Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слухоречевая память




Ребенком запоминаются и воспроизводятся непосредственно, а также после гетерогенной интерференции 2 группы по 3 слова: холод – рама – клин; гость – риск – дождь.

Экспериментатор анализирует продуктивность непосредственного повторения после каждого предъявления слов, а также объем непосредственного и отсроченного запоминания. По этим данным строятся кривые воспроизведения (повторения) слов и их запоминания. Количество ошибок в повторении, трудности удержания слов свидетельствуют о снижении слухоречевой памяти, трудности переработки слухоречевой информации. Низкие результаты в этой пробе могут быть и у детей с трудностями в программировании и контроле действий.

.

Заключение нейропсихолога

В заключении дается общая характеристика деятельности ребенка: особенности его эмоциональных реакций, мотивация, целенаправленность, работоспособность, наличие или отсутствие выраженных колебаний внимания.

Далее на основании сопоставления выполнения перечисленных выше проб делается вывод о сформированности функций каждого из блоков мозга. На основании функционального диагноза делается вывод о том, нуждается ли ребенок в специальной помощи, и даются рекомендации о направлениях коррекционно - развивающей работы. При необходимости психолог, учитывая профиль функциональной асимметрии, анамнестические сведения, данные развернутого неврологического исследования (при условии обследования ребенка в соответствующем центре, имеющем необходимый состав специалистов), кроме функционального диагноза может поставить и топический диагноз (первичное недоразвитие каких мозговых структур на каком этапе развития ребенка повлекло за собой наблюдаемый симптомокоплекс).

Примечание. При исследовании детей дошкольного возраста и первоклассников желательно введение элементов игры с целью повышения мотивации. Так, например, при переходе к пробе на конструктивной праксис психолог может спросить: «Ты умеешь играть в игру «Перевертыши»? Давай попробуем». Проба на зрительно – пространственную память мотивируется необходимостью запоминания «послания с другой планеты».

Ниже приведены основные экспресс- методики, используемые при нейропсихологическом исследовании.

 

 

Сфера нарушения Экспресс-методики Содержание методики
1. Двигательные функции: а) Кинестетический праксис.     б) Кинетический праксис.   в) Пространственный праксис.     Праксис поз по кинестетическому образцу.   Перенос поз по кинестетическому образцу.   “Кулак – ребро - ладонь”.     Графическая проба “Заборчик”.   Проба Хэдда.     Инструкция (И): “Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?” Затем рука ребёнка ”разглаживается” и его просят воспроизвести заданную позу.   И: “Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке”.   И: “Делай, как я”. Далее выполняется последовательный ряд движений. Два раза вы делаете задание вместе с ребёнком, потом ему предлагаете сделать самому в более быстром темпе.   Вы рисуете образец: И: “Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги”.   Психолог и ребёнок сидят напротив друг друга. И: “То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей левой рукой”.
2. Зрительный гнозис. Фигуры Поппельрейтера.     Химерные изображения.   Перед ребёнком открывается альбом с наложенными изображениями. И: “Что здесь нарисовано?”   Перед ребёнком кладётся альбом с химерными изображениями. И: “Что здесь нарисовано?”
3. Пространственный гнозис. Проба ”Зеркальные буквы”   Проба Бентона. И: “Покажи, какая из букв написана правильно”.   Ребёнку показывают один из верхних образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне.
4. Слуховой гнозис. Восприятие ритмов. И: “Сколько раз я стучу? По сколько раз я стучу?”
5. Память: а) Слухоречевая память.   б) Зрительная память.   Методика “6 слов”.     Методика “6 фигур”.   И: “Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и повторить в том же порядке”. При неудачном воспроизведении, тест повторяется до 4 раз. Затем через 3-5 минут снова спрашиваются слова.   Перед ребёнком на 10-15 секунд выкладывается набор из 6 фигур. Ребёнок должен запомнить их как можно точнее и нарисовать то, что запомнил.
6. Внимание. “Корректурная проба”   Оценка объёма динамического внимания. Ребёнку даётся бланк, на котором в случайном порядке напечатаны буквы русского алфавита. Он должен отыскать и зачеркнуть буквы “К” и “Р”. Задание нужно выполнять быстро и точно. Данная методика выявляет устойчивость внимания.   Ребёнку предлагаются 4 таблицы (таблицы Горбова), где в случайном порядке разбросаны цифры от 1 до 25. Необходимо, как можно быстрее найти и показать указкой все цифры.
7. Интеллектуальные функции. Методика ”4-й лишний”.   Тест Кэттела. Перед ребёнком поочерёдно кладутся картинки, где изображены 4 предмета. И: “Какой из этих предметов лишний? Как одним словом назвать три оставшихся предмета?”   Перед ребёнком кладётся “Альбом”. И: “Найди справа подходящее изображение для пустого квадрата”.  
8. Эмоциональная сфера. Метод неоконченных предложений.     Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан) Данный метод выявляет страхи ребёнка в различных сферах общения и деятельности. Ребёнку предлагается закончить предложения, в окончаниях которых проецируются эмоциональные переживания ребёнка.   Ребёнку предлагается ряд картинок, на которых все люди нарисованы без лиц. Ребёнок придумывает, какое на каждой картинке настроение (лицо – грустное, весёлое) и объясняет почему. Общий уровень тревожности вычисляется по “неблагополучным” ответам испытуемого, характеризующего настроение ребёнка на картинке как грустное, печальное, сердитое.
9. Мотивационная и волевая сфера. Изучение направленности на приобретение знаний.     Выявление упорства в умственной деятельности. Ребёнку даётся ряд утверждений-вопросов с парными ответами, из 2-х ответов нужно выбрать один. Сумма баллов свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.   Ребёнку предлагается расшифровать текст, написанный цифрами, в котором каждая буква алфавита закодирована двузначным числом. По числу правильно расшифрованных знаков можно судить об упорстве ребёнка.

. Практические аспекты. Нейропсихологическое исследование должно включать весь комплекс методик, что позволяет выявить нейропсихологический фактор и разработать соответствующую коррекционную программу.Необходимо выяснить основные сведения о точной дате рождения ребенка, проблемах школьного обучения, семейной ситуации, особенностях развития.

Методические указания.

Использую указанные ниже экспресс- методики нейропсихологического

исследования осуществить изучение состояния различных функций с целью

выявления возможных нарушений одного ученика младшего школьного возраста,

имеющего определенные трудности обучения в школе

Контрольные вопросы

.1 Проанализируйте.особенности нейропсихологического обследования больных с мозговыми нарушениями.

2 Какие методы нейропсихологического исследования при нарушениях восприятия,памяти, внимания, мышления, речи, произвольных движений и действий, расстройствах эмоционально- личностной сферы?

3 В чем особенности нейропсихологического обследования в дошкольном, младшем школьном возрастах.

4. Как осуществить нейропсихологическое обследование в подростковом, юношеском возрастах и взрослых людей.

5. Составьте программу нейропсихологическое обследование при проблемах в обучении.

Литература

 

1.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Л.С. Цветкова, А. В. Семенович,; Под. Ред. Л.С. Цветковой- М: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,- 2001-272 с.

2.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии/В.М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с

3..Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психологического развития. – М.: УРАО, 1999. – 148.

4.Бехтерева Н.П Здоровый и больной мозг человека-Л.: Наука., 1980.

5. Вассерман Л.И., Дорофеева С.И., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство.- СПб.: Стройдеспечать, 1997.

6.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с

7.Диагностика памяти, внимания, мышления, уровня развития речи: учебно-методическое пособие/Сост. Ж.А. Балакшина. – СПб.: Изд. «Речь», 2002. – 36 с.

8.Корсакова,Н.К. Микадзе,Ю.В., Балашова Е. Ю..Неуспевающие дети; нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников.- М.,: Роспедагентсво,1997

9.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных нарушениях мозга/А.Р. Лурия. – М.: Академический Проект, 2000. – 512 с.

10.Лурия А.Р, Основы нейропсихологии/ А.Р. Лурия. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – 384 с.

11.Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе-СПб: Питер, 2002.-з84 с

12.Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе.- Правление общества: «Знание» России. ТОО «Интел.Тех».1994- 64 с.

13.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагности­ческой и коррекционной работы психолога.М .: АРКТИ,2000-208 с.

14.Семенович,А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте6 Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия» 2002.-232 с

15.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения- М.. ТЦ Сфера, 2003.—288с

16.Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий/Е.Д. Хомская. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 282 с.

17.Хомская Е.Д. Нейропсихология; Учебник для вузов, 3-е изд./ Е.Д. Хомская.- СПб.; Питер, 2003-496 с

18.Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей.- М.: Российское педагогическое агенство «Когито Центр» 1998- 128 с.

19.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 512 с.

20.Яссман,Л.В. Данюков,В.Н.Основы детской психопатологии: Учебно- методическое пособие для психологических факультетов педагогических вузов.- М.: «Олимп»; «ИНФРА-М»,- 256 с.1999

 

 

ТЕМА 3/ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ».

Краткое содержание темы

Расстройства восприятия и их причины. Элементарные сенсорные расстройства и сложные гностические нарушения. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Особенности симптомов при нарушениях различных уровней зрительного анализатора. Предметная, оптико-пространственная, буквенная, цветовая, симультанная, лицевая агнозии.

Сенсорные и гностические слуховые расстройства. Слуховые агнозии в зависимости от уровня поражения..

Специфика расстройств восприятия у «правшей» и «левшей». Неречевой слуховой гнозис. Изменение ориентировки в пространстве. Расстройства стереогноза. Нарушения высших обонятельных, тактильных, вкусовых функций.

Сенсорные и гностические кожно- кинестетические расстройства. Тактильные агнозии.

Симптомокомплексы и методы исследования агнозий. Коррекция агнозий различной этиологии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.