КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Москва, сентябрь 1998 - февраль 2000 г. 10 страница
Актеры: С.Маковецкий, Gene Bervoets, Sylvia Hoeks и др. Драма. 104 Заключение Анализ трансформации образа России на западном экране - от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010), включающий идеологический, социальный анализ, анализ стереотипов, анализ характеров персонажей, идентификационный, иконографический, сюжетный/повествовательный, репрезентативный анализ, классификацию моделей содержания и модификаций жанра позволяет нам сделать следующие выводы: - антисоветизм/антикоммунизм западного экрана играл важную роль в холодной войне, однако не стоит забывать о том, что во все времена политика Запада во многом была антироссийской, и всякое усиление России (экономическое, военное, геополитическое) воспринималось как угроза Западному миру. Эту тенденцию можно проследить и во многих западных художественных произведениях – как до возникновения СССР, так и после его распада; - контент-анализ западных медиатекстов «холодной войны» (1946- 1991) позволяет представить их основные сюжетные схемы следующим образом: советские шпионы проникают на территорию США/Западной страны, чтобы совершить диверсии и/или выведать военные секреты; СССР готовит тайный удар по территории США/Западного мира, создавая для этого секретные базы с ядерным оружием; бесчеловечный советский тоталитарный режим угнетает свой собственный народ или народ иной страны; диссиденты покидают/пытаются покинуть СССР, где, по их мнению, душат демократию и свободу личности; обычные западные жители объясняют введенным в заблуждение пропагандой советским военным/гражданским визитерам, что США/Западная страна – оплот дружбы, процветания и мира; на пути влюбленной пары возникают препятствия, связанные с идеологической конфронтацией между СССР и Западным миром; - контент-анализ западных медиатекстов, созданных в постсоветский период 1992-2010 годов, позволяет представить их основные сюжетные схемы следующим образом: ретровариант: преступления советской власти в период с 1917 по 1991 годы (тоталитарная диктатура, концлагеря, военная агрессия против иных стран, шпионаж и пр.); современность: беспомощность и коррупционность российских властей, которые не могут наладить экономику, контролировать скопившиеся запасы вооружения и бороться с преступностью; современная Россия – страна мафии, бандитов, террористов, проституток, нищих, обездоленных, несчастных людей; русские105 эмигрируют на Запад в поисках лучшей жизни (женитьба/замужество, проституция, преступная деятельность); - в отличие от периода 1946-1991 годов, западные фильмы на российскуютему в 1992-2010 подпитывались не только конфронтационными сюжетами (военное противостояние, шпионаж, мафия и пр.), но и удовлетворением интересов значительно выросшей диаспоры русскоязычных эмигрантов, делегировавшей своих представителей в кинобизнес. Все это немогло не сказаться на постоянном присутствии «россики» в западном (прежде всего – в американском) кинопроизводстве. Поэтому, например, во многих американских сериалах, действие которых происходит в США, хоть в одной серии, да и появляется русский персонаж–эмигрант или приехавший вАмерику по какой-то надобности россиянин; - однако в целом западная кинематографическая «россика» в полной мере унаследовала традиции отношения Запада к России: в большинстве игровых фильмов 1946-2010 года образ России трактуется как образ «Чужого», «Другого», часто враждебного, чуждого западной цивилизации; В силу сказанного выше было бы излишне оптимистично ожидать, что формировавшаяся веками стереотипная концепция западного экрана относительно образа России может измениться в ближайшее время; скорее всего, проанализированные нами сюжетные схемы, идеологические подходы, характеры персонажей и т.п. будут в той или иной форме доминировать и в обозримом будущем. Литература Andersen, T. & Burch N. (1994). Les communistes des Hollywood. Paris: Presses de la Sorbonne Nouvelle, 208 p. Babitsky P. and Rimberg J. (1955). The Soviet Film Industry. N.Y.: Praeger, 377 p. Britton, Wesley (2006). Onscreen and Undercover. The Ultimate Book of Movie Espionage. Westport-London: Praeger, 209 p. Dubois, R. (2007). Une histoire politique du cinema. Paris: Sulliver, 216 p. Eco, U. (1960). Narrative Structure in Fleming. In: Buono, E., Eco, U. (Eds.). The Bond Affair. London: Macdonald, p.52. Fried, R.M. (1998). The Russian are coming! The Russian are coming! N.Y., Oxford: Oxford University Press, 220 p. Golovskoy, V. (1987). Art and Propaganda in the Soviet Union, 1980-5. In: Lawton, A. (Ed.). The Red Screen. Politics, Society, Art in Soviet Cinema. London and New York: Routledge, pp.264- 274. Haynes, J.E. (1966). Red Scare or Red Menace? Chicago: I.R.Dee, 214 p. http://www2.boxofficemojo.com/movies/?page=weekend&id=whitenights.htm Jones, D.B. (1972). Communism and the Movies: A Study of Film Content. In: Keen, S. (1986). Faces of the Enemy. San Francisco: Harper and Row. Jones, D.B. (1972). Communism and the Movies: A Study of Film Content. In: Cogley, J. (Ed.). Reporting on Blacklisting. Vol. I. The movies. New York: Arno. Keen, S. (1986). Faces of the Enemy. San Francisco: Harper and Row. Kenez, P. (1992). Cinema and Soviet Society, 1917-1953. Cambridge, N.Y.: Cambridge University Press, 281 p. Lacourbe, R. (1985). La Guerre froide dans le cinema d'espionnage. Paris: Henri Veyrier, 315 p. LaFeber, W. (1980). America, Russia and the Cold War: 1945-1980. N.Y.: J.Wiley, 1980, p.345. LaFeber, W. (1990). America, Russia and Cold War. New York: Alfred A. Knopf. Lauren, N. (2000). L'Oeil du Kremlin. Cinema et censure en URSS sous Stalin (1928-1953). Toulouse: Privat, 286 p. Lawton, A. (2004). Imaging Russia 2000. Films and Facts. Washington, DC: New Academia Publishing, 348 p. Levering, R. B. (1982). The Cold War, 1945-1972. Arlington Heights: Harlan Davidson. Mavis, P. (2001). The Espionage Filmography. Jefferson & London: McFarland, 462 p. Parish, J.R. and Pitts, M.R. (1974). The Great Spy Pictures. Metuchen, N.J.: The Scarecrow Press, 585 p. Parish, J.R. and Pitts, M.R. (1986). The Great Spy Pictures II. Metuchen, N.J. & London: The Scarecrow Press, 432 p. Reid, J.H. (2006). Great Cinema Detectives. L.A.: Hollywood Classics 21, 264 p. Robin, R.T. (2001). The Making of the Cold War Enemy. Princeton, Oxford: Princeton University Press, 277 p. Rubenstein, L. (1979). The Great Spy Films. Secaucus, N.J.: The Citadel Press, 223 p. Rubin, M. (1999). Thrillers. Cambridge: Cambridge University Press, 319 p. Shaw, T. (2006). British Cinema and the Cold War. N.Y.: I.B.Tauris, 280 p. Shlapentokh D. and V. (1993). Soviet Cinematography 1918-1991: Ideological Conflict and Social Reality. N.Y.: Aldine de Gruyter, Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut – London: Praeger, 449 p. Small, M. (1980). Hollywood and Teaching About Russian-American Relations. Film and History, N 10, pp.1-8. Strada, M. (1989). A Half Century of American Cinematic Imagery: Hollywood’s Portrayal of Russian Characters, 1933-1988. Coexistence, N 26, pp.333-350. Strada, M.J. and Troper, H.R. (1997). Friend or Foe?: Russian in American Film and Foreign 107 Policy. Lanham, Md., & London: The Scarecrow Press, 255 p. Turovskaya, M. (1993). Soviet Films of the Cold War. In: Taylor, R. and Spring, D. (Eds.). Stalinism and Soviet Cinema. London and New York: Routledge, pp.131-141. Westad, O.A. (2007). The Global Cold War. Cambridge: University Press, 484 p, Whitfield, S.J. (1991). The Culture of the Cold War. Baltimore: John Hopkins University Press. Асратян Э. Слава русской науки // Литературная газета. 1949. 12 февраля. Ашин Г.К., Мидлер А.П. В тисках духовного гнета. М.: Мысль, 1986. 253 с. Баскаков В.Е. Противоборство идей на западном экране // Западный кинематограф: проблемы и тенденции. М.: Знание, 1981. С.3-20. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире // Новый мир.1990. № 1. С.207-232. БогомоловЮ.А. Кино на каждый день... // Литературная газета. 1989. № 24. С.11. Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования. М.: Изд-во Ассоциации деятелей кинообразования, 1995. 51 с. Волкогонов Д. А. Психологическая война. М.: Воениздат, 1983. 288 с. Гладильщиков Ю. Если верить голливудским фильмам, то «империя зла» - это опять мы // Итоги. 1997. № 10. 21.10. Гольдин М.М. Опыт государственного управления искусством. Деятельность первого отечественного Министерства культуры. М., 2000. http://www.rpri.ru/minkulture/MinKulture.doc Гудков Л. Идеологема «врага»: «враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции // Образ врага / Сост. Л. Гудков. М., 2005. Долматовская Г.Е. Исторический факт и его идеологическая трактовка в современном кино // Экран и идеологическая борьба / Ред. коллегия: В.Е.Баскаков и др. М.: Искусство, 1976. С. 214-228. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой коммуникации и репродуцированное искусство. М.: Искусство, 1981. 167 с. Зоркая Н.М. Фольклор. Лубок. Экран. М., 1994. Иванян Э.А. Когда говорят музы. История российско-американских культурных связей. М.: Международные отношения, 2007. 432 с. Капралов Г.А. Игра с чертом и рассвет в урочный час. М.: Искусство, 1975. 328 с. Капралов Г.А. Человек и миф: эволюция героя западного кино (1965-1980). М.: Искусство, 1984. 397 с. Карцева Е.Н. Голливуд: контрасты 70-х. М.: Искусство, 1987. 319 с. Климонтович Н. Они как шпионы // Искусство кино. 1990. № 11. Клугер Д. Потерянный рай шпионского романа // Реальность фантастики. 2006. № 8. http://www.rf.com.ua/article/952 Ковалов О. Звезда над степью: Америка в зеркале советского кино // Искусство кино. 2003. № 10. С.77-87. Кокарев И.Е. США на пороге 80-х: Голливуд и политика. М.: Искусство, 1987. 256 с. Колесникова А.Г. Рыцари эпохи «холодной войны» (образ врага в советских приключенческих фильмах 1960-1970-х гг. // Клио. 2008. № 3. С.144-149. КомовЮ.А. Голливуд без маски. М.: Искусство, 1982. 208 с. Корлисс Р. Дина-фильмы атакуют // Видео-Асс экспресс. 1990. № 1.С.8. Кудрявцев С.В. Верните врагов на экран! 1999. 26.05. http://kino.km.ru/magazin/view.asp?id=498B04888AC411D3A90A00C0F0494FCA Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1985. 399 с. Куликов И. Душка. http://project.insysltd.ru/pls/www/movies.htm?action=1&value=7&p_value2=22665#70 13.11.2007. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М., 1999. Ломакин Я. Заместителю министра иностранных дел СССР т. Вышинскому А.Я. от Генконсула СССР в Нью-Йорке Я. Ломакина. 23 декабря 1947 г. РГАСПИ, ф. 17, oп. 128. д. 408, л. 242-246. 108 Любарская И. Душка. http://project.insysltd.ru/pls/www/movies.htm?action=1&value=7&p_value2=22665#70 16.11.2007. Мосейко А.Н. Трансформация образа России на Западе в контексте культуры последней трети XX века // Общественные науки и современность. 2009. № 2. С.23-35. Наринский М.М. Происхождение холодной войны // От Фултона до Мальты: как началась и закончилась холодная война. Горбачевские чтения. Вып. 4. / Ред. О.М.Здравомыслова. М.: Горбачев-Фонд, 2006. С.161-171. Немкина Л.Н. Советская пропаганда периода «холодной войны»: методология и эффективная технология // Acta Diurna. 2005. № 3. http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/ne_cold.html Нечай О.Ф. Кинообразование в контексте художественной литературы // Специалист. 1993. № 5. С.11-13. Печатнов В.О. От союза - к холодной войне: советско-американские отношения в 1945 - 1947 гг. М.: МГИМО, 2006. 184 с. План мероприятий по усилению антиамериканской пропаганды на ближайшее время. М., 1949. РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 224. Л. 48-52. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Искусство, 1976. С.51-63. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с. Разлогов К.Э. Парадоксы коммерциализации // Экран и сцена. 1991. № 9. С.10. Рукавишников В.О. Холодная война, холодный мир. М.: Академический проект, 2000. 864 с. Рябчикова Н. Душка. http://project.insysltd.ru/pls/www/movies.htm?action=1&value=7&p_value2=22665#70 08.11.2007. Соболев Р.П. Голливуд, 60-е годы. М.: Искусство, 1975. 239 с. Солнцева А. Душевно поют... // Времени Новостей. 2007. http://www.kinopressa.ru/news/297.html Сорвина М. Необъявленная война. 2007. http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/a6/210/ Стеллинг, Й. Интервью: Тасбулатова Д. Душка Стеллинг // Огонек. 2007. № 48. http://www.ogoniok.com/5024/27/ Стеллинг, Й. Русские живут здесь и сейчас. http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/- /hi/russian/entertainment/newsid_7015000/7015351.stm Стишова Е., Сиривля Н. Соловьи на 17-й улице [Материалы дискуссии об антиамериканизме в советском кинематографе, Pittsburg University, май 2003] // Искусство кино. 2003. № 10. С.5-21. Тарасов А. Страна Х. 2001. http://www.left.ru/2001/33/tarasov46.html Туровская М.И. Blow up, или Герои безгеройного времени – 2. М.: МИК, 2003. 288 c. Туровская М.И. Почему зритель ходит в кино // Жанры кино. М.: Искусство, 1979. 319 с. Туровская М.И. Фильмы «холодной войны» // Искусство кино. 1996. № 9. С.98-106. Уткин А. Мировая «холодная война». М.: Алгоритм, Эксмо, 2005. Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде, 1945-1954. М.: Изд-во РАН, 1999. http://psyfactor.org/lib/fateev0.htm Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВППЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c. Федоров А.В. Сравнительный анализ медийных стереотипов времен «холодной войны» и идеологической конфронтации (1946-1991) // Медиаобразование. 2009. № 4. С.62-85. http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/1315 Федоров А.В. Структура медийных стереотипов эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) // Медиаобразование. 2009. № 3. С.61-86. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.С.348. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Искусство кино. 1990. № 12. С.18-31. Холодная война и политика разрядки: дискуссионные проблемы / Отв. ред. Чубарьян А.О., Егорова Н.И. М.: ИВИ РАН, 2003. Холодная война, 1945 – 1963: историческая ретроспектива / Отв. ред. Чубарьян А.О., 109 Егорова Н.И. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. Хоста М., Верховский А., Владимиров В. «Шпионский фильм». 2002. http://daily.sec.ru/dailypblshow.cfm?rid=15&pid=5544&pos=1&stp=50 Цыганков П.А., Фоминых В.И. Антироссийский дискурс Европейского Союза: причины и основные направления // Общественные науки и современность. 2009. № 2. С.36-47. Цыркун Н.А. Но нельзя рябине... // Искусство кино. 2008. № 1. http://www.kinoart.ru/magazine/01-2008/repertoire/tsyrkun0801/ Шатерникова М.С. Откуда взялся маккартизм // Вестник. 1999. №9. http://www.vestnik.com/issues/1999/0427/win/shater.htm Шемякин Я.Г. Динамика восприятия образа России в западном цивилизационном сознании // Общественные науки и современность. 2009. № 2. С.5-22. Шенин С.Ю. История холодной войны. Саратов: Изд-во Саратов. гос. ун-та 2003. 32 с. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб: Симпозиум, 2005. 502 с. Юренев Р.Н. Так победим! // Советское искусство. 1950. 27 июня. Ямпольский М.В. Полемические заметки об эстетике массового фильма//Стенограмма заседания «круглого стола» киноведов и кинокритиков, 12-13 октября 1987. М.: Союз кинематографистов,1987. С.31-44. 110 Приложение 1. Таблица 1. Цифровые данные по западным игровым фильмам, связанным с российской тематикой (1946-2009) Составитель – А.В.Федоров Советский период год выпуска фильма на экране: Всего игровых фильмов, связанных с российской тематикой: Распределение фильмов по странам: США Великобр итания ФРГ Франция Италия Канада Другие страны 1946 2 1 1 1947 2 2 1948 6 5 1 1949 8 7 1 1950 7 5 1 1 1951 7 6 1 1952 17 16 1 1953 8 6 1 1 1954 8 4 1 2 1 1955 13 6 3 2 1 1 1956 8 3 2 1 2 1957 11 9 2 1958 13 5 3 2 2 1 1959 9 4 2 2 1 1960 11 5 3 2 1 1961 10 3 5 1 1 1962 14 5 3 3 2 1 1963 19 3 7 1 1 4 1 2 1964 19 6 5 4 1 2 1 1965 21 4 4 2 3 5 1 2 1966 24 8 7 2 2 4 1 1967 23 1 6 11 2 1 2 1968 16 4 7 1 1 1 2 1969 15 4 4 2 2 2 1 1970 13 2 4 3 2 2 1971 11 3 3 2 1 1 1 1972 11 3 1 3 4 1973 13 4 2 2 2 3 1974 16 6 2 2 2 2 2 1975 8 2 1 2 1 2 1976 7 1 1 2 1 2 1977 9 3 2 1 2 1 1978 6 4 1 1 1979 11 2 7 1 1 1980 11 7 2 2 1981 11 2 5 1 2 1 1982 9 4 1 2 2 1983 9 4 3 1 1 1984 14 5 3 3 1 1 1 1985 29 19 7 2 1 1986 13 5 4 1 2 1 1987 21 14 2 2 1 1 1 1988 20 14 1 1 1 3 1989 11 8 1 1 1 1990 20 8 4 1 3 3 1 1991 10 3 1 1 2 3 Итого за советский период 574 242 122 58 54 45 9 44 111 Российский период год выпуска фильма на экране: Всего игровых фильмов, связанных с российской тематикой: Распределение фильмов по странам: США Великобр итания ФРГ Франция Италия Канада Другие страны 1992 10 7 1 1 1 1993 11 2 1 5 2 1 1994 11 6 2 1 2 1995 8 4 1 2 1 1996 15 9 2 2 2 1997 17 9 1 1 1 2 3 1998 9 6 2 1 1999 14 4 3 2 2 1 2 2000 21 10 3 2 1 3 2 2001 20 10 3 3 1 1 1 1 2002 16 10 3 1 1 1 2003 12 4 2 4 2 2004 12 4 3 2 1 2 2005 16 6 1 3 3 2 1 2006 16 3 2 6 1 1 3 2007 14 9 1 2 1 1 2008 19 12 2 1 2 2 2009 14 10 1 3 Итого за российский период 255 125 27 40 18 5 11 29
ВСЕГО: 829 367 149 98 72 50 20 73 112 Приложение 2. Таблица 2. Цифровые данные по жанрам западных игровых фильмов, связанных с российской тематикой (1946-2009) Составитель – А.В.Федоров Советский период год выпуска фильма на экране: Всего игровых фильмов, связанных с российской тематикой: Распределение фильмов по жанрам: Драма Комедия / Триллер детектив / Боевик Action Мелодрама Фантастика Фильм ужасов 1946 2 2 1947 2 2 1948 6 4 1 1 1949 8 5 1 2 1950 7 4 1 1 1 1951 7 2 1 1 3 1952 17 7 1 5 2 2 1953 8 2 2 2 2 1954 8 2 1 2 1 1 1 1955 13 6 3 1 2 1 1956 8 1 1 1 3 2 1957 11 4 2 2 2 1 1958 13 9 1 1 1 1 1959 9 3 4 1 1 1960 11 5 3 1 2 1961 10 3 5 1 1 1962 14 10 3 1 1963 19 8 4 3 1 2 1 1964 19 5 7 2 1 4 1965 21 8 2 6 2 3 1966 24 8 9 4 2 1 1967 23 10 9 2 2 1968 16 9 1 1 2 2 1 1969 15 10 4 1 1970 13 8 2 2 1 1971 11 6 2 1 2 1972 11 7 2 2 1973 13 5 2 5 1 1974 16 8 4 1 2 1 1975 8 4 1 3 1976 7 4 1 1 1 1977 9 4 1 1 2 1 1978 6 4 1 1 1979 11 5 4 1 1 1980 11 5 3 1 1 1 1981 11 4 2 3 2 1982 9 6 1 2 1983 9 4 1 1 1 2 1984 14 6 2 1 2 1 2 1985 29 10 4 5 7 3 1 1986 13 8 1 2 1 1 1987 21 10 2 4 2 1 2 1988 20 5 1 5 9 1989 11 2 1 3 3 2 1990 20 11 2 3 2 2 1991 10 8 1 1 Итого за советский период 574 262 98 79 54 48 33 113 Российский период год выпуска фильма на экране: Всего игровых фильмов, связанных с российской тематикой: Распределение фильмов по жанрам: Драма Комедия / Триллер детектив / Боевик Action Мелодрама Фантастика Фильм ужасов 1992 10 2 3 4 1 1993 11 7 2 1 1 1994 11 5 3 1 1 1 1995 8 2 1 2 3 1996 15 4 7 4 1997 17 6 1 5 2 2 1 1998 9 5 1 1 2 1999 14 5 3 2 4 2000 21 11 2 3 4 1 2001 20 7 2 2 5 3 1 2002 16 8 3 3 2 2003 12 5 3 3 1 2004 12 6 3 1 2 2005 16 10 1 2 1 2 2006 16 7 5 1 2 1 2007 14 7 1 2 1 2 1 2008 19 7 4 3 4 1 2009 14 5 1 2 5 1 Итого за российский период 255 109 38 35 46 11 13 3
ВСЕГО: 829 371 136 114 100 59 46 3 114 Приложение 3 Таблица 3. Цифровые данные по западным игровым фильмам, связанным с советской/российской тематикой и советским фильмам на западную тему (1946-1991) Составитель – А.В.Федоров Советский период год выпуска фильма на экране: Всего игровых фильмов на эти темы: Распределение фильмов по странам: СССР США Великобр итания ФРГ Франция Италия Канада Другие страны 1946 3 1 1 1 1947 3 1 2 1948 7 1 5 1 1949 10 2 7 1 1950 10 3 5 1 1 1951 8 1 6 1 1952 17 16 1 1953 9 1 6 1 1 1954 11 3 4 1 2 1 1955 18 5 6 3 2 1 1 1956 9 1 3 2 1 2 1957 11 9 2 1958 16 3 5 3 2 2 1 1959 11 2 4 2 2 1 1960 15 4 5 3 2 1 1961 15 5 3 5 1 1 1962 18 4 5 3 3 2 1 1963 21 2 3 7 1 1 4 1 2 1964 22 3 6 5 4 1 2 1 1965 28 7 4 4 2 3 5 1 2 1966 26 2 8 7 2 2 4 1 1967 24 1 1 6 11 2 1 2 1968 19 3 4 7 1 1 1 2 1969 17 2 4 4 2 2 2 1 1970 14 1 2 4 3 2 2 1971 14 3 3 3 2 1 1 1 1972 22 11 3 1 3 4 1973 15 2 4 2 2 2 3 1974 19 3 6 2 2 2 2 2 1975 9 1 2 1 2 1 2 1976 8 1 1 1 2 1 2 1977 12 3 3 2 1 2 1 1978 7 1 4 1 1 1979 13 2 2 7 1 1 1980 14 3 7 2 2 1981 15 4 2 5 1 2 1 1982 13 4 4 1 2 2 1983 14 5 4 3 1 1 1984 22 8 5 3 3 1 1 1 1985 33 4 19 7 2 1 115 1986 23 10 5 4 1 2 1 1987 22 1 14 2 2 1 1 1 1988 20 14 1 1 1 3 1989 11 8 1 1 1 1990 21 1 8 4 1 3 3 1 1991 13 3 3 1 1 2 3 Итого за советский период * 702 128 242 122 58 54 45 9 44 * Соотношение между западными игровыми фильмами, связанными с советской/российской тематикой и советскими фильмами на западную тему (1946-1991): 574 (западных) и 128 (советских). 116 Приложение 4. Таблица 4. Ключевые даты и политические события в мире, важные для развития российско-западных отношений (1946-2009) Составитель – А.В.Федоров Советский период Годы Политические события в мире, важные для развития российско-западных отношений: 1946 Речь У.Черчилля в Фултоне (США) – 3 марта. Британская радиостанция «Би-Би-Си» начинает русскоязычное вещание на СССР. Ввод и вывод советских войск в Иран и из Ирана – март-май. В СССР принимаются «антикосмополитические» постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по их улучшению» и «О выписке и использовании иностранной литературы» - август-сентябрь. 1947 США создают русскую редакцию «Голоса Америки», начинается русскоязычное вещание на СССР - 17 февраля. Президент США Г.Трумен выдвигает задачу сдерживания продвижения коммунизма в Европе. – 12 марта. На мероприятии, посвященном созданию Комиинформа, А.Жданов заявляет о разделении мира на два лагеря – империалистический (во главе с США) и антиимпериалистический (во главе с СССР) – 22-27 сентября. В США (Вашингтон) начинаются слушания Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности на тему проникновению коммунистов в Голливуд – 20 октября. Под давлением СССР европейские страны «социалистической ориентации» отказываются от американского Плана Маршалла, предусматривавшего экономическую помощь пострадавшим от войны странам. 1948 СССР начинает блокаду Западного Берлина – 21 июня. Антиюгославское заявление Комиинформа – 28 июня. СССР начинает глушение передач «Би-Би-Си», «Голоса Америки» и др. западных радиостанций на русском языке на территории СССР. 1949 Подписание Североатлантического пакта НАТО – 4 апреля. Окончание СССР блокады Западного Берлина – 11 мая. В СССР разработан «План мероприятий по усилению антиамериканской пропаганды на ближайшее время» - апрель-май. СССР проводит первые испытания ядерной бомбы. – 29 августа. Официальный разрыв между СССР иЮгославией – 28 сентября. Создание радиостанции «Свободная Европа», призванной вести антикоммунистическую пропаганду. 1950 Американский сенатор Дж.Маккарти заявляет, что располагает списком из 205 коммунистов, работающих в государственном117 аппарате США. Пик антикоммунистической эпохи «маккартизма», в своей активной фазе длившейся еще четыре года - февраль. Северная Корея нападает наЮжную Корею – 25 июня. В начавшейся корейской войне СССР поддерживает Северную Корею, а США – Южную. 1951 СССР на заседании ООН выступает с предложением о перемирии в Корейской войне – 23 июня. Официальные переговоры на эту тему – с 10 июля. 1952 СССР выступает с предложением объединения Германии – 10 марта. 1953 В ФРГ начинается трансляция русскоязычных передач радиостанции «Освобождение» (в дальнейшем – «Свобода»), направленных на территорию СССР – 1 марта. Смерть И.В.Сталина - 5 марта. В США казнят супругов Розенбергов, обвиненных в шпионаже в пользу СССР – 19 июня. Окончание корейской войны – 23 июля. СССР проводит испытания водородной бомбы. – 29 августа. 1954 Конец войны в Индокитае, длившейся с 1945 года. 1955 Подписание пакта о военном Варшавском договоре, куда входят восточно-европейские страны (кромеЮгославии) во главе с СССР – 14 мая. Выступление Н.С.Хрущева в Белграде, положившее конец советско-югославскому конфликту, – 27 мая. Переговоры о разрядке международной напряженности между Н.С.Хрущевым и президентом США Д.Эйзенхауэром в Женеве. – 18-23 июля. Установление дипломатических отношений между СССР и ФРГ – 9-13 сентября. Договор между СССР и ГДР, определяющий статус советских войск на территории ГДР – 20 сентября. 1956 Речь Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС, разоблачающая «культ личности» И.В.Сталина - 25 февраля. Роспуск Комиинформа – 17 апреля. Суэцкий кризис в Египте – 30 октября-22 декабря. Антикоммунистическое восстание в Венгрии и подавление его советскими войсками – 23 октября – 9 ноября. 1957 Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве – 28 июля- 11 августа. Американская выставка в Москве. СССР испытывает первую межконтинентальную баллистическую ракету, способную достичь территории США. СССР выводит на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли - 4 октября. 1958 Присуждение фильму М.Калатозова и С.Урусевского «Летят журавли» главного приза Каннского фестиваля – «Золотая118 пальмовая ветвь» - май. Выставка американских абстракционистов в Москве. Присуждение Нобелевской премии по литературе Б.Л.Пастернаку – «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» («Доктор Живаго»). Травля Б.Л.Пастернака со стороны властей СССР и верхушки Союза писателей. Исключение Б.Л.Пастернака из Союза писателей СССР - 27 октября.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |