Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментальная часть. Приборы и оборудование




 

Приборы и оборудование

Функциональная схема лабораторной установки представлена на рис.6.8, где:

ФПЭ-08 (ПИ) – модуль “Заряд-разряд конденсатора”;

ИП – источник питания;

PQ – звуковой генератор;

МС – магазин сопротивлений (R1);

МС – магазин сопротивлений (R2);

МЕ – магазин емкостей (С);

 
 

РО – электронный осциллограф.

 

 

Метод измерения

 

Схема состоит из источника постоянного тока ИП, генератора низкочастотных синусоидальных импульсов (звукового генератора), преобразователя ПИ синусоидальных импульсов в прямоугольные положительной полярности (преобразователь импульсов позволяет получить прямоугольные импульсы, скважность которых меняется регулятором на лицевой панели), двух магазинов сопротивлений R1 и R2, магазина емкостей С и электронного осциллографа.

Подаваемый с выхода генератора синусоидальный импульс преобразуется в прямоугольный и через магазин сопротивлений R2 подается на магазин емкостей С. Конденсатор заряжается. Время заряда конденсатора С можно изменять сопротивлением R2. В момент паузы происходит разряд конденсатора по цепи R1R2C. Время разряда определяется параметрами этой цепи.

Визуально процесс заряда-разряда конденсатора можно наблюдать на экране осциллографа. Наиболее устойчивый режим работы данной схемы обеспечивается при изменении номинальных величин элементов RC – цепи в следующих пределах:

С=0,02÷0,04 мкФ; R1=102÷103 Ом; R2=1÷5 кОм; fген=0,5÷5 кГц.

При этом сравнительно полно происходит процесс заряда-разряда конденсатора. При увеличении сопротивлений и емкости больше определенных значений конденсатор не успевает полностью зарядиться и разрядиться за один период цикла. Наблюдаемые при этом кривые заряда и разряда изображены на

 
 

рис.6.9 штрихпунктирной линией.

 

Экспериментальная установка

 

Синусоидальный сигнал с амплитудой (1÷3) В подается от входных гнезд Х1, Х2 через разделительный конденсатор С1 на компаратор D1. Выходной сигнал компаратора управляет усилительным каскадом.

Для изменения скважности импульсов служит цепочка R1 (потенциометр, установленный на передней панели), С2, С3. Емкость цепочки при помощи кнопочного переключателя S1, установленного на передней панели, можно менять в два раза, подключив один конденсатор или подключив оба сразу, но таким образом осуществляется грубая регулировка скважности. Плавное изменение скважности осуществляется изменением активного сопротивления цепочки при помощи потенциометра R1. На выходные гнезда Х3, Х4 подается сигнал прямоугольной формы положительной полярности амплитудой 11,5 В. С выходных гнезд преобразователя импульсов Х3, Х4 может сниматься сигнал синусоидальной формы или импульсы прямоугольной формы различной скважности. Для получения нужного сигнала на выходных гнездах Х3, Х4 используется переключатель S2.

При нажатии кнопки S2.1 на выходе получаем сигнал синусоидальной формы, нажав кнопку S2.2 – прямоугольный импульс, кнопка S2.3 используется при проведении лабораторной работы ФПЭ-08, к этой кнопке подпаян диод VD1, препятствующий разряду емкости, исследуемой в работе, через ПИ в период паузы.

 

Порядок выполнения работы

 

1. Ознакомиться с работой звукового генератора и электронного осциллографа.

2. Установить следующие параметры выходного напряжения звукового генератора: частота 2 кГц, напряжение 2-3 В.

3. Установить импульсы наибольшей скважности. Для этого нажать левую кнопку “скважность–грубо” преобразователя импульсов ПИ (модуль ФПЭ-08). Ручку “скважность-точно” установить в крайнее правое положение.

4. Подготовить осциллограф к работе:

а) включить развертку электронного усилителя Y и установить частоту развертки, удобную для наблюдения сигналов частотой 2-10 кГц;

б) усиление по оси Y электронного осциллографа установить таким, чтобы можно было измерять переменное напряжение до 10 В;

в) установить время горизонтальной развертки луча таким, чтобы на экране помещалось 1-2 периода синусоидального напряжения частотой 2 кГц.

5. Включить лабораторный стенд и приборы.

6. Установить на экране осциллографа устойчивую картину.

7. Установить на магазине сопротивлений R1 значение 102 Ом.

8. Установить на магазине сопротивлений R2 значение 103 Ом.

9. Установить на магазине емкостей значение С=2ּ10-2 мкФ.

 

Задание 1: Изучение кривых заряда и разряда конденсатора

1. Установить усиление канала Y осциллографа таким, чтобы высота импульса на экране была максимальной. Совместить начало кривой заряда с началом шкалы осциллографа. Установить частоту развертки осциллографа такой, чтобы на экране уместилась полная кривая заряда и разряда конденсатора. Снять зависимость Y=f(X), измеряя X в секундах, а Y – в вольтах. Записать 8-10 значений X и Y. Результаты занести в таблицу 8.1, построить кривую заряда конденсатора.

2. Аналогичные измерения провести для кривой разряда, совместив начало кривой разряда с началом координат на шкале осциллографа. Результаты занести в таблицу 8.2, построить кривую разряда конденсатора.

3. По кривым заряда и разряда конденсатора определить время, за которое величина напряжения падает до половины первоначального значения (“половинное время”) и по формуле 8.10. вычислить время релаксации .

4. Не изменяя усиление канала Y осциллографа, получить на экране кривые заряда и разряда конденсатора при других значениях R2 и С, оставляя неизменной величину сопротивления R1=102 Ом.

Рекомендуемые значения R2 и С следующие:

1) R2=103 Ом; C=2×10-2÷4×10-2 мкФ;

2) R2=2×103 Ом; C=1×10-2 мкФ;

3) R2=3×103 Ом; C=1×10-2 мкФ.

Измерить по наблюдаемым на экране осциллографа кривым релаксации заряда “половинное время” в делениях шкалы. Затем t1/2 перевести в секунды.

Для получения достаточно полного процесса заряда и разряда конденсатора можно изменять частоту следования импульсов, меняя частоту звукового генератора.

5. Вычислить постоянную времени RC, используя значение параметров RC – цепи. Учесть, что при заряде конденсатора R=R2, а при разряде R=R1+R2. Рассчитать отношение t1/2 к RC для всех случаев по формуле

. (6.11)

6. Сравнить величину А с теоретическим значением, равным

.

7. Оценить погрешность измерений по формуле

,

где <АИЗМ> - среднее значение выполненных измерений.

Данные занести в таблицу 6.3.

 

Задание 2: Построение кривой разряда конденсатора в логарифмическом масштабе

Из формулы (6.8) находим

, (6.12)

Логарифмируя левую и правую части формулы (6.12), получаем

. (6.13)

Воспользовавшись данными таблицы 6.2, построить логарифмическую зависимость, характеризующую изменение напряжения на конденсаторе от времени t при разряде конденсатора, учитывая, что U0=Y(0), U(t)=Y(X), X=t. Котангенс угла наклона полученной прямой есть характеристическое время релаксации заряда, или постоянная времени RC:

. (6.14)

Сравнить полученные результаты со значениями постоянной времени, найденными в задании 1.

 

Таблица 6.1

X, c                    
Y, В                    

 

Таблица 6.2

X, c                    
Y, В U0=                  
                   

 

Таблица 6.3

R2, ּ103 Ом C, ּ10-2 мrФ t1/2 Aизм δ
         
         
         
         
         

Контрольные вопросы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.