КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нейропсихологический синдром поражения теменно-височно-затылочной (зоны ТПО) левого и правого полушарий мозга
Корковые нейропсихологические синдромы в целом можно подразделить на 2 большие категории:
Синдромы, связанные с поражением задних отделов мозга;
1. Синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры. В основе – нарушения модально-специфических зрительного и зрительно-пространственного факторов, связанных с поражением вторичных корковых полей зрительного анализатора и прилегающих отделов теменной коры. - Нарушения симультанных синтезов, по Сеченову. - Зрительные агнозии: при поражении правого полушария – цветовая, лицевая и оптико-пространственная, при поражении левого – предметная и буквенная. - Нарушения зрительной памяти, зрительного внимания (игнорирование части зрительного пространства) - Трудности ориентировки в пространстве; зрительно-пространств. нарушения могут проявляться и в двигательной сфере: пространственная (конструктивная апраксия). - Оптико-мнестическая афазия - Вторично: нарушения интеллектуальных операций. 2. Синдромы поражения зоны ТПО – височно-теменно-затылочных отделов коры. В основе – нарушения интегративных (ассоциативных) факторов, связанных с работой третичных полей коры. Нарушение пространственного и квазипространственного анализа и синтеза. - Трудности ориентации во внешнем зрительном пространстве; - Оптико-пространственная агнозия - Конструктивная апраксия - Соматоагнозии - Нарушения координации - Нарушения ориентировки на символическом уровне (карта) - Семантические и амнестические афазии - Дисграфия, дислексия - Нарушения наглядно-образного мышления - Первичная акалькулия (распад понимания разрядного строения числа) - Эмоциональные нарушения В развернутом виде синдромы поражения ТПО возникают при очагах в левом полушарии. При правосторонних поражениях в синдроме ТПО отсутствуют явления семантической афазии, иными являются нарушения счета и наглядно-образного мышления.
3. Синдромы поражения коры теменной области. Нарушения модально-специфических кожно-кинестетических факторов. Гностические, мнестические, двигательные и речевые нарушения, связанные с распадом тактильных симультанных синтезов. 1) Нижнетеменной синдром: - Тактильные агнозии, пальцевые агнозии, кожные алексии - Афферентная моторная афазия - Кинестетическая апраксия 2) Верхнетеменной синдром: - Ложные соматические образы, соматоагнозии.
4. Синдромы поражения конвекситальной коры височной области. Модально-специфические факторы (восприятие речевых и неречевых звуков). Левое полушарие. Зона Т1 («ядерная», кора слух.анализатора): сенсорная афазия, аритмия, распад письма, чтения, вторичные нарушения интеллектуальной деятельности. Зона Т2 (области, располож. на границе височной и теменно-затылочной коры): наруш. слухо-речевой памяти, акустико-мнестическая афазия, нарушение письма под диктовку, понимания отрывков текста. Правое полушарие: слуховая агнозия, амузия, аритмия, нарушения слухового внимания, нарушение восприятия интонационных компонентов речи.
5. Синдромы поражения коры медиобазальных отделов височной области мозга. 1 блок. Нарушения модально-неспецифических факторов: - модально-неспецифич. нарушения памяти (первичные нарушения КП); - нарушения в эмоциональной сфере (аффективные пароксизмы: приступы страха, тоски); - нарушения сознания: просоночные состояния, спутанность, иногда галлюцинации, трудности ориентировки.
13. Концепция А.Р.Лурия. Пересмотр понятия «психическая функция».
Концепция Лурии - основа современного подхода к проблеме локализации психики в мозге. - Мозг является органом психики. Психика и мозг соотносятся как орган и функция. Представления о ВПФ в концепции Лурии. - взгляд на ПФ как на функциональную систему (Анохин, Бернштейн). 1) ПФ как функциональная система имеет многозвеньевую структуру, т.е. состоит из нескольких элементов. 2) Каждая ПФ направлена на какой-либо результат и имеет свой продукт. 3) Звенья в структуре функции находятся в опред.иерархии (по значимости). 4) Есть звенья вариативные (кот.могут быть заменены) и инвариантные. 5) Все ПФ имеют в составе звенья, обеспеч.обратную афферентацию, т.е. каждая ПФ располагает способом саморегуляции. Значит, человек может менять стратегии деятельности. 6) Помимо общих с физиологич.системами, психические имеют дополнительные признаки: - прижизненное формирование - в определенном культурно-историческом контексте (соц.происхождение) - инструментальность (опосредствованность). Инструментами являются не только знаки, слово, семантические конструкции, но и межфункциональное взаимодействие, связи между разнвми психическими процессами. - произвольность, рефлексия. («О чем я думаю? Я думаю, о чем я думаю…»). Рефлексия дает возможность осознания и контроля. Именно это делает высшие психические функции высшими. Вывод: в концепции Лурии рассматриваются именно ВПФ, то есть, психические действия, которые осуществляются на произвольном уровне, когда перед человеком ставится задача, требующая целенаправленного решения.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |