КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Буддизм в России
На территории России (в Бурятии, Калмыкии, Тыве и на Алтае) распространен тибетский буддизм (именуемый также ламаизмом) школы гелугпа. Несмотря на разное время принятия тибетского буддизма народами, населяющими указанные регионы, буддизм не имеет здесь принципиальных различий. Во многом это объясняется в целом одинаковым хозяйственным, социальным укладом, общей исторической судьбой этих народов, а также тем, что среди них преобладала школа гелугпа, а монахи обучались в одних и тех же тибетских монастырях. К отличительным особенностям следует отнести: у калмыков — отсутствие перерожденцев, многочисленность кочевых хурулов (храмов и монастырей), признание Далай Ламы в качестве главы калмыцкого буддизма; у бурятов — наличие больших стационарных монастырей (дацанов), руководство сангхой высшим духовным лицом — Пандидо Хамбо ламой; у алтайцев и тувинцев —сильное влияние шаманизма на локальные формы буддизма. Впервые буддизм проник в Россию в начале XVII в. благодаря переселению калмыков (ойратов) из Центральной Азии (ныне провинция Синьцзян КНР) на низовья Волги, которые познакомились с буддизмом еще в XII— начале XIII вв. от уйгурских проповедников. Тибетский буддизм стал распространяться среди ойратов в связи с завоеваниями Чингис-хана, скорее всего в форме учения школы кагьюпа. С середины XV в. ойраты стали последователями школы гелугпа. Откочевка части ойратов в Россию, удаленность от буддийских центров, православное и мусульманское окружение привели к определенной консервации буддизма у калмыков. На территорию Бурятии буддизм школы гелугпа проник в XVII в., в начале XVIII в. он распространился по всему Забайкалью, в XIX в. в результате ожесточенной борьбы с шаманизмом — в Предбайкалье. С 1764 г. главой бурятской буддийской общины является высшее духовное лицо с титулом Пандидо Хамбо Лама. На территории Тывы обнаружены остатки буддийских храмов (ху-рэ), относящиеся к XIII—XIV вв. И тем не менее распространение здесь, а также на Алтае тибетского буддизма школы гелугпа следует отнести лишь к периоду вхождения этих территорий в состав ойратского Джунгарского ханства (середина XVII— середина XVIII вв.). Буддизм в Тыве и на Алтае стал играть возрастающую роль с середины XIX в. В этих региональных формах буддизма главой признавался Богдо гэ-гэн — руководитель монгольской буддийской сангхи. В XIX в. буддизм в России представлял собой развитую религиозную систему. Буддийские монастыри, если они были стационарными, владели значительными земельными площадями, скотом. При монастырях действовали вероучительные и медицинские школы, развивались книгопечатание, иконопись (танкопись), культовое зодчество. Буддизм прочно вошел во все области жизни указанных выше народов, стал важным фактором формирования нравственности, народных праздников, традиций и обычаев. Войдя в соприкосновение с традиционными культами и шаманскими представлениями, буддизм смог мягко инкорпорировать их в свой пантеон: таким образом, наряду с буддой Шакья-муни, грядущим буддой Майтреей, Белой и Зеленой Тарами почитается Цаган Овген (Белый Старец, покровитель животных), значительные обряды посвящаются духам местности. В дореволюционной России государство старалось учитывать интересы и запросы буддийских народов: монахам позволялось отправляться на учебу в Тибет, строились новые храмы и монастыри. Заинтересованность семьи Романовых в деятельности этой достаточно небольшой по охвату населения религии была одной из важнейших причин строительства в 1913 г. известного буддийского храма в Санкт-Петербурге, посвященного божеству Калачакры — учения легендарной страны Шамбалы. Обновленческое движение, начавшееся распространяться в начале XX в. среди лам Бурятии, Калмыкии и Тывы, своей главной задачей ставило восстановление чистоты учения Будды, неукоснительное соблюдение ламами предписаний и обетов религии. На Алтае указанные процессы привели к образованию так называемой белой веры («ак дьанг»), известной также как бурханизм. В советское время буддизм, как и другие конфессии, понес значительные потери. В Калмыкии, где к 1917 г. было около 30 больших и 65 малых хурулов, при которых служило более двух тысяч лам и послушников, к концу 30-х годов не осталось ни одного хурула или молельного дома. В Бурятии, где было около 47 дацанов, в конце 30-х годов были разрушены почти все. Лишь в 1946 г. были открыты Иволгинский (в Бурятии) и Агинский (в Агинском Бурятском округе) дацаны. В Тыве было до 20 хурэ, и около 5 тыс. лам, к 40-м годам не осталось ни одного хурэ, служители культа были подвергнуты репрессиям. В 1946 г. возобновилась работа Центрального духовного управления буддистов СССР (ЦДУБ СССР, учреждено в 1922 г.) с резиденцией в Иволгинском дацане, призванное усилить связи СССР с восточными государствами. Главой ЦДУБ являлся Пандидо Хамбо Лама. В Советском Союзе буддизм признавался существовавшим лишь на территории Бурятии. Ситуация изменилась в середине 80-х годов, благодаря перестроечным процессам в СССР. Религия стала осознаваться в качестве влиятельной силы в обществе. В Калмыкии (г. Элиста) в 1988 г. была зарегистрирована 1-я официальная община верующих буддистов, и с тех пор их число значительно увеличилось. В 1991 г. было создано Объединение буддистов Калмыкии (ОБК), в которое входят все хурулы (имеются в каждом районе). В Бурятии открылось много дацанов, действуют духовные учебные заведения. Возрожденческие процессы в области религии в Тыве начались с 1991 г., первый храм был воздвигнут в 1993 г. Образование будущие монахи получают при монастырях Монголии, Бурятии, Индии. Деятельностью калмыцких буддистов руководит избираемый съездом ОБК шажин-лама, в Тыве — избираемый на конференции буддистов камты-лама. В Бурятии большинство общин входит в Традиционную буддийскую сангху России (ТБСР), созданную после реорганизации ЦДУБ РФ. Значительным толчком в увеличении степени религиозности масс послужил визит в буддийские регионы России в 1989 г. известного буддийского деятеля Кушок Бакула Римпоче, а в 1991 г. и 1992 г. Далай Ламы XIV Тензин Гьяцо. В настоящее время в буддийских республиках — Бурятии, Калмыкии, Тыве, а также на Алтае — наряду с сангхами (общинами монахов и служителей культа) активную деятельность проводят вновь появившиеся религиозные объединения мирян. Рост национального самосознания повлек за собой возрождение традиционных ценностей, в том числе и буддийских, воспринимаемых как этноспецифические. Вновь совершаются религиозные празднества и обряды: мистерия цам, Зул (день рождения основателя школы гелугпа Цзонкавы, 1357—1419), Ца-ган Сар (новый год и встреча весны) и др. Буддийские общины имеются во многих городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, Екатеринбурге, Самаре и др. Кроме проповеди вероучения и отправления культа эти организации стремятся к воспитанию полноценной личности через развитие духовных, интеллектуальных и физических качеств. Часть общин создается при непосредственном участии известных буддийских проповедников, которые в последние годы стали часто посещать Россию. Из них в первую очередь следует упомянуть деятелей тибетского буддизма: Далай Ламу, наставников (римпоче) школ тибет- ского буддизма кагьюпа, сакьяпа, ньингмапа, а также западных учителей буддизма. Активно действуют в России и представители иных направлений буддизма: буддийский орден «Ниппондзан-меходзи» — Лотосовой Сутры, традиция тхеравада, направления чань. Общинами верующих выпускается различная печатная продукция — книги, журналы, газеты. К наиболее известным относятся журнал «Буддизм России», философско-образовательные журналы «Будда», «Буддист». Известными деятелями буддизма в России были представитель Да-лай Ламы XIII в России, лхарамба Агван Доржиев (1853—1938), секретарь Далай Ламы XIII, лама калмыцкого народа Лувсан Шарап Тепкин (?—1932). Локальные особенности этно-культурной и политико-экономической жизни регионов России, где находятся республики традиционного распространения буддизма, определяют свои нюансы и ход развития современного российского буддизма: в частности, буддизм в Калмыкии возрождается в условиях бурного исламского ренессанса и значительных политичесикх процессов на Северном Кавказе и во всем Прикаспийском регионе. Буддизм в Тыве и на Алтае развивается при самом активном участии бурятских лам. Вместе с тем буддийская санг-ха этих южносибирских республик привлекает пристальное внимание централизованных буддийских организаций Монголии и Китая. Буддизм в России превращается в реальную силу, способную оказывать заметное влияние на социальную, духовную и политическую жизнь указанных республик, страны в целом. Горы <Афон> о диалоге православных и антихалкидонитов», Определение Архиерейского собора РПЦ 1994 г., Определение Архиерейского собора РПЦ 1997 г. по докладу Синодальной богословской комиссии и другие документы свидетельствуют об осторожном отношении православных к идее богословских компромиссов с дохалкидонитами. По мысли современных православных иерархов, недальновидная и непродуманная политика в этом вопросе может оказаться причиной очередной схизмы внутри и без того разобщенного православного мира. Римско-католическая церковь занимает в этом вопросе иную позицию, активно проводя униональную политику.
34*
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |