Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, сентябрь 1998 - февраль 2000 г. 10 страница




Актеры: С.Маковецкий, Gene Bervoets, Sylvia Hoeks и др. Драма. 104

Заключение

Анализ трансформации образа России на западном экране - от

эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного

этапа (1992-2010), включающий идеологический, социальный анализ,

анализ стереотипов, анализ характеров персонажей,

идентификационный, иконографический,

сюжетный/повествовательный, репрезентативный анализ,

классификацию моделей содержания и модификаций жанра позволяет

нам сделать следующие выводы:

- антисоветизм/антикоммунизм западного экрана играл важную роль в

холодной войне, однако не стоит забывать о том, что во все времена

политика Запада во многом была антироссийской, и всякое усиление

России (экономическое, военное, геополитическое) воспринималось как

угроза Западному миру. Эту тенденцию можно проследить и во многих

западных художественных произведениях – как до возникновения

СССР, так и после его распада;

- контент-анализ западных медиатекстов «холодной войны» (1946-

1991) позволяет представить их основные сюжетные схемы следующим

образом: советские шпионы проникают на территорию США/Западной

страны, чтобы совершить диверсии и/или выведать военные секреты;

СССР готовит тайный удар по территории США/Западного мира,

создавая для этого секретные базы с ядерным оружием; бесчеловечный

советский тоталитарный режим угнетает свой собственный народ или

народ иной страны; диссиденты покидают/пытаются покинуть СССР,

где, по их мнению, душат демократию и свободу личности; обычные

западные жители объясняют введенным в заблуждение пропагандой

советским военным/гражданским визитерам, что США/Западная страна

– оплот дружбы, процветания и мира; на пути влюбленной пары

возникают препятствия, связанные с идеологической конфронтацией

между СССР и Западным миром;

- контент-анализ западных медиатекстов, созданных в постсоветский

период 1992-2010 годов, позволяет представить их основные сюжетные

схемы следующим образом: ретровариант: преступления советской

власти в период с 1917 по 1991 годы (тоталитарная диктатура,

концлагеря, военная агрессия против иных стран, шпионаж и пр.);

современность: беспомощность и коррупционность российских

властей, которые не могут наладить экономику, контролировать

скопившиеся запасы вооружения и бороться с преступностью;

современная Россия – страна мафии, бандитов, террористов,

проституток, нищих, обездоленных, несчастных людей; русские105

эмигрируют на Запад в поисках лучшей жизни (женитьба/замужество,

проституция, преступная деятельность);

- в отличие от периода 1946-1991 годов, западные фильмы на российскуютему

в 1992-2010 подпитывались не только конфронтационными сюжетами (военное

противостояние, шпионаж, мафия и пр.), но и удовлетворением интересов

значительно выросшей диаспоры русскоязычных эмигрантов, делегировавшей

своих представителей в кинобизнес. Все это немогло не сказаться на постоянном

присутствии «россики» в западном (прежде всего – в американском)

кинопроизводстве. Поэтому, например, во многих американских сериалах,

действие которых происходит в США, хоть в одной серии, да и появляется

русский персонаж–эмигрант или приехавший вАмерику по какой-то надобности

россиянин;

- однако в целом западная кинематографическая «россика» в полной

мере унаследовала традиции отношения Запада к России: в

большинстве игровых фильмов 1946-2010 года образ России трактуется

как образ «Чужого», «Другого», часто враждебного, чуждого западной

цивилизации;

В силу сказанного выше было бы излишне оптимистично ожидать,

что формировавшаяся веками стереотипная концепция западного экрана

относительно образа России может измениться в ближайшее время;

скорее всего, проанализированные нами сюжетные схемы,

идеологические подходы, характеры персонажей и т.п. будут в той или

иной форме доминировать и в обозримом будущем.

Литература

Andersen, T. & Burch N. (1994). Les communistes des Hollywood. Paris: Presses de la Sorbonne

Nouvelle, 208 p.

Babitsky P. and Rimberg J. (1955). The Soviet Film Industry. N.Y.: Praeger, 377 p.

Britton, Wesley (2006). Onscreen and Undercover. The Ultimate Book of Movie Espionage.

Westport-London: Praeger, 209 p.

Dubois, R. (2007). Une histoire politique du cinema. Paris: Sulliver, 216 p.

Eco, U. (1960). Narrative Structure in Fleming. In: Buono, E., Eco, U. (Eds.). The Bond Affair.

London: Macdonald, p.52.

Fried, R.M. (1998). The Russian are coming! The Russian are coming! N.Y., Oxford: Oxford

University Press, 220 p.

Golovskoy, V. (1987). Art and Propaganda in the Soviet Union, 1980-5. In: Lawton, A. (Ed.). The

Red Screen. Politics, Society, Art in Soviet Cinema. London and New York: Routledge, pp.264-

274.

Haynes, J.E. (1966). Red Scare or Red Menace? Chicago: I.R.Dee, 214 p.

http://www2.boxofficemojo.com/movies/?page=weekend&id=whitenights.htm

Jones, D.B. (1972). Communism and the Movies: A Study of Film Content. In: Keen, S. (1986).

Faces of the Enemy. San Francisco: Harper and Row.

Jones, D.B. (1972). Communism and the Movies: A Study of Film Content. In: Cogley, J. (Ed.).

Reporting on Blacklisting. Vol. I. The movies. New York: Arno.

Keen, S. (1986). Faces of the Enemy. San Francisco: Harper and Row.

Kenez, P. (1992). Cinema and Soviet Society, 1917-1953. Cambridge, N.Y.: Cambridge

University Press, 281 p.

Lacourbe, R. (1985). La Guerre froide dans le cinema d'espionnage. Paris: Henri Veyrier, 315 p.

LaFeber, W. (1980). America, Russia and the Cold War: 1945-1980. N.Y.: J.Wiley, 1980, p.345.

LaFeber, W. (1990). America, Russia and Cold War. New York: Alfred A. Knopf.

Lauren, N. (2000). L'Oeil du Kremlin. Cinema et censure en URSS sous Stalin (1928-1953).

Toulouse: Privat, 286 p.

Lawton, A. (2004). Imaging Russia 2000. Films and Facts. Washington, DC: New Academia

Publishing, 348 p.

Levering, R. B. (1982). The Cold War, 1945-1972. Arlington Heights: Harlan Davidson.

Mavis, P. (2001). The Espionage Filmography. Jefferson & London: McFarland, 462 p.

Parish, J.R. and Pitts, M.R. (1974). The Great Spy Pictures. Metuchen, N.J.: The Scarecrow

Press, 585 p.

Parish, J.R. and Pitts, M.R. (1986). The Great Spy Pictures II. Metuchen, N.J. & London: The

Scarecrow Press, 432 p.

Reid, J.H. (2006). Great Cinema Detectives. L.A.: Hollywood Classics 21, 264 p.

Robin, R.T. (2001). The Making of the Cold War Enemy. Princeton, Oxford: Princeton

University Press, 277 p.

Rubenstein, L. (1979). The Great Spy Films. Secaucus, N.J.: The Citadel Press, 223 p.

Rubin, M. (1999). Thrillers. Cambridge: Cambridge University Press, 319 p.

Shaw, T. (2006). British Cinema and the Cold War. N.Y.: I.B.Tauris, 280 p.

Shlapentokh D. and V. (1993). Soviet Cinematography 1918-1991: Ideological Conflict and Social

Reality. N.Y.: Aldine de Gruyter,

Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut – London: Praeger, 449 p.

Small, M. (1980). Hollywood and Teaching About Russian-American Relations. Film and

History, N 10, pp.1-8.

Strada, M. (1989). A Half Century of American Cinematic Imagery: Hollywood’s Portrayal of

Russian Characters, 1933-1988. Coexistence, N 26, pp.333-350.

Strada, M.J. and Troper, H.R. (1997). Friend or Foe?: Russian in American Film and Foreign 107

Policy. Lanham, Md., & London: The Scarecrow Press, 255 p.

Turovskaya, M. (1993). Soviet Films of the Cold War. In: Taylor, R. and Spring, D. (Eds.).

Stalinism and Soviet Cinema. London and New York: Routledge, pp.131-141.

Westad, O.A. (2007). The Global Cold War. Cambridge: University Press, 484 p,

Whitfield, S.J. (1991). The Culture of the Cold War. Baltimore: John Hopkins University Press.

Асратян Э. Слава русской науки // Литературная газета. 1949. 12 февраля.

Ашин Г.К., Мидлер А.П. В тисках духовного гнета. М.: Мысль, 1986. 253 с.

Баскаков В.Е. Противоборство идей на западном экране // Западный кинематограф:

проблемы и тенденции. М.: Знание, 1981. С.3-20.

Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире // Новый мир.1990. № 1. С.207-232.

БогомоловЮ.А. Кино на каждый день... // Литературная газета. 1989. № 24. С.11.

Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования. М.: Изд-во Ассоциации деятелей

кинообразования, 1995. 51 с.

Волкогонов Д. А. Психологическая война. М.: Воениздат, 1983. 288 с.

Гладильщиков Ю. Если верить голливудским фильмам, то «империя зла» - это опять мы //

Итоги. 1997. № 10. 21.10.

Гольдин М.М. Опыт государственного управления искусством. Деятельность первого

отечественного Министерства культуры. М., 2000. http://www.rpri.ru/minkulture/MinKulture.doc

Гудков Л. Идеологема «врага»: «враги» как массовый синдром и механизм социокультурной

интеграции // Образ врага / Сост. Л. Гудков. М., 2005.

Долматовская Г.Е. Исторический факт и его идеологическая трактовка в современном

кино // Экран и идеологическая борьба / Ред. коллегия: В.Е.Баскаков и др. М.: Искусство,

1976. С. 214-228.

Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой коммуникации и

репродуцированное искусство. М.: Искусство, 1981. 167 с.

Зоркая Н.М. Фольклор. Лубок. Экран. М., 1994.

Иванян Э.А. Когда говорят музы. История российско-американских культурных связей.

М.: Международные отношения, 2007. 432 с.

Капралов Г.А. Игра с чертом и рассвет в урочный час. М.: Искусство, 1975. 328 с.

Капралов Г.А. Человек и миф: эволюция героя западного кино (1965-1980). М.: Искусство,

1984. 397 с.

Карцева Е.Н. Голливуд: контрасты 70-х. М.: Искусство, 1987. 319 с.

Климонтович Н. Они как шпионы // Искусство кино. 1990. № 11.

Клугер Д. Потерянный рай шпионского романа // Реальность фантастики. 2006. № 8.

http://www.rf.com.ua/article/952

Ковалов О. Звезда над степью: Америка в зеркале советского кино // Искусство кино. 2003.

№ 10. С.77-87.

Кокарев И.Е. США на пороге 80-х: Голливуд и политика. М.: Искусство, 1987. 256 с.

Колесникова А.Г. Рыцари эпохи «холодной войны» (образ врага в советских

приключенческих фильмах 1960-1970-х гг. // Клио. 2008. № 3. С.144-149.

КомовЮ.А. Голливуд без маски. М.: Искусство, 1982. 208 с.

Корлисс Р. Дина-фильмы атакуют // Видео-Асс экспресс. 1990. № 1.С.8.

Кудрявцев С.В. Верните врагов на экран! 1999. 26.05.

http://kino.km.ru/magazin/view.asp?id=498B04888AC411D3A90A00C0F0494FCA

Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1985. 399 с.

Куликов И. Душка. http://project.insysltd.ru/pls/www/movies.htm?action=1&value=7&p_value2=22665#70 13.11.2007.

Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война.

М., 1999.

Ломакин Я. Заместителю министра иностранных дел СССР т. Вышинскому А.Я. от

Генконсула СССР в Нью-Йорке Я. Ломакина. 23 декабря 1947 г. РГАСПИ, ф. 17, oп. 128.

д. 408, л. 242-246. 108

Любарская И. Душка. http://project.insysltd.ru/pls/www/movies.htm?action=1&value=7&p_value2=22665#70 16.11.2007.

Мосейко А.Н. Трансформация образа России на Западе в контексте культуры последней

трети XX века // Общественные науки и современность. 2009. № 2. С.23-35.

Наринский М.М. Происхождение холодной войны // От Фултона до Мальты: как началась

и закончилась холодная война. Горбачевские чтения. Вып. 4. / Ред. О.М.Здравомыслова. М.:

Горбачев-Фонд, 2006. С.161-171.

Немкина Л.Н. Советская пропаганда периода «холодной войны»: методология и

эффективная технология // Acta Diurna. 2005. № 3.

http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/ne_cold.html

Нечай О.Ф. Кинообразование в контексте художественной литературы // Специалист.

1993. № 5. С.11-13.

Печатнов В.О. От союза - к холодной войне: советско-американские отношения в 1945 -

1947 гг. М.: МГИМО, 2006. 184 с.

План мероприятий по усилению антиамериканской пропаганды на ближайшее время. М.,

1949. РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 224. Л. 48-52.

Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Искусство, 1976. С.51-63.

Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.:

Лабиринт, 1998. 512 с.

Разлогов К.Э. Парадоксы коммерциализации // Экран и сцена. 1991. № 9. С.10.

Рукавишников В.О. Холодная война, холодный мир. М.: Академический проект, 2000. 864 с.

Рябчикова Н. Душка. http://project.insysltd.ru/pls/www/movies.htm?action=1&value=7&p_value2=22665#70

08.11.2007.

Соболев Р.П. Голливуд, 60-е годы. М.: Искусство, 1975. 239 с.

Солнцева А. Душевно поют... // Времени Новостей. 2007.

http://www.kinopressa.ru/news/297.html

Сорвина М. Необъявленная война. 2007. http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/a6/210/

Стеллинг, Й. Интервью: Тасбулатова Д. Душка Стеллинг // Огонек. 2007. № 48.

http://www.ogoniok.com/5024/27/

Стеллинг, Й. Русские живут здесь и сейчас. http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-

/hi/russian/entertainment/newsid_7015000/7015351.stm

Стишова Е., Сиривля Н. Соловьи на 17-й улице [Материалы дискуссии об

антиамериканизме в советском кинематографе, Pittsburg University, май 2003] // Искусство

кино. 2003. № 10. С.5-21.

Тарасов А. Страна Х. 2001. http://www.left.ru/2001/33/tarasov46.html

Туровская М.И. Blow up, или Герои безгеройного времени – 2. М.: МИК, 2003. 288 c.

Туровская М.И. Почему зритель ходит в кино // Жанры кино. М.: Искусство, 1979. 319 с.

Туровская М.И. Фильмы «холодной войны» // Искусство кино. 1996. № 9. С.98-106.

Уткин А. Мировая «холодная война». М.: Алгоритм, Эксмо, 2005.

Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде, 1945-1954. М.: Изд-во РАН, 1999.

http://psyfactor.org/lib/fateev0.htm

Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов

педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВППЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c.

Федоров А.В. Сравнительный анализ медийных стереотипов времен

«холодной войны» и идеологической конфронтации (1946-1991) //

Медиаобразование. 2009. № 4. С.62-85. http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/1315

Федоров А.В. Структура медийных стереотипов эпохи идеологической

конфронтации (1946-1991) // Медиаобразование. 2009. № 3. С.61-86.

Философский энциклопедический словарь. М., 1983.С.348.

Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Искусство кино. 1990. № 12. С.18-31.

Холодная война и политика разрядки: дискуссионные проблемы / Отв. ред. Чубарьян А.О.,

Егорова Н.И. М.: ИВИ РАН, 2003.

Холодная война, 1945 – 1963: историческая ретроспектива / Отв. ред. Чубарьян А.О., 109

Егорова Н.И. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

Хоста М., Верховский А., Владимиров В. «Шпионский фильм». 2002.

http://daily.sec.ru/dailypblshow.cfm?rid=15&pid=5544&pos=1&stp=50

Цыганков П.А., Фоминых В.И. Антироссийский дискурс Европейского Союза: причины и

основные направления // Общественные науки и современность. 2009. № 2. С.36-47.

Цыркун Н.А. Но нельзя рябине... // Искусство кино. 2008. № 1.

http://www.kinoart.ru/magazine/01-2008/repertoire/tsyrkun0801/

Шатерникова М.С. Откуда взялся маккартизм // Вестник. 1999. №9.

http://www.vestnik.com/issues/1999/0427/win/shater.htm

Шемякин Я.Г. Динамика восприятия образа России в западном цивилизационном

сознании // Общественные науки и современность. 2009. № 2. С.5-22.

Шенин С.Ю. История холодной войны. Саратов: Изд-во Саратов. гос. ун-та 2003. 32 с.

Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб: Симпозиум, 2005. 502 с.

Юренев Р.Н. Так победим! // Советское искусство. 1950. 27 июня.

Ямпольский М.В. Полемические заметки об эстетике массового фильма//Стенограмма

заседания «круглого стола» киноведов и кинокритиков, 12-13 октября 1987. М.: Союз

кинематографистов,1987. С.31-44. 110

Приложение 1.

Таблица 1. Цифровые данные по западным игровым фильмам, связанным

с российской тематикой (1946-2009)

Составитель – А.В.Федоров

Советский период

год выпуска

фильма на

экране:

Всего игровых

фильмов,

связанных с

российской

тематикой:

Распределение фильмов по странам:

США

Великобр

итания

ФРГ

Франция

Италия

Канада

Другие

страны

1946 2 1 1

1947 2 2

1948 6 5 1

1949 8 7 1

1950 7 5 1 1

1951 7 6 1

1952 17 16 1

1953 8 6 1 1

1954 8 4 1 2 1

1955 13 6 3 2 1 1

1956 8 3 2 1 2

1957 11 9 2

1958 13 5 3 2 2 1

1959 9 4 2 2 1

1960 11 5 3 2 1

1961 10 3 5 1 1

1962 14 5 3 3 2 1

1963 19 3 7 1 1 4 1 2

1964 19 6 5 4 1 2 1

1965 21 4 4 2 3 5 1 2

1966 24 8 7 2 2 4 1

1967 23 1 6 11 2 1 2

1968 16 4 7 1 1 1 2

1969 15 4 4 2 2 2 1

1970 13 2 4 3 2 2

1971 11 3 3 2 1 1 1

1972 11 3 1 3 4

1973 13 4 2 2 2 3

1974 16 6 2 2 2 2 2

1975 8 2 1 2 1 2

1976 7 1 1 2 1 2

1977 9 3 2 1 2 1

1978 6 4 1 1

1979 11 2 7 1 1

1980 11 7 2 2

1981 11 2 5 1 2 1

1982 9 4 1 2 2

1983 9 4 3 1 1

1984 14 5 3 3 1 1 1

1985 29 19 7 2 1

1986 13 5 4 1 2 1

1987 21 14 2 2 1 1 1

1988 20 14 1 1 1 3

1989 11 8 1 1 1

1990 20 8 4 1 3 3 1

1991 10 3 1 1 2 3

Итого за

советский

период

574 242 122 58 54 45 9 44 111

Российский период

год выпуска

фильма на

экране:

Всего игровых

фильмов,

связанных с

российской

тематикой:

Распределение фильмов по странам:

США

Великобр

итания

ФРГ

Франция

Италия

Канада

Другие

страны

1992 10 7 1 1 1

1993 11 2 1 5 2 1

1994 11 6 2 1 2

1995 8 4 1 2 1

1996 15 9 2 2 2

1997 17 9 1 1 1 2 3

1998 9 6 2 1

1999 14 4 3 2 2 1 2

2000 21 10 3 2 1 3 2

2001 20 10 3 3 1 1 1 1

2002 16 10 3 1 1 1

2003 12 4 2 4 2

2004 12 4 3 2 1 2

2005 16 6 1 3 3 2 1

2006 16 3 2 6 1 1 3

2007 14 9 1 2 1 1

2008 19 12 2 1 2 2

2009 14 10 1 3

Итого за

российский

период

255 125 27 40 18 5 11 29

 

ВСЕГО: 829 367 149 98 72 50 20 73 112

Приложение 2.

Таблица 2. Цифровые данные по жанрам западных игровых фильмов,

связанных с российской тематикой (1946-2009)

Составитель – А.В.Федоров

Советский период

год выпуска

фильма на

экране:

Всего игровых

фильмов,

связанных с

российской

тематикой:

Распределение фильмов по жанрам:

Драма

Комедия

/ Триллер

детектив

/ Боевик

Action

Мелодрама

Фантастика

Фильм

ужасов

1946 2 2

1947 2 2

1948 6 4 1 1

1949 8 5 1 2

1950 7 4 1 1 1

1951 7 2 1 1 3

1952 17 7 1 5 2 2

1953 8 2 2 2 2

1954 8 2 1 2 1 1 1

1955 13 6 3 1 2 1

1956 8 1 1 1 3 2

1957 11 4 2 2 2 1

1958 13 9 1 1 1 1

1959 9 3 4 1 1

1960 11 5 3 1 2

1961 10 3 5 1 1

1962 14 10 3 1

1963 19 8 4 3 1 2 1

1964 19 5 7 2 1 4

1965 21 8 2 6 2 3

1966 24 8 9 4 2 1

1967 23 10 9 2 2

1968 16 9 1 1 2 2 1

1969 15 10 4 1

1970 13 8 2 2 1

1971 11 6 2 1 2

1972 11 7 2 2

1973 13 5 2 5 1

1974 16 8 4 1 2 1

1975 8 4 1 3

1976 7 4 1 1 1

1977 9 4 1 1 2 1

1978 6 4 1 1

1979 11 5 4 1 1

1980 11 5 3 1 1 1

1981 11 4 2 3 2

1982 9 6 1 2

1983 9 4 1 1 1 2

1984 14 6 2 1 2 1 2

1985 29 10 4 5 7 3 1

1986 13 8 1 2 1 1

1987 21 10 2 4 2 1 2

1988 20 5 1 5 9

1989 11 2 1 3 3 2

1990 20 11 2 3 2 2

1991 10 8 1 1

Итого за

советский

период

574 262 98 79 54 48 33 113

Российский период

год выпуска

фильма на

экране:

Всего игровых

фильмов,

связанных с

российской

тематикой:

Распределение фильмов по жанрам:

Драма

Комедия

/ Триллер

детектив

/ Боевик

Action

Мелодрама

Фантастика

Фильм

ужасов

1992 10 2 3 4 1

1993 11 7 2 1 1

1994 11 5 3 1 1 1

1995 8 2 1 2 3

1996 15 4 7 4

1997 17 6 1 5 2 2 1

1998 9 5 1 1 2

1999 14 5 3 2 4

2000 21 11 2 3 4 1

2001 20 7 2 2 5 3 1

2002 16 8 3 3 2

2003 12 5 3 3 1

2004 12 6 3 1 2

2005 16 10 1 2 1 2

2006 16 7 5 1 2 1

2007 14 7 1 2 1 2 1

2008 19 7 4 3 4 1

2009 14 5 1 2 5 1

Итого за

российский

период

255 109 38 35 46 11 13 3

 

ВСЕГО: 829 371 136 114 100 59 46 3 114

Приложение 3

Таблица 3. Цифровые данные по западным игровым фильмам, связанным с

советской/российской тематикой и советским фильмам на западную тему

(1946-1991)

Составитель – А.В.Федоров

Советский период

год

выпуска

фильма на

экране:

Всего игровых

фильмов на эти

темы:

Распределение фильмов по странам:

СССР

США

Великобр

итания

ФРГ

Франция

Италия

Канада

Другие

страны

1946 3 1 1 1

1947 3 1 2

1948 7 1 5 1

1949 10 2 7 1

1950 10 3 5 1 1

1951 8 1 6 1

1952 17 16 1

1953 9 1 6 1 1

1954 11 3 4 1 2 1

1955 18 5 6 3 2 1 1

1956 9 1 3 2 1 2

1957 11 9 2

1958 16 3 5 3 2 2 1

1959 11 2 4 2 2 1

1960 15 4 5 3 2 1

1961 15 5 3 5 1 1

1962 18 4 5 3 3 2 1

1963 21 2 3 7 1 1 4 1 2

1964 22 3 6 5 4 1 2 1

1965 28 7 4 4 2 3 5 1 2

1966 26 2 8 7 2 2 4 1

1967 24 1 1 6 11 2 1 2

1968 19 3 4 7 1 1 1 2

1969 17 2 4 4 2 2 2 1

1970 14 1 2 4 3 2 2

1971 14 3 3 3 2 1 1 1

1972 22 11 3 1 3 4

1973 15 2 4 2 2 2 3

1974 19 3 6 2 2 2 2 2

1975 9 1 2 1 2 1 2

1976 8 1 1 1 2 1 2

1977 12 3 3 2 1 2 1

1978 7 1 4 1 1

1979 13 2 2 7 1 1

1980 14 3 7 2 2

1981 15 4 2 5 1 2 1

1982 13 4 4 1 2 2

1983 14 5 4 3 1 1

1984 22 8 5 3 3 1 1 1

1985 33 4 19 7 2 1 115

1986 23 10 5 4 1 2 1

1987 22 1 14 2 2 1 1 1

1988 20 14 1 1 1 3

1989 11 8 1 1 1

1990 21 1 8 4 1 3 3 1

1991 13 3 3 1 1 2 3

Итого за

советский

период *

702 128 242 122 58 54 45 9 44

* Соотношение между западными игровыми фильмами, связанными с

советской/российской тематикой и советскими фильмами на западную тему

(1946-1991): 574 (западных) и 128 (советских). 116

Приложение 4.

Таблица 4. Ключевые даты и политические события в мире, важные для

развития российско-западных отношений (1946-2009)

Составитель – А.В.Федоров

Советский период

Годы Политические события в мире, важные для развития

российско-западных отношений:

1946 Речь У.Черчилля в Фултоне (США) – 3 марта.

Британская радиостанция «Би-Би-Си» начинает русскоязычное

вещание на СССР.

Ввод и вывод советских войск в Иран и из Ирана – март-май.

В СССР принимаются «антикосмополитические» постановления «О

журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических

театров и мерах по их улучшению» и «О выписке и использовании

иностранной литературы» - август-сентябрь.

1947 США создают русскую редакцию «Голоса Америки», начинается

русскоязычное вещание на СССР - 17 февраля.

Президент США Г.Трумен выдвигает задачу сдерживания

продвижения коммунизма в Европе. – 12 марта.

На мероприятии, посвященном созданию Комиинформа, А.Жданов

заявляет о разделении мира на два лагеря – империалистический (во

главе с США) и антиимпериалистический (во главе с СССР) – 22-27

сентября.

В США (Вашингтон) начинаются слушания Комиссии по

расследованию антиамериканской деятельности на тему

проникновению коммунистов в Голливуд – 20 октября.

Под давлением СССР европейские страны «социалистической

ориентации» отказываются от американского Плана Маршалла,

предусматривавшего экономическую помощь пострадавшим от

войны странам.

1948 СССР начинает блокаду Западного Берлина – 21 июня.

Антиюгославское заявление Комиинформа – 28 июня.

СССР начинает глушение передач «Би-Би-Си», «Голоса Америки» и

др. западных радиостанций на русском языке на территории СССР.

1949 Подписание Североатлантического пакта НАТО – 4 апреля.

Окончание СССР блокады Западного Берлина – 11 мая.

В СССР разработан «План мероприятий по усилению

антиамериканской пропаганды на ближайшее время» - апрель-май.

СССР проводит первые испытания ядерной бомбы. – 29 августа.

Официальный разрыв между СССР иЮгославией – 28 сентября.

Создание радиостанции «Свободная Европа», призванной вести

антикоммунистическую пропаганду.

1950 Американский сенатор Дж.Маккарти заявляет, что располагает

списком из 205 коммунистов, работающих в государственном117

аппарате США. Пик антикоммунистической эпохи «маккартизма», в

своей активной фазе длившейся еще четыре года - февраль.

Северная Корея нападает наЮжную Корею – 25 июня. В

начавшейся корейской войне СССР поддерживает Северную

Корею, а США – Южную.

1951 СССР на заседании ООН выступает с предложением о перемирии в

Корейской войне – 23 июня. Официальные переговоры на эту тему

– с 10 июля.

1952 СССР выступает с предложением объединения Германии – 10

марта.

1953 В ФРГ начинается трансляция русскоязычных передач

радиостанции «Освобождение» (в дальнейшем – «Свобода»),

направленных на территорию СССР – 1 марта.

Смерть И.В.Сталина - 5 марта.

В США казнят супругов Розенбергов, обвиненных в шпионаже в

пользу СССР – 19 июня.

Окончание корейской войны – 23 июля.

СССР проводит испытания водородной бомбы. – 29 августа.

1954 Конец войны в Индокитае, длившейся с 1945 года.

1955 Подписание пакта о военном Варшавском договоре, куда входят

восточно-европейские страны (кромеЮгославии) во главе с СССР –

14 мая.

Выступление Н.С.Хрущева в Белграде, положившее конец

советско-югославскому конфликту, – 27 мая.

Переговоры о разрядке международной напряженности между

Н.С.Хрущевым и президентом США Д.Эйзенхауэром в Женеве. –

18-23 июля.

Установление дипломатических отношений между СССР и ФРГ –

9-13 сентября.

Договор между СССР и ГДР, определяющий статус советских войск

на территории ГДР – 20 сентября.

1956 Речь Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС, разоблачающая «культ

личности» И.В.Сталина - 25 февраля.

Роспуск Комиинформа – 17 апреля.

Суэцкий кризис в Египте – 30 октября-22 декабря.

Антикоммунистическое восстание в Венгрии и подавление его

советскими войсками – 23 октября – 9 ноября.

1957 Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве – 28 июля-

11 августа.

Американская выставка в Москве.

СССР испытывает первую межконтинентальную баллистическую

ракету, способную достичь территории США.

СССР выводит на орбиту первый в мире искусственный спутник

Земли - 4 октября.

1958 Присуждение фильму М.Калатозова и С.Урусевского «Летят

журавли» главного приза Каннского фестиваля – «Золотая118

пальмовая ветвь» - май.

Выставка американских абстракционистов в Москве.

Присуждение Нобелевской премии по литературе Б.Л.Пастернаку –

«За значительные достижения в современной лирической поэзии, а

также за продолжение традиций великого русского эпического

романа» («Доктор Живаго»). Травля Б.Л.Пастернака со стороны

властей СССР и верхушки Союза писателей.

Исключение Б.Л.Пастернака из Союза писателей СССР - 27

октября.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.