КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Двухфактурная теория Ф. Херцберга
R гт о подготовке материала принимали участие Я.С. Буева и И.О. Тюрина. щается, и основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. А всего в зарубежной психологии около 50 теорий мотивации. В табл. 11 кратко обобщены основные черты содержательных и процессуальных теорий с точки зрения менеджмента. В процессуальных теориях мотивации анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и каким образом выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям, поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Мотивация, согласно процессуальным теориям, представляет собой растянутый психологический процесс, включающий шесть этапов (фаз). 1. Возникновение потребностей — человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется потребность в конкретное время и начинает требовать от человека, чтобы он нашел возможности и предпринял ка- Таблица 11 Перспективы содержательных и процессуальных теорий мотивации*
* Таблица приведена в: Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структуры, процессы: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 132. **В таблице приводятся лишь наиболее распространенные и известные процессуальные теории мотивации, к числу которых, помимо упомянутых, относятся также теории ожидания К. Левина, теория справедливости Л. Портера— Э. Лоулера, модель выбора риска Д. Аткинсона, теория Xw Y Д. Макгрегора и др. кие-либо шаги для ее реализации. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы: • физиологические; • психологические; • социальные.
2. Поиск путей устранения потребности — поскольку потребность возникла и создает проблемы для человека, следовательно, он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Таким образом, возникает необходимость что-либо предпринять. 3. Определение целей (направления) действия — человек определяет, что и каким образом он должен сделать, чего добиться, что получить для устранения данной потребности:
• что я должен сделать, чтобы устранить потребность; • что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю; • в какой мере я могу добиться того, что желаю; • насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
4. Осуществление действия — человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей. 5. Получение вознаграждения за осуществление действия — проделав определенную работу, человек непосредственно получает либо то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действия дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию. 6. Устранение потребности — в зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществления действия по устранению потребности. Существует несколько основных процессуальных теорий мотивации, каждая из которых имеет определенную направленность. Теория подкрепления ориентирована на производственную среду, фактически игнорируя понятие индивидуальных потребностей и установок41. Теория ожидания акцентирует Основной акцент теория подкрепления делает на модификации организационного поведения (ОВ Mod) —- подходе к мотивации, использующем принцип оперантного обусловливания, основное предположение которого состоит в том, что на поведение влияют его последствия. По сути, речь идет о «систематическом подкреплении желательного организационного поведения и неподкреплении или наказании нежелательного организационного поведения» (Luthans F., Kreither R. Organizational Behavior Modification and Beyond. Glenview, 111.: Scott, Foresman, 1985). Среди ученых, занимающихся оперантным обусловливанием, наиболее известен Б. Скиннер, би-хевиорист с мировой известностью. Скиннер понимал под оперантной такую форму обусловливания, которая связана с обучением, происходящим как следствие поведения. (В классическом обусловливании последовательность событий не зависит от поведения субъекта.) Поведением можно Управлять, изменяя его последствия (с помощью поощрения или наказания). Типы поведения, которыми можно управлять, изменяя их последствия, называются оперантами. Оперант усиливается внимание на индивиде, работе и факторах внешней среды; она признает различия в потребностях, восприятии и убеждениях. Теория справедливости анализирует главным образом взаимосвязь между оценками вклада работников и их вознаграждением. Теория постановки целей подчеркивает познавательный процесс и роль сознательного поведения в мотивации42. Не останавливаясь подробно на каждой из вышеупомянутых концепций, рассмотрим кратко три из них — теорию подкрепления, теорию ожидания и теорию справедливости. Теория подкрепления. Она обосновывает улучшение производственных показателей через модификацию поведения персонала. Внешне она выглядит как манипулирование личностью. Люди повторяют поведение, которое приносило удовольствие, и избегают поведения, которое доставляло им неприятности. У любого действия или поведения есть последствия — негативные (их в будущем станут избегать) и позитивные (их станут повторять). Такая тенденция называется законом следствия и является основным компонентом так называемой теории подкрепленного научения Б. Скиннера. Существует четыре основных приема подкрепленного научения. Мы остановимся на трех из них: позитивное подкрепление; избегание и уклонение; угасание {extinction); наказание. Когда руководитель создает благоприятную обстановку, которая способствует повторению определенного поведения, он применяет позитивное подкрепление. Поскольку люди испытывают потребность в признании и самоуважении, руководитель может включить их в арсенал средств позитивного подкрепления, используя, например, искреннюю похвалу за хорошо выполненную работу. Сотрудники, которые чувствуют, что их усилия оцениваются начальством, продолжают хорошо работать из-за чувства удовлетворения, которое они получают от признания своей работы и похвалы. Избегание и уклонение. Если высококвалифицированный работник занят однообразной и нетворческой работой, то менеджер может ему пообещать продвижение на более высокую и ответственную должность в случае улучшения им производственных показателей. В данной ситуации менеджер прибегает к позитивному подкреплению, а избегание проявляется в стремлении работника покинуть неприятную ему должность и перейти на новую. (увеличивается) или ослабляется (уменьшается) в зависимости от событий, следующих за ним. Операнты различаются в силу того, что ими управляют, применяя поощрения или наказания. Продолжил и обобщил работу Скиннера известный психолог из Стэнфордского университета А. Бандура, который показал, как люди вырабатывают новый тип поведения, имитируя ролевые модели (замещающее обучение). Он предложил концепцию социального обучения, согласно которой поведение есть функция непрерывного взаимодействия между познающими (личность), поведенческими и окружающими детерминантами. Таким образом, поведение индивида зависит как от личностных характеристик, так и от окружающих условий. Центральной частью теории социального обучения является концепция самодостаточности, определяемой как вера человека в то, что он может действовать адекватно в определенной ситуации. (Wood R., Bandura A. Social Cognitive Theory of Organizational Management // Academy of Management Rev., July 1989. P. 361 — 384; Bandura A. Social Learning Theory. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1977); Bandura A. Self-Efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change // Psychological Rev., 1977, P. 191—215). 42 Автор этой концепции Э. Локке предположил, что постановка целей — это познавательный процесс, имеющий практическую полезность. С точки зрения Локке, индивидуальные сознательные Научение наказанием — такой тип модификации поведения, который большинство работников предпочитают на себе не испытывать, а менеджеры — применять. Распространенные наказания — лишение премии, перевод на низкооплачиваемую работу. Предполагается, что если работник заранее будет знать о негативных последствиях, связанных с наказанием, то он постарается соблюдать нормы и правила; работники, наказанные за нежелательное поведение, станут избегать подобных действий в будущем. Ирвин Л. Голдстейн высказал предположение, что наказание не всегда сокращает вероятность повторения поведения в будущем. Если индивид поставил цель отомстить ненавистному начальнику любой ценой, вряд ли он остановится перед малым наказанием. Сладкоежка вряд ли удержится от соблазна полакомиться еще раз, если недавно обжегся. Зная наперед о возможном наказании, рецидивист, т.е. человек уже отсидевший и в прошлом не единожды подвергавшийся негативным поощрениям, в очередной раз совершает преступление, поскольку законным путем не в состоянии добыть средства существования. Эти и многие другие факты вынудили Голдстейна признать, что наказание не всегда вызывает модификацию поведения в желаемом направлении. Видимо, наказание должно применяться только тогда, когда не осталось никаких других альтернатив. Позитивные методы корректировки нежелательного поведения оказывают на большинство сотрудников более продолжительный эффект. Теория ожидания — одно из наиболее популярных объяснений мотивации, разработанное Виктором Врумом43, — базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Врум определил мотивацию как процесс, управляющий выбором из альтернативных форм волевой активности. По его мнению, большая часть типов поведения находится под волевым контролем личности и, следовательно, мотивирована. Виктор Врум родился в 1932 г. в Канаде, в 1958 г. защитил докторскую диссертацию в Университете Мичигана. В настоящее время — профессор психологии и производственного администрирования в Йельском университете. В 1964 г. появилась фундаментальная работа «Труд и мотивация»44, цели и намерения (т.е. основные цели, ради которых человек прилагает усилия и в которых отдает себе отчет, когда определяет поведение) являются первыми детерминантами поведения. Таким образом, одна из обычно отмечаемых характеристик намеренного поведения — стремление сохранить его до тех пор, пока цель не будет полностью достигнута. Когда человек начинает что-нибудь (например, работу, новый проект), он продолжает заниматься этим до тех пор, пока цель не будет достигнута. В теории постановки целей большую роль играет намерение. Кроме того, теория делает специальный акцент на важности сознательных целей в объяснении мотивированного поведения. Локке употреблял понятия намерений и сознательных целей, чтобы предложить и исследовать тезис о том, что более серьезные сознательные цели приводят к более высоким уровням производительности, если эти цели восприняты личностью. (Locke E.A. Toward a Theory of Task Motivation and Incentives // Organizational Behavior and Human Performance, 1968. P. 157-189; Locke E.A. et al. Goal Setting and Task Performance, 1969-1980 // Psychological Bull., July 1981. P- 129; Locke E.A. The Ubiquity of the Technique of Goal Setting in Theories of and Approaches to Employee 4j Motivation // Academy of Management Rev. July 1978. P. 600). Vroom V.H. Work and Motivation New York. John Wiley & Sons, 1964. 44 Ibid. а в 1965 г. книга «Мотивация в управлении» (Vroom V.H. Motivation in Management. TV. К, 1965), сыгравшие исключительно важную роль в развитии теории и практики современного менеджмента. По мнению ее автора, исследование мотивации становится необходимым при изучении таких проблем, как выбор сферы профессиональной занятости, трудовая мобильность, удовлетворенность трудом, обеспечение высокого уровня производительности. В основу своей теории он положил понятие выбора. Коренное отличие его концепции, как и вообще теорий такого класса, выражается в том, что поведение человека не детерминируется раз и навсегда жесткой схемой существующих у него потребностей. Индивид может выбирать стратегию поведения среди множества альтернативных вариантов. Вот почему феномен выбора играет решающую роль. Человек выбирает тот образ действий, который сулит ему наилучшие результаты. Мотивированное поведение рационально в том смысле, что человек находит наилучшие средства для реализации собственных целей. Большинство действий человека представляют собой сознательно сделанные выборы. На этой посылке строятся все процессуальные теории мотивации, в том числе и теория ожиданий В. Врума {expectancy-valence theory — EV). Термин «ожидание» отражает веру личности в то, что за определенным поведением последует определенный результат. По существу, ожидание есть субъективная оценка данной личностью вероятности определенного события; назначаемый субъективно шанс, что вследствие определенного поведения что-то произойдет. Ожидание принимает значения от 0 (нет шансов, что результат произойдет после поведения или действия) до +1 (уверенность в том, что этот результат последует за действием или поведением). Суть теории мотивации Врума в том, что он показал не саму машину или ее структуру, но процесс, приводящий машину в действие, то, как в конкретной жизненной ситуации человек принимает решение, влияющее на последующее поведение. Если человек действует рационально, то он рассчитывает, что определенные действия приведут к определенным результатам. Это не означает, что цель будет непременно достигнута или что индивиды рассмотрели все альтернативы и знают весь спектр возможных последствий. Понимания цели, или предпочтительного результата, недостаточно для объяснения действия. Для того чтобы предсказать поведение индивида, мы должны знать не только его предпочтения или мотивы, но и его убеждения относительно наилучшего пути их достижения. При анализе мотивации теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда — результаты; результаты — вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением). Ожидания в отношении затрат труда — результатов (3—Р) или результатов первого уровня — это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Результаты первого уровня, обусловленные поведением, ассоциируются с самим рабочим процессом и включают производительность, абсентеизм, текучесть рабочей силы и качество продукции. Если люди чувствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать. Ожидания в отношении результатов — вознаграждений (Р-В) или результатов второго уровня есть ожидания определенного вознаграждения в ответ на достигнутый уровень результатов. Таким образом, результаты второго уровня — это события (поощрения или наказания), к которым, вероятно, приведут результаты первого уровня. Если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым вознаграждением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать45. Валентность (или ценность вознаграждения) — это предполагаемая (с точки зрения личности) степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных потребностей пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности. Если валентность низка, т.е. ценность получаемого вознаграждения для человека не слишком велика, то, согласно теории ожидания, мотивация трудовой деятельности и в этом случае будет ослабевать. Если значение любого из этих критически важных для определения мотивации факторов будет мало, то слабой будет и мотивация. Соотношение факторов можно выразить формулой: Как было выяснено, неудовлетворенные потребности создают напряжение, которое вызывает действия, предназначенные удовлетворить их. Теория ожиданий подходит к мотивации с иной стороны. Ее сторонники не говорят, что потребности неважны. Однако они подчеркивают, что поведение, обусловленное мотивацией, является также результатом того, как люди воспринимают конкретную ситуацию, что они ожидают от нее и что они думают относительно последствий. Теория ожиданий предполагает, что люди ведут себя определенным образом потому, что ожидают получить определенные результаты, например, продвинуться по должности или перейти на другую работу. Оценка человеком вероятности достижения определенного результата — вот что мотивирует людей к действию. Другие ученые, такие как Л. Портер, Э. Лоулер и Р. Стирс, расширили и усовершенствовали концепцию Врума. Предпочтения личности основаны на силе (значимости) желания достичь определенного результата второго уровня и на восприятии отношения между результатами первого и второго уровней. Восприятие личностью связей между результатами первого уровня и результатами второго уровня называется посредством. Врум предполагает, что эта характеристика может принимать значения от —1 (восприятие того, что достижение определенного результата второго уровня обеспечено без соответствующего результата первого уровня и невозможно при его наличии) до +1 (результат первого уровня необходим и достаточен для достижения результата второго уровня). Теория справедливости Адамса. Люди стремятся к тому, чтобы их потребности удовлетворялись. Но они также хотят, чтобы к ним относились справедливо в отношении распределения работы и поощрений. Теория справедливости Дж. Стаей Адамса46 рассматривает склонность работников сравнивать свои усилия («вклад») и получаемое вознаграждение («отдача») в терминах справедливости. Как и у Врума, здесь важны ожидания по отношению к своей работе. Работники, чьи ожидания не удовлетворяются, разочаровываются. Такое происходит на рабочих местах, где возлагаемая ответственность высока, а зарплата низка. Работник ожидал, что пропорционально объему ответственности он получит и вознаграждение. Он может почувствовать, что его мотивация снижается, если узнает, что другой получает больше за такую же работу. Справедливость (и ее негативное отражение — несправедливость) рассматривается в двух плоскостях — психологической и социальной. Справедливость как психологическое явление представляет собой эмоциональное и весьма болезненное переживание человеком неадекватного отношения к себе со стороны других людей, которых он относит к «значимым другим» (на людей посторонних, т.е. незначимых он вообще не реагирует в этих категориях). Его последствием выступает психологический диссонанс, нередко сопровождающийся глубокой фрустрацией, подавленностью, разочарованием. Справедливость как социальное явление заключается в рациональном сопоставлении индивидом своих жизненных шансов с достижениями других людей. Чаще всего суммарной оценкой, на основании которой происходит социальное сравнение себя с другими, выступают уровень оплаты труда и социальный статус. Существует всего пять категорий основания для социального сравнения: ♦ Справедливость на рабочем месте (Job Equity) — индивиды сравнивают свою зарплату с оплатой труда других людей, занимающих такое же, как у них, рабочее место в рамках той же самой организации. ♦ Организационная справедливость {Company Equity) — индивиды сравнивают свою зарплату с оплатой труда других людей, занимающих разные позиции в той же самой организации. ♦ Профессиональная, или рыночная, справедливость (Occupational or Market Equity) — индивиды сравнивают свою зарплату с оплатой труда других людей, занимающих такую же позицию в других организациях. ♦ Поколенческая справедливость (Cohort Equity) — индивиды сравнивают свою зарплату с оплатой труда других людей в той же самой возрастной группе приблизительно с таким же образованием. ♦ Личностная справедливость (Self Equity) — индивиды сравнивают свою нынешнюю зарплату с той, которую они получали в прошлом. Реакция индивида на проявление по отношению к себе несправедливости предполагает следующие действия: ♦ увольнение из организации; ♦ рестрикционизм — сознательное ограничение нормы выработки; 46 Adams J.S. Toward an Understanding of Equity//J. of Abnormal and Social Psychology. November 1963. P. 422-436. • попытку увеличить свое жалование; • попытку «подсидеть» других сотрудников. Формула социального сравнения принимает вид математического уравнения: В этом уравнении правая часть должна быть равна левой, только в таком случае индивид оценивает свою социальную ситуацию как справедливую. Равенство двух частей уравнения означает тот баланс, который вызывает успокоение в нашей душе и называется социальной справедливостью. Баланс нарушается при следующих условиях47: 1. Если знаменатель в правой дроби больше знаменателя в левой. 2. Если знаменатель в левой части меньше числителя в ней. 3. Если числитель в левой части больше знаменателя в правой. В подобных ситуациях справедливость нарушается не в нашу пользу. Действительно, очень плохо, когда сосед трудится меньше моего, а получает больше. Мы чувствуем себя обиженными. Но мы испытываем удовольствие при обратном стечении обстоятельств: мы вкалываем меньше соседа, а получаем больше. Так формируются два вида несправедливости — негативная и позитивная. Вторая происходит при следующем стечении обстоятельств: 4. Если знаменатель в правой дроби меньше знаменателя в левой. 5. Если знаменатель в левой части больше числителя в ней. 6. Если числитель в левой части меньше знаменателя в правой. Сущность теории справедливости состоит в том, что работники субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем сравнивают свои усилия и вознаграждения с усилиями и вознаграждениями других лиц, находящихся в схожих рабочих ситуациях. Таким образом, теория справедливости основана на предположении, что работники той или иной организации мотивируются желанием получать справедливое вознаграждение. Эта теория использует четыре важных термина: • личность — человек, воспринимающий справедливость и несправедливость; • эталон для сравнения — любой человек или группа людей, используемые личностью как эталон при рассмотрении отношения вкладов и результатов; • вклады — характеристики личности, вложенные в дело; • результаты — то, что личность получила, выполнив работу. Справедливость установлена, если сотрудники обнаружили, что отношения их вкладов (усилий) к их результатам (вознаграждению) эквивалентны аналогичным отношениям у других сотрудников. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает дсихо-логическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотруд- Шесть ситуаций нарушения баланса — негативные и позитивные — не описаны в зарубежной литературе. Они предлагаются нами впервые и носят гипотетический характер. ника, снять напряжение и исправить дисбаланс. Согласно теории справедливости, люди могут восстановить баланс или чувство справедливости несколькими способами: изменив уровень затрачиваемых усилий; попытавшись изменить уровень получаемого вознаграждения; изменив позиции; изменив эталон сравнения или кардинально изменив ситуацию (уйдя с работы). При этом исследования показывают, что если люди считают, что им переплачивают, они менее склонны изменять свое поведение и деятельность48. Таким образом, мотивационная теория справедливости предполагает баланс между вкладом работника и отдачей, которую он получает по сравнению с остальными. Если сотрудник считает, что к нему относятся «слишком» справедливо, т.е. получаемая отдача больше, чем вклад, работник инстинктивно устремится к точке баланса либо путем рационализации, работая более продуктивно, либо производя работу лучшего качества. Наказание, так же как и поощрение, вписывается в теорию справедливости. Основные идеи Маслоу получили дальнейшую разработку у Фредерика Херцберга (1923—2000), который считается одним из ведущих теоретиков поведенческого подхода. Свое первое исследование Херцберг провел еще в начале 50-х гг., но опубликовал научные результаты лишь в 1959 г. Классический труд «The Motivation to Work» написан совместно с Мауснером и Снай-дером. Отличие Херцберга от предшественников заключалось в том, что он искал не только те факторы, которые удовлетворяют человеческие потребности, делают нас довольными собой и жизнью, но и те обстоятельства и причины, которые приносит нам расстройство, заставляют быть вечно недовольными чем-то. А поскольку основную и главную часть своей жизни люди проводят на производстве, то не удивительно, что Херцберг взялся за изучение социальной организации труда. ХЕРЦБЕРГ Фредерик (род. 1923) — считается отцом движения за гуманизацию труда, пионером теории мотивации и одним из крупнейших философов менеджмента наших дней. В 1946 г. он получил степень бакалавра в городском колледже Нью-Йорка. Затем поступил в университет Питсбурга, где получил вначале степень магистра по направлению «клиническая и индустриальная психология», а затем защитил докторскую диссертацию. С 1951 по 1957 г. занимал пост директора Психологической службы Питсбурга, а затем являлся профессором психологии в университете Кливленда. Одновременно он возглавлял исследовательский проект в области промышленного здравоохранения. В 1972 г. Херцберг стал профессором менеджмента в Университете Юта. В последующем он провел около 20 лет консультантом правительства и частного бизнеса по всему миру. 48 Об исследованиях применения теории справедливости см., например: Goodman P.S., Friedman A. An Examination of Adam's Theory of Inequity // Administrative Science Quarterly. December 1971. P. 271 — 288; Greenberg J. Equity and Workplace Status: A Field Experiment // J. of Appl. Psychology. November 1988. P. 606—613; Cosier R.A., Dalton D.R. Equity Theory and Time: A Reformulation // Academy of Management Rev. April 1983. P. 311-319; Folger R., Knovsky M.A. Efforts of Procedural and Distributive Justice on Reactions to Pay Raise Decisions // Academy of Management J., March 1989. P. 115—130. Он выделил две группы факторов трудовой деятельности: 1) содержание работы (job content); 2) условия работы (job context), т.е. зарплата, политика компании, межличностные отношения. Его двухфактурная концепция основана на тезисе о том, что только содержание работы выступает фактором мотивации, т.е. повышает удовлетворенность трудом, в то время как условия труда вызывают неудовлетворенность и не являются мотиваторами. Методы классификации потребностей у Херцберга и Маслоу во многом тождественны. Высшие потребности Маслоу — престижные (оценки) и духовные (самовыражение) — идентичны по смыслу мотивационным факторам Херцберга: достижение, признание, сама работа, возможность творческого роста и ответственность. Низшим потребностям Маслоу — физиологическим, экзистенциальным (безопасность) и социальным — тождественны 10 факторов Херцберга: политика компании, технический надзор, отношения с руководителем, межличностные отношения с коллегами, отношения с подчиненными, заработок, безопасность и гарантия работы, личная и семейная жизнь, условия труда и статус. Различия их подходов состоят в том, что у Херцберга, в отличие от Маслоу, 10 низших факторов не обладают позитивной мотива-ционной силой, оказывающей влияние на поведение человека. Исследование Херцберга включало расширенные интервью 200 инженеров и бухгалтеров из 11 отраслей промышленности в г. Питсбурге. На выбор он предложил 20 факторов. Но на вопрос о неудовлетворенности своей работой они выбрали такие же точно ответы из предоставленного перечня. Респондентов спрашивали, какие факторы на рабочем месте делают их счастливыми (удовлетворенными) или, соответственно, несчастными. Херц-берг заметил, что когда люди говорили о неудовлетворенности работой, то подразумевали главным образом окружение, а когда они были удовлетворены — саму работу. Результаты исследования позволили заключить, что любой индивид имеет не одну систему (или иерархию) потребностей, а две качественно различные, независимые друг от друга и по-разному влияющие на поведение людей. Первая группа — гигиенические факторы — не относится к содержанию работы. Термин «гигиена» Херцберг употреблял в медицинском значении, т.е. как предупреждение или окружение. Действительно, если на предприятии созданы благоприятные условия труда (нет шума, загазованности, вибрации) и быта (имеются раздевалки, душевые, комнаты отдыха, кафетерий, столовая), налажена организация труда (вовремя поставляют сырье и инструменты, рабочий обеспечен заданием и технической документацией) и режим работы (разумная продолжительность рабочего дня, своевременные перерывы, нет сверхурочных, введен гибкий график работы), хорошо поставлено дело с обеспечением работников всевозможными льготами (премии, путевки в санатории, соцстрахование) и жильем, наконец, развивают психологически комфортные отношения между работниками, то в итоге следует ожидать не высокую удовлетворенность работой или заинтересованность в ней, но лишь отсутствие неудовлетворенности. Гигиенические факторы выполняют так называемую превентивную функцию, поскольку улучшение условий труда и обстановки на рабочем месте предотвращает неудовлетворенность работников своей работой. Список из 10 гигиенических факторов — точный указатель для администрации болевых точек на производстве, источников раздражения людей, а нередко и причин ухудшения физического здоровья (перенос тяжестей, загазованность воздуха, вибрация, шум, радиация). Хорошие условия труда (гигиенические факторы) закрепляют работников и стабилизируют персонал, но не обязательно побуждают повышать производительность труда. Иными словами, гигиенические факторы не вызывают увеличения выработки, хотя предупреждают от сознательного ограничения производительности, сдерживания работы (рис. 44). Вторая группа — мотиваторы, относящиеся к содержанию труда. От них зависят повышение производительности и удовлетворенность работой. Мотиваторы представляют собой внутреннюю пружину деятельности человека — его мотивы. Сюда относятся признание и достижение успехов в работе, интерес к ее содержанию, ответственность, самостоятельность (см. рис. 44). Именно они определяют удовлетворенность работой и повышают трудовую активность. Поэтому удовлетворенность, по Херцбергу, есть функция содержания работы, а неудовлетворенность — функция условий труда. Из этого следует, что производительность труда коррелируют с ростом удовлетворенности работой, но не с уменьшением степени неудовлетворенности. Таким образом, удовлетворенность и неудовлетворенность выступают разнонаправленными векторами поведения человека в труде. Иными словами, причиной удовлетворенности и неудовлетворенности работой выступают разные факторы труда, а не одни и те же, как считалось прежде. Согласно Херцбергу, у человека существуют разные типы потребностей. Одни низшие потребности (1-го и 2-го уровней) сближают его с животными и означают стремление избегать боли и дискомфорта, а высшие (3-й, 4-й и 5-й уровни) являются чисто человеческими и отвечают за развитие его личностного начала. Он проиллюстрировал различие на примере из Библии: когда Адам был изгнан из рая, то у него были лишь примитивные потребности — в еде, воде, крыше над головой и безопасности, т.е. гигиенические потребности. А вот Авраам, уверовавший в Бога, достиг более высокого уровня — самоактуализации и личностного роста. В этом, по мнению многих исследователей, прослеживаются отчетливые параллели с воззрениями Маслоу. Очевидно, что с помощью профилактических, «гигиенических» мероприятий по улучшению сре ды можно устранить неудовлетворенность работников, но лишь до некоторого «нулевого» или «апатичного» уровня. Чтобы столкнуть человека с мертвой точки и поднять заинтересованность в труде, нужны дополнительные меры по обогащению содержания труда. Более того, гигиенические факторы, точнее сказать, их отсутствие или плохое состояние побуждают действовать человека гораздо активнее, чем мотиваторы. Они выражают большую нужду и потребности человека, нежели вторые. Действительно, низкая зарплата, поставившая человека на грань выживания, не дающая мужчине возможность прокормить свою семью, заявляет о себе решительнее, нежели отсутствие ответственности и разнообразия в работе. Когда российским труженикам — шахтерам, диспетчерам, учителям, врачам или ученым — в середине 1990-х гг. не выплачивали зарплату по несколько месяцев, они находили и реализовывали различные формы протеста. Но ни разу ни один трудовой коллектив не бастовал только из-за того, что ему не хватает разнообразия, ответственности или признания в труде. Из теории Херцберга следует немало интересных выводов. К примеру, вывод об асимметрии удовлетворенности и неудовлетворенности. Человек гораздо чаще бывает всем недоволен, а счастливые моменты происходят очень редко. Такое обыденное наблюдение вполне подтверждается научными фактами: действие неудовлетворенности оказывается более продолжительным и весомым. Стоит улучшить условия труда, повысить зарплату работникам, как через некоторое время они вновь выказывают недовольство. Человек быстро привыкает к хорошему, и если компании постоянно не заботятся о гигиенических условиях труда, периодически повышая зарплату, совершенствуя стиль руководства или добавляя новые социальные гарантии, то у персонала с течением времени наступает пресыщение. Он начинает требовать новых улучшений, проявляя неудовлетворенность. Таким образом, состояние удовлетворенности — краткий миг в нашей трудовой биографии, а неудовлетворенность — хроническое состояние социального бытия (рис. 45). Низшие 10 гигиенических факторов, если их улучшить, снижают текучесть кадров, но добиться роста производительности труда этим нельзя. За это отвечает мотивация. Если уменьшать нижнюю стрелку, то дойдем сначала до линии интерференции и только потом к удовлетворенности. 10 факторов можно разбить на мелкие шкалы, и затеряется степень неудовлетво- Рис. 45. Анализ асимметрии удовлетворенности и неудовлетворенности ренности, измеряем все факторы и отмечаем кружками — но это лишь индивидуальная неудовлетворенность трудом. Но если присутствует коллективная, то это ведет к социальной напряженности, которая связана с коллективными условиями труда. Таким образом можно предвидеть текучесть кадров и другие проблемы (устойчивость персонала), а изучив — стабилизировать персонал. Наши руководители предпочитают вкладывать средства в зарплату, а не в улучшение условий труда (так выгоднее). Люди соглашаются с плохими условиями труда из-за высокой зарплаты. Они являются тормозом социально-технического прогресса. После достижения уровня интерферентнос- ти необходимо воздействовать уже на другую группу — группу мотиваторов. Итак, плохие условия труда — настоящая беда для администрации, а хорошие условия — временная передышка. Для того чтобы добиться стабильности персонала и роста производительности труда, как следует из концепции Херцберга, администрации надо все время бежать вперед. Любая остановка означает смерть. Гигиенические и мотивационные факторы могут иметь высокую (хорошую) и низкую (плохую) оценки. Их комбинация дает четыре возможные ситуации. Высокая гигиена/высокая мотивация: идеальная ситуация, при которой работники высоко мотивированы и не жалуются на условия труда. Высокая гигиена/низкая мотивация: рабочие не жалуются на плохие условия труда, но и не заинтересованы повышать его производительность; ситуация называется «работать за чеки» («The job is a paycheck») Низкая гигиена/высокая мотивация: работники готовы трудиться изо всех сил, но постоянно жалуются на несносные условия труда; иначе говоря, работа творческая и интересная, но зарплата мизерная, а условия скотские. Низкая гигиена/низкая зарплата: наихудшая ситуация, в какую только может попасть человек; работа неинтересная, скучная и однообразная, а зарплата низкая — подстать никудышным условиям труда. Ф. Херцберг заслужил неофициальное звание «гуру профессиональной психологии» («поп poppsychoology»), он — самый читаемый автор авторитетного журнала «Harvard Business Review» за все времена.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |