КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Буддизм в Китае
4* 51 принимали участие в движении «Кхмер Иссарак» — вооруженной форме борьбы за независимость. После обретения независимости в 1953 г. буддизм, будучи государственной религией, закрепленной в конституции, являлся составной частью официальной идеологии и использовался при выработке националистической программы развития страны — «кхмерского буддийского социализма». Сангха активно сотрудничала с правительством в традиционных для себя областях — образовании, здравоохранении, социально-культурной сфере. Однако она была практически отстранена от участия в политической деятельности. Глава государства Н. Сианук отказывал монашеству в праве на какую-либо самостоятельную политическую роль, считая, что важность роли сангхи в политической жизни общества определялась не непосредственным ее участием в осуществлении тех или иных светских политических программ, а ее способностью легитимировать их и тем самым создавать благоприятный социополити-ческий климат вокруг данных программ для их успешного осуществления светскими властями. Тем самым сангха выполняла традиционную социально-интегрирующую роль в кхмерском обществе как на микро-, так и на макроуровнях. После государственного переворота 18 марта 1970 г. и установления в стране военного режима Лон Нола началось «форсированное» втягивание сангхи в политику, она стала тем общественным институтом, к помощи которого прибегали противоборствующие политические силы для достижения своих чисто светских целей. Часть сангхи, выйдя на политическую арену борьбы, заняла довольно реакционные позиции, начав активно сотрудничать с армией и поддержав лозунг «религиозной войны», выдвинутый Лон Нолом. Подобная политизация монашества привела к открытому расколу в сангхе, падению ее авторитета и престижа среди населения. При режиме Пол Пота (1975—1979) сангха была упразднена, монастыри закрыты, отправление культа запрещено. После образования Народной Республики Кампучия в 1979 г. был взят курс на возрождение буддизма, хотя на деятельность сангхи накладывались серьезные ограничения. Вводились возрастные ограничения (старше 50 лет) на вхождение в сангху, деятельность служителей культа была поставлена под строгий контроль государства. Власти стремились использовать монашество для разъяснения и пропаганды среди населения политической линии Народно-революционной партии Кампучии. В 1990 г. буддизм вновь был провозглашен государственной религией страны. После реставрации в Камбодже монархии в 1993 г. буддийская сангха переживает период подъема, что находит отражение в ее численном росте, активизации социально-культурной и просветительской деятельности, в возрождении буддийских праздников. Триада «на- ция — трон — религия» объявлена главной идеологической установкой, закрепленной в конституции. Мьянма. В Мьянме1 около 80 % населения исповедуют буддизм. Широкое распространение тхеравады в этой стране начинается при короле Анируде (1044—1077) после присоединения им к Пагану монских городов юга Мьянмы, население которых исповедовало буддизм. Оттуда в столицу Мьянмы — Паган — были вывезены буддийские книги, прибыли монахи, архитекторы и художники. Уже при Анируде начинается строительство буддийских монастырей, собирание религиозных текстов, поиски священных реликвий, приглашение проповедников тхеравады. Тхеравада становится государственной религией Патана, а само Паганское царство с конца XI по XIII в.— важнейшим буддийским центром в регионе. Со второй половины XI в. в Пагане велось широкое храмовое строительство (только в самом городе Пагане сейчас насчитывается около 2300 культовых сооружений), организуются монастыри, вырабатываются канонические тексты, расширяются прямые религиозные контакты между Патаном и Ланкой. Укрепление буддизма в Пагане в этот период связано с именем первосвященника Мьянмы Шин Араха-на — монского монаха, духовного наставника первых паганских царей. Усиление буддийской церкви за счет подношений верующих и царского патроната вело к созданию сети монастырей, становившихся крупными землевладельцами, собственниками большого числа рабов и материальных ценностей. Обогащение монашества привело к обострению отношений внутри сангхи и отпочкованию от нее «лесных братьев» ари, проповедовавших бедность и отказ от мирских благ. Однако вскоре ари начали организовывать собственные монастыри и к XIII в. они уже мало чем отличались от остальных буддистов. После падения Паганского государства монастыри