КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мусульманское право
Шариат. Шариат (араб, шариа — прямой, правильный путь, закон, предписания, установленные в качестве обязательных) представляет собой общее учение об исламском образе жизни, комплекс предписаний, обязательных для исполнения мусульманином и закрепленных преимущественно в Коране и Сунне. В этих предписаниях прежде всего затрагиваются вопросы догматики и этики, определяющие убеждения и религиозную совесть мусульманина. Дисциплиной, занимающейся выведением конкретных правил поведения из шариата, является фикх (араб, глубокое понимание, знание). В исламской мысли сохраняется оценка шариата и фикха как по существу совпадающих понятий, и они часто употребляются как синонимы. Главными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна, в которых нашло воплощение божественное откровение. Первоначальные установления, принятые при Мухаммаде и зафиксированные в Коране, стали основой для развития правовых концепций, однако недостаточность Корана при решении конкретных правовых вопросов выявилась достаточно быстро. Священное мусульманское предание было призвано его дополнить. Поступки, изречения и даже молчание Мухам-мада составили основу правил поведения. Назидательный пример его сподвижников и учеников также учитывался и использовался во вспомогательных целях. Таким образом, Сунна, второй источник мусульманского вероучения, создала базу для более эффективного выполнения исламом роли регулятора общественных отношений. Становление исламской юриспруденции протекало параллельно с фиксацией хадисов. Первые труды по мусульманскому праву представляли собой не правовые исследования, а тематические сборники хадисов. Систематизация мусульманских священных преданий способствовала формированию шариата. Сложение основных понятий мусульманского права относится к VIII— первой половине IX в. Во второй половине VIII в. выделилась группа богословов-законоведов, взявших на себя создание системы мусульманского права. На раннем этапе становления мусульманской юриспруденции выделились две школы. Первая — мекканская — получила наименование «сторонники священного предания» (асхаб алъ-ха-дис), поскольку она делала упор на Коран и Сунну. Вторая, действовавшая преимущественно на территории Ирака, называлась «сторонники самостоятельного суждения» (асхаб ар-рай). Ее приверженцы считали, однако, только при обнаружении аналогий в священном мусульманском писании возможным делать умозаключения на основе логических рассуждений. Ими был разработан метод аналогической дедукции (кийяс, араб, сопоставление, сравнение), который позволял упростить анализ правовых явлений. Значение этого принципа было столь велико, что он был принят в качестве одного из корней — источников мусульманского права, наряду с Кораном и Сунной. Наряду с принципом суждения по аналогии был" выдвинут принцип иджма, обозначавший согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу. Традиция приписывает формулирование этого принципа группе исламских законоведов Мекки второй половины VII в. В соответствии с установленным порядком решения конкретных вопросов, отдельное толкование получало силу закона при одобрении мусульманской общины. Мединские правоведы путем опроса выдающихся богословов выявляли единственно возможное решение. Иджма, таким образом, исходила от конкретной авторитетной группы теологов и юристов. Иджма, как и кийяс, признается многими мусульманскими правоведами каноническим источником права. VIII—IX вв. представляли собой блестящий период разработки вопросов богословско-правового комплекса. В X в. мусульманское правоведение окончательно сложилось как самостоятельная дисциплина, относящаяся к категории религиозных наук. Предмет исламского правоведения включал в себя изучение двух категорий норм: 1) ибадат — нормы, определяющие отношения верующих с Аллахом (правила культа и исполнения религиозных обязанностей) и 2) муамалят — нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, между государством и подданными, отношения с другими конфессиями и государствами. Эволюция мусульманского права в суннитской среде ознаменовалась рождением четырех школ суннитского законоведения— мазхабов. Мазхабы. Мазхаб (араб, путь, образ действий) ханифитов (араб, ха-нафийя) возник в Ираке. Его основание связывают с правотворческой деятельностью прославленного мусульманского теолога и правоведа из г. Куфа Абу Ханифы (ум. 767). Ханифиты признают в качестве основополагающего источника права Коран. Сунна характеризуется как независимый источник, использование ее предполагает самую тщательную и скрупулезную работу с хадисным материалом. Ханифизм широко использует принцип согласованного мнения {иджма), а также прибегает к суждениям по аналогии, которые строятся на глубоком логическом обосновании. Для коррекции правового решения, принятого на основе кийяса, в том случае, если оно приводит к абсурдному или неприемлемому результату, ханифиты применяют рационалистический принцип «предпочтительного решения» (истихсан), который ведет к отказу от ранее принятого решения. Ханифитский мазхаб допускает широкое использование обычного права, что делает его удобным при ведении деловых контактов, в том числе с иноверцами. Либерализм ханифитской школы, присущая ей религиозная терпимость и гибкость, позволяющая принимать решения с учетом потребностей практики и местных обычаев и дающая возможность легко адаптироваться к изменяющимся общественным отношениям и практическим потребностям жизни, сделали ее весьма популярной и обеспечили ее широкое распространение. Она была принята в качестве основополагающей в Османской империи. Ха-нифизм преобладал и продолжает удерживать ведущие позиции в Афганистане, Сирии, Пакистане, в Индии и Индонезии. Большинство мусульман бывших среднеазиатских республик СССР являются ханифита-ми. Маликитский мазхаб был основан авторитетным мекканским теологом и имамом Маликом ибн Анасом (713—795). Эта школа отдает предпочтение правовым нормам, сформировавшимся еще в период раннего ислама. Главный упор делается на Коран и Сунну. Предания, восходящие к сподвижникам пророка Мухаммада, признаются абсолютно достоверными. В последнюю очередь правовой материал извлекается из сообщений соратников Пророка — немединцев, а также представителей последующего поколения передатчиков хадисов. Иджма в интерпретации маликитов сводится к правилам, выработанным и единодушно одобренным мединскими богословами. Маликиты применяют кийяс, однако в более ограниченных пределах, нежели ханифиты. Для решения правовых вопросов, которые сложно соотносятся с классическими правовыми источниками, был разработан принцип «независимого суждения ради пользы» (истислах), ставший для маликитов одним из дополнительных источников фикха, приемом формулирования его норм рациональным путем. Если возникает вопрос, точный ответ на который не содержится ни в Коране, ни в Сунне, то правовед может принять по нему решение, которое соответствует интересам мусульманской общины, не противоречит содержанию священного писания и общим законо-установлениям шариата. Маликиты наряду с последователями других мазхабов также руководствовались при решении правовых вопросов принципом «презумпции неизменного состояния» (истисхаб), в соответствии с которым любые изменения не считаются наступившими, пока не станет ясно, что они действительно имели место. Наибольшее распространение маликитский мазхаб получил в странах Северной Африки, преобладал в мусульманской Испании. Значительное число маликитов проживает в Египте, Судане и Западной Африке. Шафиитский мазхаб зародился на рубеже VIII—IX вв. и получил свое название по имени вьщающегося юриста, богослова и знатока мусульманского предания Мухаммада аш-Шафии (767—820). Основанный им мазхаб отличается упрощенностью и эклективностью, он многое воспринял от школ маликитов и ханифитов. Коран и Сунна рассматриваются шафиитами как единый источник правовых установлений. Для этого мазхаба характерно применение иджмы, которая трактуется как решение правоведов-мединцев. Суждение, по аналогии, признается как способ извлечения необходимого материала из предыдущих источников. По сравнению с ханифитской школой законоведения шафиизм позволяет избегнуть усложненного логического анализа, приняв суждение по аналогии, а в сравнении с маликитским мазхабом не требует детального знания правового комплекса мединской общины наряду с Кораном и Сунной. Относительная простота шафиитской правовой школы обеспечила ей быстрое распространение. Она имеет твердые позиции в Египте, Сирии, Ливане, Иордании, на Бахрейне, в странах Восточной Африки, а также в Малайзии, Сингапуре и Брунее. Ханбалитская школа суннитского законоведения, названная по имени своего основателя Ахмада ибн Ханбаля (780—855), оформилась к началу IX в. в Багдаде. В отличие от других суннитских мазхабов хан-бализм возник первоначально как религиозно-политическое движение и только по истечении определенного времени принял форму религиозно-правовой школы. Ханбалитский мазхаб, провозглашающий главными источниками права Коран и Сунну, использует их максимально широко. Ханбалиты признают иджму, которая соотносится только с первыми поколениями сподвижников и последователей Мухаммада. Формально ханбалиты выступают против любых рационалистических правовых методов, однако фактически прибегают к суждениям по аналогии. Они предъявляют исключительно строгие требования к соблюдению правовых норм шариата. В настоящее время догматико-правовая школа хан-балитов является официальной в Саудовской Аравии, к ней апеллируют проваххабитски настроенные группировки исламских фундаменталистов, однако в целом широкого распространения, несмотря на усилия Саудидов, она так и не получила. В шиизме, так же, как и в суннизме, оформились оригинальные религиозно-правовые толки — джафаритский (имамитский), зайдитский, исмаилитский. В позднее Средневековье и в Новое время среди трудов по фикху стали преобладать сборники фетв — религиозно-правовых решений авторитетных мусульманских законоведов по конкретным вопросам. Несмотря на конкурирование и даже временные всплески вражды, вызванные политическими мотивами, мазхабы не пришли к замкнутости. Переход из одного религиозно-юридического толка в другой прост и не требует соблюдения формальностей, так как он не влияет на религиозный статус человека. Возможен переход в другой мазхаб для принятия одного правового решения или ведения определенного судебного разбирательства. Процесс унификации мусульманского законодательства и взаимопроникновение суннитских юридических школ привели к тому, что мусульманин может обратиться к судье, придерживающемуся любого из четырех мазхабов Сунны. При распространении на огромных территориях ислам впитывал в себя многие нормы местного (обычного) права и санкционировал многочисленные уже издавна сложившиеся обряды (например, обряды бракосочетания, захоронения и т. д.). Взаимопроникновение и взаимовлияние шариата и местного права гарантировали исламу жизнеспособность и широкое влияние на сознание и жизнедеятельность мусульманских общин в различных этнических средах. Тем не менее во многих регионах распространения ислама обычное право продолжало сохранять самостоятельное значение и имело специфические области применения. Тем самым шариат не всегда и не везде мог выступать в роли единственного свода законов и универсального регулятора общественной жизни. Суннитские представления о государстве и власти в исламе. В мусульманском законоведении общественный идеал выразился в теократии. Правоведы считали необходимым соединение в руках исламских правителей и светской и духовной власти. В действительности такого государства не существовало со времен основания Омейядского халифата. Нормативные предписания Корана и Сунны не дают точных указаний относительно форм государственного устройства и механизмов регуляции деятельности мусульманского государства. Однако комментаторы Корана и Сунны достаточно свободно интерпретировали священные тексты и создали специальные труды, отражающие теорию власти в исламе. Основополагающая идея, которой они руководствовались, выражена в Коране: Аллах — законодатель, запретитель и дозво-литель и является единственным источником власти. При признании верховного суверенитета прерогативой Аллаха за его посланником сохранялась функция контроля за точным исполнением на земле божьей воли. Самым авторитетным трудом по суннитскому государственному праву является сочинение «аль-Ахкам ас-султанийя ва-ль-вилайят ад-динийя» («Принципы султанской власти и управления религией») законоведа XI в. Али аль-Маварди, в котором воспроизводится идеал мусульманского государства. Сформулированная им политико-юридическая теория стала основой суннитской концепции власти, которая впоследствии лишь уточнялась и дополнялась. Суть ее состоит в следующих положениях. Наличие имама-халифа — верховного носителя светской и духовной власти — в мусульманском государстве необходимо как в соответствии с установками шариата, так и по согласному решению мусульманской общины. Мусульманское государство должно быть единым и иметь одного главу. Он должен происходить из племени ку- райшитов, как пророк Мухаммад, быть физически и морально совершенным, обладать обширными знаниями в области богословия и правоведения. Свой пост халиф может занять в результате избрания народом или же в случае, если предшествующий халиф сам при жизни назначил его своим преемником, и была получена санкция мусульманской общины на этот выбор. Суннитские теоретики опираются на практику выбора «праведных халифов». Отношения между халифом и мусульманской общиной рассматриваются как двусторонний договор, предполагающий взаимные обязательства. Глава государства должен охранять религию, улаживать споры внутри общины, обеспечивать беспрепятственное отправление богослужения и исполнять обязанности предстоятеля на молитве, а также взимать подати, контролировать органы управления и обеспечивать их содержание. Халиф может быть низложен, если он не справляется со своими обязанностями. Основная обязанность его подданных сводится к повиновению законно избранному халифу и помощи в его делах на благо государства. Теократическая модель власти в шариате разрабатывалась вне связи с реальной действительностью. Особое место в арабской средневековой науке заняли взгляды на государство и его роль в жизни мусульманского общества выдающегося мыслителя Абд ар-Рахмана ибн Халдуна (1332—1406). В соответствии с его воззрениями, основу исторического процесса составляют не деяния пророков и царей, а деятельность человеческого общества. Первый исходный принцип Ибн Халдуна сводился к тому, что материальная необходимость выступает как основная направляющая сила в истории человечества. Второй принцип гласил, что сущность общества заключается в совместном труде его членов для обеспечения жизненных средств на основе разделения труда между ними. Власть, согласно Ибн Халду-ну, представляет собой необходимое организующее начало, которое регулирует противоположности отдельных личностей. Ибн Халдуна в Европе называют арабским Монтескье и отмечают сходство его воззрений с взглядами Маккиавелли. Ибн Халдун впервые в мировой историографии признал материальную жизнь людей основной силой, создающей общество и определяющей все остальные стороны его жизни, в том числе и идеологическую. Таким образом, халифатистская концепция получила серьезного оппонента в лице Ибн Халдуна. В середине XIX в. концепция халифата пережила свое второе рождение. На протяжении почти столетия, до второй мировой войны, хали-фатистские идеи становились в зависимости от обстоятельств то знаменем прогрессивных течений общественной мысли, то идейным оформлением политических притязаний монархов Ближнего и Среднего Востока. В эволюции концепции халифата прослеживаются определенные этапы и направления. В рамках теории исламского государства сложи- лись две политические доктрины: официальная, согласно которой османский султан-халиф считался защитником правоверных, и оппозиционная, ставившая своей целью воссоздание арабского халифата. На рубеже XIX—XX вв. в сознании ряда деятелей реформаторского движения в исламе произошел синтез панисламистских элементов османской доктрины и идеи арабского халифата. Эти мировоззренческие поиски нашли свое законченное выражение в теории исламского реформатора Рашида Риды (1865—1935), изложенной в его программной книге «Халифат или великий имамат». Он не отступает от установок средневековых идеологов и правоведов, считая, что ислам создал совершенную форму правления, и халиф является «тенью Аллаха на земле». Халифат представляется Ридой в качестве решающего фактора в деле «исламского возрождения». Его законность как политической системы не вызывает у Риды никаких сомнений. Главное содержание халифата Рида видит в его соответствии принципам ислама и полном подчинении шариату. По убеждению Риды, европейские политические идеи парламентаризма, национального суверенитета, прогрессивного судопроизводства были предвосхищены в системе халифата. Рида особое значение придает рекомендациям наиболее достойных представителей мусульманской общины, которым отводится важная роль в руководстве государством и сдерживании произвола халифа. Рида заостряет внимание на арабском курайшитском происхождении халифа как гарантии уважения со стороны его подданных и повиновения ему. В то же время прагматическое восприятие политической ситуации заставляет реформатора обратиться к туркам с призывом спасти мир от «мусульманского невежества и европейского материализма» путем восстановления законов Аллаха и исламского халифата. Выдвигая программу возрождения халифата при учете новых исторических реалий, Рида ратует за частичное его восстановление, прежде всего как орудия духовного руководства мусульманами при отсутствии возможности притязать на реальную власть, которой обладают правители арабских стран. Доктрина халифата в том виде, в котором ее изложил Рашид Рида, стала итогом развития суннитской концепции власти в арабо-мусульманском мире и отразила позиции сторонников халифатизма в новых исторических условиях. Политико-правовые принципы, служащие основой концепции «исламской формы правления», нашли отражение в современном государственном праве ряда исламских стран, включая Саудовскую Аравию и страны Персидского залива. Концепция войны и мира в исламе. Исламская концепция войны и мира нашла выражение в учении о джихаде (араб, старание, напряжение усилий). Джихад является одной из главных обязанностей мусульман. Внеисламская трактовка джихада обычно сводится к его одно- 40 - 3430 625 значному определению как вооруженной борьбы мусульман с неверными. Толкование этого понятия как «священная война» в религиозных целях не является корректным, так как мусульманская традиция считает любую войну, которую ведет мусульманская община, священной, на благо веры. Джихад в исламской интерпретации представляет собой борьбу за веру, включающую действия как военного, так и иного характера. Первоначально под джихадом подразумевалась борьба в защиту и за распространение ислама среди аравийцев-язычников. Коранические предписания относительно джихада носят противоречивый неоднозначный характер, обусловленный спецификой деятельности Мухаммада в мекканский и мединский периоды. Коран предписывает: 1) не входить с многобожниками в конфронтацию и приобщать их к вере мирными средствами; 2) вести с противниками ислама оборонительную войну; 3) нападать на неверных, исключая «священные месяцы»; 4) нападать на них повсюду и в любое время. Эти установки создают почву для многообразных толкований отношения ислама к войне и миру. С течением времени концепция джихада углубляется. Разрабатываются понятия «джихада сердца» как борьбы с собственными дурными наклонностями, «джихада языка» («повеление одобряемого и запрещение порицаемого»), «джихада руки» как применения наказаний к преступникам и нарушителям норм морали и «джихада меча», трактующегося как вооруженная борьба с противниками ислама. Борцам за веру — муджахидам —уготовано вечное блаженство в загробном мире. Джихад во имя морально-нравственного самоусовершенствования объявляется «большим джихадом», а война с неверными — «малым». Идея джихада была генетически связана с практикой набегов, широко распространенной в кочевой среде доисламской Аравии. В период оформления исламской государственности джихад стал знаменем завоевателей. В период существования халифата, объединившего различные народы, конфессии и регионы, концепция джихада была дополнена детальной разработкой следующих понятий: дар алъ-ислам — «земля ислама» — территории безраздельного господства мусульман, дар аль-харб — «земля войны»—территории, находившиеся вне мусульманского контроля, и дар ас-сульх — «земля договора» — владения инаковерующих, на которых мусульмане политической власти не имели, но пользовались свободой вероисповедания. Канонические тексты об этих землях весьма разноречивы, поэтому богословы толковали их в зависимости от требований времени. Религиозная политика на завоеванных территориях, проводившаяся в эпоху раннего ислама, определялась в основном прагматическими соображениями. Перед выбором «меч или ислам» ставились только язычники. В то же время последователи монотеистических религий — хрис- тиане и иудеи — не стояли перед столь жесткой альтернативой. Они могли стать «покровительствуемой группой», члены которой продолжали уплачивать, как и до арабских завоеваний, подушную подать и при этом сохраняли свое вероисповедание. От подушной подати освобождались принявшие ислам. Некоторые мусульманские правители не поощряли переход новых подданных в ислам, поскольку это приводило к сокращению поступлений в государственную казну. Мусульманские теоретики на протяжении веков разрабатывали нормы взаимоотношений между мусульманами и немусульманами в период войны и в мирное время. Был составлен свод правил, связанных с освобождением от ведения джихада. От участия в войне за торжество веры освобождались люди, не имевшие необходимой экипировки и вооружения, выдающиеся религиозные авторитеты, те, кто не заручился согласием родителей на участие в джихаде, должники, не получившие разрешения кредиторов. Правила джихада ограничивали действия муд-жахидов в стане противника. Во время джихада запрещалось убивать женщин и несовершеннолетних, если те не сражались против мусульман. Некоторые ранние мусульманские богословы считали убийство военнопленного актом недозволенным или по меньшей мере достойным порицания. Существует правило временного покровительства, относящееся к немусульманам. Оно обеспечивает неприкосновенность их жизни, свободы и имущества и распространяется в основном на иностранных послов, а также на купцов и тех, кто прибывает в «земли ислама» с целью ознакомления с мусульманским вероучением. Свод правил, касающихся концепции джихада и регулирующих взаимоотношения мусульман с внешним миром, составил базу «исламского международного права». Противоречивые толкования исламской концепции войны и мира предоставляют возможность санкционировать противоположные по своему характеру явления в жизни мусульманских государств. В колониальную эпоху идеи джихада использовались в качестве идеологического обоснования противодействию экспансии Запада. В настоящее время лозунг торжества ислама с помощью джихада во всемирном масштабе используется только отдельными фундаменталистскими группировками экстремистского толка. На сегодняшний день многие мусульманские идеологи все больше отдают предпочтение значениям джихада, не связанным с войной. Джихадом называют усилия по осуществлению программ социально-экономического развития и укрепления национального суверенитета. Созидательные мирные аспекты джихада выдвигаются на первый план, когда стоит вопрос о мирном решении конфликтов, борьбе за разоружение и международную безопасность. 40* 627
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |