КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нарушения внимания при локальных поражениях мозга
Нейропсихология и проблемы онтогенеза. Норма и патология онтогенеза.
Мозг развивается в связи с вызовами к определенным функциям, развивается психика, мозг и психика в онтогенезе связаны.
Данные проблемы разрабатываются двумя отраслями нейропсихологии: Нейропсихология детского возраста. Пример: качественное различие механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия у детей и взрослых. Нейропсихология индивидуальных различий. - изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц на основе теоретических и методических достижений нейропси. Анализ типологии нормы. Практич. задачи: психодиагностика, профотбор, профориентация. Два направления исследований: 1) изучение особенностей формирования психических функций в онтогенезе с позиций нейропси,т.е. рассмотрение разных этапов развития ПФ как рез-та соц.воздействий и созревания соотв. мозговых структур. 2) исслед. индивидуальных особенностей психики взрослых в контексте проблемы межполушарной асимметрии, анализ латеральной организации мозга как нейропси основы типологии индивидуальных пси различий.
Из Лурии: Постепенная дифференциация систем мозговой коры и неравномерное развитие отдельных мозговых структур в онтогенезе. Ребенок появляется на свет с полностью созревшими аппаратами подкорковых образований и наиболее простых, проекционных или первичных, зон коры и с недостаточно созревшими аппаратами вторичных и третичных зон. Признаки этого недоразвития исчезают постепенно и неравномерно.
ПФ в онтогенезе: Выготский, интериоризация.
Формы внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное (Добрынин); сенсорное (модально-специфическое), двигательное (регуляция праксиса), эмоциональное.
Важно подчеркнуть особую роль внимания в процессах мышления. Внимание поддерживает процессуальность и многоканальность мышления и прямо связано с регуляцией речевой деятельности.
1. Модально-неспецифические нарушения внимания. (при поражениях 1 и 3 функциональных блоков) 1 блок. Ретикулярная формация ствола мозга: сужение объема/поля внимания; недостаточная устойчивость (колебания); феномен «он-офф» (включение и быстрое выключение внимания; истощаемость внимания. Пример: серийный счет: сначало больной отвечает быстро и правильно, потом интервалы увеличиваются, вскоре он отказывается от выполнения задачи. При этом больше страдает непроизвольное внимание. Произвольное можно форсировать за счет повышения мотивации, речевой регуляции и т.п. Гипоталамус: нарушения устойчивости внимания. Возможно, это связано с изменением биоритмов (диссонанс биоритмических составляющих жизнедеятельности, отчего нарушается матрица внимания во времени). Лимбическая система, гиппокамп: дезорганизация внимания. Дополнительная поддержка при этом не помогает, «внимание отделяется от субъекта». Возможно, причина – в эмоциональных нарушениях. Медиобазальные отделы лобных долей. Произвольное внимание тормозится, непроизвольное растормаживается. Соскальзывание на побочные ассоциации, полевое поведение. 3 блок: усугубляются симптомы, характерные для патологии медиобащальных отделов и нарушается произвольная регуляция речи. Внимание становится спонтанным, могут появляться расстройства взора (пассивное-активное слежение). Модально-неспецифическое интеллектуальное невнимание.
2. Модально-специфические нарушения. 2 блок. Это НЕ расстройства гнозиса, интеллекта или памяти. Доказывается с помощью спец. психологических техник, при которых человеку предъявляется пара стимулов, относящаяся к определенной анализаторной системе. - зрительное невнимание (игнорирование левого поля зрения) - двигательное невнимание (игнорирование одной руки в пробе на реципрокную координацию) - слуховое невнимание (пробы на дихотическое прослушивание, игнорирование информации, поступающей в левое ухо). - тактильное невнимание. Тойбер. Прикосновения одинаковой интенсивности к одним и тем же участкам двух рук одновременно. Наиболее грубые нарушения при поражениях правого полушария.
Методы исследования внимания: - Таблицы Шульте. Время нахождения каждых пяти чисел фиксируется. В норме все числа отыскиваются за 45 секунд. - Серийный счет от 100 по 7 (колебания внимания) Пропуск или добавление десятков – ошибки внимания. - Корректурная проба Лист А4, в случайном порядке буквы русского алфавита, надо зачеркивать определенные. Фиксируется время, пропуски, лишние зачеркивания
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |