Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мухаммад и его проповедь




Основатель ислама Мухаммад родился в 570 г. в Мекке, крупней­шем торговом и религиозном центре доисламской Аравии. Он принад­лежал к племени курайш, но происходил из обедневшего рода хашим. Его отец Абдалла умер вскоре после рождения сына (а по некоторым сведениям до появления сына на свет). Мать Амина по обычаю меккан-цев отдала Мухаммада кормилице-бедуинке, у которой он рос до 5 лет. Мальчику не было и шести, когда скончалась мать, и сироту приютил сначала дед Абдалмутталиб, а после его смерти — дядя Абу Талиб. Хо­тя Абу Талиб занимался торговлей, однако он обладал скромным до­статком и ему трудно было содержать большую семью: своих детей у него было четверо. Впоследствии, когда Абу Талиб разорился и его младших детей взяли на воспитание родственники, Мухаммад взял к себе самого младшего — Али. Мухаммад рано приобщился к труду, пас овец мекканцев, участвовал в снаряжении торговых караванов. Пример­но в 25 лет он нанялся организовывать и сопровождать торговые кара­ваны в Сирию к Хадидже бинт Хувайлид, богатой вдове, которая проис­ходила из курайшитского рода Абд аль-Узза. Вскоре Мухаммад и Ха-диджа поженились. По мусульманской исторической традиции, Хадид-жа была старше Мухаммада на 15 лет, однако сохранились свидетельст­ва, согласно которым ей при заключении брака с Мухаммадом было 28 лет. У них родилось шестеро детей — 2 сына и 4 дочери, но к большо­му огорчению Мухаммада сыновья скончались в младенческом возрас­те. Хадиджа была не только любимой женой, но и настоящим другом


Мухаммада, она была его опорой во всех сложных обстоятельствах, поддерживала его материально и морально. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммада. После вступления в брак Мухаммад занимался торговлей, но больших успехов на этом по­прище не достиг.

Осмысление религиозной ситуации. Мухаммад часто уединялся для благочестивых размышлений, часто вел беседы с двоюродным бра­том Хадиджы, который, возможно, придерживался христианства. Одна­ко двоюродный брат Хадиджы вряд ли был единственным источником сведений о единобожных религиях, которые были распространены в Аравии. Мухаммад не воспринял ни одно из этих учений, а стал заду­мываться о собственном месте в той сложной религиозной ситуации, которая существовала в Аравии, и о которой он не мог не иметь четкого представления. Язычество было его родной религией, но он был знаком с идеями иудаизма и христианства. Христиане и иудеи жили как в Мек­ке, так и в других районах Аравии, и не составляло большого труда по­лучить хотя бы общее представление об основных догматах этих вероу­чений. Как показывает вся последующая жизнь и проповедь Мухамма­да, его основной заботой было не приспособление иудаизма и христи­анства к язычеству или растворение язычества в этих религиях. Он по­ставил перед собой цель изменить само язычество исходя из его внут­реннего содержания сначала путем выделения одного из богов языче­ского пантеона — Аллаха, возвышения его над всеми остальными, а за­тем путем замены их всех одним Аллахом.

Трудно установить, когда Мухаммад сам уверовал в свою пророче­скую миссию. Мусульманские историки считают, что первым проявле­нием пророчества у Мухаммада были сбывающиеся сновидения. По обычаям курайшитов, желавших проявить свое благочестие, он каждый год проводил месяц в уединении, в пещере на горе Хира вблизи Мекки, кормил приходивших к нему бедных. Когда заканчивалось уединение, он сначала ходил к Каабе, совершал ее обход не менее 7 раз и только после этого возвращался домой. В один из моментов уединения, соглас­но сведениям его биографов и сподвижников, среди которых тоже нет единодушия, к нему явился ангел Джибрил (архангел Гавриил), стал душить его и говорить: «Читай». Мухаммад отвечал: «Я не умею чи­тать». Наконец он спросил: «Что читать?». Тогда ангел сказал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил — сотворил человека из сгу­стка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, нау­чил человека тому, чего он не знал» (Коран, 96: 1—5)1. После того как Мухаммад прочитал это, он проснулся. Ангел ушел, а слова были слов-

Коран/Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1963.


но запечатлены в сердце. Когда Мухаммад вышел из пещеры и дошел до середины горы, он услышал голос с неба: «О Мухаммад, ты послан­ник Аллаха, а я Джибрил!», и куда бы он не поворачивался, он видел ангела. По возвращении домой он рассказал о своем видении встрево­женной Хадидже. Она ему ответила: «Радуйся, о сын моего дяди, и будь твердым! Клянусь тем, в чьей руке душа Хадиджы, я надеюсь, что ты будешь пророком этой общины». Таким образом, Хадиджа первая поверила ему и стала укреплять его веру в истинность ниспосланной ему пророческой миссии. При всех возражениях и обвинениях во лжи со стороны разных лиц, окружавших Мухаммада, она неизменно под­тверждала его правоту и доказывала ничтожность его противников. Первыми слушателями и последователями Мухаммада, кроме супруги, стали Зайд ибн аль-Хариса — его вольноотпущенник, которого он усы­новил, и маленький Али, которому в ту пору было 8—9 лет. Им Мухам­мад проповедовал о необходимости помощи ближним, о всемогуществе Бога и необходимости покорности Богу, о близости Судного дня, до ко­торого надо успеть очиститься от грехов. Мухаммад обличал богачей, призывал к благотворительности и уверовать в Аллаха и следовать за его посланником. Если вначале за Мухаммадом последовали Хадиджа, Зайд ибн аль-Хариса и маленький Ajih, и моления происходили в его доме, то вскоре к ним присоединились около 30 человек — выходцы из 10 мекканских родов, среди которых были и богатые, и бедные, и быв­шие рабы. С расширением круга последователей моления были перене­сены в расположенный у Каабы дом одного из представителей рода махзум. В течение нескольких лет эти собрания не привлекали внима­ния остальных мекканцев. Когда же число приверженцев Мухаммада достигло 40, он решил начать публичную проповедь, созвал курайши-тов и объявил, что является посланником Аллаха и призывает всех по­клоняться единому Богу. Хотя Аллах принадлежал к пантеону аравий­ских богов, курайшиты не поверили Мухаммаду и не пошли за ним.

Начало открытой проповеди. Начало открытой проповеди относят к 610 г. В мусульманской исторической традиции сохранился рассказ о том, как несколько знатных курайшитов пригласили Мухаммада и пред­ложили ему стать вождем всех аравийских племен, если ему нужна власть, и посулили ему богатство, если он жаждет его. После отказа Мухаммада возмущенные курайшиты потребовали зримых доказа­тельств его пророческой миссии. Они пожелали, чтобы он покрыл Ара­вию тучными пастбищами, провел по ней реки, подобные водам Сирии и Ирака. Однако Мухаммад ответил, что чудеса только во власти Алла­ха, а он только его посланник. Обращение Мухаммада к библейским сюжетам в ранний период его пророческой деятельности скорее всего было вызвано его стремлением подтвердить свою посланническую мис­сию, опираясь на авторитет Священного Писания и предшествовавших


ему пророков, о которых мекканские и аравийские племена слышали и знали. Это обращение было оправдано: Мухаммаду не на кого было бо­льше опереться, ни чей религиозный авторитет в окружающем мире не представлялся более надежным. В последующие века ни один из благо­честивых мусульман не упрекнул его в излишнем уважении к «невер­ным». Коран, включавший библейские сюжеты, был воспринят в пол­ном объеме всеми правоверными как священная книга мусульман.

Основные заботы Мухаммада заключались в распространении свое­го взгляда на новую религию, в выдвижении новых ценностей, в узако­нении многих явлений общественной жизни, которые еще не пробили себе дорогу, в убеждении окружающих в своей пророческой миссии, в том, что он последний пророк.

Он убеждал, увещевал, грозил от имени Аллаха небесными карами, с необычайным терпением, иногда смирением противостоял насмеш­кам, поношениям, откровенным выражениям сомнения со стороны ок­ружающих, скептическому отношению, упорному сопротивлению его взглядам, открытой вражде, суровым гонениям. Наконец, с оружием в руках он вышел на борьбу за утверждение своих религиозных, граж­данских и политических идей. Мухаммад был незаурядной личностью, награжденной, с одной стороны, мистическим озарением, с внезапно пробудившимся поэтическим даром, что не было тогда в Аравии редко­стью. С другой стороны, он был наделен ясным и трезвым умом, поли­тическим и дипломатическим талантом, был предан своей религиозной идее, готов идти на жертвы ради нее. Однако Мухаммад не был фанати­ком, он обладал широким взглядом на жизнь, позволившим ему при­знать множество до него существовавших пророков и всех привержен­цев других единобожных религий «людьми писания» и даже на ка­ком-то этапе считать их и мусульман одной общиной. Мухаммад — жи­вой человек, способный любить, радоваться и горевать, не предающий друзей, милостивый к смирившимся противникам, беспощадный к по­литическим врагам, но готовый к политическому компромиссу, доста­точно осторожный в действиях и высказываниях.

После начала открытой проповеди среди курайшитов, хотя число мусульман удвоилось, все же большинство сородичей Мухаммада не присоединились к нему. Соблюдая до определенного момента лояль­ность, курайшиты затем стали противодействовать Мухамммаду и даже проявлять враждебность к нему и его приверженцам, когда он стал раз­венчивать их богов и утверждать, что их предки горят в геенне огнен­ной за их неверие. Мусульманам пришлось прекратить открытые моле­ния и собираться небольшими группами в окрестностях Мекки, в пеще­рах и в ущельях. Однако их не оставили в покое, нападали на них, и, как утверждается в жизнеописании Мухаммада, во время одной из сты­чек пролилась кровь: «...и это была первая кровь, пролитая при исла-


ме»1. Знатные курайшиты обратились к дяде Мухаммада Абу Талибу с просьбой, чтобы он им разрешил самим разобраться с Мухаммадом. Однако Абу Талиб на это не согласился, хотя сам он и не принял учение своего племянника, вместе с тем обещал Мухаммаду свое покровитель­ство. По словам Ибн Исхака, автора жизнеописания Мухаммада, «отно­шения расстроились, запахло войной, люди раскололись на враждебные партии, и одни из них открыто выказывали вражду к другим»2. В со­здавшихся условиях Мухаммад был вынужден посоветовать своим при­верженцам выехать в Эфиопию и там переждать лихолетье. В Эфиопию отправились свыше 100 мусульман примерно в конце 615 г. Эта мера еще более накалила атмосферу, и, может быть, именно потому, что в Мекке осталось незначительное число мусульман, курайшиты решили нанести им решительный удар. Они объявили всему роду Мухамма­да — хашимитам — бойкот, сговорились с остальными родами и подпи­сали обязательство прекратить всякие отношения с представителями этого рода. К хашимитам добровольно присоединились люди из других родов, все они оставили свои дома и переселились в другой район горо­да, поближе к дому Абу Талиба. Положение заблокированных было крайне тяжелым, но ни один из них не отрекся от новой веры. По про­шествии 2—3 лет представители разных мекканских родов, которые об­ладали немалым влиянием в городе, предложили себя в качестве гаран­тов неприкосновенности мусульман и взяли на себя покровительство над ними. Бойкот был окончен, люди вернулись в свои дома.

Но положение Мухаммада осложнилось тем, что в 619 г. умерли сначала Абу Талиб, затем Хадиджа, два человека, которые представляли его главную опору. С тех пор Мухаммад стал искать союзников вне Мекки. Он попытался найти поддержку в соседнем Таифе, однако та-ифцы ответили ему насмешками и даже забросали камнями. При воз­вращении в Мекку он стал искать себе там покровителя, но несколько человек отказали ему в этом. На его просьбу откликнулся только глава рода науфал, который в сопровождении вооруженных мужчин своего рода объявил при всех у Каабы, что берет Мухаммада под свое покро­вительство. После этого Мухаммад стал проповедовать среди паломни­ков, посещавших Мекку, но не имел успеха.

Переселение в Ясриб. Затем он обратился к паломникам из Ясри-ба — земледельческого города-оазиса, где происходила ожесточенная борьба между племенами аус и хазрадж за главенство. Положение в Яс-рибе осложнялось и тем обстоятельством, что крупные иудейские пле-

Ибн Хишам. Жизнеописание господина нашего Мухаммада, посланника Алла-ха//Хрестоматия по исламу. С. 22.

2 Там же. С. 23. 540


мена, населявшие этот город, занимали важные экономические пози­ции, и многое зависело от их отношения к происходящим событиям. Ясрибские паломники не сразу откликнулись на зов Мухаммада, его учение и проповедь они обдумывали почти в течение трех лет, но по­степенно, с каждым паломничеством число ясрибских приверженцев Мухаммада стало увеличиваться. Наконец, в 622 г. состоялась догово­ренность с делегацией ясрибцев о переезде Мухаммада и его сподвиж­ников в их город. Мухаммад и его последователи переселились в Ясриб 24 сентября 622 г. Таким образом, состоялась хиджра (араб, переселе­ние), которая установила новые отношения между переселившими­ся— мухаджирами и принявшими их ясрибскими мусульманами. Яс­рибские мусульмане выступили не в роли покровителей, а в роли по­мощников — ансаров. Первоначально Мухаммад был принят в Ясрибе, который стал называться Мадинат ан-наби («город Пророка»), или про­сто аль-Мадина (Медина), как верховный арбитр в разрешении различ­ных спорных проблем. Однако постепенно его авторитет и как пророка, и как политического деятеля повышался, хотя и в Ясрибе не обходилось без критических оценок его слов и действий. Вершиной его дипломати­ческих поисков было заключение договора между мухаджирами, племе­нами аус и хазрадж и иудеями Ясриба — «Медицинской конституции» {дустур Мадина). Согласно этому договору, мусульмане-курайшиты и жители Ясриба, которые присоединяются к ним и сражаются вместе с ними за веру, представляют одну общину (умму), отдельную от других людей. Мухаджиры из курайшитов выполняют все свои обязательства, не перекладывая их на других, сами выкупают своих пленных, раскла­дывая виру равно между всеми. Все роды, как племени аус, так и хаз­радж, поступают таким же образом. За безродного верующего платят все верующие. Если кто-либо совершит преступление против верую­щих, «все они будут против него, даже если он будет сыном одного из них». Никто из верующих не может заключить союз о покровительстве без согласия прежнего патрона покровительствуемого. Никто из верую­щих не должен помогать неверующим против верующих, «покровите­льство Аллаха — едино. Он оказывает покровительство и ничтожней­шему из них, поистине, верующие — покровители друг друга от других людей». Во время войны на пути Аллаха не может быть заключен сек­ретный мир, мир должен быть единым, равным и справедливым. Что касается иудеев, которые подписали этот договор, им были обещаны помощь и равенство: мусульмане приняли на себя обязательство не притеснять их. Если верующий убьет верующего и его вина доказана, то он подлежит кровной мести, если обязанный мстить не согласится на выкуп. Нарушителям данного договора никто не должен помогать и


предоставлять приют. Если же возникнут какие-либо сомнения и вопро­сы, то все должны обращаться «с этим к Аллаху и Мухаммаду».

Вслед за этим договором были заключены соглашения с иудеями Ясриба и с их союзниками. Иудеи признавались одной общиной с веру­ющими, но «у иудеев своя религия, у мусульман своя»2. Иудеям вменя­лось в обязанность не помогать врагам мусульман и не воевать без раз­решения Мухаммада. Значение этих договоров трудно переоценить. В первом договоре зафиксирована самоидентификация мусульман и отде­ление их от других людей, признание себя отличными от остальных. В истории Аравии провозглашение новой надплеменной общности пред­ставляло собой очень важный момент: раз мусульмане — единая общи­на, то они должны были совместно выступать против внешних врагов и защищать своих единоверцев независимо от племенной принадлежно­сти. Преступники лишались поддержки не только своих родов, но и собственных семей, и они лично несли ответственность за свое пре­ступление, что также имело огромное значение для предотвращения бо­рьбы между родами. Однако были сохранены все прежние родовые свя­зи и обязательства, при этом обязательства одного рода не перекладыва­лись на другие на том основании, что они принадлежат к одной общине мусульман. Мухаммад на данном этапе в политическом плане не ставил себя выше местных вождей, сохранив за собой лишь роль третейского судьи и пророка.

Возвращение в Мекку. Укрепившись в Ясрибе, Мухаммад стал за­думываться об открытой борьбе против Мекки. Борьба началась с набе­гов на торговые караваны мекканцев и перешла в настоящую войну, ко­торая развивалась с переменным успехом. Историки выделяют битву при Бадре (март 624 г.), закончившуюся победой мусульман, битву при Ухуде (март 625 г.), в которой Мухаммад был ранен, а мусульмане в це­лом потерпели поражение, потеряли значительные силы, битву у рва (март 627 г.), когда уже мекканцы с союзниками подошли к Медине, но потерпели поражение. Одновременно совершались набеги на племена вне Ясриба.

В 628 г. Мухаммад решил совершить малое паломничество в Мекку, но мекканцы, испугавшись его вступления в священный город, выслали навстречу делегацию для переговоров. Договор был заключен в местеч­ке Худайбийя на западной границе Мекки. Согласно договору, между мусульманами и мекканцами устанавливалось десятилетнее перемирие, мусульмане получили разрешение на следующий год посетить Мекку в

Большаков О. Г. История халифата. Ислам в Аравии 570—633. М., 1989. С. 92—94. Ранние арабские источники «конституцию Медины» не датируют.

Там же. С. 94.


качестве паломников, имея при себе только мечи. Аравийские племена, связанные союзническими связями с Меккой, получили разрешение вступить в союз с Мухаммадом. Мекканцы получили возможность бес­препятственной торговли с Сирией. Однако этот договор потерял силу через год. Мухаммад после Худайбийского соглашения с мекканцами решил распространить влияние ислама вширь. Для этой цели были за­воеваны оазисы Хайбар и Фадак со значительным иудейским населени­ем. Были заключены союзнические договоры с некоторыми другими племенами. Кроме того, Мухаммад расширил внешние контакты. В Му-ту, недалеко от города Буера, был послан представитель мусульман для того, чтобы узнать о событиях в Сирии и Палестине, однако он был убит гассанидами. В ответ Мухаммад послал большое войско, но оно потерпело поражение. В декабре 629 г. в Мекке был нарушен договор о перемирии и ненападении, когда курайшиты напали на союзное с Ме­диной племя. Попытки противника Мухаммада, влиятельного мекканца Абу Суфьяна, восстановить действие договора не увенчались успехом.

Мухаммад решил пойти войной на Мекку, хотя первоначально скрывал свои намерения. 12 января 630 г. войска мусульман беспрепят­ственно вошли в Мекку. С мекканцами был заключен договор, согласно которому Мекка сохраняла свой статус священного города, куда мусуль­мане должны совершать ежегодные паломничества, Кааба оставалась ощемусульманским храмом, курайшиты сохраняли свои функции при храме, но при условии уничтожения всех идолов и принятия ислама. Мухаммад сумел примириться со своим главным противником и сохра­нил возможность распространять свое влияние на племена, посещав­шие ежегодно Мекку. После завоевания Мекки был завоеван Таиф. В Мекке были оставлены наместник и наставник в вере. Обоих Мухам­мад назначил из курайшитов. Падение Мекки символизировало падение язычества, одна за другой прибывали в Медину делегации племен, не­которые принимали ислам безоговорочно, другие ставили условия при­нятия новой веры. Однако не все племена подчинились Мухаммаду, и язычество надолго сохранилось в Аравии.

В январе 632 г. Мухаммад совершил паломничество в Мекку, кото­рое мусульманские историки назвали прощальным. Он совершил пол­ностью весь обряд паломничества и по его окончании отправился в Ме­дину. Вскоре он заболел и скончался в июне 632 г. Главное дело жизни Мухаммада — создание новой, оригинальной религии. Вся его пропо­ведническая деятельность была направлена на выполнение этой задачи. В соответствии с мусульманской традицией получаемые им откровения исходили от Аллаха, и чаще всего Бог говорил с ним от своего лица, а затем Мухаммад передавал эти слова людям.


Основные идеи проповеди. Еще в ранний период проповедниче­ской деятельности Мухаммада определились основные требования, предъявляемые к мусульманам. На первом месте следует поставить ут­верждение статуса Аллаха как единственного Бога — строжайший мо­нотеизм и признание пророческой миссии его посланника. Вместо дву­кратной молитвы, совершавшейся еще до ислама, Мухаммад предло­жил пятикратную молитву, которую можно совершать в любом чистом месте, так как Богу можно поклоняться везде. Постепенно к этим обяза­тельствам добавились соблюдение поста, уплата очистительной мило­стыни и совершение паломничества в Мекку. Многие проповеди Му­хаммада, его откровения были связаны с конкретными случаями, с за­просами его последователей. В них отражены важные стороны жизни Аравии, мусульманской общины. Все установления Мухаммада посте­пенно утверждались в жизни и приняли характер закона, хотя они, есте­ственно, не были изложены в виде определенной системы. Обличение богатых соединено с утверждением, что имущественное неравенство имеет божественное происхождение и частная собственность неприкос­новенна. Мухаммад порицал скупость, но и не приветствовал чрезмер­ную щедрость, если даже речь шла о благотворительности, и всячески поощрял бережливость. Ворам отсекали руку.

Что касается земли, основного богатства, она, согласно проповеди Мухаммада, принадлежит Богу, и Он дает ее тем, кому хочет. Значите­льное внимание Мухаммад уделял проблеме повиновения. Он призы­вал: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» (Коран 4: 62(59)). Здесь заложен главный принцип, который послужил впоследствии основанием суннитской доктрины власти. В систему политических отношений доисламской Аравии было внесено существенное изменение путем фактического запрета союзов племен. Семейно-брачные отношения заняли в проповедях Мухаммада важное место. Его усилия были направлены на укрепление индивидуа­льной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничива­лось четырьмя, и муж был обязан одинаково содержать их. Вопреки древнеарабской традиции женщины были включены в категорию на­следников. По новым установлениям женщинам выделялась половина доли мужчины-наследника; это стало важным явлением в социальной жизни Аравии. Все заботы по содержанию жены и детей возлагались на мужа, а жена могла раздельно владеть своим имуществом, совершать торговые и финансовые сделки самостоятельно. Запрещены были кро­восмесительные браки до третьего колена кровного родства и второго колена молочного родства. Был отменен левират, но такие браки сохра­нялись, если они были заключены до ислама. При заключении браков мусульманам предписывалось отдавать предпочтение верующим нево-


льникам и невольницам перед идолопоклонниками, ибо Мухаммад ве­рующую невольницу ставит выше многобожницы, а верующего неволь­ника выше многобожника. Видимо, положение Мекки как крупного торгового центра и занятие торговлей основной массы кураишитов пре­допределило пристальное внимание Пророка к коммерческой деятель­ности. Он провозгласил моральные принципы, которых должны были придерживаться верующие при совершении сделок. Торговлю он объя­вил разрешенным и поощряемым Аллахом занятием. Пророк призывал торговать честно, не обмеривать и не обвешивать. От имени Аллаха бы­ло запрещено ростовщичество. Мусульманам предписывалось точное соблюдение долговых обязательств, честное отношение к залогам, к за­вещаниям и к имуществу сирот при исполнении функций опекунов.

В связи с тем что война занимала важное место в жизни общины, Мухаммад неоднократно обращался к этой теме, касалось ли дело кому идти на войну, как делить военную добычу и как поступать с пленны­ми. Из военной добычи выделяли 1/5 часть Богу, Пророку, на выкуп ра­бов, на помощь вошедшим в долги, бедным, сиротам. Остальное дели­ли между участниками похода. Пленных обычно освобождали за выкуп.

В своих откровениях Мухаммад неоднократно обращается к рабству как к социальному институту, прочно утвердившемуся в Аравии. От­пуск рабов на волю был объявлен богоугодным делом, однако Мухам­мад этим не ограничился. При определении видов наказания за клевету, за празднословие, за убийство и другие прегрешения мусульманам предписывался отпуск верующего раба на волю. Мусульмане должны были своих вольноотпущенников наделить письменной отпускной и ча­стью имущества, чтобы бывшие рабы могли начать самостоятельную хозяйственную жизнь. Это не означало, что была провозглашена отмена рабства, однако все эти установления, с одной стороны, привлекали симпатии невольников к учению Мухаммада, а с другой — способство­вали смягчению или предотвращению социальной напряженности.

У арабов кровная месть являлась одним из древнейших обычаев, соблюдение которого приводило к гибели многих людей и который слу­жил поводом для межплеменных кровавых столкновений. Мухаммад осудил кровную месть и утвердил выкуп как наиболее приемлемый вы­ход из ситуации. В некоторых случаях, когда речь шла об интересах ис­лама, он сам брал на себя уплату выкупа. Тем самым была сделана по­пытка ограничения сферы применения обычая кровной мести. Все ус­тановления Мухаммада, которые он произносил как полученные от Ал­лаха откровения, легли в основу мусульманского священного зако­на — шариата.

Споры о личности Мухаммада. Оценка личности Мухаммада на Западе в течение веков претерпела значительные изменения. Религиоз-

35 - 3430 545


ная нетерпимость, навеянная духом крестовых походов, предопредели­ла восприятие основателя ислама в средневековую эпоху в гротескном искаженном виде. О нем писали как о мошеннике, о лжепророке, осно­вателе ереси. С возникновением научного исламоведения в XIX в. нача­лись поиски новых подходов к личности Мухаммада, однако вопрос в основном сводился к оценкам его психического склада, при этом акцент делался на признаках психического расстройства, якобы послужившего источником вдохновения аравийского пророка. Уже в начале XX в. тео­рия, связывающая появление ислама с душевным недугом Мухаммада, была подвергнута массированной критике. Психологические аспекты его пророческой деятельности перестали рассматриваться как явления отклоняющейся психики. Было признано, что состояния Мухаммада во время получения откровений, в том числе экстатические, аналогичны соответствующим состояниям ветхозаветных пророков и христианских святых. Были также предприняты попытки представить Мухаммада не как историческую личность, а как мифологизированную фигуру, однако они не получили поддержки в мировом исламоведении.

Религиоведы и историки разных поколений выделяют различные ас­пекты деятельности Мухаммада, рассматривая их как основополагаю­щие. Немецкий историк А. Мюллер и отечественный ученый, академик В.В.Бартольд в первую очередь представляют его как политического деятеля, создателя основ мусульманской государственности. В то же время академик И. Ю. Крачковский обращает особое внимание на поэ­тический дар Мухаммада, обеспечивший успех его проповеди. При всей разноплановости оценок личности пророка Мухаммада многие со­временные специалисты признают, что формирование новой религии происходило через осознанное ощущение Мухаммадом своего предназ­начения как посланника Аллаха: в духовном и социальном плане он яв­ляется порождением исторической эволюции и культурно-историческо­го опыта Аравии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 6036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.