Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, сентябрь 1998 - февраль 2000 г. 8 страница




Транссибирский экспресс / Transsiberian. Великобритания-ФРГ-Испания-

Литва, 2008. РежиссерБ.Андресон.

исторический период, место действия: Россия, XXI век.

обстановка, предметы быта: купе и коридоры транссибирского поезда, 81

вокзал, сибирская тайга, гостиничный номер.

приемы изображения действительности: бытовая обстановка и все

персонажи изображены вполне реалистично, хотя и с некой долей

условности и гротеска.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: положительные персонажи – молодая супружеская

пара американцев, которые едут на транссибирском поезде с Дальнего

Востока в Москву, они одеты в добротную одежду. Отрицательные – их

(как потом выясняется) криминальный попутчик и коварный милиционер

Гринько.

существенное изменение в жизни персонажей: Американка, не желая

подвергнуться насилию, убивает своего криминального попутчика,

связанного с наркомафией. Чуть позже жестокий Гринько хочет убить

беззащитных американцев...

возникшая проблема: жизнь американцев под угрозой.

поиски решения проблемы: американцы пытаются выжить в дикой

варварской России.

решение проблемы: американцам удается вырваться из лап

милиционеров-мафиозников и добраться сначала до Москвы, а потом до

США.

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему

жанра action (боевиков)

исторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия,

СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта

российских/советских персонажей (если они, конечно, не мафия и не

коррумпированные чиновники), роскошные жилища и предметы быта

западных персонажей (если последние, конечно, находятся на Западе, а не

на территории России/СССР), унифицированные фактуры военных

объектов – баз, кабин самолетов и танков, палуб военных кораблей,

отсеков подлодок.

приемы изображения действительности: как правило, условно-

гротескное изображение жизни людей во «враждебных государствах».

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: положительные персонажи (военные любых родов войск,

мирные граждане) – носители демократических идей; агрессоры

(военнослужащие, диверсанты, террористы) – носители антигуманных

идей. Разделенные идеологией и мировоззрением, или без акцента на оные,

персонажи, как правило, обладают крепким телосложением и выглядят

согласно установкам источника медиатекста: в западных фильмах

российские/советские персонажи (солдаты, офицеры) показаны грубыми и

жестокими типами с примитивной лексикой, злобными лицами, активной82

жестикуляцией и неприятными тембрами голосов.

существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные

персонажи совершают преступление (военная агрессия, теракты,

диверсии, убийства).

возникшая проблема: нарушение закона - жизнь положительных

персонажей, как, нередко, и жизнь всех мирных персонажей

демократической страны (в том или ином ее понимании) под угрозой.

поиски решения проблемы: вооруженная борьба положительных

персонажей с вражеской агрессией

решение проблемы: уничтожение/пленение агрессоров, террористов,

бандитов, возвращение к мирной жизни.

Святой / The Saint. США, 1997. Режиссер Ф.Нойс.

исторический период, место действия: Москва, 1990-е годы.

обстановка, предметы быта: московские улицы интерьеры квартир,

подземные лабиринты.

приемы изображения действительности: мрачные фактуры,

интерьеры, костюмы и пр. поданы в гротескном ключе. Москва выглядит

темным, грязным, неприветливым городом, с нестабильным

политическим режимом.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: положительные персонажи – мужественный и ловкий

американец Святой и ученая-британка; отрицательные персонажи –

российская мафия, состоящая из личностей малосимпатичных, хотя

ловких и сильных; лексика всех персонажей незамысловата. Мимика и

жесты часто утрированны.

существенное изменение в жизни персонажей: глава российской мафии

некто Третьяк спрятал все запасы топлива… Он замышляет также

государственный переворот…

возникшая проблема: зимние холода угрожают жизни жителям

Москвы, оставшейся без тепла… Да и грядущий военно-мафиозный

переворот тоже не подарок…

поиски решения проблемы: британка изобрела формулу управляемой

ядерной реакции, с помощью которой может разрешиться

энергетический кризис…

решение проблемы: Независимый борец за справедливость по кличке

Святой, проявив чудеса героизма, спасает Россию от военно-мафиозного

переворота и от энергетического кризиса…

Бегущий красный / Running Red. США, 1999. РежиссерДж.Джейкобс.

исторический период, место действия: Испания 1980-х годов и США

1990-х годов.

обстановка, предметы быта: военная база на побережье Испании, 83

улицы и дома в США, благоустроенный быт жизни средней американской

семьи.

приемы изображения действительности: фактуры, интерьеры,

костюмы и пр. изображены в реалистическом ключе.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: положительные персонажи – американская семья:

отец (эмигрант из СССР, бывший десантник советского спецназа,

который выдает себя за коренного американца), мать и их десятилетняя

дочь; отрицательные персонажи - бывшие советские спецназовцы,

обосновавшиеся в США. Последние изображены карикатурно:

форсированная мимика и жесты, примитивная, грубая лексика.

Советские персонажи одеты серо, невзрачно.

существенное изменение в жизни персонажей: главный герой

неожиданно встречается со своими бывшими сослуживцами из

советского спецназовца, ныне возглавляющими русскую мафию в США.

возникшая проблема: на главного героя оказывается психологическое

давление: бывшие спецназовцы пытаются принудить главного героя

убить их соперника - американского мафиози. Выбор героя не велик:

стать наемным убийцей или потерять свою семью.

поиски решения проблемы: положительный герой, боясь своего

разоблачения (свое прошлое и национальное происхождение он долгие

годы скрывал ото всех, включая свою жену), вынужден уступить

давлению своих бывших сослуживцев.

решение проблемы: положительный герой с честью выходит из сложной

ситуации…

Индиана Джонс и Храм хрустального черепа / Indiana Jones and the

Kingdom of the Crystal Skull. США, 2008. Режиссер С.Спилберг.

исторический период, место действия: 1957 год. Северная и Южная

Америка.

обстановка, предметы быта: джунгли, пустыни, военные базы, военные

принадлежности (форма, оружие и пр.).

приемы изображения действительности: фактуры, интерьеры,

костюмы и пр. выглядят условно, что особенно хорошо заметно в

свойственных данному жанру сценах драк и перестрелок.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: положительный мужественный и непобедимый

американский профессор-археолог Инидиана Джонс и отрицательные

советские спецназовцы (изображенные в гротескном ключе). Лексика

персонажей проста, а многих связана с армейской спецификой. Мимика и

жесты персонажей часто утрированны. Одежда большинства

персонажей – военная форма. Их физическое развитие явно выше

среднего.84

существенное изменение в жизни персонажей: Индиану Джонса

захватывают в плен советские спецназовцы.

возникшая проблема: жизнь американца находится под угрозой.

поиски решения проблемы: доблестный американский профессор

решает бороться с наглыми советскими десантниками.

решение проблемы: победа Индианы Джонса над советскими

спецназовцами.

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему

мелодраматического жанра

исторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия,

СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта

российских/советских персонажей (если они не олигархи и мафиозные

«новые русские»), роскошные жилища и предметы быта западных

персонажей.

приемы изображения действительности: как правило, условно-

гротескные по отношению к жизни людей во «враждебных государствах».

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: мужской и женский персонажи с контрастным

идеологическим и социальным статусом или без оного. Персонажи, как

правило, обладают стройным телосложением и выглядят вполне

симпатично. Их одежда, лексика и мимика находятся в

«среднестатистических» рамках.

существенное изменение в жизни персонажей: встреча мужского и

женского персонажей

возникшая проблема: национальный, идеологический и/или социальный

мезальянс, «культурный шок», взаимное непонимание.

поиски решения проблемы: персонажи преодолевают национальные,

идеологические и социальные препятствия на пути их любви.

решение проблемы: свадьба/любовная гармония (в большинстве случаев),

смерть, разлука персонажей (в виде исключения из правила).

Русская невеста / The Russian Bride. Великобритания, 2001. Режиссер

Н.Рэнтон.

исторический период, место действия: Великобритания, Лондон, 2001

год.

обстановка, предметы быта: квартира представителя британского

«среднего класса» Кристофера, лондонские улицы.

приемы изображения действительности: реалистичные, позитивные

по отношению к положительным персонажам, в первую очередь – к

русской жене Кристофера - Наташе.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, 85

мимика, жесты: британские персонажи – типичные представители

среднего класса, действиями которых движет расчет. Наташе трудно

приспособиться к жизни в стране с иными социокультурными

традициями. Основная одежда персонажей соответствует их

социальному статусу – они одеты добротно, хотя и без особого изыска.

Лексика персонажей проста, мимика и жесты порой форсированы.

существенное изменение в жизни персонажей: привыкшая к

«бесшабашной» российской жизни Наташа выходит замуж за пожилого

британца и поселяется в его лондонской квартире.

возникшая проблема: вскоре Наташа обнаруживает, что муж не

испытывает к ней сексуального интереса, и что ее миссия практически

не отличается от служанки: она вынуждена целыми днями готовить и

убирать…

поиски решения проблемы: приятель Кристофера – безработный Эдди,

ощущая ее проблемы, пытается приударить за Наташей…

решение проблемы: и тут, увы, начинаются неприятности: Наташе

уже не до любовной интрижки, в живых бы остаться…

Именинница / Девушка на день рожденья / Birthday Girl.

Великобритания-США, 2001. Режиссер Дж.Батерворт.

исторический период, место действия: Великобритания, пригород

Лондона, 2001 год.

обстановка, предметы быта: скромная квартира банковского клерка

Джона, банковский офис, лондонские улицы.

приемы изображения действительности: несколько утрированные

(так как по жанру фильм представляет собой синтез мелодрамы,

комедии и триллера) по отношению к положительному персонажу -

Джону, смешанные - к его русской жене Наде.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: Джон показан одиноким человеком, мечтавшим о

любви русской красавицы… Основная одежда британских персонажей

вполне современная, без особого изыска. Надя одета подчеркнуто

вульгарно. Лексика персонажей проста. Надя, вообще, поначалу способна

изъясняться только форсированными жестами и мимикой. Правда, при

этом (с акцентом) матерится по-русски…

существенное изменение в жизни персонажей: привыкшая к

авантюрной российской жизни, связанная с русским криминалом Надя

выходит замуж за британского банковского служащего Джона

поселяется в его квартире в пригороде Лондона.

возникшая проблема: вскоре Джон обнаруживает, что Надя не знает ни

слова по-английски, да тут еще появляются двое ее российских

«родственника» с бандитскими повадками, которые заставляют Джона

участвовать в ограблении банка, в котором он служит… 86

поиски решения проблемы: опасаясь за жизнь Нади, в которую он по-

настоящему влюбился, Джон вынужден ввязаться в авантюру с

ограблением банка…

решение проблемы: несмотря ни на что любовь побеждает…

Лиля навсегда / Lilja 4-ever. Швеция-Дания, 2002. Режиссер

Л.Мудиссон.

исторический период, место действия: Постсоветское пространство и

Швеция, 2002 год.

обстановка, предметы быта: квартиры и улицы небольшого

постсоветского городка, квартира в шведском городе, городские улицы.

приемы изображения действительности: реалистичные, позитивные

по отношению к положительным персонажам, в первую очередь – к

шестнадцатилетней Лиле.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: шведские персонажи – типичные представители

среднего класса, действиями которых движет расчет. Лиля, ее русские

родственники и знакомые живут в ужасающей бедности, не в силах

приспособиться к постсоветской жизни. Основная одежда персонажей

соответствует их социальному статусу – шведы одеты добротно,

русские – убого, безвкусно. Лексика персонажей проста, мимика и

жесты порой форсированы.

существенное изменение в жизни персонажей: уставшая от

трудностей жизни Лиля соглашается уехать в Швецию по приглашению

одного из своих знакомых парней.

возникшая проблема: вскоре Лиля обнаруживает, что ее «благодетель»

привез ее вШвецию, чтобы превратить в проститутку…

поиски решения проблемы: Лиля пытается вырваться из капкана…

решение проблемы: к сожалению, Лилю ждет печальный финал…

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему

комедийного жанра

исторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия,

СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта

российских/советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта

западных персонажей.

приемы изображения действительности: жизнь людей во «враждебных

государствах», как правило, представлена условно-гротескно.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: персонажи с контрастным идеологическим и

социальным статусом или без оного. Одежда западных персонажей87

выглядит лучше российских/советских. Телосложение, лексика, мимика и

жесты дифференцированы, но в целом если главные персонажи по воле

сюжета влюбляются друг в друга, то они обладают приятной

внешностью.

существенное изменение в жизни персонажей: главные персонажи

либо влюбляются при забавных/эксцентрических обстоятельствах, либо

западные, российские/советские персонажи просто встречаются,

находясь при этом на чужой территории.

возникшая проблема: национальный, социальный, идеологический

(последний - в фильмах о советских временах) мезальянс, «культурный

шок», взаимное непонимание.

поиски решения проблемы: в серии смешных/эксцентрических ситуаций

персонажи преодолевают социальные и национальные препятствия.

решение проблемы: совместное решение проблемы, дружба, либо

свадьба/любовная гармония, окрашенные юмором.

Русская кукла / Russian Doll. Австралия, 2001. Режиссер

С.Казанцидис.

исторический период, место действия: Австралия, 2001 год.

обстановка, предметы быта: комфортабельные жилища и современные

предметы быта австралийцев.

приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра),

австралийская обстановка и персонажи показаны с явной симпатией. По

отношению к главной героине – русской невесте Кате – приемы

изображения меняются по ходу сюжета: от гротеска (в ее начальном

статусе), до симпатии.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: австралийские персонажи – типичные представители

среднего класса. Катя, по-видимому, в своем Петербурге жила в

бедности. Основная одежда персонажей соответствует их

социальному статусу – австралийцы одеты добротно, Катя поначалу -

похуже. Лексика персонажей проста, мимика и жесты порой

форсированы.

существенное изменение в жизни персонажей: Катя приезжает из

Санкт-Петербурга в далекую Австралию по брачному объявлению.

Возникшая проблема: Катя обнаруживает, что ее предполагаемый

жених мертв, в результате остается одна в чужой стране, без средств к

существованию…

поиски решения проблемы: Катя пытается найти выход из

создавшегося положения и тут встречает австралийца Этана…

решение проблемы: Этан предлагает Кате помощь в виде фиктивного

брака с его приятелем… 88

Вытаскивая Бориса / Spinning Boris. США, 2003. Режиссер

Р.Споттисвуд.

исторический период, место действия: Россия, Москва, 1996.

обстановка, предметы быта: номера в отеле, офисы, московские улицы.

приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра),

московская обстановка и российские персонажи показаны с ироничной

симпатией. Американские персонажи изображены в сугубо позитивном

ключе.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: американские персонажи – типичные представители

топ-менеджеров, политологов, они деловитые, целеустремленные.

Русские, напротив, безалаберные, мало чего понимающие и умеющие.

Основная одежда персонажей соответствует их социальному статусу –

американцы одеты в деловые костюмы. Некоторые их русских одеты

вульгарно. Лексика персонажей проста, мимика и жесты порой

форсированы.

существенное изменение в жизни персонажей: группа американских

политологов и имиджмейкеров прилетает в Москву, чтобы помочь

больному Б. Ельцину выиграть президентские выборы.

возникшая проблема: безалаберность в правительственных кругах

России, минимальная популярность Ельцина у избирателей и

предвыборный натиск коммунистов ставит под угрозу план американцев.

поиски решения проблемы: с помощью хитроумных политтехнологий и

продуманного PR американцы постепенно преодолевают возникшие

трудности.

решение проблемы: в итоге американская команда добивается победы

Б.Ельцина на президентских выборах.

Всё или ничего: московская окружная / All or Nothing: A Moscow

Detour. США, 2004. Режиссер Г.Блоч.

исторический период, место действия: Москва, 2004 год.

обстановка, предметы быта: интерьеры московских домов и гостиниц,

улицы, дороги.

приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра),

американцы и русские показаны с симпатией.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: американцы одеты модно, российские персонажи -

похуже. Лексика персонажей проста, мимика и жесты утрированы...

существенное изменение в жизни персонажей: Американка Габби

прилетает из Нью-Йорка в Москву, чтобы встретиться со своим отцом,

который стал в России нефтяным олигархом.

возникшая проблема: под влиянием Габби отец сначала обещает ей

вернуться в США, но потом пытается остаться в Москве. 89

поиски решения проблемы: приноравливаясь к российскому образу

жизни и его бюрократическим порядкам, Габби пытается преодолеть

возникшие трудности.

решение проблемы: не взирая на множество комических препятствий,

Габби удается достичь своей цели…

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему

фантастического жанра

исторический период, место действия: Далекое/недалекое будущее.

Россия, США, другие страны, космическое простанство.

обстановка, предметы быта: фантастические жилища, космические

корабли и предметы быта персонажей – от полной разрухи до

супертехнологий.

приемы изображения действительности: квазиреалистическое или

футуристическое изображение событий в «своих государствах,

космических кораблях», условно-гротескное изображение жизни во

«враждебных государствах, космических кораблях».

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: положительные персонажи (космонавты,

военнослужащие, мирные граждане) – носители демократических идей;

агрессоры (космонавты, военнослужащие, диверсанты, террористы) –

носители антигуманных идей. Одежда: форма космонавтов, военная

форма, обычная гражданская одежда. Телесложение – спортивное,

крепкое. Лексика – деловая, мимика и жесты подчинены текущим

функциям.

существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные

персонажи совершают преступление (военная агрессия, диверсии,

убийства).

возникшая проблема: нарушение закона - жизнь положительных

персонажей, как, нередко, и жизнь всех мирных персонажей

демократической страны (в том или ином ее понимании) под угрозой.

Вариация: после ядерной катастрофы остается лишь несколько

выживших.

поиски решения проблемы: вооруженная борьба положительных

персонажей с вражеской агрессией, или попытка оставшихся в живых

после взрывов атомных бомб как-то приспособиться к новым условиях

существования.

решение проблемы: уничтожение/пленение агрессоров, возвращение к

мирной жизни, или адаптация оставшихся в живых после ядерной атаки

к новым суровым условиям.

Линия смерти / Конечный срок / Deathline. Канада-Голландия, 1997.

Режиссер Т.Такач. 90

исторический период, место действия: Москва, недалекое будущее.

обстановка, предметы быта: улицы и квартиры Москвы.

приемы изображения действительности: квазиреалистическое

изображение событий.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: Главный герой - американец. Его одежда, лексика,

мимика и жесты соответствуют «среднестатистическому» уровню.

Его убийцы выглядят мерзко, их жесты и мимика выражают

жестокость и злобу.

существенное изменение в жизни персонажей: американец приезжает

в Москву, там его грабят и убивают бандиты…

возникшая проблема: главный герой убит, а его убийцы живы и на

свободе.

поиски решения проблемы: ученые решают испытать новый

оживляющий препарат на главном герое.

решение проблемы: препарат оживляет героя, и находит в себе силы

отомстить своим убийцам…

Армагеддон / Armageddon. США, 1998.РежиссерМ.Бэй.

исторический период, место действия: Недалекое будущее, космос.

обстановка, предметы быта: интерьеры космических кораблей, офисов,

налаженный комфортабельный быт американцев астронавтов,

неряшливый - у их русских коллег.

приемы изображения действительности: гротеск, по отношении к

русским космонавтам - на грани карикатуры.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: положительные американские астронавты

(симпатичные, сильные, смелые, честные, патриотичные, верные

гражданскому долгу) и безалаберные российские космонавты (их

командир – вообще находится на борту пьяным). Лексика персонажей

проста и связана с космической спецификой. Одежда персонажей –

космическая форма.

существенное изменение в жизни персонажей: к Земле приближается

гигантский метеорит…

возникшая проблема: жизнь всех землян находится под угрозой, грядет

конец человеческой цивилизации – Армагеддон.

поиски решения проблемы: американцы посылают космическую

экспедицию для того, чтобы взорвать метеорит, по пути они

стыкуются с российской орбитальной станцией, чтобы пополнить запас

горючего.

решение проблемы: американцам удается взорвать гигантский

метеорит.91

Глубокое воздействие / Столкновение с бездной / Deep Impact. США,

1998. Режиссер М.Лидер.

исторический период, место действия: Недалекое будущее. США,

космическое пространство.

обстановка, предметы быта: интерьеры космических кораблей, офисов,

налаженный комфортабельный быт астронавтов.

приемы изображения действительности: квазиреалистические.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: положительные американские и русский астронавты

(симпатичные, сильные, смелые, честные). Лексика персонажей проста и

связана с космической спецификой. Одежда персонажей – космическая

форма.

существенное изменение в жизни персонажей: к Земле приближается

гигантская комета…

возникшая проблема: жизнь всех землян находится под угрозой...

поиски решения проблемы: земляне посылают совместную американо-

российскую космическую экспедицию для того, чтобы взорвать комету…

решение проблемы: астронавтам удается взорвать комету, но ее

остатки все-таки достигают Земли и наносят ей урон… 92

3.4. «Индиана Джонс и Храм хрустального черепа» Стивена

Спилберга как пародийная трансформация медийных стереотипов

«холодной войны» в рамках массовой/популярной культуры XXI века

В 2008 году за российскую тему неожиданно взялся сам Стивен

Спилберг, заставив легендарного персонажа Харрисона Форда сражаться

со звероподобными советскими спецназовцами в боевике «Индиана Джонс

и Храм хрустального черепа».

В связи с этим представляется любопытным проследить, как в

рамках этого продукта массовой/популярной культуры XXI века

медийные стереотипы «холодной войны» подверглись пародийной

трансформации.

Авторы немалого числа отечественных исследований прошлых лет

упрекали создателей произведений популярной культуры в том, что те

использовали неблаговидные приемы психологического давления

(постоянного повторения фактов вне зависимости от истины), извращения

фактов и тенденций, отбора отрицательных черт в изображении

политических противников, «приклеивания ярлыков», «наведения румян»,

«игры в простонародность», ссылки на авторитеты ради оправдания лжи и

т.д. По сути, на основе частных фактов делались глобальные обобщающие

выводы, так как среди создателей произведений массовой культуры всегда

были и есть как честные профессионалы, строящие свои сюжеты с учетом

гуманистических ценностей, так и склонные к политическому

конформизму и сиюминутной конъюнктуре ремесленники.

Между тем, медиатексты, относящиеся к массовой/популярной

культуре, имеют успех у аудитории вовсе не из-за того, что они, якобы,

ориентированы только на людей с низким эстетическим вкусом,

подверженных психологическому давлению, легко верящих лжи и т.д., а

потому, что их авторы отвечают на реальные, достойные уважения и

изучения потребности аудитории, в том числе – информационные,

компенсаторные, гедонистические, рекреативные, моральные и т.д.

Возникновение «индустриального общества с абсолютной

неизбежностью приводит к формированию особого типа культуры –

культуры коммерческой, массовой, … удовлетворяющей на базе

современных технологий фундаментальную потребность человечества в

гармонизации психической жизни людей» [Разлогов, 1991, с.10]. При этом

массовая культура, немыслимая без медиа, - естественная составляющая

современной культуры в целом, к которой принадлежит большая часть

всех создаваемых в мире художественных произведений. Ее можно

рассматривать как эффективный способ вовлечения широких масс

зрителей, слушателей и читателей в разнообразные культурные процессы,

как явление, рожденное новейшими технологиями (в первую очередь –

коммуникационными), мировой интеграцией и глобализацией93

(разрушением локальных общностей, размыванием территориальных и

национальных границ и т.д.). Такое определение массовой/популярной

культуры, на мой взгляд, логично вписывается в контекст

функционирования медиа – систематического распространения

информации (через прессу, печать, телевидение, радио, кино,

звуко/видеозапись, интернет) среди «численно больших,

рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей и

оказания идеологического, экономического или организационного




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.257 сек.