оставались центрами мьянманской культуры. В раздробленной Мьянме именно там концентрировались грамотные люди, там развивался мьянманский литературный язык. Расцвет литературы в XV—XVI вв. связан с именами монахов— известных поэтов и писателей Мьянмы. Влияние буддизма во всех областях жизни достигло апогея в период династии Конбаунов (XVIII—XIX вв.). В начале XX в. буддизм стал играть большую роль в борьбе за национальное освобождение Бирмы от английского колониального правления. Создание первых организаций, боровшихся за права бирманских жителей, происходило под лозунгом охраны буддизма, защиты национальных обычаев и культуры и привело к созданию буддийских ассоциаций и ГСБА (Генерального совета бирманских ассоциаций). Монашест- До 1988 г. официально называлась Республика Бирманский Союз. во играло в этих организациях важную роль. Не имея права непосредственно участвовать в политике, монашеские союзы поддерживали различные политические группировки, настраивая общественное мнение в пользу своих союзников. В 20-е годы среди монахов выделяются активные деятели национально-освободительного движения, агитировавшие против английского господства. Наиболее выдающимся из них был У Оттама. Другой монах, У Визара, получил широкую известность в Бирме, объявив голодовку (в результате которой он умер) в знак протеста против английского господства. После получения независимости в 50—60-е годы в Бирме наблюдался период так называемого «буддийского ренессанса», связанный с попыткой правительства широко использовать в своей политике национализм, мировоззренческую основу которого составлял буддизм. В 1961 г. правительство Союзной партии во главе с У Ну провозгласило С приходом к власти военных во главе с генералом Не Вином в 1962 г. была провозглашена свобода вероисповедания. Религия была от В 80-е годы начинается новый этап во взаимоотношениях между государством и сангхой в Бирме. В мае 1980 г. был созван Всебирманский буддийский собор, на котором избраны Высший совет сангхи и духовный суд. Сангха официально признала и освятила режим, а правительство подтвердило готовность выступать патроном сангхи. В числе обязательств перед буддийской общиной оно взяло на себя часть функций по пропаганде буддизма и по присуждению почетных религиозных званий. С помощью властей была создана относительно четкая структура сангхи, совпадавшая с административно-территориальным делением Социалистической Республики Бирманский Союз. Одновременно были созданы условия для проведения чистки сангхи и наведения в ней внутренней дисциплины руками самих монахов. В настоящее время отмечается довольно тесное взаимодействие между сангхой и государством, однако религиозная ситуация в Мьянме осложнена нерешенностью национального вопроса. В отличие от других стран Индокитая в Мьянме социально-религиозная ориентация верующих в меньшей степени связана с накоплением религиозных заслуг и в большей степени переплетена с местной анимистической традицией. Важнейшим компонентом буддизма Мьянмы стал культ духов-натов — сверхъестественных существ местной анимистической традиции, занимавший главенствующее место в религиозных представлениях мьянманцев в древности. В соответствии с этим культом каждый человек, умерший при неестественных обстоятельствах— убитый, исчезнувший, заболевший необычной болезнью,— становится натом, память о котором передается из поколения в поколение. Как правило, наты равнодушны к людям и не вмешиваются в их дела. Но существуют и злые наты, которых надо задабривать, чтобы они не принесли вреда. Помимо местных существуют наты, культ которых распространен во всей Мьянме. Это — «37 натов», главными из которых являются брат и сестра Махагири, по преданию сожженные заживо в древности, и братья Шве Пьин, казненные в Пагане. Борьба буддийской сангхи с натами закончилась тем, что они были введены в буддийский пантеон как «37 правителей», стали интерпретироваться с позиций буддизма, их изображения встречаются в пагодах. С натами связана ритуальная магия, направленная на защиту верующего от воздействия сил царства духов. Формирование подобной религиозной системы мьянманского буддизма определило и функции членов сангхи. Рядовые монахи выступают как функционеры этой религиозной системы, выполняя роль астрологов, предсказателей, заклинателей, а знатоки канонических текстов составляют духовную элиту, которой подвластны более высокие сферы божественных сил, связанных уже непосредственно с чисто буддийским пантеоном. В результате мьянман- ский верующий уповает на изменение своей кармы не столько через накопление религиозных заслуг, сколько с помощью чуда или покровительства какого-либо божества. Лаос. В Лаосе буддизм исповедуют более 70 % населения. Буддизм стал официальной религией Лаоса в середине XIV в. при короле Фангу-ме (1316—1376), нуждавшемся в интегрирующей религии для созданного им государства Лан Санг. В 1359 г. во Вьентьян прибыла религиозная миссия из Камбоджи. Кхмерские монахи привезли золотую статую Будды Пхабанг, отлитую на Ланке в XI в., которая стала палладиумом лаосского королевства и впоследствии дала название его столице — Лу-ан Пхабанг. В Лан Санг были также доставлены саженец священного дерева бодхи и полный текст «Трипитаки». Религиозный наставник короля Фангума монах Пра Махасамана обнаружил на лаосской территории след Будды в районе Нон Сон Роп, где и построили монастырь Ват Кео, а в ступе замуровали «сустав пальца правой руки Будды». В Лан Санге была образована буддийская монашеская община, по всей стране началось строительство монастырей и пропаганда тхеравады. XTV—XV вв.— период дальнейшего укрепления позиций тхеравады в Лан Санге. Король Сам Сен Таи (1372—1417) большое внимание уделял упрочению буддийской сангхи, вел обширное строительство храмов, пагод, буддийских библиотек. Особыми размерами отличался королевский храм Ват Пракео в Луангпрабанге. Этому храму Сам Сен Таи даровал специальную привилегию: преступник, которому монахи давали убежище в его стенах, получал амнистию. XVI в.— период расцвета буддизма в Лан Санге. При короле Чао Висулраде (1500—1520) были построены многочисленные буддийские храмы вокруг королевского дворца. В 1502 г. он торжественно перевез из Вьентяна в столицу знаменитую статую Будды «Пхабанг», для которой был построен специальный храм высотой в 40 м. При Чао Висулраде была переведена на лаосский язык с пали «Трипитака». Его сын — король Потисарат (1520—1550) — был ревностным приверженцем тхеравадского буддизма сингальского толка, обновленного чианг-майскими религиозными теоретиками. В 1523 г. он направил посольство в Чиангмай с просьбой прислать новейшую буддийскую литературу и монахов — экспертов по буддизму. В Лаос прибыла группа тайских монахов во главе со знаменитым вероучителем Пра Маха Монгконом и привезла 60 экземпляров «Трипитаки», «очищенной от прежних ошибок». Началась энергичная переподготовка лаосских монахов, в ходе которой сам король удалился на время в монастырь. После подготовки кадров буддийских монахов «правильной» (унифицированной) религии Потисарат в 1527 г. начал борьбу с анимистическими верованиями, издав указ о запрещении культа духов «пхи». Многие храмы и алтари ду- хов — покровителей «пхи» — были разрушены по всей стране и заменены буддийскими святилищами и монастырями. Так был разрушен храм духа хранителя столицы королевства Луангпрабанга и на его месте воздвигнута огромная пагода «Сисуваннатевалок», простоявшая до конца XIX в. В XVII в. в период правления Сулиньявонгса (1637—1694) продолжался дальнейший расцвет буддизма в Лаосе. Однако после его смерти буддийская сангха пришла в упадок, а в конце XIX в. оказалась в кризисном состоянии. Ее возрождение и подъем начались после прихода в конце XIX в. французских колонизаторов, стремившихся использовать буддизм для укрепления политической стабильности в Лаосе. Стали восстанавливаться храмы, был создан Буддийский институт, в государственных школах было введено преподавание буддизма. Несмотря на то что французские власти способствовали возрождению буддизма, последний сыграл определенную роль в активизации в стране антиколониального движения, поскольку с позиций защиты национальных традиций, в частности буддизма, велась критика французского господства, а религиозные традиции использовались для мобилизации верующих на борьбу за национальное освобождение. К середине XX в. буддийская сангха Лаоса стала влиятельным общественным институтом, находившимся под покровительством короля. По первой конституции Лаоса 1947 г. буддизм получил статус государственной религии. Была создана новая организационная структура санг-хи, которая повторяла административную систему королевства, вводилась централизованная система буддийского образования, высшим звеном которой стал Буддийский институт. Поставленная под жесткий контроль правительства, сангха играла второстепенную роль в общественно-политической жизни Королевства Лаос. В основном ее роль сводилась к традиционной просветительской деятельности. В условиях политической нестабильности и периодических вспышек гражданской войны монастырь был местом, где лаосский верующий обретал временное спокойствие и надежду на мирную жизнь. В целом сангха оставалась достаточно нейтральной по отношению и к феодально-буржуазному режиму Королевства Лаоса, и к национально-освободительному движению, опиравшемуся на освобожденные районы Лаоса. После провозглашения в 1975 г. Лаосской Народно-Демократической Республики буддизм был фактически отделен от государства, а всем гражданам страны предоставлена свобода совести и вероисповедания. Буддийская сангха в Лаосе представляет собой религиозно-общественную организацию, объединяющую всех буддийских монахов страны, и известна под названием Лаосская буддийская ассоциация (ЛБА). Она входит в политическую структуру общества через Фронт национа- льного строительства Лаоса, во всех отделениях которого имеет своих представителей. В 70—80-е годы лаосская сангха активно привлекалась правящим режимом для пропаганды среди населения основ марксистско-ленинского учения, задач и целей лаосской революции, для разъяснения политики Народно-революционной партии Лаоса. Сангха сотрудничала с правительством, местными органами власти, помогая в мобилизации населения на осуществление различных правительственных программ социально-культурного развития. В 90-е годы деятельность лаосской сангхи менее политизирована, она в большей степени выполняет традиционные функции: просветительскую, здравоохранительную, культурно-охранительную и миротворческую. Буддизм проник в Китай в I в. н. э. благодаря притоку монахов по Великому шелковому пути из центрально-азиатских стран. Одними из первых активных проповедников и переводчиков этой новой для китайцев религии были монахи Ань Шигао из Парфии и Локаракша из Бакт-рии (II в.). В Китае буддизму пришлось столкнуться с равным по древности и глубине учением — конфуцианством, а также с даосизмом, поэтому, несмотря на достаточно активную миссионерскую и переводческую деятельность, вплоть до III—IV вв. влияние буддизма было незначительным. Далее, в период междоусобиц III—VI вв., он получает развитие и распространение не только среди широких слоев населения, но и у официальных властей. В это время близ столичных городов Лояна и Чанани действовало около 180 буддийских храмов и других религиозных центров, в которых преобладал культ будды Майтреи и будды Ами-табы. Первыми распространение буддизма в Китае начали представители хинаяны, но они не выдержали конкуренции с конфуцианством и уступили место более гибким сторонникам махаяны. В частности, китайцев не устраивали такие положения хинаяны, как достижение освобождения через долгие циклы перерождений, необходимость быть монахом и т. д. Творческое освоение различных буддийских доктрин махаяны привело к возникновению в Китае различных буддийских школ. Взаимодействие с конфуцианством и даосизмом, всей культурной самобытностью Китая определило особенности китайского буддизма — в его учениях имеются элементы китайского мировоззрения и мышления, абсолютно новые подходы к решению буддийских проблем. В школе фасян, основанной знаменитым путешественником Сюань Цзаном, получили определенное развитие учения индийской буддийской школы йогачаров, в частности теория о дхармах (кит. фа). Творческое развитие идей индийской школы мадхьямиков привело к становлению китайской школы саньлунь. Здесь полемика с фасян о природе истинно сущего привела к глубокой разработке учения о пустоте (кит. кун). Теория двух истин — условной и абсолютной, разрабатывавшаяся основателем саньлунь Цзи Цзаном (549—632), стала одной из центральных в учениях школ хуаянь (первый патриарх — Ду Шунь (557—640)) и тяньтай (основоположник — Чжи И), которые возникли в VI в. в период расцвета буддизма в Китае в эпоху династии Суй. Развитие концепции освобождения школой хуаянь с акцентированием идей о наличии природы Будды во всем сущем и внезапном достижении состояния просветления повлияло на процесс становления школы чань, которая сыграет выдающуюся роль в истории китайского буддизма. По традиции, основателем чань признается легендарный буддийский проповедник Бодхидхарма (кит. Пути Дамо), прибывший в Китай в конце V в. Свое дальнейшее развитие учение этой школы получило в работах патриархов Хунчженя (605—675), Хуэй-нэна (638—713), Мацу (709—788) и др. В VII в. происходит распад этого ведущего направления китайского буддизма на две ветви — северную и южную. Различия между ними были схожи с различиями между хинаяной и махая-ной— если, согласно северной ветви, просветление приходит постепенно, требует времени и сосредоточенности, то в учениях южной ветви акцент перенесен на внезапность, всеохватываемость просветления. Таким образом, в южной школе чань на первый план выводился психологический фактор. Северная ветвь вскоре полностью исчезнет, а в южной идеи автора «Сутры помоста о сокровище закона» (Фабао тань-цын) Шестого патриарха Хуэй-нэна определили дальнейшее развитие этой школы. Восприняв в качестве центральных категорий такие понятия буддийской философии, как шунья, нирвана и др., основной упор в их постижении последователи чань делали не на логические или лингвистические, а на вневербальные средства (метод «внезапного озарения» — сатори). Для этого, кроме собственно медитации, активно использовались парадоксальные задачи (гун-ань), диалоги (вэнь-да), дыхательные или гимнастические упражнения (разработанные, например, в искусстве боевого единоборства), физическая работа и т. д. Просветления, как считалось, можно было также достичь аномальным (недостойным) поведением — громким хохотом, резким окликом и т. д. Эпоха Суй-Тан (VI—X вв.) была в Китае периодом наивысшего расцвета буддизма. В VI в. император У-ди провозглашает буддизм госу- дарственным учением. Создалась крепкая церковная организация, находившаяся в зависимости от императора. Монастыри обладали значительной земельной собственностью, скотом, мельницами и т. д., получаемым как от императоров, так и от знати. В буддизм со временем стали проникать местные культы и небуддийские верования, что привело к появлению так называемого «народного буддизма». Центральными фигурами китайского буддийского пантеона стали будды Майтрея (культ установлен братством Дао Юаня (312—385)) и Амитаба (основатель — Хуэй Юань (334—417)), бодхи-саттва Гуань-инь (Авалокитешвара). Переплетение буддизма с родовыми культами и культами локальных божеств привело к тому, что в очень скором времени вся страна была покрыта храмами, пагодами, монастырями. Так, в Северном Вэй из 30 тысяч храмов чуть меньше тысячи было сооружено аристократами, остальные — простолюдинами. Однако уже в IX в. целым рядом антибуддийских декретов было закрыто и ликвидировано около 4600 монастырей и храмов, конфискованы земли и имущество, сильно ограничены права и привилегии общин. Такие потери одновременно с процессом упадка буддизма в Индии подорвали силу и влияние китайского буддизма. Даже в эпоху Сун (X—XIII вв.), в период расцвета китайского государства, буддизм, несмотря на поддержку со стороны императоров, не смог вернуть свои утраченные позиции. Во время монгольской династии Юань (сер. XIII — сер. XIV вв.) покровительством императорского двора пользовался тибетский буддизм различных направлений: сакьяпа, кагьюпа, ньингмапа, где сильно были развиты традиции тантризма. Многие чаньские монахи были вынуждены эмигрировать в Японию и Корею. В послемонгольский период на первый план вышел буддизм тайных групп и обществ. Захват власти в Китае маньчжурской династией Цин (1640—1911), также опиравшейся на тибетский буддизм, еще более ослабил позиции собственно китайского буддизма. Он пребывал в состоянии крайнего упадка, религиозная философия практически не развивалась. Борьба китайцев за независимость, возрождение национального самосознания, наряду с изменениями в социально-экономической сфере, вели к усилению позиций прежде всего конфуцианства. Эта тенденция сохранилась и тогда, когда в 1949 г. было провозглашено образование КНР. Буддизм оказался под пристальным вниманием властей. В 1953 г. была создана Китайская Буддийская Ассоциация, закрытая в годы культурной революции и вновь учрежденная в 1980 г. К настоящему времени восстановлены крупнейшие буддийские монастыри, открыты академии и школы. В стране наблюдается всплеск нового интереса к этой древнейшей мировой религии. За последние годы возникли новые направления китайско- го буддизма (необуддизм), однако власти оказывают поддержку в основном традиционным школам чань. Буддизм оказал огромное влияние на китайскую культуру — на живопись, литературу, архитектуру. Уже невозможно представить себе культуру Китая без древнейшего буддийского монастыря Баймасы, храмовых комплексов Дуньхуана и Лунмыня, без чаньской поэзии. Чань-буддизм распространен в Корее, Вьетнаме, довольно успешно распространяется в настоящее время в странах Запада, особенно в своей японской разновидности — дзен.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |