Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Догматика и ритуал




Основные догматы веры вытекают из содержания Корана. Термин ислам, применяющийся в названии третьей мировой религии, близок по значению двум другим встречающимся в тексте священной книги мусу­льман терминам: дин (религия как система ритуальной практики, явля­ющаяся основой жизни исламской общины) и иман (вера). Согласно укоренившейся в среде суннитов точке зрения, понятие дин включает в себя три составляющие: ислам (совокупность пяти «столпов» — аркан, или основных религиозных предписаний), иман (вера в истинность Ал­лаха и всего, что сообщил пророк Мухаммад) и ихсан (нравственная добродетель, совершенствование в искренности веры).

Основных догматов ислама, или, как их называют, «корней, основ веры» {усуль ад-дин) — пять. Первый — единобожие (таухид). В исла­ме таухид обозначает прежде всего признание единственности Аллаха и категорическое отрицание многобожия, что нашло отражение в фор­муле «нет Бога, кроме Аллаха». Аллах мыслится как единственный тво­рец всего сущего, всемогущий и всеведущий. Учение о таухиде стало предметом углубленного исследования мусульманских теологов на про­тяжении столетий и получило разнообразные трактовки. Наиболее строгие толкователи догмата о единобожии доводили его до крайности. В частности, из таухида выводили запрет на изображение живых су­ществ в исламе, который, впрочем, в определенных исламских регио­нах, например в Иране, игнорировался.

Второй догмат — вера в божественную справедливость, в правосу­дие Аллаха (адль), воздающего в равной мере как за добрые деяния, так и за предосудительные. Справедливость Аллаха считается высшей ее формой, не доступной пониманию человека.

Третий — признание пророческой миссии Мухаммада и пророков, живших до него (нубувва). По Корану, Мухаммаду предшествовали многочисленные древние пророки, первым из которых считается Адам. В Коране названо 28 пророков, хотя число их определяют в более чем сто тысяч. Среди них упоминаются Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Ис-хак (Исаак), Исмаил, Якуб (Яков), Дауд (Давид), Сулейман (Соломон), Ильяс (Илия), Йунус (Иона), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и др. Пропо­ведовавшие веру в единого Бога пророки в соответствии с мусульман­ской традицией предсказывали появление Мухаммада. Мухаммад счи­тается «печатью пророков», последним в цепи пророков, которые про­поведовали человечеству. В мусульманской догматике концепция про-


рочества занимает крайне важное место. Мухаммад, как и другие про­роки, считается обыкновенным человеком и не может стать объектом обожествления. В то же время пророки, посланные Богом для пропове­ди священного писания, относятся к категории избранных, приближен­ных к Богу людей. Ислам признает полную непогрешимость Мухамма­да как посланника Божьего.

Четвертый догмат — вера в воскресение, Судный день и потусто­ронний мир (маад, или кийяма). Воскресение умерших и суд Аллаха над людьми, которым уготован рай или ад, были одной из главных тем проповедей Мухаммада, изложенных в Коране. Эсхатологические пред­ставления также стали предметом детальной проработки в мусульман­ском предании. Согласно понятиям мусульман о потустороннем мире (ахира) — рае и аде, в день Страшного суда поступки людей будут взве­шены на весах справедливости (аль-мизан), а сами люди должны в ка­честве испытания пройти по «тонкому, как волос, и острому, как лезвие меча», мосту (ас-сират). Праведники пройдут по этому мосту «с быст­ротой молнии», а грешникам суждено сверзнуться с него в ад.

Пятый догмат связан с учением об имамате-халифате (имама-хиля-фа). При всей незыблемости догматов ислама их интерпретация меня­лась с течением времени и являлась предметом бурной полемики.

К числу основополагающих проблем мусульманской догматики от­носятся вопросы свободы воли и предопределения, представления о грехе и греховности верующего (понятия о «малом» — ас-сагира — и «тяжком» — аль-кабира — грехе), мере загробного воздаяния, придании Аллаху сотоварищей (ширк), вопросы традиции и нововведений (бид 'а) и др. На протяжении веков мусульманские теоретики разрабатывали учение о божественной милости и справедливости, углубленно занима­лись учением об ангелах и демонологией.

На раннем этапе существования мусульманской общины сложились представления о пяти «столпах» мусульманского вероучения (аркан ад-дин), из которых четыре содержат обрядовые и моральные предписа­ния. Первая обязанность мусульманина, объединяющая два основопола­гающих догмата ислама, получила название шахада (араб, свидетельст­во) — исповедание веры, и выражается в формуле «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха». Человек, произносящий эти молитвенную формулу, подтверждает свою приверженность едино­божию и признает пророческую миссию Мухаммада. Хотя этот «столп» относится к догматике, для рядового мусульманина важно не только ис­поведание исламского «символа веры», но и беспрекословное следова­ние этому принципу в повседневной жизни.

Второе предписание ислама — мусульманская каноническая молит­ва (араб, салат, перс, намаз). Число и порядок молитв в Коране четко


не зафиксированы, но были детально регламентированы в Сунне. Еже­дневный молитвенный цикл включает пять обязательных молитв (на рассвете, в полдень, в предвечернее время, на закате, с наступлением ночи). Функцию оповещения верующих о времени молитвы исполняет муэдзин — специальный человек, провозглашающий призыв на молит­ву — азан. Помимо обязательных пяти молитв человек может совер­шать в день любое число дополнительных добровольных молитв. Мо­литву можно совершать в любом приемлемом для этого месте, которое должно быть ритуально чистым. Перед каждой молитвой необходимо совершать ритуальное омовение. В пятницу (паум алъ-джума) проходят коллективные молитвы в мечетях, сопровождающиеся проповедью.

Третий «столп» ислама предписывает соблюдение поста (араб, са-ум) в рамадан, девятый месяц мусульманского лунного календаря. С рассвета и до наступления темного времени суток постящийся воздер­живается от еды, питья, курения, выполнения супружеских обязанно­стей и т. д. Освобождение от поста получают беременные и кормящие женщины, дети младше семи лет, больные, престарелые, а также те, кто не могут его соблюдать по объективным причинам (путешественники; участвующие в военных действиях и т. д.). Верующие, временно осво­божденные от поста или нарушившие его по каким-либо причинам, должны восполнить полагающееся время поста в другой срок. Среди многих памятных дат, связанных с рамаданом, отмечаются день рожде­ния внука Пророка Хусайна (6-е число месяца рамадан), дата кончины жены Мухаммада Хадиджы (10-е), день битвы при Бадре (17-е), день вступления Мухаммада в Мекку (19-е), день смерти зятя Пророка Али (21-е) и день его рождения (22-е). Помимо обязательного поста, приу­роченного к рамадану, мусульмане могут соблюдать дополнительные посты в индивидуальном порядке.

Четвертой обязанностью мусульманина является обязательный ко-ранический налог в пользу нуждающихся (закят). Размеры закята рег­ламентированы мусульманским правом. В трактовке мусульманских те­ологов уплата закята интерпретируется как очищение от греховности имущества, с которого он взимается. В исламе также существует сада-ка — добровольная милостыня в пользу неимущих и нуждающихся.

Пятый «столп» ислама — паломничество в Мекку (хадж). Согласно мусульманскому преданию, основные обряды хаджа были определены Мухаммадом во время его последнего «прощального» паломничества в 632 г. Они воспроизводят деяния общего предка арабов и евреев Ибра-хима (Авраама), считающегося восстановителем Каабы и учредителем хаджа, а также эпизоды жизни его семейства в Мекке. Хадж совершает­ся в месяц зу-ль-хиджжа. Ему предшествуют очистительные обряды (омовение, обрезание волос, ногтей) и облачение в ихрам — специаль-


ное одеяние, состоящее из двух кусков белой материи, один из которых оборачивается вокруг бедер, а другой набрасывается на плечи. В пер­вый день хаджа совершается «малое паломничество» — умра, включа­ющее поклонение черному камню в мечети Харам, семикратный обход Каабы. Паломники пьют воду из священного источника Земзем, семик­ратно пробегают между холмами ас-Сафа и аль-Марва. На следующий день они направляются в долину Арафат. На третий день, в полдень, после ночевки под открытым небом начинается центральный обряд хаджа — стояние у горы Арафат, продолжающееся до захода солнца. В это время паломники слушают проповедь, молятся, затем бегом все уст­ремляются в долину Муздалифа, где слушают вечернюю и ночную мо­литвы. Наутро паломники направляются в долину Мина, где бросают камешки в так называемые «столбы дьявола», символизирующие нечис­тую силу. Затем следует жертвоприношение животных, после чего ве­рующие возвращаются в Мекку, где завершают паломничество. Хотя обязательные обряды хаджа не предписывают посещение Медины, где находится могила пророка Мухаммада, паломники предпочитают побы­вать там и поклониться святым местам этого города. Мусульманин, со­вершивший обряда хаджа, получает почетное звание хаджи. Каждый мусульманин должен, если он может, раз в жизни совершить хадж. Ес­ли он не способен это сделать, то может послать вместо себя заместите­ля. Хаджу принадлежит важная политико-идеологическая роль и в со­временном мусульманском мире. Мусульмане могут совершать малое паломничество в святые места Мекки — умру — в любое время года, не совпадающее с хаджем, как акт личного благочестия.

Важное место в исламе занимают запреты, порицаемые и неодобря-емые мусульманским правом установки. К числу таковых относятся, в частности, запреты ссудного процента (риба), азартных игр, изображе­ний живых существ, пищевые запреты, в том числе на потребление сви­нины и алкоголя и др. Несмотря на послабления в отношении запретов иноверцам вступать в священные места ислама, до настоящего времени область Саудовской Аравии — Хиджаз, где находятся священные горо­да ислама — Мекка и Медина, и ряд мечетей в других местах закрыты для немусульман. Мусульманские обряды, связанные с семейно-брач-ными отношениями и жизненным циклом (рождение ребенка, обреза­ние, свадьба, похороны и т. д.), отличаются необычайной проработанно­стью и разнообразием, отражающим их региональную специфику.

Важная роль в жизни мусульман принадлежит религиозным празд­никам. Классический ислам узаконил два праздника. Первый — вели­кий праздник жертвоприношения (араб, ид аль-адха; тюрке, кур­бан-байрам). Являясь неотъемлемой частью мусульманского паломни­чества в Мекку, он отмечается на десятый день зу-ль-хидджа, двенадца-


того месяца лунного календаря в последний день хаджа и продолжается 3—4 дня. Жертвоприношения животных совершаются в память о том, как Ибрахим был готов принести в жертву Аллаху своего сына Исмаи-ла. Наряду с паломниками, находящимися в Мекке, этот обряд соверша­ют верующие по всему мусульманскому миру. Празднество сопровож­дается специальными ритуальными молитвами и праздничными трапе­зами. В дни курбан-байрама принято навещать могилы близких: на кладбищах читаются молитвы и поминаются усопшие.

Второй «канонический» праздник мусульман (араб, ид аль-фитр, ид ас-сагир; тюрке, ураза байрам, рамадан байрам и др.) — праздник раз­говенья — посвящен завершению мусульманского поста в месяц рама­дан. Начинается он в первый день следующего после рамадана месяца шавваля и отмечается в основном по тем же правилам, что и ид аль-ад-ха. Празднество включает посещение могил родственников, обильную торжественную трапезу, раздачу милостыни и подарков. Длится празд­ник 3—4 дня и, хотя он и называется «малым» праздником, традицион­но он отмечается с еще большим размахом, чем праздник жертвоприно­шения.

Сущность мусульманских праздников может быть понята и объяс­нена только на основе шариата. Главные мусульманские праздни­ки — ид аль-адха и ид аль-фитр — не существуют сами по себе, а со­ставляют неотделимую часть мусульманских канонических обрядов па­ломничества и поста.

К числу мусульманских праздников принадлежит также пятни­ца— день общественной молитвы (йаум алъ-джума). Как правило, в этот день в мечетях проходят массовые молитвенные собрания. Мусуль­манская традиция окутывает этот день священным ореолом, утверждая, что в пятницу родился пророк Мухаммад, было осуществлено пересе­ление из Мекки в Медину, в пятницу ожидается начало Страшного су­да. Хадис по поводу священности пятницы гласит: «Лучший из дней — пятница. В пятницу сотворен человек, в пятницу он войдет в рай, в пятницу выйдет оттуда, часы остановятся только в пятницу».

К числу неканонических праздников относится маулид ан-на-би — праздник рождения пророка Мухаммада, который отмечается 12-го числа месяца раби аль-авваль. Поскольку точная дата рождения Мухаммада неизвестна, праздник приурочивается ко дню его кончины. Уже с конца VIII в. дом в Мекке, где родился Мухаммад, стал местом поклонения, посещавшимся паломниками во время хаджа. Первые све­дения о праздновании рождества Мухаммада относятся к XII столетию, когда в Фатимидском Египте появились связанные с ним обычаи. В то время этот праздник, отмеченный налетом официальности, не приобрел еще всенародного характера. Согласно суннитской традиции, первый


маулид ан-наби был отмечен зятем Салах ад-Дина — Музаффар ад-Ди-ном Кекбюри в городе Арбеле (Верхняя Месопотамия) в 1207 г. С этого времени популярность этого праздника начала быстро возрастать, и он распространился среди многих мусульманских народов. Первое упоми­нание о праздновании маулида Пророка в Северной Африке — в марок­канском городе Фесе — относится к 1291 г., и с тех пор он стал неотъ­емлемой частью религиозной жизни Марокко и сопредельных земель. На рубеже XVI—XVII вв. маулид ан-наби стал официальным праздни­ком Османской империи.

По случаю маулида читаются проповеди в мечетях, совершается коллективная молитва в честь основателя ислама, раздается милостыня. Обязательным атрибутом маулид ан-наби является декламация мава-лид — панегириков, или стихов, прославляющих Пророка. Эта тради­ция была установлена приблизительно в XV в. и постепенно распрост­ранилась по всему мусульманскому миру. Свое начало она берет в цере­мониях, сопровождавших этот праздник во времена Фатимидов в Каи­ре.

Ночь на 27-е число месяца рамадана, когда пророку Мухаммаду бы­ло ниспослано первое откровение, отмечается мусульманами как «Ночь могущества» — лайлат аль-кадар. В Коране по этому поводу сказано: «Поистине, Мы ниспослали его в ночь могущества! А что даст тебе знать, что такое ночь могущества? Ночь могущества лучше тысячи ме­сяцев. Нисходят ангелы и дух в нее с дозволения Господа их для всяких повелений. Она — мир до восхода зари!» (97: 1—5). Эту ночь принято проводить в мечети, читая Коран и вознося молитвы к Богу.

Еще один широко отмечаемый в мире ислама праздник — лайлат алъ-исра ва-лъ-мирадж (ночь путешествия и вознесения) — знаменует чудесное путешествие Мухаммада из Мекки в Иерусалим и его возне­сение к небесному престолу Аллаха. В Коране о нем сказано в суре «Перенес ночью»: «Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из ме­чети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он — всеслышащий, всевидящий!» (17: 1). Под неприкосновенной ме­четью имеется в виду главная мечеть ислама — Масджид аль-Харам, находящаяся в Мекке, под отдаленнейшей — Масджид аль-Акса, ме­четь, расположенная в Иерусалиме. По традиции праздник мирадж от­мечается в ночь с 26-го на 27-е раджаба. Праздничная ночь проводится в бдении, чтении Корана и молитвах.

К числу наиболее популярных шиитских праздников, которые они празднуют помимо общемусульманских, относится день поминания шиитского имама и внука пророка Мухаммада — Хусайна (ашура). Он приходится на 10-е число месяца мухаррама. В течение десяти дней


этого месяца устраиваются мистерии, инсценирующие историю траги­ческой гибели Хусайна, чтения преданий о нем. На десятый день про­исходит торжественное траурное шествие — оплакивание Хусайна (перс, таазийе).

Мусульманские праздники, исторические даты и обряды отмечают­ся по лунному календарю, а так как мусульманский год на 11 дней ко­роче солнечного, то все мусульманские даты ежегодно смещаются.

Важное место в жизни мусульманской общины занимает ме­четь— масджид (мн. ч. масаджид). «Божий дом» в исламе, в отличие от христианства или иудаизма, не имеет четко структурированного при­хода с приписанными к нему прихожанами. Тем не менее мечеть явля­ется не только молитвенным местом, где «совершаются земные покло­ны», но и общественным зданием с разнообразными функциями. Повы­шению эффективности деятельности служителей ислама через мечети способствует характерное для ислама использование здания культового назначения в качестве не только места богослужения, но и школы, свое­образного клуба, места собраний, убежища, ночлега для бездомных и странников и т. п.

Первое культовое здание ислама было заложено пророком Мухам­мадом в селении Куба недалеко от Медины. Оно представляло собой квадратный двор с навесом вдоль стен, ориентированный, как христи­анские базилики того времени, на восток. В то же время, согласно мусу­льманскому историческому преданию, первые мусульмане обращались во время молитвы лицом к Иерусалиму, т. е. на север. Затем Пророк провозгласил перемену киблы — направления, которое следует соблю­дать во время совершения мусульманской молитвы и ряда обрядов, объ­явив таковым направление на мекканское святилище — Каабу. В сере­дине 623 г. в Медине, вблизи дома Мухаммада, была построена мечеть, которая была уже ориентирована с севера на юг, в сторону Каабы. По­сле завоевания Мекки Мухаммадом Кааба была очищена от идолов и трансформирована в мечеть. Вскоре после кончины Пророка на пути, соединяющем Мекку и Медину, в местах, где молился Мухаммад, были построены мечети. В последующие десятилетия, во время завоевания мусульманами Сирии, Египта и Ирана, арабские военачальники строи­ли мечети в военных лагерях, во вновь основанных поселениях или в захваченных городах. Для совершения богослужений также использова­лись христианские церкви, зороастрийские храмы и капища. Специфи­ческий облик мечети сформировался к концу VIII в. с появлением таких архитектурных элементов, как минарет, михраб — ниша в стене, обра­щенная в сторону Мекки, и минбар — трибуна для проповедника. Обя­зательным элементом мечети является место для ритуального омовения. Наряду с пятничными соборными мечетями {джами\ где проводится


пятничное моление, сопровождающееся проповедью — хутбой, в мес­тах проживания мусульман строятся квартальные и домашние мечети. Ежедневные моления в мечетях, и особенно пятничная проповедь, со­бирают широкую аудиторию, состоящую из членов религиозной общи­ны, которые эмоционально подготовлены для восприятия и усвоения моральных наставлений и идейно-политических установок. Нередко мечети служат центрами оппозиционного движения. Многофункциона­льность мечети, ее крепкие связи с верующими не только по религиоз­ным, но и по бытовым каналам способствовали поддержанию система­тического контроля служителей ислама за жизнью мусульманской об­щины.

С XII столетия роль основного источника существования культовых учреждений ислама взяли на себя вакфы, которые уже с XI в. стали за­метной категорией собственности в жизни мусульманского общества. Вакуфная собственность представляет собой земли и имущество духов­ных мусульманских организаций, переданные им с благотворительной или религиозной целями, не подлежащие отчуждению и пользовавшие­ся налоговыми и правовыми льготами. Контроль над вакфами и распо­ряжение поступавшими с них доходами обеспечивали служителям ис­лама стабильное материальное положение и делали их, по существу, од­ними из крупнейших землевладельцев. Известно, что в конце XVIII в. в Османской империи в целом доля вакфов составляла около 1/3 обраба­тываемой земли, а в Египте в начале XIX в. только включенные в земе­льную перепись вакфы мечетей Верхнего Египта и расположенные там вакфы каирских мечетей составляли 1/5 всех обрабатываемых земель. Управители вакфов должны были обладать социальным статусом, дела­ющим их достойными права быть задействованными в сфере благотво­рительности. Служители ислама, как никто другой, подходили для этой роли, и редко кто из достигших высот в духовной «иерархии» не вы­полнял этой почетной функции. Особые ведомства, ведавшие вакфами в масштабах государства, возникли в Египте еще при правлении Фатими-дов. В настоящее время в мусульманских странах функционируют осо­бые министерства, которые управляют вакфами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.