сорта. Историческая «реабилитация» крестьянства, его религиозное восхваление и вера в его особое благочестие — это продукт более позднего этапа развития. Особая заслуга в этом, несомненно, принадлежит лютеранству (которое, уточняет Вебер, нельзя отождествлять с позицией самого Лютера). И совершенно не случайно Вебер проводит параллель между западноевропейским лютеранством — мирской религией крестьянства и российским славянофильством — интеллигентским выражением патриархально-крестьянской идеологии. Оба течения имеют много общего, но возникли и сформировались они в разное историческое время: лютеранство в XVI в., а славянофильство в XIX в. Если на сме ну лютеранству пришел кальвинизм как выразитель капиталистического духа и идеологии буржуазии, то на смену славянофильству в России не пришло никакого альтернативного религиозного течения, выражавшего дух капиталистического предпринимательства. Западничество оставалось все же незначительным явлением, оно затрагивало часть российской интеллигенции и не стало в конечном итоге религией нарождающейся буржуазии. В России буржуазия не получила своей религии, отличной от религии крестьянства. Носителя капиталистического духа, т.е. своего протестантизма, в России не возникло, как не сформировалась и развитая городская культура. Труд крестьянина связан с природой и зависит от ее естественных, т.е. сезонных циклов, урожаев и неурожаев, стихийных явлений (наводнений, засух и т.п.). Такой труд, полагает Вебер, очень мало ориентирован на «рациональную систематизацию», создание искусственных условий в виде экономических предпосылок и механических средств труда, независящих от колебаний природы. Машина действует круглогодично в одинаковом темпе и требует регулярной поставки сырья так же, как и регулярного сбыта продукции, которая производится в массовых масштабах. Это во многом и предопределяет тот факт, что крестьянство связано с религиозными ценностями, т.е. становится их носителем, говорит Вебер, только когда ему угрожает пролетаризация или порабощение либо со стороны местных сил (финансовых или сеньориальных), либо внешней политической власти. Применив логику веберовского анализа к России, можно увидеть, что угроза пролетаризации наступила для русского крестьянства только в конце XIX — начале XX в. В этот момент оно отличалось значительной социальной и имущественной дифференциацией, распадом общинных, кровнородственных и соседских связей. Пролетаризация крестьянства, усилившееся отходничество, приток бывших общинников на городские фабрики и формирование рабочего класса все же не стали той питательной средой, на которой произрастала новая религия русского крестьянства, как это случалось в разные периоды в Палестине и Швейцарии, где религиозный подъем крестьянства стимулировался широкими аграрными реформами. В России же аграрные реформы шли очень медленно, а официальная церковь настолько забюрократизировалась, что мало чем отличалась от государственной бюрократии. К исходу XIX в. православие не имело уже сильной поддержки ни в одном слое или группе населения. Поэтому исторические поиски крестьянством новых ценностей шли вне рамок религии. Их источником стали внерелигиозные ценности, а именно идеалы утопического социализма и уравнительного коммунизма, которые отражали также мировоззренческие искания рабочего класса, представленного наполовину вчерашними крестьянами, а также искания значительной части интеллигенции. Революция 1917 г. послужила логическим завершением идейно-религиозного кризиса и выходом на новый, нерелигиозный уровень мотивации и отношения к труду. Та легкость, с какой русское крестьянство отошло от православия как религии, объединяющей весь народ, а не отдельные социальные группы внутри себя, объясняется, в частности, тем обстоятельством, что от языческих ценностей русское крестьянство окончательно освободилось лишь в XVII в. Только с этого момента, по мнению некоторых специалистов, можно говорить об окончательном торжестве православия на бескрайних просторах России. Но и после этого православие, далекое от ценностей рационализма и капиталистического накопления, было пропитано изрядной дозой традиционализма. Нельзя поэтому говорить о какой-либо аграрной религии, религии крестьянства до тех пор, считает Вебер, пока религиозные ценности не получили этической рационализации. В противном случае лучше говорить о стихийных верованиях, духе традиционализма, а не о самостоятельной религии крестьянства. Сельские массы даже в эпоху позднего иудаизма и христианства, по мнению Вебера, всегда страдали недостатком этической рациональности, они не могли свои стихийные верования выразить в строгой форме этических ценностей, религиозных учений. Но каждый раз, когда это случалось, а случалось такое в истории христианства нечасто, оформившееся этико-рели-гиозное учение крестьянства принимало форму революционно-коммунистического движения. Вебер приводит примеры средневековых коммун, которые придерживались не только революционных по отношению к окружающему миру ориентации, но и пуританских ценностей во внутренних отношениях. Идеалы равенства и нестяжательства, честной бедности и оплаты по труду становились одновременно и религиозными ценностями, и формой выражения специфического для крестьянства социального статуса. Именно крестьянство, ищущее религиозного обновления, превращается у Вебера в основного носителя революционно-коммунистического мировоззрения. В доказательство он ссылается на историю крестьянской войны в Германии (1524—1525), радикально-коммунистического движения мелких арендаторов в Англии и крестьянских сект в России. Все они имели своим источником аграрный коммунизм, а экономической базой — общинную собственность на землю. Все они находились под угрозой пролетаризации и боролись против официальной церкви как защитницы интересов правящего класса. Но сама возможность подобных движений крестьян появилась лишь после того, как их религиозные требования и социальные ожидания оформились в этическую религиозную доктрину. И все же, заключает Вебер, крестьянство редко выступает носителем иной религии, кроме примитивно-магической. Прогрессивные же религиозные учения всегда апеллировали к передовой части крестьянства, их рационалистическим установкам и желанию улучшить свое социальное положение не революционным путем, а неустанным трудом и легальным способом. Если революционно-коммунистический способ изменения социального статуса предполагает обязательно массовое движение, то религиозно-либеральный, основанный на протестантской этике дух обращается к индивиду и его мирному занятию.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |