КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критика веберовского подхода
Как мы убедились, в сочинениях М. Вебера мотивация и стимулирование труда занимают одно из центральных мест. В современной социологии труда они включаются в понятие содержательности труда. В общем виде структура содержательности труда выглядит следующим образом. Цель — ожидаемый результат и идеальный план действий. Отношение к труду — эмоциональная расположенность или отчужденность от своей работы, ощущение осмысленности труда, стремление переформировать окружающий мир по собственному плану. Стимулы труда — внешние факторы, побуждающие к экономической активности. Мотивы труда — внутренние стимулы или потребность, требующая удовлетворения. Мотивы тесно связаны с ценностями и ценностными установками. Ценности — этические императивы (повелевающие требования) трудовой деятельности. Таковы ценности протестантской трудовой этики, описанные М. Вебером, христианские заповеди, ценности добра и зла, чести и достоинства. Удовлетворенность трудом — чувство удовольствия, получаемое от любимой работы, состояние сбалансированности между претензиями (запросами, потребностями личности) и оценкой степени их реализации. Чем выше запрос, тем сложнее их удовлетворенность. Таким образом, содержательность труда раскрывает социально-психологическую структуру труда. Она представляет собой один из важнейших факторов, детерминирующих производительность труда. Мотивация и стимулирование труда тесно связаны с производительностью и разделением тру- да, но выражают не внешние организационные факторы, а человеческий фактор и отношение человека к труду. Различные типы технического и социального разделения труда создавали неодинаковые возможности для проявления мотивации труда и соответствующего роста производительности труда. Иначе говоря, эффективность разных типов разделения труда была различной. Одно дело рыночная экономика, другое — «бюджетная». Естественно, что, сменяя друг друга во времени, различные типы разделения труда приводили к тому, что на разных стадиях по-разному создавались условия для повышения производительности труда. Вебер затрагивает три вида предпосылок производительности труда: 1) оптимум способностей, необходимых для выполнения каких-либо функций; 2) оптимум профессиональных навыков, приобретенных на практике; 3) оптимум наклонностей, предрасположенностей к труду31. И унаследованные, и приобретенные благодаря обучению способности должны тестироваться. В деловом предпринимательстве первой такой попыткой была тейлоровская система рациональных методов труда, в которой учитывались психологические условия. Профессиональные навыки совершенствуются благодаря более рациональной и продолжающейся специализации, т.е. производственному стажу. Наклонности или предрасположенность к труду зависят либо от сильной заинтересованности в конечных результатах, либо от принуждения к труду (прямого или косвенного). Принуждение обычно имеет место там, где работа выполняется по распоряжению, недобровольно. Такое принуждение может выражаться, например, в угрозе немедленного применения физической силы или каких-либо иных нежелательных для человека воздействий. Еще один источник принуждения — угроза того, что в случае низкой выработки человеку снизят расценки, уменьшат заработок32. Прямой противоположностью принудительному стимулированию труда выступает у Вебера метод свободного выбора приемов, труда и форм исполнения, заинтересованности в работе. Выбор качественно различных видов деятельности и количественная дозировка уровня исполнения отвечают самой природе рыночной экономики, где ситуация постоянно изменяется, каждый несет свою долю риска и ответственности в одиночку. С точки зрения формальной рациональности и технических условий производства, полагает Вебер, предпочтительнее свободная, а не принудительная мотивация к труду. У свободной, или рыночной, системы стимулирования труда есть свои позитивные и негативные моменты. Так, например, когда техническая специализация достигает очень высокого уровня, экстремум монотонности операций каким-то образом ограничивает побуждение к чисто материальным стимулам, допустим, зарплате. Только когда оплата труда пропорциональна объему выполненной работы, т.е. строится на сдельных расценках, у человека появляется желание увеличить производительность труда. В капиталистической системе, говорит Вебер, непосредственным базисом желания хорошо работать выступают преимущества сдельной оплаты и страх перед увольнением33. 31 Weber M. Economy and Society. Vol. 1. Berkeley. 1978. P. 150. 32 Ibid. "ibid. P. 150-151. Пожалуй, можно согласиться с общей оценкой Ф. Паркина, заключившего, что в концепции Вебера протестантская этика стимулировала развитие не только «духа капитализма», но и «духа труда»34. В своей интерпретации учения Вебера английский социолог тесно связывает тип религии и социально-классовую структуру общества: приверженность той или иной религии определяется местом, занимаемым данным классом (сословием, группой) в системе общественного разделения труда, а также материальными условиями и образом жизни, характером и содержанием профессиональных занятий. Так, крестьяне, пролетариат, дворянство и буржуазия привержены разным типам религиозных верований, поскольку материальные интересы и жизненный опыт у них не тождественны. К рациональному типу религии, содержащему новые принципы трудовой этики и доктрину профессионального призвания, совершенно не склонны традиционные слои общества: крестьянство, феодалы, купцы, ремесленники и бюрократы. Даже пространственный фактор в выборе религиозных предпочтений играет не последнюю роль. К примеру, рабочие, занятые на текстильном оборудовании в закрытом помещении, характе ризуются сильными сектантскими устремлениями. Напротив, находящиеся в открытом пространстве, например аграрные рабочие, такими чертами не отличаются. Однако удивительно то, полагает Ф. Паркин, что учение о взаимосвязи социальной и религиозной позиции человека не действует там, где Вебер анализирует кальвинизм и капитализм35. Так, два противоположных по своему материальному уровню и социальному положению класса — предприниматели и рабочие — в равной мере тяготеют к кальвинизму. Отступает Вебер от своих принципов и в других аспектах. Вначале рабочий-кальвинист трудится добросовестно в силу внутреннего убеждения, полагая труд целью самой по себе, затем он предстает у Вебера как покорное животное, работающее добросовестно только потому, что предприниматель, понижая или повышая расценки, использует экономическое вознаграждение в качестве кнута. Об этом мы найдем упоминание в «Экономике и обществе»36. В таком случае резонно задать вопрос: чем же отличается прославляемый Вебе-ром капиталист от пресловутого рабовладельца, который также прибегает к принуждению и негативным санкциям? Между ними разница лишь в средствах: один заимствует из арсенала принудительных методов прямое физическое насилие, а другой — денежное воздействие, при помощи которого человека можно довести, как и при рабстве, до физического истощения. 34 Parkin F. Max Weber: Criticism and interpretation. L., N.Y., 1990. P. 51. 35 Ibid. P. 53. 36 Weber M. Economy and Society: An outline of interpretive sociology. Berkeley: Univer. California Press, И вообще, в связи с таким анализом возникает более фундаментальный вопрос: насколько прав был Вебер в своем описании капитализма? Не идеализировал ли он положение дел? Каково соотношение в зрелом капитализме нормативной базы, моральных стимулов и механизмов принуждения? Рыночные отношения между рабочим и работодателем несомненно являются более цивилизованными по своей форме. А по своему содержанию? Если и в зрелом капитализме деньги выполняют функцию кнута, то причем здесь внутреннее убеждение, профессиональное призвание, религиозный смысл труда? Не служат ли они изящной декорацией, скрывающей неприглядную суть капиталистического труда? Постоянный страх оказаться безработным действует на психику разрушающе. Это доказывают современные исследования. А отсутствие работы лишает человека средств, обрекая его если не на голодное, то на полуголодное существование и унижения. Неизвестно, почему индивид трудится при капитализме интенсивнее и добросовестнее, — то ли в силу внутреннего побуждения (в том числе религиозного), то ли в силу внешнего принуждения (денежного прессинга). Наконец, последний вопрос, ответ на который Ф. Паркин не находит у Вебера: если в зрелом капитализме велик удельный вес принуждения, то откуда взялись мягкие методы побуждения в раннем капитализме? В аргументации Вебера английский социолог находит не одно слабое звено. К примеру, Вебер утверждает, что кальвинизм, совершивший духовную революцию, сломавший инерцию традиционализма, сформировал у рабочих новое отношение не только к труду, но и к вознаграждению37. Грубо говоря, если раньше он трудился за деньги, то теперь и за деньги, и за совесть. Рисуя традиционализм в негативных красках, Вебер берет за образец поденщика-агрария, человека, выполняющего малоквалифицированную работу. Наемный аграрий не является хозяином, у которого совсем иная структура и интенсивность мотивации. Поденщик не является городским ремесленником, мотивация которого также совершенно иная. Почему бы Веберу не взять за образец традиционализма высококвалифицированного работника или собственника своего дела? Возможно, что тогда у него получилась бы совсем иная картина действительности. Аргументация Вебера малоубедительна и в другом смысле. Жнец, работающий за 2,5 марки в день, является сельским жителем. Он носитель старых убеждений и старых религиозных ценностей. Новые религиозные ценности протестантизма, как неоднократно подчеркивал сам Вебер, зародились в городе. Естественно, что поденщик никак не может быть носителем новой религии, по крайней мере до тех пор, пока не переехал в город. Но что происходит с ним по приезде в город? Подобный вопрос встает перед социологами всякий раз, когда они исследуют проблемы урбанизации и массовой миграции населения из деревни в город. Урбанизация — процесс универсальный, прослеживаемый в разных странах и на разных исторических этапах. Он охватывал не только общества, где доминирующей являлась протестантская этика. Изучая причины, факторы и последствия урбанизации, социологи не обязательно прибегали к помощи религии. Достаточным оказался социально-экономический и социально-психологический анализ. Parkin F. Max Weber: Criticism and interpretation. L.; N.Y., 1990. P. 54. Как отмечал Дж. Гэлбрейт, массовый процесс миграции рабочей силы в город сам по себе уже оказывал разрушающее воздействие на традиционализм. Религиозная трансформация в сравнении с ним представляется малозаметным явлением. Отрыв от традиционной почвы замкнутого общинного мира и столкновение с индустриальной городской культурой с ее анонимностью, открытостью социальных связей до основания разрушает устоявшиеся стереотипы и старые установки к труду. Тем не менее Вебер упорно не желает считаться с социально-экономическими факторами. Во главу угла он ставит религию. Вебер приводит третий замечательный пример, призванный, по его мнению, сыграть решающую роль в системе аргументов. Первые два касались повышения и понижения зарплаты безотносительно к религиозным убеждениям работника. В третьем примере он сравнивает два типа незамужних работниц — обычных и воспитанных в религиозной среде. У первых сильны традиционные привычки, велико нежелание трудиться рационально и эффективно, «приспособиться к новым формам организации труда, научиться чему-либо, сконцентрировать на чем-нибудь свои мысли или вообще мыслить. Попытки разъяснить им, как сделать работу более легкой и прежде всего более выгодной, встречают полное непонимание, а повышение расценок оказывается бесполезным, поскольку оно наталкивается на силу привычки»38. Напротив, работницы, получившие специфическое религиозное воспитание, очень восприимчивы к обучению новым техническим методам, у них выше способность к концентрированному мышлению, сильнее приверженность чувству долга, трезвое самообладание и расчет, сочетающиеся у них со строгой хозяйственностью. Уже одно это наблюдение, по мнению Вебе-ра, достаточно для возбуждения вопроса о тесной взаимосвязи между религиозной ориентацией и умением интегрироваться в капиталистическую экономику, а анализ дополнительных данных, в том числе статистики, в общем и целом доказывает наличие подобной связи39. Итак, Вебер полагал, что традиционное нежелание рационально работать, отсутствие «жажды наживы», нерасчетливость — исключительно наследие докапиталистической эпохи, которое в эпоху зрелого капитализма должно окончательно исчезнуть. Однако исторические факты заставляют усомниться в правильности веберовского вывода. Первый факт относится к американскому капитализму рубежа XX в. Тейлор, Эмерсон и другие сторонники «научного менеджмента» писали о том, что в самой передовой стране капитализма процветают мания вала, нерациональность на всех уровнях управления, субъективизм и произвол руководителей, нежелание трудиться у рабочих. Мы, рабочие, выполняли не более двух третей от дневной нормы выработки, вспоминал о своей молодости Тейлор, и такая практика была массовой. Второй факт принадлежит другой эпохе. В начале 30-х гг., когда американское производство полностью перестроилось на принципах рациональности и НОТ, стало высокорентабельным и высокотехнологичным, Э. Мэйо, проводивший Хоторнские эксперименты, обнаружил тот же самый рестрикционизм, что и Тейлор. Рабочие тщательно скрывали от администрации занижение производительности. 38 Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 83. 39 Там же. С. 83-84. И, наконец, третий, скажем так, решающий факт. В начале XX в. выдающийся советский нотовец А. Гастев сравнивал труд зарубежных и отечественных рабочих. Тех и других он знал по личному опыту: в эмиграции он трудился на заводах Франции, а перед революцией — на одном из лучших петербургских заводов «Айвазе». Гастев пришел к выводу: рестрикционизм отменно получался у иностранцев, но никак не давался русским. Последние выдавали друг друга разным ритмом труда. Оказывается, для того, чтобы сознательно замедлять производительность всей группы, нужны сплоченность и солидарность, хорошие навыки работы, высокая координация и кооперация труда. Только прошедшим индустриальную школу капитализма работникам удавалось столь сложное искусство. Причину неудачи русских Гастев видел в наличии у них традиционализма, неумения трудиться рационально. Это и неудивительно, ведь русские рабочие того времени в большинстве своем были вчерашними выходцами из деревни. Этика трудового общества, как и его основа кальвинизм, прославлению которых посвящена книга М. Вебера, не так уж безобидны, как нам иногда кажется. Поскольку мотивация достижения и ее результат — успех в бизнесе и по службе — возведены в культ, общество ценит только тех, кто добился успеха и презирает всех других. Такая этика исходит из убеждения, что человек, не добившийся экономического успеха, — обязательно пьяница или лентяй, он непременно бьет свою жену и детей, не посещает церковь, противостоит общественному мнению и нарушает заведенный порядок. Таковы предрассудки, разделявшиеся ранее Викторианской эпохой. Эпохой, взрастившей трудовое общество и добившейся процветания благодаря протестантизму. Экономический успех здесь — конечная ценность человека. Кто его не добился, тот изгой, андеркласс, неприкасаемый. Иными словами, тот гражданин второго сорта. Экономический статус, соизмеряемый с величиной дохода, служил критерием ранжирования людей, распределения их по ступенькам социальной пирамиды. Стоящие внизу относятся к неизбранным Богом, к тем, кому не даровано спасение. В отличие от такого протестантизма православие куда более справедливая религия. Конечно, оно не способствует в такой мере финансовому благополучию общества, зато оно подходит к людям справедливо — в зависимости от их духовного, а не денежного богатства. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ40 Обычно теории мотивации в зарубежной науке условно делятся на две группы: содержательные и процессуальные. Содержательные теории (А. Маслоу, Ф. Херцберг, К. Альдорфер и др.) концентрировались на изучении природы и характера потребностей человека, которые побуждают его к конкретным действиям. Считается, что исторически они возникли раньше, а уже потом, в чем-то продолжая их, а в чем-то с ними полемизируя, появились процессуальные концепции. Более современные процессуальные теории мотивации (В. Врум, С. Адаме и др.) дают описание и анализ того, как поведение получает импульс, направляется, поддерживается и прекра-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |