Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, сентябрь 1998 - февраль 2000 г. 1 страница




Популярность: 11, Last-modified: Thu, 14 Aug 2003 13:01:44 GMT

 

 

Александр Федоров

Трансформации образа

России на западном экране:

от эпохи идеологической

конфронтации (1946-1991) до

современного этапа (1992-2010)

Москва, 2010 2

Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от

эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа

(1992-2010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. 202 c.

Кинематограф остается эффективным средством влияния (в том числе и

политического, идеологического) на аудиторию. Следовательно, изучение трансформации

образа России на западном экране сегодня по-прежнему актуально. Среди задач,

поставленных в монографии, - определение места и роли темы трансформации образа

России в западном кинематографе с 1946 (старт послевоенной идеологической

конфронтации) по 1991 (распад Советского Союза) годы в сравнении с тенденциями

современной эпохи (1992-2010); изучение политического, идеологического, социального,

культурного контекста, основных этапов развития, направлений, целей, задач, авторских

концепций трактовки данной темы на западном экране; классификация и сравнительный

анализ идеологии, моделей содержания, модификаций жанра, стереотипов западного

кинематографа, связанного с трактовками образа России.

Для исследователей в области политологии, культурологии, киноведения,

медиакультуры, социологии, преподавателей, аспирантов и студентов вузов гуманитарных

специальностей.

Данная монография написана при финансовой поддержке гранта Российского

гуманитарного научного фонда (РГНФ, проект № 09-03-00032а/р «Сравнительный

анализ трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической

конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2008)». Научный руководитель

проекта – д.п.н., профессор А.В.Федоров.

ISBN 978-5-98517-104-4

 

Fedorov, Alexander. Russian Image Transformation on the Western

Screen: From Epoch of Ideological Confrontation (1946-1991) to Modern

Time (1992-2010). Moscow: ICO Information for All, 2010, 202 p.

This monograph analyzed the development of Russian Image Transformation on the

Western Screen: From Epoch of Ideological Confrontation (1946-1991) to Modern Time (1992-

2010). For scholars, universities professors and students.

Рецензенты:

К.Э.Разлогов, доктор искусствоведения, профессор,

Л.В.Усенко, доктор искусствоведения, профессор

© Федоров Александр Викторович, Alexander Fedorov, 2010.

Содержание

Введение.……………………………………………………………… 5

1. Динамика кинопроизводства западных фильмов, связанных с

советской/российской тематикой……………………………………… 8

2. Образ России на западном экране в эпоху идеологической

конфронтации (1946-1991): от эпохи позднего сталинизма к эпохе

«оттепели», от эпохи «разрядки» и «стагнации» до эпохи

«перестройки»……………………………………………………….. 14

2.1. Пять медийных мифов времен идеологической конфронтации…… 14

2.2. Краткая история «идеологической борьбы» на экране (1946-1991

годы)………………………………………………………………….. 16

2.3. Кинематографические стереотипы эпохи «идеологической

конфронтации» (1946-1991)………………………………………… 36

2.4. Идеологический, структурный анализ трактовки образа России на

западном экране в эпоху идеологической конфронтации (1946-

1991) (на примере фильма Т.Хэкфорда «Белые ночи»)……………… 57

3. Образ России на западном экране: современный этап (1992-2010)… 68

3.1. Медийные мифы пост-коммунистических времен (1992-2010)…… 68

3.2. Краткая история трансформации российской тематики на

западном экране: 1992-2010 годы………………….............................. 69

3.3. Кинематографические стереотипы российской темы на западном

экране в современную эпоху (1992-2010 годы)……………………… 76

3.4. «Индиана Джонс и Храм хрустального черепа» Стивена Спилберга

как пародийная трансформация медийных стереотипов «холодной

войны» в рамках массовой/популярной культуры XXI века………… 92

3.5. Идеологический, структурный анализ трактовки образа России на

западном экране в постсоветскую эпоху (1992-2010) (на примере

фильма «Душка» Й.Стеллинга)……………………………………… 97

Заключение…………………………………………………………… 104

Литература…………………………………………………………… 106

Приложения…………………………………………………………… 110

Прил. 1. Цифровые данные по западным игровым фильмам,

связанным с российской тематикой (1946-2009)…………………… 110

Прил. 2. Цифровые данные по жанрам западных игровых

фильмов, связанных с российской тематикой (1946-2009)………… 112

Прил. 3. Цифровые данные по западным игровым фильмам,

связанным с советской/российской тематикой и советским

фильмам на западную тему (1946-1991)……………………………… 114

Прил. 4. Ключевые даты и политические события в мире, важные

для развития российско-западных отношений (1946-2009)………… 116

Прил. 5. Образ Запада на российском экране в эпоху «холодной

войны»: эскизы. …………………………………………………….. 126 4

Прил.5.1. «Тайна двух океанов» - роман и его

экранизация: идеологический и структурный анализ……………… 126

Прил.5.2. «Человек-амфибия» - роман и его экранизация:

анализ культурной мифологии медиатекста…………………… 135

Прил. 5.3. «Случай с ефрейтором Кочетковым» (1955) и его

ремикс «Сады скорпиона» (1991)………………………………… 142

Прил. 6. Фильмография (829 фильмов) по теме трансформации

образа России на западном экране (1946-2009)…………………… 144

Коротко об авторе………………………………………………… 198 5

Введение

Политические, идеологические, исторические,

социокультурные аспекты эпохи «холодной войны» в целом

довольно часто становились предметом исследования [Печатнов,

2006; Рукавишников, 2000; Холодная война…, 2003; Keen, 1986;

LaFeber, 1990; Levering, 1982 и др.]. Что касается трактовки образа

России на западном экране, то, исходя из трудов отечественных и

зарубежных ученых [Власов и др., 1997, Гинзбург, Зак, Юренев и

др., 1975; Грошев, Гинзбург, Лебедев, Долинский и др., 1969;

Туровская, 1993; 1996; 2003; Фомин, 1996; Юренев, 1997; Douglas,

2001; Hess, 2003 и др.], можно сделать вывод, что тема

трансформации образа России в западном кинематографе от эпохи

«холодной войны» (1946-1991) до современной эпохи (1992-2010)

все еще остается малоизученной.

Западные исследователи опубликовали немало книг и статей об

«образе врага» (т.е. России) в эпоху «холодной войны». К примеру,

в монографии американских политологов М.Страды и Х.Тропера

[Strada, and Troper, 1997] проанализирован ряд американских

фильмов на тему «холодной войны» и сделан точный вывод о том,

что «хамелеоноподобное» изображение русских в голливудском

кинематографе часто меняло цвет – «то красный, то розовато-

красный, то белый или синий – в зависимости от изменений внешней

политики» [Strada, Troper, 1997, p.200]. Однако эти авторы, во-

первых, не ставили перед собой цель сравнительного анализа

кинообраза России советского и постсоветского периодов, а, во-

вторых, анализировали не в целом западные, а только американские

медиатексты.

Кинематограф (благодаря телепоказам, видео и DVD) остается

эффективным средством влияния (в том числе и политического,

идеологического) на аудиторию. Следовательно, изучение

трансформации образа России на западном экране сегодня по-

прежнему актуально. Среди задач настоящего исследования -

определение места и роли темы трансформации образа России в

западном кинематографе с 1946 (старт послевоенной

идеологической конфронтации) по 1991 (распад Советского Союза)

годы в сравнении с тенденциями современной эпохи (1992-2010);

изучение политического, идеологического, социального,

культурного контекста, основных этапов развития, направлений, 6

целей, задач, авторских концепций трактовки данной темы на

западном экране; классификация и сравнительный анализ

идеологии, моделей содержания, модификаций жанра, стереотипов

западного кинематографа, связанного с трактовками образа России.

Методология исследования основана на ключевых

философских положениях о связи, взаимообусловленности и

целостности явлений действительности, единства исторического и

социального в познании, на теории диалога культур М.Бахтина-

В.Библера. Исследование опирается на исследовательский

содержательный подход (выявление содержания изучаемого

процесса с учетом совокупности его элементов, взаимодействия

между ними, их характера, обращения к фактам, анализа и синтеза

теоретических заключений и т.д.), на исторический подход -

рассмотрение конкретно-исторического развития заявленной темы в

западном кинематографе.

Для этого используются как методы теоретического

исследования: классификация, сравнение, аналогия, индукция и

дедукция, абстрагирование и конкретизация, теоретический анализ и

синтез, обобщение, моделирование; так и методы эмпирического

исследования: сбор информации, касающейся тематики

исследования. Эффективность такого рода методов была доказана

как западными (Р.Тейлор, Д.Янгблад, А.Лаутон и др.), так и

российскими (Н.М.Зоркая, Э.А.Иванян, М.И.Туровская,

А.О.Чубарьян и др.) исследователями.

Известно, что трактовка медиатекстов изменчива и часто

подвержена колебаниям курсов политических режимов. После пика

идеологической конфронтации эпохи позднего сталинизма и пика

маккартизма (1946-1953), когда в экранных «образах врага»

преобладал взаимный злой гротеск, «оттепель» конца 1950-х –

первой половины 1960-х годов повлияла на ситуацию

идеологической конфронтации в медиасфере в сторону более

правдоподобного изображения «вероятного противника». А

политических поводов для идеологической и медийной

конфронтации всегда хватало, что не раз отмечалось как западными,

так и российскими исследователями [Jones, 1972; Keen, 1986;

LaFeber, 1990; Levering, 1982; Shlapentokh, 1993; Small, 1980; Strada,

1989; Strada and Troper, 1997; Whitfield, 1991; Иванян, 2007;

Климонтович, 1990; Ковалов, 2003; Туровская, 2003]. При этом

каждая из противостоящих сторон выбирала более выгодные для7

себя факты, обходя стороной «темные пятна».

Отсюда понятно, что в советской научной и публицистической

литературе, посвященной теме «идеологической борьбы на экране»

[см. например: Ашин, Мидлер, 1986, с.83; Баскаков, 1981, с.16-17;

Кокарев, 1987, с.5-6; Комов, 1982, с.13; Кукаркин, 1985, с.377],

бушевал бурный поток гневных обличений пороков буржуазного

кинематографа, как, впрочем, и западного мира в целом. При этом

«для создания выгодной руководству СССР информационной

реальности у пропагандистов были все предпосылки и условия:

опыт, монополия государства на средства массовой информации и

саму информацию, доверие граждан к властям и газетным

сообщениям, низкий уровень политической культуры и грамотности

части населения, традиционное недоверие к Западу» [Фатеев, 1999].

Правда, и в трудах более либерально настроенных киноведов

советской эпохи [Долматовская, 1976, с.221-223; Капралов, 1984,

с.379; Карцева, 1987, с.199-201; Соболев, 1975, с.18] довольно часто

встречались однозначные пассажи, рассчитанные на советских

зрителей, никогда в жизни не видевших антисоветских фильмов, и

никогда не пытавшихся выйти на уровень сравнительного анализа

медийных стереотипов «по обе стороны железного занавеса».

Впрочем, эволюция интерпретаций западных кинотекстов

советской и российской критикой – тема для отдельного

исследования. В этой книге нас в первую очередь интересует образ

России, увиденный западным «киновзглядом».

Глава 1. Динамика кинопроизводства западных фильмов,

связанных с советской/ российской тематикой

Проследим динамику производства фильмов

советской/российской тематики в ведущих западных странах (США,

Великобритании, Франции, ФРГ, Италии и др.) с 1946 по 2010 годы.

В этот период на Западе было поставлено около 900 игровых

западных фильмов, связанных с российской тематикой. Конечно, в

таблицах 1 и 2 (см. приложение) учтены наиболее заметные игровые

ленты; к ним можно добавить сотни документальных

кино/телефильмов и теле/радиопередач.

В своей монографии «Друг или враг?» М.Страда и Х.Тропер

утверждают, что «c 1946 по 1962 год русская тема входила в список тех,

что Голливуд предпочитал не касаться: за этот период там было снято

лишь 16 фильмов, то есть в среднем одна лента в год» [Strada, Troper,

1997, p.76]. Наше исследование (см. таб.1 в приложении) показало, что

эта цифра сильно занижена: на самом деле в этот период Голливуд

обращался к русской теме как минимум 89 раз, то есть в год

выпускалась в среднем не один, а пять фильмов о России/СССР и с

русскими персонажами. При этом только в одном 1952 году российская

тема была так или иначе затронута в 16 фильмах.

При этом соотношение между западными игровыми фильмами,

связанными с советской/российской тематикой, и советскими фильмами

на западную тему в 1946-1991 (подробнее см. приложение) таково: 574

западных (из них – 242 американских и 122 - британских) на 128

советских.

В таблице 1 (см. приложение), приводятся подробные (по каждому

году) цифровые данные по западным игровым фильмам, связанным с

советской/российской тематикой, по ним можно легко проследить пики

интереса к СССР/России, в значительной степени связанные с

ключевыми датами политических событий в мире, важными для

развития российско-западных отношений (см. приложение).

Если свести данные обширной таблицы 1 (см. приложение) в

диаграмму 1, то она будет выглядеть следующим образом: 9

Диаграмма 1. Соотношение числа западных игровых фильмов,

связанных с советской/российской тематикой, распределенных по

отдельным странам.

1946-1991 1992-2010

США

Великобритания

Германия

Франция

Италия

Канада

Другие страны

То есть даже по упрощенной диаграмме 1 можно проследить, что в

период с 1946 по 2010 США доминировали по числу фильмов, связанных с

российской тематикой (что, впрочем, соответствует и общему масштабу

вклада США в мировое фильмопроизводство), вдвое опережая

Великобританию и с еще большим разрывом - ФРГ, Францию, Италию и

Канаду.

При этом надо отметить, что, в отличие от США, в Италии и Франции

из-за сильного влияния национальных коммунистических партий в первое

послевоенное десятилетие антисоветские и антикоммунистические фильмы

практически не снимались. По аналогичным причинам там был крайне

ограничен и прокат американских антикоммунистических фильмов. Более

того, если на экраны Франции и попадали такого рода ленты (к примеру,

«Дипломатический курьер»), то они дублировались на французский язык так,

чтобы в тексте не была понятна национальная и государственная

принадлежность врагов/шпионов [Lacourbe, 1985, p.20-21].

В находившейся в фарватере американской политики Великобритании

ситуация была, конечно, иная, но и тут «некоторые кинопроизводители,

возможно, отказались от бурного антикоммунистического наступления по

политическим причинам. Антисоветскому консенсусу в послевоенной

Великобритании препятствовал ряд факторов, включая симпатию к советским

мнениям о безопасной Западной границе, американскую ненадежность и веру

некоторых левых в потенциальную совместимость коммунизма и социал-10

демократии» [Shaw, 2006, p.27].

Данные таблицы 1 (см. приложение) показывают, что пики западного

интереса к советской/русской теме на экране пришлись на 1952 (17 фильмов),

1955-1958 (в среднем 11 фильмов ежегодно), 1962-1974 (в среднем по 16

фильмов ежегодно), 1984-1990 (в среднем по 16 фильмов ежегодно) годы. А с

1996 года этот интерес стал поддерживаться на стабильно высоком уровне (в

среднем - около 19 фильмов ежегодно). Однако если сравнить 45-летний

период с 1946 по 1991 с 17-летним периодом с 1992 по 2010 год,

обнаруживается отчетливая тенденция «среднестатистического» увеличения

доли западных фильмов о России и с персонажами российского

происхождения. С 1946 по 1991 годы такого рода лент выпускалось в среднем

по 12 в год, в то время как с 1992 по 2009 – 17.

Безусловно, производство игровых фильмов существенно отличается от

процесса создания медиатекстов в прессе, на радио и телевидении и, тем паче,

- в интернете, по оперативности отражения текущих мировых событий: от

сценарного замысла до его экранного воплощения и выхода к широкой

аудитории проходит, как правило, год-два, а то и больше. Ясно, что игровой

кинематограф не мог оперативно – в течение нескольких дней, недель или

месяцев - отреагировать ни на Фултонскую речь Черчилля (1946), ни на

вторжение советских войск в Афганистан (1979).

Отсюда понятно, почему максимальное количество конфронтационных

фильмов пришлось, например, не на омраченную началом войны в

Афганистане эпоху 1979-1983 годов, а на 1985 год, когда после

последовательной смерти трех престарелых советских лидеров (Л.И.Брежнева,

Ю.В.Андропова и К.У.Черненко) к власти в СССР пришел новый,

«перестроечно» настроенный и относительно молодой в ту пору

М.С.Горбачев, идеи которого (да и он сам) вскоре стали весьма популярны на

Западе.

Впрочем, сравнительный анализ данных таблицы 1 - «Цифровые данные

по западным игровым фильмам российской тематики (1946-2010)» и таблицы

4 - «Ключевые даты и политические события в мире, важные для развития

российско-западных отношений (1946-2010)» (см. приложение), показывает и

вполне обоснованную связь уменьшения взаимной «киноконфронтации» после

того, как в июне 1973 года был заключен договор о контактах, обменах и

сотрудничестве между СССР и США: пик «холодной войны» на экранах

1973-1974 годов (от 13 до 16 фильмов в год) сменился в 1975-1978 годах

падением интереса к советской/русской тематике (от 6 до 9 фильмов в год).

И, наоборот, повышенный интерес Запада к российской/советской теме с

1962 по 1970 годы отчетливо зависел от ключевых политических событий тех

лет – гонки вооружений и карибского кризиса («Красный кошмар», 1962;

«Доктор Стренчлав», 1964; «Система безопасности», 1964, «Семь дней в мае»,

1964; «Русские идут! Русские идут!», 1966 и др.), космических программ

(«Мышь на Луне», 1963 и др.), создания берлинской стены («Побег из

Восточного Берлина», 1962; «Берлинский поезд остановлен», 1964; «Берлин,

место встречи шпионов», 1966; «Похороны в Берлине», 1966 и др.), вторжения11

советских войск в Чехословакию (серия документальных фильмов и

телепередач) и т.д., а в 1984-1990 годах – от афганской войны и

«перестройки» в СССР.

При этом положительных портретов русских в Голливуде было всегда

меньше, чем отрицательных. Например, М.Страда и Х.Тропер подсчитали, что

с 1946 по 1991 год отрицательный и так называемый

«смешанный»/амбивалентный образ России можно было усмотреть в общей

сложности в 71% американских игровых фильмов [Strada, Troper, 1997].

В среднем с 1946 по 2010 год на Западе ежегодно снималось примерно

по 14 фильмов (из них 6 - американских), связанных с советской/русской

темой (кстати, число советских фильмов на американскую/западную тему с

1946 по 1991 годы было в 4,5 раза меньше западной «кинороссики»). Однако

если исключить многочисленные западные экранизации русской классики и

сравнить число только американских и советских фильмов с открыто

конфронтационными сюжетами, окажется что на 130 лент производства СССР

приходилось примерно столько же картин США. В отдельные временные

периоды доминировало производство то антизападных, то антисоветских

лент. В остальное время соблюдался некий идеологический «паритет».

Начиная с 1992 года ситуация с «паритетом» резко изменилась: Запад

по-прежнему сохранил повышенный интерес к российской тематике (327

фильмов с 1992 по 2010 годы, из них – 162 – американских), в том время, как

российский кинематограф в основном сконцентрировался на «домашних»

проблемах, коих, к слову, было немало…

Правда, и сегодня «иметь непредвзятый образ России американцам мешает

глубоко укоренившееся чувство превосходства. … Средства массовой

информации дают скорее отрицательный образ России, кроме того, их

интересуют, в первую очередь, выборы, здоровье президента (как тут не

вспомнить гротескную комедию «Вытаскивая Бориса» Р.Споттисвуда о том,

как американские имиджмейкеры помогли больному и потерявшему чувство

реальности Б.Н.Ельцину выиграть президентские выборы 1996 года – А.Ф.),

борьба за власть, возможность возврата к коммунизму, война на периферии

России или русская мафия» [Мосейко, 2009, с.29].

Возвращаясь к анализу диаграммы 1, можно обнаружить, что в период

с 1992 по 2010 год ФРГ вышла на второе место по «кинороссике», оттеснив

Великобританию, уверенно занимавшую вторую позицию в 1946-1991 годах.

Думается, такой интерес немецких кинематографистов к русской тематике

связан не только с объединением Германии и драматическим прошлым

взаимоотношений русского и немецкого народов, но и с тем, что в 1990-х –

начале XXI века на берлинских и мюнхенских студиях появилось немало

российских эмигрантов, заинтересованных в создании «кинороссики».

Интересно также проследить, как изменялось соотношение числа западных

игровых фильмов, связанных с советской/российской тематикой,

распределенных по жанрам. Как видно из диаграммы 2, в жанровом

отношении в период с 1946 по 2009 год в западной «кинороссике»

доминировали: драмы (399), комедии (143), триллеры и детективы (127), 12

боевики (121) и мелодрамы (62). На предпоследнем месте среди жанров

оказалась фантастика (46), хотя в отдельные периоды истории - во времена

ядерной конфронтации начала 1950-х и начала космической эры (1957-1963)

- фильмы фантастического жанра занимали довольно значительное место в

репертуарной сетке. С более подробными данными о жанровом

распределении западных фильмов, связанных с российской тематикой,

можно познакомиться в таблице 2 (см. приложение).

Диаграмма 2. Соотношение числа западных игровых фильмов,

связанных с советской/российской тематикой, распределенных по

жанрам.

1946-1991 1992-2010

Драма

Комедия

Триллер/детектив

Боевик/Action

Мелодрама

Фантастика

Другие жанры

Доминанта драмы вполне объяснима – не только конфронтационные

сюжеты, но и многочисленные экранизации русской классики воплощались

именно в драматическом жанре. Сравнивая данные таблиц 2 и 3 (см.

приложение) с составленной нами фильмографией западной «кинороссики»

1946-2010 годов, можно увидеть, что комедий на русскую тему становилось

больше именно в годы относительной разрядки военного противостояния

(1964-1967), в том время, как экранизации русской классики, начиная с 1958

по 1975 распределялись по годам более-менее равномерно (от 5 до 9

экранизаций ежегодно (при этом, правда, мы не учитывали экранизации,

действие которых переносилось из России в США или Западную Европу).

Ощутимое снижение числа западных экранизаций русской классики (в

среднем до двух-трех ежегодно) стало наблюдаться в период нового витка

военного противостояния первой половины 1980-х, а затем в эпоху

«перестройки», когда западная «россика» стремились быть максимально13

актуальной по отношению к событиям в России.

Лидером по числу западных экранизаций до сих пор остается

А.П.Чехов – его произведения становились основой для кино/телеверсий

около 200 раз. Охотно зарубежные кинематографисты обращались и к прозе

Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого – на каждого из них приходится свыше

100 западных экранизаций. Затем идут экранизации произведений

А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.С.Тургенева (свыше 50 на каждого).

У А.П.Чехова чаще всего экранизировались пьесы. У

Ф.М.Достоевского – романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья

Карамазовы» и «Бесы». У Л.Н.Толстого – «Анна Каренина» и «Война и

мир». У Н.В.Гоголя - «Ревизор» и «Женитьба». Творчество А.С.Пушкина

представлено на Западном экране в основном в виде киноопер «Евгений

Онегин» и «Пиковая дама».

Всего с 1946 по 2010 год на Западе было снято не менее 200

экранизаций русской классики, что составило четвертую часть от общего

числа фильмов о России и с русскими персонажами. И этот не случайно, так

как еще «с конца XIX века произведения Н.Гоголя, Ф.Достоевского,

Л.Толстого, А.Чехова прочно вошли в духовную культуру Запада, в

западную ментальность XX века. Их герои стали знаками, эмблемами

русского национального характера, русской души, во многом они

маркировали образ России. В русском романе и в русской культуре вообще

западные (а позже и восточные) национальные культуры находили идеи,

образы, проблемные коллизии, созвучные времени, конкретным

обстоятельствам и запросам этих культур. … особенно острыми стали

ощущения недостатка духовности, десарализации мира, отчуждения и

потерянности человеческой личности в модернизирующемся мире. В русской

культуре … западная культура обнаружила глубокие духовные смыслы,

поиск абсолютных ценностей, трагические глубины человеческой личности,

открыла для себя богатство русско-восточных традиций» [Мосейко, 2009,

с.24].

В задачи нашего исследования не входил анализ трактовки образа

России в киноискусстве стран Восточной Европы и Балтии, однако, стоит

отметить, что начиная с 1990-х годов кинематограф этих государств все чаще

обращается к российской тематике. Как правило, это драматические истории

о самых болезненных и трагических страницах нашего совместного

прошлого (самый яркий пример - «Катынь» А.Вайды). Удивляться этому не

приходится: вырвавшись из плена «социалистического лагеря», восточно-

европейские страны получили возможность открыто критиковать

российскую политику – как в историческом, так и в современном контексте,

что не могло не отразиться на кинематографических образах бывшего

«Большого Брата»…14

Глава 2. Образ России на западном экране в эпоху

идеологической конфронтации (1946-1991): от эпохи позднего

сталинизма к эпохе «оттепели», от эпохи «разрядки» и

«стагнации» до эпохи «перестройки».

2.1. Пять медийных мифов времен идеологической конфронтации

Эпоха «холодной войны» и идеологической конфронтации между

Западом и СССР породила немало мифов на так называемом «бытовом

уровне».

Миф первый: для западных кинематографистов в «идеологической

борьбе» главной была антисоветская, антикоммунистическая

направленность.

Конечно, антисоветизм западного экрана играл важную роль в холодной

войне, однако не стоит забывать, что во все времена политика Запада во

многом была антироссийской, и всякое усиление России (экономическое,

военное, геополитическое) воспринималось как угроза Западному миру. Эту

тенденцию можно проследить и во многих западных художественных

произведениях – как до возникновения СССР, так и после его распада. Точно

также антибуржуазная/антикапиталистическая направленность советских

фильмов на зарубежную тему вполне сочеталась с традиционными для России

антизападными мотивами…

Миф второй: известные мастера старались быть выше

«идеологической борьбы», поэтому идейная конфронтация стала уделом

ремесленников класса «Б».

Даже поверхностный взгляд на фильмографию (см. приложение) времен

экранной конфронтации 1946-1991 годов легко опровергает этот тезис. Как с

западной стороны, так и с советской стороны в процесс «идеологической

борьбы» были вовлечены такие известные режиссеры, как Коста-Гаврас,

Дж.Лоузи, С.Люмет, С.Пенкинпа, Б.Уалдер, П.Устинов, А.Хичкок,

Дж.Хьюстон, Дж.Шлезингер, Г.Александров, А.Довженко, М.Калатозов,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.232 сек.