КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Афазии
Зрительно-пространственный гнозис и его мозговая организация. Зрительно-пространственные расстройства ВПФ.
Значительную роль в пространственной ориентировке играет зона ТРО, ответственная за симультанный анализ и синтез поступающей информации разных модальностей. Соответственно, ее поражение вызывает различные формы оптико-пространственных нарушений: – оптико-пространственные агнозии, – апрактоагнозии, – нарушения сложных символических пространственных функций. Больной с поражением ТПО неловко ориентируется в пространстве (особенно право-лево), нарушается движение, речь, восприятие; он не понимает схемы, принципы действия приборов, логико-грамматические конструкций фраз и т.д. Пространственное мышление при поражении ЛП: нарушение категориального анализа (ЛП – концептуальные пространственные представления – решает задачи, требующие координатных представлений о пространстве). Пространственное мышление при поражении ПП: нарушение непосредственных симультанных синтезов пространственных отношений (ПП – перцептивные представления – решает задачи, требующие сохранности топологических пространственных отношений).
В ориентировке в пространстве участвуют различные анализаторные системы, в том числе зрительная, звуковая. Важнейшей системой среди них является зрительная.
Нарушения пространственного гнозиса возникают при поражениях вторичных полей коры. К таким нарушениям относится оптико-пространственная агнозия и односторонняя пространственная агнозия.
Зрительно-пространственная агнозия (лев.и прав. полуш, сенсомоторные зоны, зоны ТПО) Здесь на первое место следует поставить фактор пространственного анализа и синтеза в зрительной сфере. Нарушается оценка расстояния до предмета, сопоставление высоты и размеров объектов, определения времени по часам, где нет цифр, чтение карты, перевод объектов их двухмерного в трехмерное пространство, непосредственная пространственная ориентировка. Односторонне-пространственная агнозия (затылочные области и лобные доли ЛП) Игнорирование одного полуполя (чаще левого). При этом не включаются механизмы регуляции, потому что больные не осознают свой дефект. Эта форма агнозии также сочетается с игнорированием в других модальностях, т.е. всей информации, приходящей в правое полушарие.
Афазии – нарушения уже сформировавшейся речи, возникающие при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки») левого полушария (у правшей) и представляющие собой системные расстройства различных форм речевой деятельности.
В целом, для диагностики афазий применяются следующие методики: 1. Исследование повторной речи: - согласные и гласные звуки; - отдельные слоги; - сочетания 2х слогов («та-да») - 3 слога («би-бо-ба») - повторение слов («кочка-точка-дочка-забор») - повторение сложных длинных слов и групп слов; - скороговорки Если нарушение есть на уровне отдельных звуков, то м.б.: - сенсорная афазия; - афферентная моторная афазия; На сложных словосочетаниях и скороговорках проявляется: акустико-мнестическая афазия. Для диагностики семантической афазии стоит посмотреть, как больной понимает определенные грамматические конструкции. Пример: методика на понимание предлогов (сложнее всего таким пациентам понимать предлоги «за» и «перед») – пробо: картинка с бочкой и ящиком, находящимися в разных пространственных отношениях. Для проверки наличия динамической афазии следует понаблюдать, как больной строит развернутое высказывание. Можно попросить его развернуто ответить на какой-либо вопрос; составить рассказ о сюжетной картине. Здесь важно количество речевой продукции. То же проявляется на письме.Также следует посмотреть у больного: -Чтение (есть ли левостороннее игнорирование, пропуск слов и проч.?) - Понимание метафор и пословиц; - Письмо:Автоматизированное письмо (ФИО); фразы под диктовку (в том числе с провокациями на персеверации, например, «Мишина машина»). - Для диагностики импрессивной речи пациенту предъявляются фразы, тексты, речевые конструкции, которые ему нужно понять. Например: «Зрительный зал. Где он бывает?». Также можно попросить подобрать картинку к фразе. Все речевые расстройства можно классифицировать более интегрировано: 1) Парадигматическая афазия (задние отделы) Парадигма – система форм одного слова. Сюда относятся: сенсорная афазия, акустико-мнестическая, афферентно-моторная. 2) Синтагматическая афазия (передние отделы) Сингтагма – цельная синтаксическая интонационно-смысловая единица. Эфферентно-моторная, динамическая, акустико-мнестическая.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |