КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лобный синдром
Значение нейропсихологии для общей психологии.
Предмет общей психологии - структура и динамика психических функций. Нейропсихология взяла из общей единицы анализа и описание функций из общей психологии переносится в клиническую психологию. Нейропсихология переняла из общей психологии также принципы активности деятельности; учение о системном строении психики и ее инструментальной природе и др. Лурия: нейропсихология предоставляет уникальную возможность для изучения такой важной общепсихологической проблемы как структура ВПФ, ибо, как известно, в патологии обнажается то, что скрыто в норме. 1. Нейропсихология позволяет изучать системный характер строения ВПФ, состав и роль различных звеньев этих систем, возможности их замены, переделки, пластичности. 2. К числу важнейших общепсихологических проблем, решаемых нейропсихологией, относятся также и такие как уровневая (произвольная и непроизвольная) организация ВПФ; 3. Структура межсистемных связей; 4. Особенности пластичности ВПФ, их перестройки под влиянием обучения и т.п.
Таким образом, связь между общей психологией и нейропсихологией двухсторонняя: с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории, с другой ― на патологическом материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез.
Нейропси предоставляет данные о том, как психические функции обеспечиваются работой отдельных мозговых структур. Одна из задач неропси – описание синдромов нарушения психических функций при локальных поражениях мозга (синдромология). Решение проблемы «мозг и психика». Лурия – нейропси нового типа: связь с общепси идеями Выготского; идеи о системной структуре ВПФ и их системной мозговой организации; синдромный анализ; изучение системных физиологич. мех-мов, лежащих в основе протекания психических процессов; 3 блока.
Корковые нейропсихологические синдромы в целом можно подразделить на 2 большие категории:
Синдромы, связанные с поражением передних отделов больших полушарий.
1. Синдромы поражения премоторных отделов коры. Нарушение модально-специфического фактора, обеспечивающего корковую организацию движений, прежде всего временную организацию двигательных актов, особенно произвольных. Нарушение модально-неспецифических факторов: «подвижности-инертности». - кинетическая апраксия (распад «кинетической мелодии», двигательные персеверации); - двигательное невнимание; - эфферентная моторная афазия (при поражении нижних отделов премоторной коры); - динамическая афазия (если очаг поражение кпереди от зоны Брока). - нарушение нейродинамики психических процессов. 2. Синдромы поражения коры префронтальной области мозга. Функции программирования и конроля, 3 блок. - ломается структура функции как деятельности; - псевдоагнозии (например, дезорганизация взора) - нарушение произвольного запоминания, речи, мышления.
А. Префронтальные конвекситальные синдромы (классические лобные). В одних случаях грубый развернутый синдром с грубыми нарушениями поведения, распадом простейших программ целенаправленной психической деятельности, в других – проходит почти бессимптомно. - нарушения поведения и личности в целом: нарушения внутреннего плана деятельности, потеря целесообразности отдельных поведенческих актов, нарушения произвольной регуляции. - мотивационная сфера: исчезновение профессиональных интересов, привязанностей к родным. - регуляторная апраксия, системные персеверации, трудности переключения с одной программы действия на другую; - нарушения психологической структуры различных видов познавательной деятельности: гностической, мнестической, интеллектуальной; отсутствие этапа предварительной ориентировки в задаче. - динамическая афазия, адинамия познавательной деятельности; - при поражениях правого полушария: грубые эмоционально-личностные расстройства.
Б. Префронтальные медиобазальные синдромы. Факторы: «подвижность-инертность», «активация-инактивация». - модально-неспецифические нарушения ВПФ + нарушения программирования и контроля; - нет нарушений двигательных функций и двигательных персевераций; - изменения состояний бодрствования, сознания и эмоциональных процессов (1 блок мозга); быстрая истощаемость; раздражительность, вспыльчивость или эйфория и безразличие; - нарушения селективности психических процессов - нарушения произвольности внимания - аспонтанность, некритичность - растормаживание функций подкорковых структур: импульсивность, дезорганизованность
В. Префронтальные базальные синдромы. - изменения личности (нарушение границ)?
11. Проблема локализации ВПФ: исторический аспект. Проблема локализации ВПФ, или проблема «мозг и психика» - одна из важнейших междисциплинарных проблем. Нейропсихология изучает эту проблему, исследуя особенности нарушений психических процессов преимущественно у больных с локальными поражениями мозга. Теория системной динамической локализации ВПФ сформировалась в борьбе с двумя основными направлениями в решении проблемы «мозг и психика»: узким локализационизмом и антилокализационизмом. 1. Узкий локализационизм опирался на парадигму ассоционизма и исходил из представлений о психической функции как о неразложимой на компоненты единой психической «способности», которая должна быть целиком соотнесена с определенными морфологическими структурами мозга. Сам мозг – совокупность различных «центров», каждый из которых отвечает за определенную психическую способность, в связи с чем поражение какого-либо мозгового центра ведет к необратимому нарушению (выпадению) соответствующей способности. Т.е. локализационисты стоят на позиции изоморфизма (слияние структуры и функции, идеального и материального). Это основная проблема данного подхода. Второй недостаток заключается в том, что мозг рассматривался «in virto» (мертвый). Несмотря на эту, именно благодаря локализационизму известно, что есть специфическая связь между структурой и функцией. Представители: Брока, Вернике, Галль, Бродбент, Кляйтс. 2. Антилокализационизм (эквипотенциализм). Как и в узком локализационизме, здесь ПФ понимались как неразложимые психические способности, а локализация – как непосредственное соотнесение психического и морфологического. Однако мозг трактуется данным направлением как однородное целое, равноценное и равнозначное по отношению к психическим функциям во всех своих отделах. Психические функции равномерно связаны со всем мозгом. Степень нарушения ПФ не зависит от локализации поражения, а определяется массой пораженного мозга. База: принципы гештальтпси. Представители: Флуранс, Гольц, Лешли, Бергсон. Флуранс исследовал птиц. Перерезал нервы, идущие к мышцам сгибателям и разгибателям и менял их местами. Постепенно птица осваивалась и вновь начинала летать. Из этого Флуранс сделал вывод, что нервным центрам «все равно», куда посылать сигналы. Лешли. Крыса в лабиринте. После формирования навыка методом разрушения удалялись некоторые участки мозга. Крысы одинаково успешно решали лабиринтную задачу независимо от того, какая часть мозга была удалена. Выходит, действительно нет дифференцация? Но Лешли не фиксировал внимание на том, как решается задача. Например, без мозжечка крыса катилась по лабиринту «кубарем». К тому же навык, рассматриваемый Лешли был естественным и этологичным, а такие навыки представлены на множественных глубинных уровнях организации. Принцип Лешли: для серьезного повреждения мозга важно насколько большая область мозга повреждена. Например, у крысы надо удалить 2/3 массы мозга, чтобы поведение было нарушено. В этой концепции важно, что мозг работает как целое, то есть его структуры всегда работают совместно. Противоречия, которые не могла объяснить ни одна из данных концепций: поражение отдельных участков мозга приводит к различным нарушениям, но при этом нередко наблюдаются факты компенсации нарушений, указывающие на возможность осуществления нарушенных функций и другими отделами мозга. - Джексон (критика локализационизма). Поражение опред. участка мозга не приводит к полному выпадению функции (например, больной, неспособный произвольно выполнить требуемое движение, может выполнить его непроизвольно: «Нет, доктор, я никак не могу сказать слово «нет»!- слово говорится автоматически). Вывод Джексона: психика имеет разноуровневую природу: может осуществиться на непосредств, эмоц. автоматизированном уровне, а может – на более сложном. Функция имеет «вертикальную» организацию:разные уровни от ствола до коры (лобные отделы). Значит, локализацию симптома нельзя отождествлять с локализ.функции. 3. Ноэтическое направление. Эклектическое, объединяющее психоморфологические и антилокализационные представления. Следует локализовать лишь относительно элементарные сенсорные функции. Однако ВПФ связаны равномерно со всем мозгом. Возможно, такие функции «над мозгом» (Выготский: психика экстрокортикальна). Возможно, они сложнее ложатся на мозг (Павлов: нельзя непосредственные представления наложить на пространственную ткань мозга). В данном направлении большое внимание уделялось речи. Представители: Гольдштейн, Хэд. 4. Отрицание проблемы локализации. Гельмгольц, Шеррингтон, Эдриан, Экклз(физиолог).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |