КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Арабские завоевания и формирование мусульманского мира
Правление «праведных халифов». Мухаммад скончался, не успев назвать своего преемника и не оставив завещания о правилах передачи власти в общине. Это обстоятельство вызвало замешательство в среде мусульман, и начались споры и столкновения между различными группировками. Перед всей общиной встали серьезные проблемы, которые были не предусмотрены ни одним из высказываний Пророка. Суть этих вопросов заключалась в следующем: прекратились контакты общины с Аллахом через Мухаммада, и неоткуда было получать наставления; умер последний пророк, и никто не мог определить, как назвать его преемника; скончался глава общины-государства, а вопрос о преемстве власти не был решен при его жизни. Самой насущной оказалась третья проблема о непосредственном преемнике Пророка, и она носила чисто политический характер. На это место могли претендовать виднейшие сподвижники Мухаммада, прибывшие с ним из Мекки в Медину, т. е. мухаджиры. Претенденты на власть были и вне группы мухаджиров —мединцы, принявшие Мухаммада и поддержавшие его (ансары). Еще до кончины Мухаммада в Аравии появились люди, которые сами объявили себя пророками. В исторической традиции эти люди получили название «лжепророков». После смерти Мухаммада их число увеличилось, они отказались подчиняться мединским властям и начали вооруженную борьбу за власть. Наиболее активными среди них были аль-Асвад, стремившийся к объединению и независимости Йемена; «лжепророчица» Саджах, нашедшая отклик на свой призыв среди бедуинов Иемамы, Ирака и Бахрейна; Ту-лайха, чьи претензии не выходили за границы Центральной Аравии. В конечном итоге победу одержали представители мухаджиров, и первым преемником Мухаммада община верующих избрала Абу Бакра (правил с 632 по 634 г.), хотя при этом не обошлось без столкновений интересов разных сторон. В этом выборе важную роль сыграло то обстоятельство, что Абу Бакр еще при жизни Мухаммада в 631 г. возглавлял караван паломников в Мекку, и сам Пророк на время своей болезни назначил его предстоятелем на молитве в мединской мечети. Абу Бакр получил титул халифа — преемника, или заместителя. Абу Бакр был дальним родственником Мухаммада. Он один из первых уверовал в Пророка, за что был наречен Сиддиком («Правдивейшим»). Способ избрания Абу Бакра воспроизводил практику родового общества при избрании племенного вождя. Он был богатым мекканским купцом, оказывал финансовую поддержку общине, сопровождал Мухаммада во всех общественно значимых мероприятиях. В Медине он выдал замуж за Мухаммада свою дочь Аишу. Отличительной чертой правления Абу Бакра было то, что его родственники не пользовались никакими преимуществами и привилегиями. В мусульманской исторической традиции за ним закрепилась репутация мягкого, лишенного честолюбивых устремлений человека. При Абу Бакре были продолжены внешние завоевания, начатые еще при жизни Пророка. После смерти Абу Бакра община верующих избрала халифом Омара аль-Хаттаба (правил с 634 по 644 г.). Омар происходил из курайшитско-го рода, был торговцем тканями, что обеспечивало ему значительный доход. Хотя Омар принял ислам еще в 616 г., однако только в Медине он вошел в ближайшее окружение Пророка. Омар принимал активное 35* 547 участие во всех военных походах мусульман, выступил инициатором избрания халифом Абу Бакра и стал его ближайшим советником. Умирая, Абу Бакр рекомендовал Омара в качестве своего преемника, и община единодушно присягнула ему. Подобно Абу Бакру Омар выдал за Пророка свою дочь Хафсу В начале 40-х годов VII в. Омар принял титул амир аль-муминин — «повелителя правоверных». Он умер в 644 г. от ран, нанесенных ему рабом-персом в мединской мечети. Перед кончиной он успел назначить совет (аш-шура) из шести старейших сподвижников Мухаммада для избрания нового халифа. При Омаре практически была создана мусульманская империя, включавшая в себя основные районы побежденных империй — Сасанидской и Византийской, была сформирована в основополагающих чертах система управления завоеванными областями. Хотя халиф Омар сам не принимал непосредственного участия во внешних завоеваниях, однако не осуществлял общее руководство всеми контингентами арабских войск. Одна из главных заслуг Омара в обеспечении прочности власти на завоеванных территориях и бесперебойного поступления налоговых средств в казну халифата состояла в том, что он повсеместно запретил включать обрабатываемые и пригодные для обработки земли в категорию военной добычи и не разрешил ее раздела между участниками походов. Прецедент такого подхода к земле имел место еще при жизни Мухаммада, а Омар продолжил и закрепил эту практику. В последующей мусульманской историографии образ Омара подвергся идеализации, для чего были определенные основания. При том, что Омар возглавил обширную и могущественную империю, он отличался неравнодушным отношением к нуждам простых людей, не был склонен к демонстрации своей власти. Преемником Омара стал Осман ибн Аффан (правил с 644 по 656 г.), богатый мекканский купец из рода Омейядов. Он был одним из первых сподвижников Мухаммада. Около 610 г. Осман женился на дочери Пророка Рукайе, а после ее смерти — на другой дочери Мухаммада — Ум Кульсум. Мухаммад направил Османа с группой мусульман в Эфиопию, откуда тот сразу же после хиджры прибыл в Медину (623). Уже в Медине Мухаммад женился на дочери Османа. В течение 12 лет Осман возглавлял арабский халифат, в общих чертах продолжал политику Омара, укреплял систему управления. В то же время в отличие от своих предшественников он выдвигал на высокие государственные посты своих сородичей. В период его правления родственники халифа сконцентрировали в своих руках большие земельные владения в завоеванных странах. Эти действия послужили причиной убийства Османа. Четвертым халифом был избран Али ибн Аби Талиб, кровный родственник Мухаммада и муж его дочери Фатимы (правил с 656 по 661 г.), который открыто выступил против Омейядов. Мусульманская традиция называет первых четырех халифов «праведными». Арабские завоевания и складывание мусульманского мира. Арабские завоевания в широких масштабах начались непосредственно после смерти пророка Мухаммада и после усмирения восстаний племен в Аравии. Первые удары были направлены против Сасанидского Ирана и Византийской империи, которые значительно ослабили друг друга в постоянных войнах за господство на мировых торговых путях и в ближневосточном регионе. Не меньшую роль в подрыве позиций обеих держав играли их внутренние неурядицы, политическая нестабильность и идеологическая борьба. В Византии религиозный антагонизм, гонения против иноверцев-нехристиан и «еретиков», борьба внутри самой церкви, разделение церквей не могли не разъединять общество. Иран был охвачен восстаниями, династическим противоборством и смутой, когда в течение нескольких лет на троне сменилось не менее восьми царей. Данные обстоятельства значительно облегчили победу арабского оружия. Арабы практически нигде — ни в персидских, ни в византийских владениях — не встретили идейно-религиозного сопротивления. К середине VII в. было завершено завоевание Ирана, а на западе арабские войска овладели восточными провинциями Византийской империи— Сирией, Египтом и североафриканскими областями. Дальнейшие завоевания были завершены к середине VIII в., и к арабской империи были присоединены современный Афганистан, Средняя Азия, Закавказье; на Северном Кавказе арабы дошли до Дербента. В западном направлении завоевания были продолжены, и в состав халифата были включены Пиренейский полуостров, за исключением области, населенной басками, и Южная Франция. Единственно, где арабы потерпели неудачу,— это в борьбе за овладение Константинополем, который так и остался неосуществленной мечтой арабских завоевателей. С завершением завоеваний в общих чертах сложился мусульманский мир. На этом этапе мир, названный «мусульманским», был таковым только в политическом и культурном смысле. Населявшие его народы еще очень долго, в течение нескольких веков, исповедовали свои религии, в том числе христианство, иудаизм, зороастризм, местные традиционные верования. Немусульмане составляли большинство населения халифата, будучи включенными в категорию ахль аз-зимма — «покровительствуемых народов». Этот процесс следующим образом охарактеризовал академик В.В.Бартольд: «Только новая религия и тесно связанная с ней государственность могли доставить торжество отвергавшемуся христианством со времени Феодосия Великого началу религиозной терпимости и создать лучшие условия для политического и в особенности культурного объединения значительной части человечества»1. Распространение новой религии не было и не могло быть напрямую связано с арабскими завоеваниями и с вхождением различных территорий и стран в состав мусульманского государства. Завоеванные народы быстрее воспринимали арабский язык и письменность, чем ислам. Арабский литературный язык стал общим и главным средством образования, научной работы, литературного творчества, не говоря уже о богословии. Единственным исключением можно считать положение в Грузии и Армении. Несмотря на то что эти страны входили в состав халифата, армянский и грузинский народы сохранили свою приверженность христианству, свои языки и письменность. С арабским языком и с арабами в Сирии и Египте были знакомы задолго до ислама. В частности, в Сирии арабский язык наряду с арамейским и греческим употреблялся в христианской церковной службе и уже к IX в. вытеснил их. В этом же столетии в Сирии возникла православная христианская литература на арабском языке. В Египте распространение арабского языка также началось в доисламские времена, однако более близкое знакомство с арабами было осуществлено после завоеваний и особенно после переселения арабских племен в Египет. Уже в X в. многие христианские иерархи писали на арабском языке, а коптский язык постепенно был вытеснен из живой речи. Иранские, тюркские народы и берберы Северной Африки сохранили свои языки и наречия, но из арабского языка восприняли значительный объем лексики. Однако процесс заимствования не был односторонним, и арабский язык сам обогащался за счет других языков. Распространение ислама вширь первоначально было связано с продвижением мусульманских войск, с обустройством гарнизонов на местах и строительством новых городов и населенных пунктов в завоеванных областях. Вместе с тем восприятие новой религии иноверцами в первую очередь, было связано с политикой завоевателей, когда они освобождали принявших ислам от уплаты прежнего подушного налога, который взимался с взрослых мужчин и в Иране, и в Византии. Переход в ислам прежде всего означал подчинение политической власти мусульманских правителей, и это обстоятельство во многом облегчало арабам покорение новых земель. В дальнейшем на первый план выступила религиозная пропаганда мусульманского вероучения. Однако ислам был также воспринят многими народами, не входившими в состав халифата и среди которых не велась прямая проповедь новой религии. Большая роль в распространении ислама принадлежала мусульманским купцам, 1 Бартольд В. В. Сочинения. Т. 6. М., 1966. С. 219. которые имели фактории в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, во многих районах Африки южнее Сахары, особенно на восточном побережье Африканского континента. Мусульманские торговцы проникали по суше в центрально-азиатские области, в Монголию и Китай. В XIII—XIV вв. начинается новый этап в истории исламского мира, когда мусульмане уже составляют большинство населения в основных государственных образованиях, которыми управляли мусульманские династии, а иноверцы превращаются в этноконфессиональные меньшинства. К этому времени произошли важные изменения в этническом составе мусульман. В их среду влились берберы, персы, турки, курды, татары, монголы, некоторые народы, населявшие Афганистан, Индию, Цейлон, Китай, Бирму и другие страны Юго-Восточной Азии. Дальнейшая пропаганда ислама стала уделом и этих народов, однако арабский язык сохранил свое значение как средство международного общения и средство трансляции мусульманской общественной мысли. Распад арабского халифата и особенно падение Багдада под ударами монголов в 1252 г. означали утрату мусульманским миром политического единства. Постепенно возникают новые мусульманские империи — государство мамлюков с центром в Египте, Османская империя на Ближнем Востоке, государство Сефевидов в Иране, империя Великих Моголов в Северной Индии и государства в Юго-Восточной Азии с мусульманскими династиями во главе. Политическая дезинтеграция совпала с нарушением идейного единства мира ислама. Это нашло свое выражение в суннитско-шиитском противостоянии, а именно в войнах Османской империи и Сефевидского Ирана, где в XVI в. шиизм был признан официальным учением. В XVI—XVII вв. ислам распространяется в Восточной Европе, на Северном Кавказе, частично в Западной Грузии. Это в значительной мере обусловливалось соседством и влиянием как Османской империи, так и Сефевидского Ирана. В Средние века и частично в Новое время существовали побудительные мотивы объективного характера для перехода в ислам иноверцев, населявших мусульманские государства. Однако успехи ислама как религии нельзя объяснить только этими мотивами. В ислам переходили народы и племена, которые непосредственно не были подвластны мусульманским правителям и проживали далеко за пределами исламского мира. Потомки Пророка в общественной жизни мира ислама. Люди, происходившие из семьи Пророка — потомки его дочери Фатимы и Али ибн Аби Талиба, в мусульманской традиции получили звание сейи-дов и шерифов (араб, господа, благородные). В некоторых случаях сей-идами считают потомков внука Пророка — Хусайна, а шерифами — по- томков другого его внука — Хасана. Часто оба термина используются как синонимы. Еще при жизни Мухаммада его ближайшие родственники пользовались определенными преимуществами — расходы на их содержание покрывались частично из общественных средств. После смерти Пророка они декларировали себя как особую группу мусульман, имеющую преимущественное право на наследование власти в общине. Именно в это время были сформулированы их притязания на сан преемника Пророка на основании прямых родственных отношений с Мухаммадом. Однако мусульманская община отдала предпочтение сподвижникам Пророка, и последовательно были выбраны халифами Абу Бакр, Омар и Осман. Ни Абу Бакр, ни Омар при жизни не выделяли своих родственников и не предоставляли им особых привилегий. Только третий «праведный халиф» Осман (из рода Омейядов) подготовил реальные возможности для того, чтобы его род выдвинулся на первое место среди других родственных кланов. Соотношение сил не изменилось даже после его убийства. Однако приход к власти Омейядов отодвинулся на пять лет избранием Али ибн Аби Талиба на пост халифа. Сирийский намест-ник-омейяд Муавия не присягнул Али и в 661 г. был провозглашен халифом. С этого времени в халифате почти целое столетие господствовала династия Омейядов (661—750), которую последующая историческая традиция объявила узурпаторской, вырвавшей власть из рук законных наследников. Каждая сторона при этом выдвигала собственные аргументы в пользу своих притязаний на власть, а потомки и приверженцы Али не оставляли мысли о возвращении утраченных прерогатив. В середине VIII в., когда Омейяды были свергнуты, и воцарилась новая династия Аббасидов, по распоряжению первого аббассидского халифа Абу-ль-Аббаса ас-Саффаха (750—754) был составлен официальный генеалогический список всех хашимитов, которые получили право на государственное пособие как родственники Пророка и были освобождены от уплаты налогов. В условиях ожесточенной политической борьбы новый властитель не мог ограничиваться только репрессивными мерами против своих конкурентов и решил умилостивить обойденную им часть «семьи Пророка». Тем самым была сделана попытка нейтрализовать потомков Пророка: поныне все хашимиты приобретали равный статус «благородных» независимо от степени родства с Пророком. Родственники Мухаммада были окружены почетом, уважением и обеспечены пенсиями и привилегиями. Тогда же была учреждена должность предводителя, или главы шерифов (араб, накыб аль-ашраф), в ведении которого находилась юрисдикция над потомками Пророка и членами их семей. В течение всего Средневековья шла борьба между различными ветвями потомков Пророка не только за власть, но и за заня- тие этой важной должности. Еще в раннее Средневековье сложилась специальная административная структура со своим аппаратом служащих, разбиравшая все дела, связанные с жизнью и деятельностью потомков Мухаммада. После распада халифата прерогатива назначения и смещения глав сословия потомков Пророка перешла к местным правителям, и эта традиция сохранялась и в последующий период. Вслед за хашимитами постепенно стали выделяться потомки «праведных халифов» — Абу Бакра и Омара, которые пользовались большим уважением в обществе, обладали различными привилегиями и если не юридически, то фактически сравнялись с сейидами и шерифами. Известно, что в XVIII в. в Египте особую силу приобрели потомки халифа Абу Бакра, которые неоднократно занимали должность главы шерифов. Сейиды и шерифы превратились в своеобразную «аристократию» в мусульманском мире и свой статус передавали по наследству. Наследование звания сейида и шерифа шло как по мужской, так и по женской линии, и вскоре потомки Пророка стали представлять собой многочисленную полиэтничную группу, куда входили не только арабы, но и персы, индийцы, турки, а также представители народов Юго-Восточной и Средней Азии, Кавказа и даже Европы. В социальном плане шерифы и сейиды были представлены практически во всех слоях мусульманского общества. В различных регионах исламского мира по-разному сложилась их политическая судьба. В начале X в. в Северной Африке власть перешла к потомкам Фатимы. Халифат Фатимидов, просуществовавший до 1174 г., играл важную роль в экономической, общественно-политической и идеологической жизни мусульманского мира. В XI в. в Хиджазе установилась наследственная власть шерифов из рода хашимитов, духовный авторитет которых был впоследствии использован османскими завоевателями. В дальнем Маг-рибе — в Марокко — в XVI в. к власти пришла первая шерифская династия Саадидов, а в середине XVII в.— династия Алауитов. В Новое время в каждом регионе политический вес сословия сейидов и шерифов во многом зависел от личных качеств и активности их предводителей. В Османском Египте на рубеже XVIII—XIX вв. глава шерифов играл роль общенационального лидера, особенно в моменты наивысшего напряжения общественно-политической обстановки. Из среды шерифов вышли известные поэты, ученые, политические деятели, богословы, правоведы, которые сыграли выдающуюся роль в интеллектуальной, политической и экономической жизни мусульманского мира. Идея исключительного права потомков Пророка на верховную власть сохраняет свою жизнеспособность в течение тринадцати веков. Хашимитская династия находилась у власти в Ираке с 1921 по 1958 г. В настоящее время на политической карте мира существуют два незави- симых государства, возглавляемых потомками Пророка — Алауитское Марокко и Иорданское Хашимитское королевство. Статус иноверческого населения в мусульманском мире. Отношение мусульман к носителям иной веры определено еще в Коране. Христиане и иудеи были представлены в священной исламской книге как люди Писания (ахль аль-китаб), а неверными считались ара-бы-многобожники, не признавшие новое учение. Образование обширного халифата, в состав которого вошли приверженцы различных религий, потребовало от мусульманских властей определения их статуса. Победители, составлявшие первоначально меньшинство населения империи, даровали своим подданным-немусульманам статус зимми-ев — «покровительствуемых» (араб, ахль аз-зимма). Зиммии подчинились власти мусульманских правителей, все налоги, включая подушную подать, платили в казну халифата, за что им была обеспечена защита от внешних врагов и гарантия неприкосновенности личности и имущества наравне с мусульманами. Христианам и иудеям была обеспечена значительная свобода в халифате. По словам академика В.В.Бартольда, «христиане пользовались под властью ислама гораздо большей религиозной свободой, чем под властью византийского императора; преследуемые в Византии еретические иерархи находили убежище в городах халифата..; римской нетерпимости был противопоставлен принцип равенства всех вероучений на Востоке... Даже христианские паломники из Европы находили в мусульманском мире больше безопасности для своей жизни и имущества, чем у себя на родине»1. Значительное число немусульман было привлечено на государственную службу, особенно в ведомствах, связанных с финансовыми операциями, с организацией халифской канцелярии. Иногда христиане занимали должности советников при дворе и даже высших государственных сановников — везиров. В начале X в. было установлено, что имущество христиан и иудеев, не имевших наследников, оставалось после их смерти в распоряжении их общины, в то время как выморочное имущество мусульман еще со времен халифа Омара переходило в государственную казну. Не один мусульманин не мог стать наследником христианина или иудея, что также ограждало имущество зиммиев от посягательства со стороны мусульман любого ранга. В X столетии в халифате «покровительствуемым народом» также были признаны зороастрийцы, которые, подобно иудеям и христианам, имели своего религиозного главу. Мусульманское государство не вмешивалось в культово-обрядовую деятельность иноверцев. Зиммии были подсудны собственным судебным органам. Им не воспрещалось заниматься лю- Бартольд В. В. Сочинения. Т. 6. С. 225. быми профессиями, они были торговцами, менялами, врачами, писцами, ювелирами, кожевниками, красильщиками и т. д. Зиммии свободно занимались интеллектуальным трудом, выступали в качестве землевладельцев. Однако общая обстановка относительной веротерпимости не ограждала зиммиев от притеснений. В различные периоды истории ара-бо-мусульманского мира многими правителями нарушались права, предоставленные зиммиям, а со временем сложилась система ограничений. Свидетельские показания иноверцев не признавались при судебных разбирательствах, духовные лица иных, нежели ислам, конфессий были обязаны платить налоги наравне с рядовыми членами соответствующих общин (исключение делалось только для монахов). Немусульманам предписывалось носить одежду и головные уборы определенного покроя и цвета, им запрещалось ездить на лошадях и носить оружие. Если эти ограничения носили главным образом бытовой характер, то запрещение строить церкви, синагоги и иные культовые здания выше мечетей, запрет на колокольный звон, проведение крестного хода, организацию массового паломничества к местам поклонения задевали религиозные чувства представителей немусульманских конфессий. Противоречивым было отношение мусульманских властей к культовым учреждениям иных религиозных общин. В истории халифата зафиксированы как случаи разграбления и разрушения христианских и иудейских зданий культового предназначения, так и прецеденты их восстановления по приказу самих халифов. Особенно ожесточились отношения официальных властей к иноверцам в халифате Фатимидов, при халифе аль-Ха-киме (996—1021). Однако при его преемниках положение практически нормализовалось. Детальное рассмотрение обязательных условий, несоблюдение которых лишало зиммиев покровительства мусульман, не создает впечатления о невыносимости их положения и о религиозных гонениях. Эти условия, с одной стороны, ограничивали социальный и правовой статус немусульман, а с другой — были просты и гарантировали мирное сосуществование приверженцев разных религий в рамках мусульманского государства. В повседневной жизни и мусульмане и немусульмане составляли единое сообщество, сотрудничали друг с другом и обеспечивали взаимное обслуживание. Немусульмане были обязаны не оскорблять религиозных чувств мусульман, не порицать пророка Мухаммада и Коран, не хулить ислам, не склонять мусульман к переходу в другую веру, не помогать врагам ислама и воюющим против мусульман, не прелюбодействовать и не вступать в брак с мусульманками. Остальные ограничения носили характер пожеланий, и их нарушение не влекло за собой далеко идущих последствий. С политическим раздроблением мусульманского мира связаны некоторые изменения в положении иноверцев. В Османской империи была введена система миллетов — сообществ, включавших отдельные группы иноверцев, которые пользовались определенными правами и на которые были возложены конкретные обязанности. Каждый миллет представлял собой своеобразную культурно-религиозную автономию. В XIX в. вмешательство европейских держав во внутренние дела Османской империи, активизация деятельности европейских миссионеров и униатских священников, притязания Европы на покровительство иноверческим общинам, выделение из среды этноконфессиональных меньшинств подопечных, для которых добивались особых привилегий у османских властей, ориентация некоторых иноверческих групп на помощь западных государств повлекли за собой напряжение межрелигиозных отношений. На Ближнем Востоке имели место антихристианские выступления. Во второй половине XIX в., в эпоху реформ танзимата, немусульманское население Османской империи было уравнено в правах с мусульманами. Невзирая на возникавшие конфликты на религиозной почве, в мире ислама постепенно вырабатывалась новая модель эт-ноконфессионального устройства.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |