Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, сентябрь 1998 - февраль 2000 г. 4 страница




русофобии к новому американо-советского сотрудничеству [Strada, Troper,

1997, p.168].

Медийная «холодная война», так или иначе, продолжилась

практически до конца 1980-х, когда в связи с так называемой советской

«перестройкой» между Западом и СССР все чаще стала проявляться

взаимная доброжелательная тенденция («Красная жара», «Русские»,

«Супермен-IV», «Американский шпион»)… Так помимо прежних

идеологических схем «советская система против русского народа», или

«плохая система - хорошие люди» все чаще стали сниматься «позитивные

фильмы о выгодах взаимной демилитаризации и советско-американского

сотрудничества» [Strada, Troper, 1997, p.196].

К примеру, Супермен (1987) избавлял советское руководство от

взрыва вражейской ракеты; добродушный русский матрос Михаил

Александрович Пушкин (Миша) из «Русских» (1987) на поверку оказывался

отличным другам американцев. В «Красной жаре» (1988) легендарный

А.Шварценеггер со всей харизмой терминатора преставал в роли русского

милиционера: прилетев в США, он лихо наводил страх на нью-йоркских

бандитов. А в «Красном короле, белом рыцаре» (1989) американский агент35

спасал президента Михаила Горбачева от покушения и переворота со

стороны реакционных элементов Советского Союза, в том числе КГБ:

«новый дух сотрудничества должен был быть защищен» [Strada, Troper,

1997, p.190-191].

Кстати, «Красная жара» стала первой западной лентой частично

снятой в настоящей Москве (помните, насколько неправдоподобно

выглядит в «Кремлевском письме» российская столица, снятая

Дж.Хьюстоном в Хельсинки?).

Одной из самый ярких комедий эпохи этого периода были «Шпионы

как мы» (1985) Дж.Лэндиса - смешная пародия на шпионские боевики.

Герои фильма (блестящий дуэт Д.Эйкройда и Ч.Чейза) по заданию

американской разведки оказываются в Сибири, где вместе с местными

ракетчицами предотвращают ядерную войну, а затем занимаются любовью

в целях укрепления советско-американских отношений. Высмеивая штампы

фильмов о разведке и бондиане, Джон Лэндис превратил картину в

капустник для друзей и знакомых кинематографистов, не забывая, конечно,

о киноманах. Так, в маленьких ролях агрессивных русских пограничников

«ради хохмы» снялись знаменитый режиссер Коста Гаврас («Дзета»,

Признание», «Пропавший без вести») и тогдашний ведущий музыкальных

передач русской службы Би-Би-Си Сева Новгородцев.

Не менее забавна и фабула другой американской комедии тех лет -

«Влюбленные молодые медсестры» (1987). Это пародия на «больничные»

мыльные оперы: чтобы украсть в Америке банк спермы (включающий

пожертвования от П.Пикассо, Д.Макартура и Э.Хемингуэя), агент КГБ

Домбровская выдает себя за американскую медсестру...

В итоге трудно не согласиться с выводами М.Страды и Х.Тропера –

лишь немногие из «конфронтационных» лент – «драгоценные камни,

которые выдержали испытание временем и продолжают блистать, но

большинство из этих фильмов сегодня кажутся банальными, даже

бессмысленными и быстро исчезает из памяти» [Strada, Troper, 1997, p.ix].

Любопытно, что тяжеловесные и пафосные «конфронтационные» драмы

1946-1986 годов сейчас, как правило, выглядят некими ископаемыми, в то

время как менее амбициозные, открыто приключенческие («Тайна двух

океанов», «Из России с любовью») или комедийные ленты («Шелковые

чулки», «Москва на Гудзоне») демонстрируют удивительную «живучесть»

в «рейтинговых» телевизионных сетках.

Вместе с тем, так или иначе, фильмы эпохи «холодной войны» вполне

поддаются контент-анализу и могут быть систематизированы, согласно

доминирующим стереотипам (по проблематике, этике, идеологическим

посылам, сюжетным схемам, типам персонажей, приемам изображения и

т.д.). 36

2.3.Кинематографические стереотипы эпохи «идеологической

конфронтации»(1946-1991)

Сравнительный анализ сюжетных схем, персонажей и идеологии

западных и советских фильмов эпохи «идеологической конфронтации»

1946-1991 годов приводит к выводу о существенном сходстве их медийных

стереотипов.

Контент-анализ медиатекстов «холодной войны» позволяет

представить их основные сюжетные схемы следующим образом:

- шпионы проникают на территорию СССР/США/Западной страны, чтобы

совершить диверсии и/или выведать военные секреты («Секретная миссия»,

«Голубая стрела», «Тайна двух океанов», «Над Тисой», «Тень у пирса»,

«Случай с ефрейтором Кочетковым», «Выстрел в тумане», «Меченый

атом», «Приз», «Тринадцать испуганных девочек», «Мы обвиняем», «Из

России с любовью», «Топаз», «Денди в желе», «Змей», «Пришедший с

холода», «Приз», «Огненный лис», «Вторжение в США», «Красная икра»,

«Четвертый протокол», «Нет выхода» и др.);

- противник готовит тайный удар по территории СССР/США/Западного

мира, создавая для этого секретные базы с ядерным оружием («Тайна двух

океанов», «Третья мировая война», «Секретное оружие», «Ракетная атака на

США» и др.). Вариант: высадка оккупационных сил («Черная чайка»,

«Красный рассвет», «Америка» и др.), противники обмениваются ядерными

ударами, уничтожающими США, а то и всю планету («Пятеро», «На

берегу», «Избранные выжившие», «Нити», «Система безопасности», «День

после» и др.);

- бесчеловечный псевдодемократический или тоталитарный режим угнетает

свой собственный народ (СССР/США/иной страны), нередко проводя над

ним рискованные медицинские эксперименты или бросая в концлагеря

(«Заговор обреченных», «Серебристая пыль», «В круге первом», «Один

день из жизни Ивана Денисовича», «1984», «Гулаг», «Прощай, Москва»,

«Человек, который брал интервью» и др.);

- диссиденты покидают/пытаются покинуть страну, где, по их мнению,

душат демократию и свободу личности («Железный занавес», «Красный

Дунай», «Путешествие», «Бегство к солнцу», «Вид на жительство»,

«Заблудшие», «Безумная диагональ», «Москва на Гудзоне», «Рейс 222»,

«Белые ночи» и др.);

- обычные советские/западные жители объясняют введенным в заблуждение

пропагандой советским/западным военным/гражданским визитерам, что

СССР/США/Западная страна – оплот дружбы, процветания и мира

(«Ниночка», «Шелковые чулки», «Русские сувенир», «Леон Гаррос ищет

друга», «Русские идут…», «Русские» и др.);

-на пути влюбленной пары возникают препятствия, связанные с

идеологической конфронтацией между СССР и Западным миром37

(«Шелковые чулки», «Железная юбка», «Уйти навсегда», «Раз, два три»,

«Перед наступлением зимы», «Золотой миг», «Ковбой и балерина» и др.).

Последний яркий кинопик «холодной войны» пришелся на первую

половину 1980-х годов, когда «русские, как часть монолитной и

агрессивной системы, изображались как продукты их среды -

злонамеренные, сильнодействующие, активно революционные во всем

мире. В начале 1980-х любовь и брак практически исчезли из американских

фильмов на русскую тему, равно как и религия. Почти все русские

персонажи показывались однозначными носителями насилия: это были

мужчины, которые ненавидели и обычно угрожали американскому образу

жизни. В этом сообщении было непрекращающееся и кристально чистое

требование к защитникам свободы оставаться бдительными по отношению

к злой советской системе и ее зловещим представителям» [Strada, Troper,

1997, P.170].

Впрочем, подробный киноведческий анализ советских/российских

фильмов на американскую и западную тему не входит в задачи этого

исследования, поэтому сосредоточимся на выявлении стереотипов в

рамках тематики идеологической конфронтации в западных игровых

фильмах разных жанров.

Структура стереотипов западных «конфронтационных»

фильмов драматического жанра

исторический период, место действия: любой отрезок времени с 1917 по

1991 годы, СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта

советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных

персонажей.

приемы изображения действительности: квазиреалистичное или

условно-гротескное изображение жизни людей во «враждебных

государствах».

Пример западного варианта изображения событий: Нью-Йорк -

современный яркий мегаполис, уютный и комфортный, демократичный и

динамичный плавильный котел национальностей и культур. А по ту

сторону океана - Москва - темный, мрачный город с длинными очередями

у входов в магазины и военными патрулями на улицах.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: положительные персонажи – носители

демократических идей; отрицательные персонажи – носители

антигуманных, милитаристских идей. Персонажей разделяет не только

социальный, но и материальный статус. Советские персонажи нередко

показаны грубыми и жестокими фанатиками с примитивной лексикой,

вечно нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными

голосовыми тембрами. 38

существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные

персонажи собираются воплотить в жизнь свои антигуманные идеи.

возникшая проблема: жизнь положительных персонажей, как, впрочем,

и жизнь целых народов/стран под угрозой.

поиски решения проблемы: борьба положительных персонажей с

отрицательными.

решение проблемы: уничтожение/арест отрицательных персонажей,

возвращение к мирной жизни.

Будапештский зверь / The Beast of Budapest. США, 1958.РежиссерХ.Джонс.

исторический период, место действия: Венгрия, октябрь 1956.

обстановка, предметы быта: полуразрушенные улицы и дома

Будапешта, застенки венгерских коммунистических спецслужб;

скромный быт простых венгров, роскошные интерьеры квартиры

начальника будапештской полиции.

приемы изображения действительности: квазиреалистичные,

сохраняющие видимость документальной объективности за счет

вкрапления подлинной кинохроники 1956 года.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: венгерские повстанцы и сотрудники спецслужб

венгерского коммунистического режима. Последние показаны грубыми,

жестокими и циничными садистами с примитивной лексикой и

неприятными голосами и внешностью; венгерские повстанцы, напротив,

изображены сугубо позитивно – это целеустремленные, сильные,

честные борцы за мир и демократию, с деловой лексикой, скупыми

жестами и мимикой; даже те из них, кто поначалу стремился сохранить

нейтралитет, и даже был в плену у коммунистической пропаганды, очень

скоро понимают, что к чему и переходят на сторону восставшего

народа.

существенное изменение в жизни персонажей: венгерские коммунисты

в союзе с советскими войсками стремятся подавить восстание

венгерских рабочих и студентов и арестовать/убить их лидеров.

возникшая проблема: жизнь положительных персонажей – венгерских

повстанцев - под угрозой.

поиски решения проблемы: лидеры венгерских повстанцев вступает в

борьбу с коммунистическими спецслужбами.

решение проблемы: положительные персонажи в кровавой борьбе

убивают начальника будапештской полиции, который, опасаясь народно

гнева, хотел было сбежать в Австрию (правда в финале закадровый голос

сообщает, что, к сожалению, победа демократических сил, оказалась

временной, и вскоре советским войскам удалось восстановить

коммунистический режим в Венгрии).39

Сахаров / Sakharov. Великобритания, 1985. Режиссер Дж.Голд.

исторический период, место действия: СССР середины 1980-х годов.

обстановка, предметы быта: скудный советский быт, убогая

обстановка.

приемы изображения действительности: квазиреалистичные,

сохраняющие видимость документальной объективности, элементы

явного гротеска.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: выдающийся ученый-демократ и коварные агенты

КГБ. Их разделяет контрастный идеологический статус. Академик

Сахаров обаятелен, умен, честен, скромно одет, у него правильная

литературная речь, мимика и жесты соответствуют канонам

интеллектуала. Агенты КГБ лживы, циничны, одержимы идеями

подавления демократии и свободомыслия… Их лексика примитивна,

жесты и мимика вульгарны.

существенное изменение в жизни персонажей: КГБ организует

слежку за выдающимся ученым-демократом, а потом высылает его из

Москвы в закрытый для иностранцев мрачный и грязный провинциальный

город.

возникшая проблема: жизнь выдающегося ученого и его семьи под

угрозой.

поиски решения проблемы: демократическая западная общественность

выступает в защиту ученого-демократа.

решение проблемы: воодушевленный поддержкой Западного мира, ученый

верит в близкую победу демократических сил.

В погоне за «Красным Октябрем» / The Heat for Red October. США,

1990. Режиссер Дж. МакТирнан.

исторический период, место действия: рубеж 90-х годов XX века, океан.

обстановка, предметы быта: служебные отсеки и каюты подводной

лодки.

приемы изображения действительности: реалистичные, сохраняющие

видимость документальной объективности.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: командир советской подлодки «Красный Октябрь» и

его американские коллеги. Их поначалу разделяет контрастный

идеологический статус. Командир обаятелен, умен, честен, одет в

военную форму, у него правильная (English, of course) речь, мимика и

жесты соответствуют канонам военного моряка. Его американские

коллеги также одеты в военную форму, это деловитые профессионалы.

существенное изменение в жизни персонажей: американские военные

хотят склонить советского командира перейти на их сторону.

возникшая проблема: колебания советского командира подлодки между40

военной присягой и соблазном передать новейшую подлодку американским

коллегам.

поиски решения проблемы: командир подлодки пытается

проанализировать ситуацию.

решение проблемы: победа демократических сил – командир советской

подлодки переходит на сторону американского флота.

Структура стереотипов западных «конфронтационных»

фильмов жанра триллера или детектива

исторический период, место действия: любой отрезок времени с 1917 по

1991 годы, СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта

советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных

персонажей (однако, находясь на территории враждебной страны,

шпионы приспосабливаются к жилищным и бытовым условиям

противника).

приемы изображения действительности: как правило, условно-

гротескное изображение жизни людей во «враждебных государствах».

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: положительные (пограничники, сотрудники

контрразведки, разведчики/шпионы, диверсанты, мирные граждане) и

отрицательные (те же лица, правда, кроме мирных граждан). Разделенные

идеологией и мировоззрением (буржуазным и коммунистическим)

персонажи, как правило, обладают крепким телосложением и выглядят

согласно установкам источника медиатекста: шпионы могут на какое-то

время (до разоблачения, например) выглядеть симпатично, но затем

обязательно обнаружат свою мерзкую сущность... Прочие советские

персонажи (пограничники, начальники из КГБ и пр.) показаны грубыми и

жестокими фанатиками с примитивной лексикой, вечно нахмуренными

лицами, активной жестикуляцией и неприятными тембрами истошных

криков...

существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные

персонажи совершают преступление (нелегальный переход границы,

диверсия, шпионаж, шантаж, кража государственных секретов,

убийства).

возникшая проблема: нарушение закона.

поиски решения проблемы: расследование преступления, преследование

отрицательных персонажей.

решение проблемы: положительные персонажи

разоблачают/ловят/уничтожают отрицательных.

Посольство / Embassy. США, 1972. Режиссер Г.Хеслер.

исторический период, место действия: одна из арабских стран начала41

1970-х годов. Американское посольство.

обстановка, предметы быта: улицы арабской столицы, интерьеры

посольства.

приемы изображения действительности: нейтрально-корректные по

части изображения положительных американских персонажей; легкий

гротеск по отношению к советскому шпиону (хотя поначалу он показан

вполне нейтрально), обстановка, интерьеры выглядят вполне реалистично.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: отрицательный персонаж – советский шпион;

положительные персонажи – диссидент, сбежавший из СССР, и

сотрудники американского посольства. Все персонажи одеты примерно

одинаково – в соответствии с дипломатическим статусом. Объединяет

их и сдержанность проявления чувств и мыслей. Понятно, что советский

шпион вынужден скрывать свою приверженность «ценностям

социалистического образа жизни».

существенное изменение в жизни персонажей: советский шпион

пробирается в американское посольство.

возникшая проблема: советский шпион пытается убить диссидента из

СССР, попросившего политическое убежище у американского посла.

поиски решения проблемы: положительные американцы пытаются

выявить советского шпиона.

решение проблемы: советский шпион разоблачен.

Телефон / Telefon. США, 1977. Режиссер Д.Сигел.

исторический период, место действия: США второй половины 1970-х

годов.

обстановка, предметы быта: улицы американских городов, офисы

американских спецслужбы.

приемы изображения действительности: нейтрально-корректные по

части изображения положительных американских персонажей; легкий

гротеск по отношению к советскому шпиону; обстановка, интерьеры

выглядят вполне реалистично.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: отрицательный персонаж – советский шпион

Далчинский; положительные персонажи – советский агент Борзов (здесь

ощутимо прямое влияние политики «разрядки» на сценарные разработки

Голливуда, прежде не отваживавшегося наделять положительными

чертами советских шпионов); попутно отметим, что похожий прием

раньше был использован и в советском кино – в фильме «Ошибка

резидента», снятом в 1968 году, американский шпион там также

показан во вполне позитивном ключе) и сотрудники американских

спецслужб. Все персонажи одеты примерно одинаково – в добротную

одежду. Объединяет их и сдержанность проявления чувств и мыслей. 42

существенное изменение в жизни персонажей: советский шпион

Далчинский решает осуществить давний план советской разведки –

кодовым словом по телефону он приказывает зомбированным еще в 1940-

х годах агентам Кремля взрывать военные объекты на территории

США.

возникшая проблема: безопасность США оказывается под угрозой

(хотя большинство из взорванных объектов в военном отношении

устарели).

поиски решения проблемы: Кремль посылает в США своего лучшего

агента Борзова с целью помешать планам Далчинского.

решение проблемы: Борзов нейтрализует Далчинского и предотвращает

дальнейшую серию взрывов. Блестяще завершив операцию, Борзов (по-

видимому, покоренный американским образом жизни и красавицей

Барбарой), решает остаться в США навсегда. Здесь причины

изначально положительного имиджа Борзова становятся ясными даже

недогадливой аудитории...

Нет выхода / No Way Out. США, 1987. Режиссер Р.Доналдсон

исторический период, место действия: США середины 80-х годов XX

века.

обстановка, предметы быта: офисы спецслужб, интерьеры квартир.

приемы изображения действительности: бытовая обстановка и все

персонажи изображены вполне реалистично, без гротеска.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: отрицательный персонаж – советский шпион

(харизматичный, симпатичный, целеустремленный, умный, со вкусом

одетый); положительные персонажи – американцы, в том числе -

сотрудники американских спецслужб. Советский шпион большую часть

действия умело скрывает свои истинные цели и задачи, ловко маскируясь

под обаятельного американца.

существенное изменение в жизни персонажей: советский шпион

оказывается в курсе дел американских спецслужб.

возникшая проблема: советский шпион пытается навредить

обороноспособности США.

поиски решения проблемы: положительные американцы пытаются

выявить советского шпиона.

решение проблемы: советский шпион разоблачен.

Структура стереотипов западных «конфронтационных»

фильмов жанра action (боевиков)

исторический период, место действия: любой отрезок времени с 1917 по

1991 годы, СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта43

советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных

персонажей (если последние, конечно, находятся на Западе, а не на

территории СССР), унифицированные фактуры военных объектов – баз,

кабин самолетов и танков, палуб военных кораблей, отсеков подлодок.

приемы изображения действительности: как правило, условно-

гротескное изображение жизни людей во «враждебных государствах».

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: положительные персонажи (военные любых родов войск,

мирные граждане) – носители демократических идей; агрессоры

(военнослужащие, диверсанты, террористы) – носители антигуманных

идей. Разделенные идеологией и мировоззрением (буржуазным и

коммунистическим) персонажи, как правило, обладают крепким

телосложением и выглядят согласно установкам источника медиатекста:

в западных фильмах советские персонажи (солдаты, офицеры) показаны

грубыми и жестокими фанатиками с примитивной лексикой, вечно

нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными

тембрами истошных криков.

существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные

персонажи совершают преступление (военная агрессия, диверсии,

убийства).

возникшая проблема: нарушение закона - жизнь положительных

персонажей, а нередко, и жизнь всех мирных персонажей

демократической страны (в том или ином ее понимании) под угрозой.

поиски решения проблемы: вооруженная борьба положительных

персонажей с вражеской агрессией

решение проблемы: уничтожение/пленение агрессоров, возвращение к

мирной жизни.

Огненный лис / Firefox. США, 1982. Режиссер К.Иствуд.

исторический период, место действия: Москва и Подмосковье начала

1980-х годов.

обстановка, предметы быта: московские улицы интерьеры квартир,

подмосковный военный аэродром, кабина реактивного истребителя;

аскетичный быт советской жизни.

приемы изображения действительности: советские фактуры,

интерьеры, костюмы и пр. поданы в отчетливо гротесковом ключе.

Москва выглядит темным, грязным, неприветливым городом, с

военными патрулями на улицах и в метро.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: положительный персонаж – мужественный и ловкий

американский летчик, он же доблестный шпион и патриот Америки;

отрицательные персонажи - его советские противники, недогадливые и

неприятные; простые московские прохожие показаны людьми с44

мрачными лицами в практически одинаковой одежде серо-коричневого

цвета. Лексика всех персонажей незамысловата. Мимика и жесты часто

утрированны.

существенное изменение в жизни персонажей: обманув бдительность

вооруженной охраны, американский летчик пробирается на советский

военный аэродром.

возникшая проблема: американский летчик захватывает секретный

советский реактивный самолет Firefox и успешно взлетает.

поиски решения проблемы: советские военные пытаются

сбить/уничтожить захваченный самолет, а американский летчик - уйти

от погони.

решение проблемы: американский летчик успешно приземляется на

западном военном аэродроме.

Рожденный американцем / Born American. США, 1985. Режиссер

Р.Харлин.

исторический период, место действия: Финляндия и СССР середины

1980-х годов, пограничные районы.

обстановка, предметы быта: улицы и дома в Финляндии и СССР,

застенки КГБ. Убогий быт советской жизни.

приемы изображения действительности: советские фактуры,

интерьеры, костюмы и пр. изображены в отчетливо гротесковом ключе,

финские – в рекламно-позитивном.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: положительные персонажи – простые симпатичные

американские парни; отрицательные персонажи - советские сотрудники

КГБ. Последние выглядят открыто карикатурно - с истеричной мимикой

и жестами, примитивной лексикой. Советские персонажи одеты серо,

невзрачно.

существенное изменение в жизни персонажей: обманув бдительность

советских пограничников, американский парень «ради шутки» нелегально

переходит финско-советскую границу.

возникшая проблема: американский парень попадает в лапы жестоких

агентов КГБ.

поиски решения проблемы: американский парень пытается вырваться

на волю.

решение проблемы: американскому парню удается вернуться на Запад.

Рембо-3 / Rambo III. США, 1988. Режиссер П.МакДоналд.

исторический период, место действия: Оккупированный советской

армией Афганистан второй половины 1980-х годов, горные районы.

обстановка, предметы быта: военные базы, военные принадлежности

(форма, оружие и пр.). 45

приемы изображения действительности: фактуры, интерьеры,

костюмы и пр. выглядят вполне реалистично, но элементы условности

хорошо заметны в свойственных данному жанру сценах драк и

перестрелок.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: положительный мужественный и непобедимый

американский воин и отрицательные советские захватчики

(изображенные в гротескном ключе). Лексика персонажей проста и

связана с армейской спецификой. Мимика и жесты персонажей часто

утрированны. Одежда большинства персонажей – военная форма. Их

физическое развитие явно выше среднего.

существенное изменение в жизни персонажей: американский супермен

попадает в Афганистан, оккупированный советской армией.

возникшая проблема: жизнь американца, как, впрочем, и жизнь простых

афганских жителей находится под угрозой.

поиски решения проблемы: доблестный американский воин решает

встать на защиту демократии и свободы афганского народа.

решение проблемы: победа американского супермена над советскими

захватчиками.

Структура стереотипов западных «конфронтационных»

фильмов мелодраматического жанра

исторический период, место действия: любой отрезок времени с 1917 по

1991 годы, СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта

советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных

персонажей.

приемы изображения действительности: как правило, условно-

гротескные по отношению к жизни людей во «враждебных государствах».

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,

мимика, жесты: мужской и женский персонажи с контрастным

идеологическим и социальным статусом. Персонажи, как правило,

обладают стройным телосложением и выглядят вполне симпатично. Их

одежда, лексика и мимика находятся в «среднестатистических» рамках.

существенное изменение в жизни персонажей: встреча мужского и

женского персонажей

возникшая проблема: идеологический и социальный мезальянс.

поиски решения проблемы: персонажи преодолевают идеологические и

социальные препятствия на пути их любви.

решение проблемы: свадьба/любовная гармония (в большинстве случаев),

смерть, разлука персонажей (в виде исключения из правила).

Пилот реактивного самолета / Jet Pilot. США, 1957. Режиссер Дж. фон46

Штернберг.

исторический период, место действия: США (Аляска) и СССР 1950-х




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.266 сек.