КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория erg Альдорфера
ЧТО ХОТЯТ РАБОЧИЕ ОТ СВОЕЙ РАБОТЫ? Один и тот же человек обладает множеством потребностей, которые постоянно конкурируют за его поведение. Конфигурации потребностей у всех разные. Одни побуждаемы главным образом деньгами, другие — безопасностью и т.д. Согласно Маслоу, можно выявить доминирущие мотивы — те, что еще не удовлетворены, и на основе этого прогнозировать поведение людей. Менеджер должен выяснить, чего в действительности хотят подчиненные. С этой целью в американской промышленности провели исследование. Супервайзеров просили на время побывать в шкуре рабочих и представить, что они хотят больше всего от своей работы. Ранжируя факторы, они должны были выражать не свое мнение, а то, что, по их мысли, должны хотеть рабочие. Дополнительно опросили рабочих с целью выяснить, что сами они хотят от своей работы. Тем и другим предложен один и тот же набор показателей. Вот что получилось (табл. 12). Супервайзеры считали, что рабочие больше всего ценят хорошую зарплату, гарантию занятости, продвижение, хорошие условия труда. Однако сами рабочие указали прежде всего на полное признание сделанной работа блица 12 Что рабочие ждут от своей работы
Примечание. Цифрами указан ранг показателя. ты, ощущение изготовляемой вещи своей, заинтересованное отношение к личным проблемам рабочих. Все они связаны с мотивами укрепления межличностных отношений и признания на работе. Обращает на себя внимание следующее: то, что рабочие поставили на первые места, супервайзеры поставили на последние. Супервайзеры плохо понимали то, что рабочие хотели на самом деле. Они полагали, что рабочие стремятся удовлетворить в первую очередь физиологические потребности и потребность в безопасности. Супервайзеры и вели себя соответствующим образом: свои измышления они выдавали за правду, считая, что играют лишь старые и проверенные средства (деньги, гарантии, льготы) и надеясь с их помощью усилить мотивацию рабочих. Клейтон Альдорфер несколько переработал иерархию потребностей Маслоу. Он исходил из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы", и считал, что таких групп потребностей существует три (рис. 47): • существование (existence); • связь (relatedness); • рост (growth). Начальные буквы названий этих групп потребностей (в английском варианте) и дали название этой теории — ERG-теощя. Потребности существования как бы включают в себя две группы пирамиды Маслоу: потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Рис. 47. Модель Альдорфера 52 AldorferC.P. Existence, relatedness, and growth: human needs in organizational settings. N.Y.: Free Press, 1972. Потребности связи наглядно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдорферу, отражает социальную природу человека, стремление начальника быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, самосовершенствованию и т.п. (рис. 48). Эти три группы потребностей, так же как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако вместо пяти уровней иерархии у Альдорфера остаются только три. Более существенное отличие состоит в том, что Аль-дорфер отрицал, будто бы личность поднимается по иерархии потребностей в соответствии с законом прогрессии. У Маслоу происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны. Наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. Любой из уровней Альдорфера или даже все три могут оказаться чрезвычайно важными в каждый данный момент времени. При этом Альдорфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается действие потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек никак не смог удовлетворить потребность роста, у него опять «включаются» потребности связи и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребности на нижний53. В противоположность А. Маслоу он утверждал, что чем меньше удовлетворяются потребности взаимосвязи (отношений с другими), тем более важными становятся потребности существования (физические/материальные). Альдорфер отличается от Маслоу и утверждением о том, что чем меньше Рис. 48. Соотношение иерархии потребностей по Маслоу и Альдорферу 53 Kossen S. The Human Side of Organizations. N.Y., 1994. P. 167. удовлетворяются потребности роста (самооценка и самореализация или самовыражение), тем более важными становятся потребности взаимосвязи. В соответствии с теорией Альдорфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода движения сверху вниз. Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдорфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз — процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность. Фрустрацией часто называется блокирование или помеха в достижении цели. Это явление часто определяется в терминах состояния индивида, а не окружающей среды. Человек расстраивается от наличия воображаемого барьера и может потерпеть неудачу от реального барьера. Как уже упоминалось, рационально копирующее поведение может привести к выбору альтернативных целей или уменьшению силы потребности. Иррациональное поведение может возникать в различных формах, когда блокировка достижения целей продолжается и фрустрация усиливается. Последнее может привести к агрессивному поведению индивида. Агрессия может привести к деструктивному поведению, такому как враждебность и атака. Как только представится возможность, индивид направит свою враждебность на объект или лицо, которое, как он чувствует, является причиной его фрустрации. Рассерженные работники могут пытаться навредить своему начальнику, например распуская о нем компрометирующие сплетни, или использовать другие способы предумышленного поведения. Однако часто люди не могут нанести вред прямому виновнику своей фрустрации, и тогда они начинают искать «козла отпущения», который и становится объектом их враждебности. «Козлами отпущения» могут стать их коллеги, члены семьи или даже домашние животные. Р.Ф. Мейер отмечал, что агрессия — только один способ выражения фрустрации. Другие способы, такие как рационализация, регрессия, фиксация и резигнация, — могут развиться, если давление продолжается или увеличивается. Рационализация означает отыскивание причин. Например, индивид может обвинять кого-либо другого в невозможности достичь заданной цели — «Я не получил прибавку к зарплате — это вина моего начальника». Или человек может занизить желаемость какой-то конкретной цели — «Я и не хотел, чтобы так было». Регрессия — это модель поведения, не сочетающаяся с возрастом индивида. «Люди под влиянием фрустрации имеют тенденцию оставлять конструктивные попытки решения своих проблем и возвращаются к более примитивному, детскому поведению». Фиксация происходит тогда, когда человек демонстрирует ту же модель поведения снова и снова, хотя опыт доказывает, что она не помогает. Таким образом, «фрустрация может привести к замораживанию старых и привычных ответных моделей поведения и предотвращает применение новых и более эффективных моделей поведения». Мейер показал, что хотя привычные модели обычно ломаются, когда они не приносят удовлетворения или ведут к наказанию, фиксация в данных случаях становится сильнее. В действительности, утверждает он, становится возможным изменить привычку к фиксации, применяя большее количество наказаний. Это явление можно наблюдать у детей, которые слепо продолжают вести себя вызывающе после жесткого наказания. Таким образом, Мейер приходит к выводу, что наказание оказывает два типа влияния на поведение: оно может положить конец нежелательному поведению или может привести к фиксации или другим симптомам фрустрации. Следовательно, наказание может быть опасным инструментом управления (менеджмента), так как его результаты невозможно предсказать. Резигнация {resignation) или апатия возникает после довольно длительной фрустрации, когда люди теряют надежду достичь поставленных целей в конкретной ситуации и уходят от реальности и источника их фрустрации. Это явление характерно для людей, занятых на скучных, рутинных работах, на которых они часто убеждают себя в том, что у них практически нет надежды на улучшение окружающей их среды. Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивации людей. Например, если у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности человека в росте, то, разочаровавшись, он может с повышенным интересом переключиться на потребность связи. И в данном случае организация сможет предоставить ему возможности для удовлетворения данной потребности, увеличивая тем самым свой потенциал мотивирования данного человека. Теория Альдорфера, являясь относительно молодой, имеет небольшое количество эмпирических подтверждений своей правильности. Однако знание этой теории является полезным для практики управления, так как она открывает для менеджеров новые перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня. *** Каждая из четырех содержательных теорий объясняет человеческие потребности и поведение с очень небольшими различиями. Ни одна из них не используется менеджерами в качестве единственной теории для объяснения мотивации. На рис. 49 представлены эти четыре теории. Так, Макклелланд не предполагает существование потребностей низшего порядка. Тем не менее его потребности в достижении и власти не совпадают с факторами мотивации Херцберга, потребностями высшего порядка Маслоу или потребностью в росте Альдорфера, хотя у них имеются некоторые схожие черты. Основные различия между четырьмя содержательными теориями заключаются в том, что Макклелланд выделяет потребности, приобретаемые у общества. Кроме того, следует отметить, что Маслоу предлагает иерархическую систему статистических потребностей, Альдорфер — гибкую трехуровневую классификацию, а Герцберг обсуждает внутренние и внешние факторы работы. Рис. 49. Графическое сравнение четырех содержательных теорий мотивации
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |