КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация традиционализма
Религиозная мотивация протестантизма стимулирует те потребности, которые всегда были естественными для человека: стремление к обогащению и самоутверждение в труде. Но на эгоизм, карьерную мотивацию, желание нажиться за счет других протестантизм накладывает жесткие этические ограничения. Богатый, но нечестный спасения не получит. Обогащайся, но в меру. Если мы сравним этические идеалы античной Греции и протестантской Европы, то увидим между ними несомненное сходство. Торжеству рационального капитализма серьезно препятствуют два фактора — традиционное мышление рабочих и столь же традиционное мышление предпринимателей. Для капитализма столь же неприемлемы недисциплинированные, несознательные рабочие, как и откровенно беззастенчивые в своей склонности к наживе дельцы23. Традиционные образ мысли и образ жизни преобладают в слаборазвитых в сравнении с Западной Европой странах, там, где хозяйственная деятельность не ориентирована ни на рациональное использование капитала, ни на рациональную организацию труда. Первым противником, с которым пришлось столкнуться «духу капитализма», явился традиционализм в поведении и образе жизни рабочих. Особенно сильны его позиции там, где процветает сдельная оплата труда. Обычный способ, каким предприниматель стремится повысить эффективность производства, заключается в повышении расценок. Он ожидает, что рост зарплаты в короткий срок изменит мотивацию рабочих, вызовет их заинтересованность в увеличении производительности труда. Однако ожидания предпринимателя часто не оправдываются. Причина кроется в психологии поведения рабочих. «В ряде случаев повышение расценок ведет за собой не рост, а снижение производительности труда, так как рабочие реагируют на повышение заработной платы уменьшением, а не увеличением дневной выработки»24. Предположим, что жнец получает за 1 морген земли 1 марку, а его ежедневная выработка составляет 2,5 моргена. Таким образом, в день он зарабатывает 2,5 марки. После повышения оплаты на 25 пфеннигов за 1 морген он стал убирать вместо ожидав- 22 ФеврЛ. Бои за историю. М., 1991. С. 214. 23 Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 78—79. 24 Там же. С. 80. шихся 3 моргенов всего лишь 2, получая не 3,75 марки в день, а все те же 2,5. «Увеличение заработка привлекло его меньше, чем облегчение работы: он не спрашивал: сколько я смогу заработать за день, увеличив до максимума производительность моего труда; вопрос ставился по-иному: сколько мне надо работать для того, чтобы заработать те же 2,5 марки, которые я получал до сих пор и которые удовлетворяли мои традиционные потребности? Приведенный пример может служить иллюстрацией того строя мышления, который мы именуем "традиционализмом": человек "по своей природе" не склонен зарабатывать деньги, все больше и больше денег, он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни. Повсюду, где современный капитализм пытался повысить "производительность" труда путем увеличения его интенсивности, он наталкивался на этот лейтмотив докапиталистического отношения к труду». Такова первая стратегия — повышение зарплаты, при помощи которой безуспешно пытались разбить лед традиционализма. Столь же безуспешен и второй способ — стратегия снижения зарплаты, стремление «принудить рабочих производить больше, чем раньше, путем снижения заработной платы»25. Вебер не приводит количественных расчетов, но их можно получить, пользуясь вышеприведенным примером. Предположим, что жнец получает за 1 морген убранной земли 1 марку, а его ежедневная норма составляет 2,5 моргена. После понижения зарплаты, а точнее сказать, расценки на 25 пфеннигов за 1 морген он вместо ожидавшихся 3 или 5 моргенов, что позволило бы ему получить ту же зарплату или зарабатывать больше, убирал 2,5 моргена либо еще меньшую площадь. Если при первой стратегии предприниматель ожидал получить прибыль за счет тех денег, которые он зарабатывает, продав больший, чем раньше, урожай (по его расчетам производительность труда должна увеличиться), то при второй стратегии он намеревался получить прибыль за счет тех денег, которые он недоплатил бы в качестве зарплаты. Хотя Вебер этого не говорит, называя обе стратегии неудачными, но вторая дает эффект в краткосрочной перспективе и ведет к провалу в долгосрочной перспективе. Напротив, стратегия повышения зарплаты более выгодна в долгосрочной перспективе, но ничего не дает в краткосрочной перспективе. Косвенно Вебер объясняет причины. Те, кто снижает зарплату, надеясь за ее счет повысить прибыль, убеждены, что человек трудится до тех пор, пока беден; стоит ему разбогатеть, как он перестает работать. Подобная философия находит свое воплощение в сохранении безработицы («резервной армии труда») и конкуренции на рынке труда и дешевой рабочей силы. Конечно, чем дешевле труд, тем шире возможности у предпринимателей по расширению бизнеса. Однако у дешевого труда есть оборотная сторона: чем меньше платят рабочему, тем хуже он восстанавливается. Недоплата имеет своим следствием недоедание и физическое истощение. Чем хуже питается работник, тем менее производителен он: даже физически он не в состоянии выполнять прежние нормы (если они достаточно высоки). Производительность неминуемо падает. В результате дешевый труд оказывается в перспективе очень дорогим. Современный силезец (т.е. поляк) при полном Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 81. напряжении сил убирает две трети той нормы, которую свободно выполняет лучше питающийся померанец или мекленбуржец. Следовательно, чем выше зарплата, содержательнее и богаче образ жизни, тем выше производительность труда и прибыль предпринимателя. Дешевый труд сдерживает будущее развитие производства. Низкая зарплата не оправдывает себя и дает обратные результаты в тех случаях, где необходимы высокая квалификация, инициативность, умение брать на себя ответственность, где используются современные высокотехнологичные работы. Иначе говоря, дешевый труд не оправдывает себя там, где работа становится «призванием», где труд является абсолютной самоцелью. Обе стратегии стимулирования, несмотря на свои различия, имеют дело с одной и той же моделью поведения работника: он всегда рассчитывает, как бы при максимуме удобства и минимуме напряжения сохранить свой обычный заработок. В «Протестантской этике» Вебер подвергает ее лишь теоретическому изучению, но известно, что он изучал вопрос также эмпирически, участвуя в серии конкретных исследований в промышленности. Одно из них проводилось уже после публикации «Протестантской этики», а именно в 1910 г., под руководством А. Левенстейна. По всей видимости, теоретическая проработка вопроса послужила исходной базой для эмпирического исследования, в котором этот вопрос получил более детальную и систематическую прописку. По поводу теоретической проработки вопроса можно высказать ряд замечаний, которые, на наш взгляд, делают проблематичными окончательные выводы и оценки Вебера. Стремление не зарабатывать больше нормы, требующейся для поддержания привычного образа жизни, Вебер интерпретирует как самое яркое проявление традиционализма, указывая на то, что расчет на «жажду наживы» у рабочих не проявился. Но должен ли он вообще проявиться? Почему рабочему должна быть свойственна та же мотивация или ориентация, что и предпринимателю, — жажда наживы? Почему Вебер априорно полагает, что у них одинаковая ориентация, если возможности обогащения, свобода в выборе средств обогащения у них различны? Разны у них и цели деятельности, характер и содержание труда, положение в системе общественного разделения труда и в иерархии управления, различные материальный достаток, источник и размер доходов, социальный статус, политические ориентации. Вебер не рассмотрел влияние указанных факторов, стало быть, окончательный вывод нельзя считать теоретически полным, доказанным.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |