Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель портера-лоулера




Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процесуаль-ную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости (рис. 50).

Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных осо­бенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных уси­лий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенно­сти в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Более того, в теории Пор­тера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и ре-

зультатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством воз­награждений за достигнутые результаты.

Кроме того, согласно модели Портера—Лоулера результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий (3), способ­ностей и характерных особенностей человека (4), а также от осознания им своей роли в процессе труда (5). Уровень затрачиваемых усилий, в свою оче­редь, зависит от ценности вознаграждения (1) и того, насколько человек ве­рит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2). Достижение требуемого уровня результативности 6 может повлечь за собой внутренние вознаграждения (7а), такие как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и само­уважения, а также внешние вознаграждения (76), такие как похвала руко­водителя, премия, продвижение по службе.

Пунктирная линия между результативностью и внешним вознагражде­нием означает, что может существовать связь между результативностью ка­кого-либо сотрудника и выдаваемым ему вознаграждением. Дело в том, что эти вознаграждения отражают возможности вознаграждения, определяемые руководителем для данного сотрудника и организации в целом. Пунктир­ная линия между результативностью и вознаграждением, воспринимаемым как справедливое (8), использована для того, чтобы показать, что в соответ-

Рис. 50. Модель Портера-Лоулера 477

ствии с теорией справедливости люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты. Удовлетворение (9) — это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости (8). Оно является мерилом того, насколько цен­но вознаграждение на самом деле (1). Эта оценка будет влиять на восприя­тие человеком будущих ситуаций.

Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это прямо противоположно тому, что думают по этому поводу большинство менеджеров. Они находят­ся под влиянием ранних теорий человеческих отношений, полагавших, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде или, го­воря другими словами, более довольные рабочие трудятся лучше. Портер и Лоулер, напротив, полагают, что чувство выполненной работы ведет к удов­летворению и, по-видимому, способствует повышению результативности.

Исследования, как представляется, подтверждают точку зрения Пор­тера и Лоулера о том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его. В итоге модель Портера— Лоулера внесла основной вклад в понимание мотивации. Она показала, в частности, что мотивация не является простым элементом в цепи причин­но-следственных связей. Эта модель показывает также, насколько важно объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаг­раждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимоувязан­ной системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.